Р.М. Барцыц |
|
2009 г. |
БИБЛИОТЕКА АПСУАРА |
АПСУАРАА: Абхазия, Агрба, Амичба...Б: Басария, Барцыц, Бройдо...В: Воробьев, Воронов...Г: Гулиа, Гунба...Д: Данилов, Дасаниа, Джемакулова, Джихашвили...Е, Ё: ...Ж: Жидков...З: ...И: Инал-Ипа Ш.Д....К: Капба, Козэль, Кудрявцев, Кунижева...Л: Лакоба...М: Мандельштам, Монперэ...Н: Неруда...О: Олонецкий...П: Паустовский, Приключения нарта Сасрыквы, Прокопий Кесарийский...Р: Рихтер, Румянцев...С: Сенковский, Сент-Совер, Студеникин...Т: Тарнава, Торнау, Тхайцухов...У: ...Ф: Франгуланди...Х: Хотко...Ц: Цвижба...Ч: Челеби, Чкадуа, Чурсин...Ш, Щ: Шамба, Шанава, Шария...Э: ...Ю: ...Я: ...Родственные проекты:ХРОНОСФОРУМ ХРОНОСАРУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАСЛАВЯНСТВОПЕРВАЯ МИРОВАЯЭТНОЦИКЛОПЕДИЯРУССКОЕ ПОЛЕМОСКОВИЯ |
Р.М. БарцыцАбхазский религиозный синкретизм в культовых комплексах и современной обрядовой практике
Анфилада помещений храма (VIII век) в цитадели Анакопийской крепости (2008 г.). ГЛАВА IIСИНКРЕТНАЯ СТРУКТУРА САКРАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА НА МАТЕРИАЛАХ КУЛЬТОВЫХ КОМПЛЕКСОВ БЗЫБСКОЙ АБХАЗИИ2.3. Анакопийский культовый комплекс Местность в районе Анакопийской горы – территория и окрестности современного города Новый Афон (Гудаутский район), с древнейших времён представлявшая собой крупный политический и религиозный центр, является значительным культовым комплексом, включающий в себя ряд замечательных памятников: грот Агца, комплекс сел. Анухва, комплекс на Анакопийской горе, Апостольские места, Новоафонский монастырский комплекс. Грот Агца. Труднодоступный грот Агца, расположенный на отвесной скале через ущелье от западного склона Анакопийской горы, был исследован в 1940 году Л.Н. Соловьёвым, который обнаружил на его стенах большое число изображений, древнейшие из которых он относит к верхнепалеолитическому времени, позднейшие же датирует ранним средневековьем (VII-VIII века). Несмотря на столь значитель- [132] ные промежутки, разделяющие между собой слои изображений, у них, по мнению исследователя, наблюдается значительное сходство, связанное с развитием одного и того же культа – огня и молнии. Об этом свидетельствуют как присутствующий в древнейших изображениях устойчивый мотив зигзагообразных линий, как и более поздние изображения раздвоенного копья «абрзал», оружия, символизирующего божество молнии и огня. Л.Н. Соловьёв считает, что имеется достаточно оснований для предположения: грот Агца был сакральным местом, где на протяжении тысячелетий совершались тайные обряды, связанные с культом молнии и огня[1]. Косвенным подтверждением этой версии служит сообщение Ш.Д. Инал-ипа, что на территории расположенного поблизости сел. Анухва некогда располагалось ныне забытое святилище Аныхамца – «святилище огня»[2]. Анухва. Между тем, утерянным «святилищем огня» мог быть и комплекс кромлехов – мегалитических культовых сооружений, расположенных на территории сел. Анухва, также служившие древнейшим культам – солнца и огня. В 1987 году, отрядом совместной экспедиции Института археологии АН СССР и Абхазского института языка, литературы и истории им. Д.И. Гулиа, в которой принимали участие и мы, проводились археологические исследования кромлеха, культового памятника эпохи бронзы, расположенного в предгорной части сел. Анухва (через ущелье от северного склона Анакопийской горы). Участок, на котором расположен кромлех, представляет собой край террасы, вытянутой с северо-востока на юго-запад. Площадка имеет уклон, и подверглась сильному размыву, в результате которого, собственно, и были обнаружены камни и захоронения. В результате работы дорожников, также была разрушена часть памятника. Протяженность сохранившейся части кромлеха составляет более тридцати метров. Он состоит из двух каменных рядов, образующих круг. Внутри также присутствует ряд сооружений из поставленных на [133] ребро известковых плит. Исследования центральной части площадки памятника выявили восемнадцать погребений, располагавшихся на глубине не более 10-20 см. В отличие от многих погребений того периода, здесь кости практически не были потревожены. У всех погребений костяк лежит на спине, ноги вытянуты, руки сложены на груди, голова ориентирована на запад. В северо-западной части памятника обнаружен костяк ребёнка. Из предметов встречаются угольки, фрагменты керамики от толстостенных сосудов темно-коричневого цвета. Орнамент слабый, в виде косых насечек и штампа на лепном валике. В двух захоронениях обнаружены железные ножи и тонкостенные сосуды. В юго-западной части выявлен погребальный ящик, прямоугольный в плане, сложенный из известняковых плит в грунте. Камни сложены насухо, где два верхних лежат горизонтально, а плиты третьего, нижнего, ряда стоят на ребре. При расчистке ящика обнаружены остатки одиннадцати захоронений. Из предметов было найдено лишь одно железное кольцо, диаметром около 5 см. Судя по предметам, найденным в погребениях, их можно датировать временем зрелого средневековья, что говорит о длительном использовании кромлеха в качестве могильника: от эпохи бронзы до средневековья. Мегалитические памятники Анухва, как и грота Агца, примечательны именно устойчивым характером действия в Абхазии на протяжении тысячелетий древнейших культов, корни которых уходят ещё в доисторическую эпоху. Следы наличия в этой местности древнего святилища сохранились в самом названии села: «Анухва», то есть – «Аныха». Между тем, место локализации традиционного святилища установить не удалось. Учитывая длительность использования кромлеха в Анухва, можно предположить, что именно культовое сооружение эпохи бронзы могло, в ходе формирования синкретных религиозных представлений абхазов, с появлением верований о сверхъестественной силе Аныха, трансформироваться в «место её пребывания». Преемственный характер абхазских культовых сооружений под- [134] тверждает и наличие поблизости раннехристианского храма, о котором сообщает Архимандрит Леонид: «народное предание абхазов прямо говорит, что будто бы Святой Апостол Андрей Первозванный за христианскую проповедь был убит в стране людоедов – Анухарет, близ Никопсии. В участке же, принадлежащем Ново-Афонскому монастырю, в горах, до последней Турецкой войны 1877 года была абхазская деревня Анухва, где на одном из местных холмов сохранились развалины древней каменной церкви. Ввиду такого предания, следовало бы воссоздать эту церковь, освятив ее во имя св. Апостола Андрея Первозванного»[3]. Предание о «гибели Апостола в стране людоедов», учитывая данные других источников, по всей видимости, не более чем легенда. К тому же, храм в Анухва находится в относительно неплохой сохранности, учитывая, что он датируется разными учёными не позднее VI-VII веков. Археологическая экспедиция, исследовавшая его в 60-х годах ХХ века, сообщает, что храм «некогда был украшен прекрасной росписью – в алтарной части ещё заметны остатки фресок. Сооружён из грубо обтёсанного камня»[4]. Храм нуждается в дальнейших тщательных исследованиях и реставрации, в результате которой, даже без сопутствующих увлекательных легенд, займет достойное место среди абхазских памятников раннехристианского зодчества.
Развалины древнего храма в селе Анхуа (Анухва – Р.Б.), близ Ново-Афонского монастыря / И.Н. Исторический очерк Абхазии. Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь. М.: Тип. И. Ефимова, 1898. Анакопийская гора. На Анакопийской (в ряде источников – Иверской) горе расположен комплекс замечательных памятников, в том числе культового назначения. Археологическими исследованиями установлено, что ещё в III тысячелетии до нашей эры на южном склоне Анакопийской горы возникло поселение эпохи позднего неолита. Поселения существовали здесь и в последующие эпохи. В IV-II веках до нашей эры у её обитателей существовали развитые торговые связи с Древней Грецией. На вершине горы находятся руины крепости V-X веков, состояв- [135] шей из двух линий обороны и являвшейся одним из наиболее значительных фортификационных сооружений раннего средневековья не только Абхазии, но и всего Черноморского побережья Кавказа. Во времена расцвета средневекового Абхазского царства в ней располагалась его столица – Анакопия (в античных источниках – Никопсия). Внутри верхней цитадели у северной стены Анакопийской крепости сохранились руины раннехристианского храма VI века. Цитадель со стороны обрыва примыкает к густой дубовой роще. Хотя деревья молоды, они, очевидно, являются потомками росших здесь некогда священных дубов.
Анфилада помещений храма (VIII век) в цитадели Анакопийской крепости (2008 г.). Первым храм исследовал А.С. Башкиров в 1925 году, описав его как храм зального типа, без нартекса, по всей вероятности, первоначально крытый коробовым сводом. Древние его части он датирует не позднее VIII века[5]. Более подробное описание храма мы находим у Л. Муравьева, который застает памятник почти уцелевшим, но лишившимся купола. Он говорит о фресках, что «…живопись уже стерлась, но на западной стене еще видны Успение Богоматери и два мученика»[6]. В конце 80-х годов стараниями А.Н. Сакания и Л.М. Когония, были вскрыты и спасены некоторые фрагменты росписи, исследована прихрамовая площадь. Сегодня с наружной и внутренней сторон храма заметны следы неоднократной перестройки. Лишь алтарная часть в виде широкой полукруглой апсиды сохранила первоначальные очертания. Она сложена из небрежно обработанных крупных известняковых камней, перемежающихся слоями из нескольких рядов плоских кирпичей. Полуциркульные арки трёх окон, позднее закрытых, также отделаны кирпичом. В результате других переделок, неф храма был значительно укорочен, а пристройка в XIX веке двух отделений у западной стены придала ему необычную, сильно удлинённую форму, с анфиладой из трёх внутренних помещений. По мнению А.С. Башкирова, период первой реставрации и пере- [136] стройки базилики относится к XI-XII векам, что подкрепляется многочисленными орнаментальными фрагментами, найденными вокруг храма в 90-е годы XIX столетия монахами Новоафонского монастыря[7]. На этих резных известняковых плитах, ныне вмонтированных в алтарную стену, изображены христианские мотивы: заключённые в круг равноконечные кресты с раздвоенными, расширяющимися кнаружи концами перекладин, рыб, кипарисов и других раннехристианских символов. Между тем, обращает на себя внимание, прекрасно выполненное тонкое изображение вепря, культ которого, характерный для многих военизированных обществ, сложился ещё в раннеродовую эпоху, и является, как и другие проявления тотемизма, одной из древнейших форм религии[8]. История не сохранила точных сведений об отправлении этого культа в древнеабхазском обществе, но о том, что роль его изображений «являлась важной и значимой, свидетельствует факт неоднократного «цитирования» образа кабана в искусстве этого общества на протяжении IV в. до н.э.»[9].
Часовня XIX века в алтарной части храма (VIII век)
Изображение христианского символа - рыб –
Изображение дохристианского символа воинского культа – вепря -
Внутри храма, в дальнем из трёх помещении, у алтарной стены стоит маленькая башенка-часовня, построенная монахами Новоафонского монастыря в конце XIX века, с использованием строительного материала древних памятников. В ней оборудован небольшой, уставленный иконами и свечами алтарь. Между тем, примечательно, что даже при наличии специального сооружения, копотью от свечей покрыты и стены, примыкающие к алтарной части храма. Очевидно, эти свечи были поставлены абхазскими верующими – либо в соответствии с бытующей поныне раннехристианской традицией, либо, что вероятнее, при совершении в этом священном месте индивидуальных молений дохристианского толка. Среди предметов, раскопанных археологами в башнях Анакопийской крепости, обнаружено два больших железных креста с одним за- [137] острённым концом, которые М.М. Трапш трактует как часть хоругви[10]. Между тем, очевидное сходство их с находками на г. Напра[11] и многочисленными аналогичными образцами, заставляет высказать предположение об ином назначении этих предметов: жертвенные кресты или кресты-обереги для защиты имущества – «аджар». В цитадели, где расположен храм, находится источник, в военное время служивший осадным колодцем, воду которого современные религиозные предания наделяют целебными свойствами. Очевидно, традиционные абхазские представления о сакральности источников слились с христианским представлением об «освящённой воде». Он бьёт глубоко из недр горы и облицован известняковым камнем, судя по характеру кладки, в V-VI веках. Аналогичная трансформация произошла с представлениями вокруг источника близ храма св. Мученика Василиска (X-XII века), расположенного на вершине горы в районе сел. Каманы (Сухумский район). Храм связан с именем византийского богослова св. Иоанна Златоуста, который, по преданию, скончался здесь, не дойдя до Питиунта, места своей ссылки. Если при выборе места для строительства храма, видимо, ориентировались на святость, определяемую источником, то впоследствии, по представлению верующих, пребывание в этой местности прославленного христианского святого сделало его воды чудотворными. На южном склоне горы, внутри стен второй линии обороны Анакопийской крепости, в 1967 году были обнаружены руины ещё одного храма, в сильно разрушенном состоянии. По сообщению М.М. Трапш, обряд захоронения всех обнаруженных при его раскопках погребений «можно считать христианским. Но, вместе с тем, наличие погребального инвентаря в могилах свидетельствует о сохранении элементов язычества и служит достаточно веским основанием для утверждения, что в лице погребённых мы должны видеть, безус- [138] ловно, представителей местного населения»[12]. М.М. Трапш, на основании данных археологических раскопок, датирует нижний храм X-XI веками. Таким образом, не в нём, а, вероятнее всего, в храме внутри цитадели находилась ныне утерянная чудотворная икона Анакопийской Божьей Матери, с вмешательством которой абхазы связывают избавление от персидской экспансии. В 30-е годы VIII века, войска полководца Мервана Кру, преследуя картлийских правителей Мира и Арчила, нашедших убежище у царя Леона I, в очередной раз вторглись на территорию Абхазии. Защитники Анакопии – стратегически выгодно расположенного и прекрасно укреплённого сооружения – мужественно оборонялись, но десятикратный численный перевес захватчиков не оставлял им надежды. Спасло их чудо или случай: персидское войско поразила желудочная эпидемия, по абхазскому преданию, посланная Анакопийской Богоматерью. На этой, к тому времени седьмой, попытке, персы оставили намерение покорить Абхазию. Апостольские памятники Нового Афона. Вышеприведённое предание перекликается с представлением об Абхазии, как об Уделе Богородицы, связанном с событиями «апостольского века». У подножия Анакопийской горы, где в начале нашей эры располагались абхазское селение Псырцха и крупная греческая колония Никопсия, находится немало культовых мест, связанных с именем св. Апостола Симона Кананита. Предметом давнего поклонения является крупный валун с естественной выемкой, очертаниями напоминающего человеческую ступню. По древней легенде, это отпечаток ступни Апостола, восходящего на небо. Впрочем, вероятнее всего, этот природный памятник почитался местными жителями задолго до прихода в Абхазию св. Симона, но с иным сакральным смыслом. Известно, что характерной чертой культа камней у абхазов, сложившегося ещё в мезолитическую эпоху, было почитание камней необычной формы, с оригинальными выем- [139] ками[13]. Возможно, подобная смысловая трансформация произошла и с сакральной интерпретацией присутствия в русле р. Псырцха мелких камешков железистой породы красного цвета, которые почитаются православными верующими как «капли апостольской крови». Высоко на склоне горы, в ущелье р. Псырцха, находится небольшой грот, который окрестные жители издавна почитали как место, где жил Апостол. Небольшой грот состоит из двух смежных сводчатых помещений. В настоящее время вход-пролом оборудован решетчатой дверцей. Стены грота украшены иконами и обильно покрыты копотью от многочисленных свеч, которые верующие прикрепляют в расщелинах камней. Одной из главных христианских святынь Абхазии является храм св. Апостола Симона Кананита, расположенный на берегу реки Псырцха в 500 м от моря. Судя по всему, именно о нём писал Ф. Дюбуа де Монперэ: «среди руин Анакопии, только одна маленькая, очень древняя церковь напоминает нам о живых. Эта церковь очень знаменита по всей Абхазии и даже Грузии, т. к. предполагают, что именно здесь было погребено тело святого Симона Кананита»[14].
Храм св. Апостола Симона Кананита (ХI век) в г. Новый Афон (2007 г.). Храм, построенный из белого тесаного известняка, представляет собой крестовокупольную трёхапсидную церковь с нартексом и постфориями. Центральная апсида снаружи пятигранная, две боковые – полукруглые. Сводчатое перекрытие купола спускается также тремя ступенями и, таким образом, переходит в округлость конхи алтарной апсиды. Наиболее серьезным исследователем храма в XIX столетии следует считать П.С. Уварову, посвятившую ему специальную статью в IV томе «Материалов по археологии Кавказа», которая прослеживает его сходство с Пицундским храмом и отмечает, что храм, датируемый ей VI-VIII веками, неоднократно перестраивался. В ходе этих работ, очевидно, была изменена форма купола на конусовидную, в соответ- [140] ствии с традициями грузинской храмовой архитектуры[15]. Храм также был исследован А.С. Башкировым, который, в отличие от П.С. Уваровой, полагал, что, несмотря на реставрацию памятника, «основные черты соблюдены». Он также сближает его с храмами села Лыхны и Пицунды, датируя X-XI веками[16]. В настоящее время большинство исследователей склоняется к датировке IX-X век.
Вид Новоафонского Симоно-Кананитского монастыря с вершины Анакопийской горы (2008 г.). Новоафонский Симоно-Кананитский мужской монастырь. В 1875 году монахи русского происхождения из знаменитого монастыря на г. Афон (Греция) обратились к царю Александру II с просьбой разрешить им строительство Нового Афона на территории Российской империи. Из предоставленных на выбор мест они предпочли окрестности сел. Псырцха - святое место апостольской проповеди, где и был построен Симоно-Кананитский мужской монастырь. С 90-х годов XIX века Новый Афон становится крупнейшим религиозным центром Российской империи на Черноморском побережье Кавказа. Внутри территории монастыря расположена 50-метровая колокольня, помещения трапезной, жилые помещения. В центре комплекса расположен построенный в нововизантийском стиле значительных размеров собор (53,3 м на 33,7 м), посвященный св. Мученику целителю Пантелеймону, с пятью куполами. Высота центрального купола – 40 м. В соборе сохранились весьма интересные фрески, созданные в стиле «русский модерн» группой русских художников школы В.С. Сурикова, в том числе М.В. Нестеровым. Во время Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 годов в монастырском комплексе располагался прифронтовой госпиталь. Он регулярно подвергался артиллерийским обстрелам противника, которые, тем не менее, не причинили ему значительных повреждений. По мнению абхазов, это обстоятельство объяснялось божественным покровительством и монастырю, и госпиталю. Особенную устойчивость эти представления приобрели после прямого попадания крупно- [141] го снаряда зенитного комплекса «Град» во внутренний монастырский двор. Снаряд, обладающий большой разрушительной силой, воткнулся в вымощенный булыжником двор у стен главного собора, но не разорвался. Его хвостовую часть, торчащую из мостовой почти на метр, мы лично наблюдали в июле 1993 года. Очевидно, что памятники Анакопийского культового комплекса разных эпох и сегодня сохраняют живое сакральное значение. Их совокупность наглядно демонстрирует этапы формирования и развития абхазского религиозного синкретизма: от древнейших времён до наших дней. [142] Примечания [1] Соловьев Л.Н. Надписи и изображения грота Агца у селения Анухва Абхазская // Материалы и исследования по археологии СССР. 1960. № 79. [2] Инал-ипа Ш.Д. Вопросы этнокультурной истории абхазов. Сухуми: Алашара, 1976. С. 303. [3] А.Л. Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь: в 2-х ч. М.: Тип. В.Ф. Вихтер, 1885. С. 79. [4] Пачулия В.П. По древней, но вечно молодой Абхазии. Сухуми: Алашара, 1969. С. 136. [5] Башкиров А.С. Археологические изыскания в Абхазии летом 1925 года // Известия АбНО. Вып. IV. Сухум, 1926. С. 55. [6] Муравьев Л. Грузия и Армения. Т. 3. СПб., 1848. С. 297. [7] Башкиров А.С. Археологические изыскания в Абхазии летом 1925 года // Известия АбНО. Вып. IV. Сухум, 1926. С. 55. [8] Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. М.: Политиздат, 1990. C. 391. [9] Эрлих В.Р., Шамба Г.К. К вопросу о влиянии прикубанского искусства на звериный стиль центральной Абхазии // Материалы и исследования по археологии Кубани. Вып. 5. Краснодар, 2005. С. 167. [10] Трапш М.М. Труды в 4-х томах. Т. 4. Материалы по археологии средневековой Абхазии. Сухуми: Алашара, 1975. С. 141, 145. [11] Воронов Ю.Н. В мире архитектурных памятников Абхазии. М.: Искусство, 1978. С. 168 [12] Трапш М.М. Труды в 4-х томах. Т. 4. Материалы по археологии средневековой Абхазии. Сухуми: Алашара, 1975 С. 101-105. [13] Акаба Л.Х. Из мифологии абхазов. Сухуми: Алашара, 1976. С. 74-84. [14] Дюбуа де Монперэ Ф. Путешествие вокруг Кавказа, у черкесов и абхазов, в Колхиде, в Армении и Крыму. Т. 1. Сухум: Абгиз, 1937. С. 130. [15] Уварова П.С. Христианские памятники Кавказа. Абхазия // МАК. Вып. IV. М., 1894. С. 8-9. [16] Башкиров А.С. Археологические изыскания в Абхазии летом 1925 года // Известия АбНО. Вып. IV. Сухум, 1926. С. 54. Р.М. Барцыц. Абхазский религиозный синкретизм в культовых комплексах и современной обрядовой практике. Монография. Москва. 2009.
|
|
БИБЛИОТЕКА АПСУАРА |
Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании всегда ставьте ссылку |