Р.М. Барцыц |
|
2009 г. |
БИБЛИОТЕКА АПСУАРА |
АПСУАРАА: Абхазия, Агрба, Амичба...Б: Басария, Барцыц, Бройдо...В: Воробьев, Воронов...Г: Гулиа, Гунба...Д: Данилов, Дасаниа, Джемакулова, Джихашвили...Е, Ё: ...Ж: Жидков...З: ...И: Инал-Ипа Ш.Д....К: Капба, Козэль, Кудрявцев, Кунижева...Л: Лакоба...М: Мандельштам, Монперэ...Н: Неруда...О: Олонецкий...П: Паустовский, Приключения нарта Сасрыквы, Прокопий Кесарийский...Р: Рихтер, Румянцев...С: Сенковский, Сент-Совер, Студеникин...Т: Тарнава, Торнау, Тхайцухов...У: ...Ф: Франгуланди...Х: Хотко...Ц: Цвижба...Ч: Челеби, Чкадуа, Чурсин...Ш, Щ: Шамба, Шанава, Шария...Э: ...Ю: ...Я: ...Родственные проекты:ХРОНОСФОРУМ ХРОНОСАРУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАСЛАВЯНСТВОПЕРВАЯ МИРОВАЯЭТНОЦИКЛОПЕДИЯРУССКОЕ ПОЛЕМОСКОВИЯ |
Р.М. БарцыцАбхазский религиозный синкретизм в культовых комплексах и современной обрядовой практике
Древний храм VII века и замок на реке Бзыбь Гагрского района / И.Н. Исторический очерк Абхазии. Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь. М.: Тип. И. Ефимова, 1898. ГЛАВА IIСИНКРЕТНАЯ СТРУКТУРА САКРАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА НА МАТЕРИАЛАХ КУЛЬТОВЫХ КОМПЛЕКСОВ БЗЫБСКОЙ АБХАЗИИПреобладание в работе материалов по культовым комплексам Бзыбской, то есть Северо-Западной Абхазии, по сравнению с Центральной и Восточной частью страны, объясняется, прежде всего, их большим количеством. Кроме того, современная Бзыбская Абхазия – это территория исторической Абазгии, население которой первым в крае приняло христианское вероучение, что подтверждается письменными сообщениями и археологическими исследованиями обнаруженных здесь древних храмов. Вместе с тем, культовые комплексы Бзыбской Абхазии лучше изучены лично нами, что обусловлено как собственным местом рождения (в самом её центре, в сел. Бармышь Гудаутского р-на) и проживания, так и исполняемыми с 1991 года служебными обязанностями директора Пицундского Государственного историко-архитектурного заповедника «Великий Питиунт». Специфика современного состояния раннехристианских культовых сооружений определяет особый характер их исследований: большинство сохранилось в состоянии руин, которые доступны лишь для изучения археологическими методами. Историческая значимость их применения обусловлена и тем, что сохранилось очень мало письменных источников о культурной жизни края в ту эпоху. Поэтому подтверждаемая археологическими, наиболее объективными данными, поступательность строительства христианских храмов с запада – от Цандрыпша, Гагры, Пицунды, на восток – к Сухуму, Дранде и Бедии, делает несостоятельными с научной точки зрения некоторые очевидно политизированные теории: «В грузинской традиции считается, что абазы управлялись сначала своими князьями, а потом подчинились грузинским, которые ввели у них христианство (греческого толка) и направили трёх епископов в Пицунду, Мокву и Дандари, – комменти- [74] рует их в середине XIX века И. Бларамберг. – Но кажется более вероятным, что христианство в Абхазии вводилось… византийскими императорами, начиная с Юстиниана I»[1]. А.Д. Айналов также отмечает, что «построение Юстинианом Пицундского храма в Абхазии, богатой теперь памятниками разного стиля и происхождения, построение и украшение им же города Севастополя (нынешнего Сухума) должны считаться за наиболее яркие явления в истории сношений Кавказа с Византией»[2].
Храм VI века Покрова Пресвятой Богородицы в г. Гагра (2001 г.). Очевидно, что определённым образом на процессе сказалось и неравномерное расположение традиционных Аныха, с которыми христианские храмы чаще всего образуют единые культовые комплексы, их преобладание в Северо-Западной части Абхазии по сравнению с Южной: около двадцати против пяти-шести. По мнению Ш.Д. Инал-ипа, это может объясняться «и большим влиянием на юге страны христианской культуры…, и сравнительно более редким её населением, затерявшимся в дремучих лесах, и сменой населения, в результате которой местные обычаи, обряды и верования были преданы забвению, а, может быть, и тем, что здесь просто от времени, естественно, выветрились воспоминания о древних культах, тогда как божества другого района имеют более позднее происхождение и поэтому больше сохранилось сведений о них»[3].
Культовый комплекс в сел. Цандрыпш Гагрского района (2001 г.). Следует заметить, что важные для нашего исследования факты комплексного, в непосредственной близости друг от друга, расположения традиционных и христианских культовых мест не всегда носят столь очевидный характер, как, к примеру, в комплексах сел. Лдзаа (Гагрский р-н), сел. Лыхны (Гудаутский р-н) или сел. Илор (Очамчырский р-н) – именно поэтому мы не стали включать в работу подробное описание таких значительных раннехристианских памятников, как Цандрыпшский и Гагрский храмы. На наш взгляд, это положение объясняется рядом факторов: недостаточная изученность ряда традиционных [75] культовых мест и сооружений; исчезновение памяти о старых местах отправления традиционного культа, часто связанное с миграцией (сегодня в этих регионах проживает в основном неабхазское население); широта распространения сакрального влияния наиболее почитаемых Аныха. Следует ожидать, что последующие исследования дохристианской культуры Абхазии сумеют восполнить этот пробел. Примечания [1] Бларамберг И. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа. М.: Изд. Надыршин А.Г., 2005. С. 77. [2] Айналов Д.В. Кавказ и его древности. Харьков, 1902. C. 10. [3] Инал-ипа Ш.Д. Вопросы этнокультурной истории абхазов. Сухуми: Алашара, 1976. С. 304. Р.М. Барцыц. Абхазский религиозный синкретизм в культовых комплексах и современной обрядовой практике. Монография. Москва. 2009.
|
|
БИБЛИОТЕКА АПСУАРА |
Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании всегда ставьте ссылку |