Р.М. Барцыц

ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА АБХАЗИИ

       > ПОРТАЛ ХРОНОС > БИБЛИОТЕКА АПСУАРА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ Б >


Р.М. Барцыц

2009 г.

БИБЛИОТЕКА АПСУАРА


АПСУАРА
А: Абхазия, Агрба, Амичба...
Б: Басария, Барцыц, Бройдо...
В: Воробьев, Воронов...
Г: Гулиа, Гунба...
Д: Данилов, Дасаниа, Джемакулова, Джихашвили...
Е, Ё: ...
Ж: Жидков...
З: ...
И: Инал-Ипа Ш.Д....
К: Капба, Козэль, Кудрявцев, Кунижева...
Л: Лакоба...
М: Мандельштам, Монперэ...
Н: Неруда...
О: Олонецкий...
П: Паустовский, Приключения нарта Сасрыквы, Прокопий Кесарийский...
Р: Рихтер, Румянцев...
С: Сенковский, Сент-Совер, Студеникин...
Т: Тарнава, Торнау, Тхайцухов...
У: ...
Ф: Франгуланди...
Х: Хотко...
Ц: Цвижба...
Ч: Челеби, Чкадуа, Чурсин...
Ш, Щ: Шамба, Шанава, Шария...
Э: ...
Ю: ...
Я: ...

Родственные проекты:
ХРОНОС
ФОРУМ ХРОНОСА
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
СЛАВЯНСТВО
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
РУССКОЕ ПОЛЕ
МОСКОВИЯ

Р.М. Барцыц

Абхазский религиозный синкретизм в культовых комплексах и   современной обрядовой практике

Древний храм VII века и замок на реке Бзыбь Гагрского района / И.Н. Исторический очерк Абхазии. Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь. М.: Тип. И. Ефимова, 1898.

ГЛАВА  II

СИНКРЕТНАЯ  СТРУКТУРА  САКРАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА  НА  МАТЕРИАЛАХ  КУЛЬТОВЫХ КОМПЛЕКСОВ  БЗЫБСКОЙ  АБХАЗИИ

Преобладание в работе материалов по культовым комплексам Бзыбской, то есть Северо-Западной Абхазии, по сравнению с Центральной и Восточной частью страны, объясняется, прежде всего, их большим количеством. Кроме того, современная Бзыбская Абхазия – это территория исторической Абазгии, население которой первым в крае приняло христианское вероучение, что подтверждается письменными сообщениями и археологическими исследованиями обнаруженных здесь древних храмов.

Вместе с тем, культовые комплексы Бзыбской Абхазии лучше изучены лично нами, что обусловлено как собственным местом рождения (в самом её центре, в сел. Бармышь Гудаутского р-на) и проживания, так и исполняемыми с 1991 года служебными обязанностями директора Пицундского Государственного историко-архитектурного заповедника «Великий Питиунт».

Специфика современного состояния раннехристианских культовых сооружений определяет особый характер их исследований: большинство сохранилось в состоянии руин, которые доступны лишь для изучения археологическими методами. Историческая значимость их применения обусловлена и тем, что сохранилось очень мало письменных источников о культурной жизни края в ту эпоху. Поэтому подтверждаемая археологическими, наиболее объективными данными, поступательность строительства христианских храмов с запада – от Цандрыпша, Гагры, Пицунды, на восток – к Сухуму, Дранде и Бедии, делает несостоятельными с научной точки зрения некоторые очевидно политизированные теории: «В грузинской традиции считается, что абазы управлялись сначала своими князьями, а потом подчинились грузинским, которые ввели у них христианство (греческого толка) и направили трёх епископов в Пицунду, Мокву и Дандари, – комменти-

[74]

рует их в середине XIX века И. Бларамберг. – Но кажется более вероятным, что христианство в Абхазии вводилось… византийскими императорами, начиная с Юстиниана I»[1]. А.Д. Айналов также отмечает, что «построение Юстинианом Пицундского храма в Абхазии, богатой теперь памятниками разного стиля и происхождения, построение и украшение им же города Севастополя (нынешнего Сухума) должны считаться за наиболее яркие явления в истории сношений Кавказа с Византией»[2].

Храм VI века Покрова Пресвятой Богородицы в г. Гагра (2001 г.).

Очевидно, что определённым образом на процессе сказалось и неравномерное расположение традиционных Аныха, с которыми христианские храмы чаще всего образуют единые культовые комплексы, их преобладание в Северо-Западной части Абхазии по сравнению с Южной: около двадцати против пяти-шести. По мнению Ш.Д. Инал-ипа, это может объясняться «и большим влиянием на юге страны христианской культуры…, и сравнительно более редким её населением, затерявшимся в дремучих лесах, и сменой населения, в результате которой местные обычаи, обряды и верования были преданы забвению, а, может быть, и тем, что здесь просто от времени, естественно, выветрились воспоминания о древних культах, тогда как божества другого района имеют более позднее происхождение и поэтому больше сохранилось сведений о них»[3].

Культовый комплекс в сел. Цандрыпш Гагрского района (2001 г.).

Следует заметить, что важные для нашего исследования факты комплексного, в непосредственной близости друг от друга, расположения традиционных и христианских культовых мест не всегда носят столь очевидный характер, как, к примеру, в комплексах сел. Лдзаа (Гагрский р-н), сел. Лыхны (Гудаутский р-н) или сел. Илор (Очамчырский р-н) – именно поэтому мы не стали включать в работу подробное описание таких значительных раннехристианских памятников, как Цандрыпшский и Гагрский храмы. На наш взгляд, это положение объясняется рядом факторов: недостаточная изученность ряда традиционных

[75]

культовых мест и сооружений; исчезновение памяти о старых местах отправления традиционного культа, часто связанное с миграцией (сегодня в этих регионах проживает в основном неабхазское население); широта распространения сакрального влияния наиболее почитаемых Аныха. Следует ожидать, что последующие исследования дохристианской культуры Абхазии сумеют восполнить этот пробел.

Примечания

[1] Бларамберг И. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа. М.: Изд. Надыршин А.Г., 2005. С. 77.

[2] Айналов Д.В. Кавказ и его древности. Харьков, 1902. C. 10.

[3] Инал-ипа Ш.Д. Вопросы этнокультурной истории абхазов. Сухуми: Алашара, 1976. С. 304.

Вернуться к оглавлению

Р.М. Барцыц. Абхазский религиозный синкретизм в культовых комплексах и   современной обрядовой практике. Монография. Москва. 2009.


 

 

БИБЛИОТЕКА АПСУАРА



Яндекс.Метрика

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании всегда ставьте ссылку