Р.М. Барцыц |
|
2009 г. |
БИБЛИОТЕКА АПСУАРА |
АПСУАРАА: Абхазия, Агрба, Амичба...Б: Басария, Барцыц, Бройдо...В: Воробьев, Воронов...Г: Гулиа, Гунба...Д: Данилов, Дасаниа, Джемакулова, Джихашвили...Е, Ё: ...Ж: Жидков...З: ...И: Инал-Ипа Ш.Д....К: Капба, Козэль, Кудрявцев, Кунижева...Л: Лакоба...М: Мандельштам, Монперэ...Н: Неруда...О: Олонецкий...П: Паустовский, Приключения нарта Сасрыквы, Прокопий Кесарийский...Р: Рихтер, Румянцев...С: Сенковский, Сент-Совер, Студеникин...Т: Тарнава, Торнау, Тхайцухов...У: ...Ф: Франгуланди...Х: Хотко...Ц: Цвижба...Ч: Челеби, Чкадуа, Чурсин...Ш, Щ: Шамба, Шанава, Шария...Э: ...Ю: ...Я: ...Родственные проекты:ХРОНОСФОРУМ ХРОНОСАРУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАСЛАВЯНСТВОПЕРВАЯ МИРОВАЯЭТНОЦИКЛОПЕДИЯРУССКОЕ ПОЛЕМОСКОВИЯ |
Р.М. БарцыцАбхазский религиозный синкретизм в культовых комплексах и современной обрядовой практике
Абхазия. Карта с сайта ИЛЛЮСТРАЦИИРис. 1. Ацангуара («Ограда ацанов») на горе Башкапсара (1988 г.). Рис. 2. Дольмен из сел. Азанта, в ущелье реки Кодор, близ Сухума. Гробница эпохи бронзы (функционировала вплоть до XIX века). Вес около 150 тонн / Очерки истории Абхазской АССР. Ч.1. Сухуми, 1960. С.11. Рис. 3. Кромлех из сел. Эшера Гудаутского района. Рис. 4. Обряд «аишварглара» - «выставление стола» в годовщину смерти А.М. Барцыц (г. Гагра, 2008 г.). Рис. 5. «Языческий» медальон с крестом из г. Гудаута / Лукин А.Я. Материалы по археологии Бзыбской Абхазии // Труды отдела истории первобытной культуры Государственного Эрмитажа. Т. I. Л., 1941. Табл. XXXVII. 1) лицевая сторона. 2) оборотная сторона. Рис. 6. Культовые топоры бронзового века / АГМ. Отдел археологии. Рис. 7. Общий вид Ажьыра-ныха – священной кузни, семейного святилища на территории усадьбы С. К. Барцыц в сел. Бармышь Гудаутского района (2008 г.). Рис. 8. Сакральные кузнечные инструменты берега в Ажьыра-ныха на территории усадьбы С. К. Барцыц в сел. Бармышь Гудаутского района (2008 г.). Рис. 9. Мемориальное помещение остановки транспорта в память Д.К. Махария у поворота к сел. Бармышь Гудаутского района (2008 г.). Рис. 10. Мемориальное помещение остановки транспорта в память Н.Х. Барцыц у сел. Бармышь Гудаутского района (2008 г.). Рис. 11. Мостки из досок, на которых обмывали усопшего, у родника близ сел. Звандрыпш Гудаутского района (2008 г.). Рис. 12. Кенотафы в память павших на Отечественной войне народа Абхазии 1992-1993 годов, чьи тела не были найдены, у моста через реку Гумиста в Сухумском районе (2008 г.). Рис. 13. Председатель Совета Аныхапааю Абхазии – Аныхапааю святилища Дыдрыпш-ныха Заур Чичба (в центре) и другие участники совещания служителей традиционной религии и представителей Правительства Республики Абхазия (2003 г.). Рис. 14. Аныхапааю З. Чичба у каменной ограды святилища Малый Дыдрыпш (2004 г.). Рис. 15. Аныхапааю Дыдрыпш-ныха З. Чичба проводит очистительный обряд членов рода N от клятвопреступления их предков на территории своей усадьбы в сел. Ачандара Гудаутского района (2004 г.). Рис. 16. Ежегодное моление в святилище Лдзаа-ныха в сел. Лдзаа Гудаутского района (2003 г.). Рис. 17. Ацуныхуа жителей сел. Бармышь Гудаутского района (2000 г.). Рис. 18. Ацуныхуа фамилии Барцыц в сел. Блабырхуа Гудаутского района (2007 г.). Рис. 19. Культовый комплекс в сел. Цандрыпш Гагрского района (2001 г.). Рис. 20. Храм VI века Покрова Пресвятой Богородицы в г. Гагра (2001 г.). Рис. 21. Общий вид Пицундского храмового комплекса (2006 г.). Рис. 22. Пицундский храм Божьей Матери (2007 г.). Рис. 23. Клятва абхазских военных вождей у священного дуба на территории Пицундского храмового комплекса (XIX век) / Боденштедт Ф. По Большой и Малой Абхазии. О Черкесии (путевые записки и главы из книг). М.: Центр гуманитарных исследований «Абаза», 2002. С. 64 Рис. 24. Раскопки фундамента сооружений IV-VI веков у стен Пицундского храма (2007 г.). Рис. 25. Руины храмов IV-VI века и часовня XIX века на территории Пицундского храмового комплекса (2008 г.). Рис. 26. Иеромонах Дорофей (Дбар) проводит крещение жителей г. Пицунда у стен часовни XIX века на территории Пицундского храмового комплекса (2005 г.). Рис. 27. Карта расположения выявленного в 1990 году храма (около IV-V веков) в сел. Лдзаа Гагрского района (1995 г.). Рис. 28. План погребений храма в сел. Лдзаа Гагрского района (1995 г.). Рис. 29. Православный колокол, изготовленный из котла для варки жертвенного мяса в культовом комплексе сел. Лыхны Гудаутского района (2007 г.). Рис. 30. Раскопки храма IV-V веков в сел. Лдзаа Гагрского района (2007 г.). Рис. 31. Находки из сел. Лдзаа: a) Бронзовый крест с изображением святого. b) Железный нательный крест. c) Серебряные надвисочные подвески в виде трех шариков, нанизанных на бронзовое кольцо. d) Золотые бубенчики с налобной повязки. e) Бронзовый перстень. f) Железный нож традиционно абхазской формы. g) Фрагмент стеклянного сосуда (1990 г.). Рис. 32. Древний храм VII века и замок на реке Бзыбь Гагрского района / И.Н. Исторический очерк Абхазии. Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь. М.: Тип. И. Ефимова, 1898. Рис. 33. Развалины древнего храма в селе Анхуа (Анухва – Р.Б.), близ Ново-Афонского монастыря / И.Н. Исторический очерк Абхазии. Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь. М.: Тип. И. Ефимова, 1898. Рис. 34. Мчиштинская пещерная обитель-крепость VIII-X веков близ сел. Бармышь Гудаутского района (2007 г.). Рис. 35. Культовый комплекс в селе Лыхны Гудаутского района: святилище Лых-ныха и храм VIII-IX вв. Успения Пресвятой Богородицы (2008 г.). Рис. 36. Вид Новоафонского Симоно-Кананитского монастыря с вершины Анакопийской горы (2008 г.). Рис. 37. Храм св. Апостола Симона Кананита (ХI век) в г. Новый Афон (2007 г.). Рис. 38. Анфилада помещений храма (VIII век) в цитадели Анакопийской крепости (2008 г.). Рис. 39. Часовня XIX века в алтарной части храма (VIII век) в цитадели Анакопийской крепости (2008 г.). Рис. 40. Изображение христианского символа - рыб – на резных плитах храма (VIII век) в цитадели Анакопийской крепости (2008 г.). Рис. 41. Изображение дохристианского символа воинского культа – вепря - на резных плитах храма (VIII век) в цитадели Анакопийской крепости. (2008 г.). Рис. 42. Изображения на архитектурных камнях храма Лашкендар (Ткуарчальский район): а) над южным входом; б) над западным входом / Трапш М.М. Труды в 4-х томах. Т. 4. Материалы по археологии средневековой Абхазии. Сухуми: Алашара, 1975. С. 185. Рис. 43. Аныхапааю святилища Лашкендар Андрей Харчлаа на территории Малого Лашкендара (2008 г.). Рис. 44. Храмовый комплекс близ сел. Бедия Очамчырского района. (2008 г.). Рис 45. Облицовочный камень из храмового комплекса близ сел. Бедия Очамчырского района / Трапш М.М. Труды в 4-х томах. Т.4. Материалы по археологии средневековой Абхазии. Сухуми: Алашара, 1975. С. 193. Р.М. Барцыц. Абхазский религиозный синкретизм в культовых комплексах и современной обрядовой практике. Монография. Москва. 2009.
|
|
БИБЛИОТЕКА АПСУАРА |
Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании всегда ставьте ссылку |