О. Х. БГАЖБА, С. З. ЛАКОБА

ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА АБХАЗИИ

       > ПОРТАЛ ХРОНОС > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ Б >


О. Х. БГАЖБА, С. З. ЛАКОБА

2007

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


АПСУАРА
А: Абхазия, Агрба, Амичба...
Б: Басария, Барцыц, Бройдо...
В: Воробьев, Воронов...
Г: Гулиа, Гунба...
Д: Данилов, Дасаниа, Джемакулова, Джихашвили...
Е, Ё: ...
Ж: Жидков...
З: ...
И: Инал-Ипа Ш.Д....
К: Капба, Козэль, Кудрявцев, Кунижева...
Л: Лакоба...
М: Мандельштам, Монперэ...
Н: Неруда...
О: Олонецкий...
П: Паустовский, Приключения нарта Сасрыквы, Прокопий Кесарийский...
Р: Рихтер, Румянцев...
С: Сенковский, Сент-Совер, Студеникин...
Т: Тарнава, Торнау, Тхайцухов...
У: ...
Ф: Франгуланди...
Х: Хотко...
Ц: Цвижба...
Ч: Челеби, Чкадуа, Чурсин...
Ш, Щ: Шамба, Шанава, Шария...
Э: ...
Ю: ...
Я: ...

Родственные проекты:
ХРОНОС
ФОРУМ ХРОНОСА
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
СЛАВЯНСТВО
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
РУССКОЕ ПОЛЕ
МОСКОВИЯ

О. Х. Бгажба, С. З. Лакоба

ИСТОРИЯ АБХАЗИИ

С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ

Краткие выводы

Абхазы – один из древнейших коренных этносов Кавказа, язык, культура и традиции которого наиболее близки и родственны северокавказским народам: абазинам, адыгейцам, кабардинцам, черкесам, убыхам. В языковом от­ношении все они составляют абхазо-адыгскую группу кавказской семьи языков.

Абхазия – небольшая многонациональная страна (около 300 тыс. жителей). Помимо абхазов, в ней проживают армяне, грузины, русские, греки, эстонцы, турки, поляки, евреи, немцы, представители других национально­стей. Здесь мирно уживаются люди разных конфессий – православные, ка­толики, мусульмане, протестанты, иудеи. Абхазы исповедуют различные верования: традиционную религию (язычество), православное христианство, суннитский ислам.

Первые упоминания об абхазах содержатся в ассирийской надписи XII в. до н.э. (надпись Тиглатпаласара I) под именем «абешла», в античных греко-римских источниках I–II вв. н.э. зафиксированы «апсилы» и «абасги». На их генетическую связь с абхазским народом указывают этнонимы «апсуа» (са­моназвание абхазов), «абаза» (самоназвание абазин, родственных абхазам), «обезы» русских и «абхазы» грузинских летописей. Свою родину абхазы называют «Апсны».

Предки абхазов были одними из создателей мегалитической (дольмены, кромлехи) культуры на Западном Кавказе в III тысячелетии до н.э., а в нача­ле I тысячелетия до н.э. – колхидско-кобанской металлургической провин­ции. В VIII–VII вв. до н.э. они освоили навыки производства и обработки железа, нашедшие яркое отражение и в героическом нартском эпосе абха­зов в образе кузнеца Айнара.

В VII–VI вв. до н.э. через территорию Абхазии по меото-колхидской дороге в Переднюю Азию проходили скифы, часть из которых осела и сме­шалась с местным древнеабхазским населением. Уклад городской жизни (Диоскуриада –  совр. Сухум; Гюэнос, или Гиэнос – совр. Очамчыра; Эшерское городище близ Сухума; Питиунт, или Питиус – совр. Пицунда), а вместе с ним и государственность на территорию Абхазии привнесли в первой по­ловине VI в. до н.э. древние греки, связавшие затем местные окрестные общины в единую систему экономических отношений.

В первые века н.э. древнеабхазские племена были объединены в ранне­классовые образования (Абасгия, Апсилия, Санигия), которые являлись орга­нической, хотя и периферийной, частью римско-византийского культурно­го мира. В прибрежных крепостях Питиунта, Себастополиса и Зиганиса стояли римские когорты, а в Египте находилась «Первая когорта абасгов». В VI—VIII вв. н.э. через Абхазию на Северный Кавказ проходили три ответ­вления «Великого шёлкового пути» – дороги через Абасгию, Апсилию и Мисиминию. Во II—VII вв. н.э. древнеабхазские племена создали самобыт­ную «цебельдинскую культуру». В местных воинских захоронениях найде­ны самые ранние на территории бывшего СССР мечи III—IV вв. из дамас­ской стали.

По церковному преданию, первую христианскую проповедь предки абха­зов услышали из уст апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита. В конце III–IV вв. в Питиунте образовалась первая на Кавказе христианская община, которую епископ Стратофил представлял на первом Вселенском цер­ковном соборе в Никее в 325 г. Официально местное население приняло хри­стианство в 30–50-ых гг. VI в. при императоре Юстиниане Великом. Первым пастырем у абасгов был Евфрат, у апсилов –  Константин. В Константинополе существовала специальная школа, где обучались дети абасгов. В древнегрузинском источнике «Мученичество Або Тбилели» (VIII в.) прямо говорится о христо­любивой «стране Абхазия». К этому времени уже сформировалась единая абхазская феодальная народность.

В течение VIII–X вв. существовало Абхазское царство, первым царём ко­торого был Леон II, сын дочери могущественного хазарского кагана и двою­родный брат императора Византии (оба они были внуками хазарского кагана, а их матери – родные сёстры). Благодаря этому счастливому обстоятельству, Абхазское царство получило тогда «международное признание». Являясь щитом от арабских нашествий, Абхазия присоединила всё Западное Закавказье. Царство достигло своего расцвета в X в. при царе Ге­оргии II, который активно способствовал христианизации Алании (Осетии). В этот период в местной церковной архитектуре выделяется особая «абхазо-аланская» школа византийского зодчества.

Династия абхазских царей пресеклась по мужской линии со смертью бездетного Феодосия Слепого, и власть перешла к его племяннику Баграту III,  Баграту II по абхазской царской династии Леонидов  (978–1014), который унаследовал абхазс­кий престол по материнской линии (абхазка по имени Гурандухт, сестра Феодосия). Баграт III составил гене­алогическое древо абхазских царей, чтобы подчеркнуть свою связь имен­но с этой династией. С него началось формирование нового государства – «царства абхазов и картлийцев», которое ещё несколько столетий продол­жало называться «Абхазским». В XIII столетии «царство абхазов и картлийцев» распадается.

В XIII–XV вв. Абхазия попала в сферу политико-экономического влия­ния Генуи, которая основала на Черноморском побережье Крыма и Кавказа ряд торговых факторий: Сан-Себастьян (Сухум) стал важным торгово-эко­номическим центром региона, в котором проживали люди разных народно­стей и конфессий. В XVI–XVIII вв. Абхазское княжество находилось под протекторатом султанской Турции. В этот период здесь получает распрост­ранение ислам суннитского толка.

С конца XVIII в., при владетеле Келешбее Чачба (Шервашидзе), Абхаз­ское княжество вновь усилилось и с помощью флота контролировало Чер­номорское побережье от Анапы до Батума. В мае 1808 г. Келешбей был убит. Владетелем стал его старший сын Асланбей.

В июле 1810 г. русский военно-морской десант с боем взял Сухум-Кале. Законный владетельный князь Асланбей Чачба вынужден был ос­тавить крепость. Прибрежная часть Абхазии, за исключением значитель­ных территорий вольных горских обществ, присоединилась к России. На абхазский престол царские власти возвели своего ставленника Сефербея Чачба, который принял крещение и новое имя Георгий. Одной из отличительных черт Абхазского княжества являлось то, что, в отличие от Грузии, с вхождением в Россию оно не утеряло полностью своей го­сударственности. С 1810 по 1864 гг., находясь в составе России, княже­ство сохраняло автономное управление, которое просуществовало доль­ше других на Кавказе. В 1864–1917 гг. Абхазия («Сухумский военный отдел», с 1883 г. «Сухумский округ») была подчинена царской админис­трации на Кавказе.

В XIX столетии Абхазия всё ещё занимала промежуточное положение между демократическими вольными обществами горцев Северо-Западного Кавказа и феодальной системой Грузии. Однако по духу общественного устройства она была теснее связана с черкесско-убыхским миром. В Абхазии не существовало феодальной собственности на землю, не было крепост­ного права, все категории крестьян являлись собственниками своей земли, а свободные общинники составляли 3/4 населения страны. В систему «горс­кого феодализма» Абхазии крепко вжились элементы родоплеменного строя и языческих верований. Основой основ общественного устройства Абха­зии была сельская община, которая объединяла все слои населения – выс­шие и низшие сословия –  и была пропитана молочным родством («аталычество») феодалов с крестьянами. Тем самым смягчались и некоторые сословные противоречия.

В условиях хуторского землевладения пахотные наделы не являлись соб­ственностью всей общины, а находились в посемейной или подворной соб­ственности абхазов. Общими для всех и открытыми для пользования были только пастбища и леса. Хозяйство абхазов носило натурально-потребитель­ский характер. Они занимались скотоводством, земледелием, виноделием, пчеловодством, обработкой кожи, древесины, гончарным и шорным делом, ткачеством, приготовлением пороха и др. Абхазы традиционно испытыва­ли неприязнь к любым проявлениям товарно-денежных отношений, считая их позорными и унизительными для народа-воина.

В результате Кавказской войны и антиколониальных восстаний 1866 и 1877 гг. абхазы пережили этническую катастрофу. Более половины населе­ния вынуждено было покинуть родину и стать беженцами (махаджирами) в Турции. В течение тридцати лет, с 1877 г. по 1907 г., абхазы за неоднократ­ные возмущения и бунты считались в царской России «виновным населе­нием». До 1864 г. однородная в этническом отношении страна во второй половине XIX в. подверглась колонизации не только со стороны русских, греческих, армянских, болгарских, немецких, эстонских и других новопо­селенцев. Начиная с 70—80-х годов XIX в. из прилегающих районов Западной Грузии сюда хлынули представители картвельских народов, в основном мегрелы. Тогда же, в 1877 г., в газете «Тифлисский вестник» появляется про­граммная статья грузинского общественного деятеля Якоба Гогебашвили. В ней, в частности, говорилось, что «мингрельцы должны явиться первыми заместителями выселившихся абхазцев». В результате стремительных процессов перемещения населения этнодемографическая ситуация в стра­не резко изменилась. Так, если в 1886 г. абхазы составляли 85,7% населе­ния, то в 1897 г. – лишь 55,3%.

Картвельская колонизация Абхазии оказалась настолько бурной, что на­сторожила царские власти. Русские интересы в Абхазии напрямую столк­нулись с грузинскими. Представители грузинской церкви, интеллигенции, различных политических партий и течений всё отчетливее предъявляли свои притязания на Абхазию. В результате политики «разделяй и властвуй» в 1905 г., в период революционных событий в России, грузино-абхазские противоречия до крайности обострились. Абхазы воспринимали всё происходящее на их родине как «грузинскую революцию» и выступили на стороне прави­тельства против этих «революционеров». По инициативе председателя пра­вительства России П. А. Столыпина, в 1907 г. специальным указом Николая II с абхазов была снята «виновность».

После распада Российской империи Абхазия вошла в Союз объединен­ных горцев Кавказа и Юго-Восточный Союз. 8 ноября 1917 г. на съезде в Сухуме был избран парламент – Абхазский Народный Совет, который при­нял Конституцию и Декларацию абхазского народа. 11 мая 1918 г., на Батумской международной мирной конференции, была провозглашена «Горская республика» (Северо-Кавказская республика). Вместе с Дагестаном, Чеч­нёй, Осетией, Кабардой в эту федерацию вошла и Абхазия. Тем самым была восстановлена Абхазская государственность, утерянная в июне 1864 г.

Однако в июне 1918 г., в нарушение всех договоренностей, войска только что (26 мая 1918 г.) провозглашенной Демократической Республики Грузия при прямой военной поддержке имперской Германии оккупировали территорию Абхазии. Правительство Горской республики выразило герман­скому правительству и Грузии резкий протест и расценило эти действия как акт агрессии против Абхазии и всего Северо-Кавказского государства. По­литика меньшевистского правительства Грузии вызывала крайнее недоволь­ство многонациональной Абхазии, что и облегчило установление здесь со­ветской власти 4 марта 1921 г. Новый режим воспринимался как избавление от репрессий и вооружённого вмешательства Грузинской республики.

Сначала большевики предоставили Абхазии свободу политического вы­бора, который был реализован провозглашением независимой ССР Абха­зии (31 марта 1921 – 17 февраля 1922 г.). Уникальность этой ситуации зак­лючалась в том, что Абхазия около года формально была независима как от Советской России, так и от Советской Грузии. В декабре 1921 г. лидеры Аб­хазии под сильным нажимом Сталина и Орджоникидзе вынуждены были заключить с Грузией «особый союзный договор», ратифицированный в фев­рале 1922 г., который зафиксировал равноправие двух республик. 30 декаб­ря 1922 г. полномочный представитель ССР Абхазии Н. Акиртава подписал Договор об образовании СССР.

С февраля 1922 г. и вплоть до февраля 1931 г. ССР Абхазия называлась «договорной». Первая советская Конституция была принята в Абхазии в апреле 1925 г. III Всеабхазским съездом Советов. В феврале 1931 г. под давлением Сталина договорная ССР Абхазия была преобразована в авто­номную республику (Абхазская АССР) и включена в состав Грузинской ССР. Этот вопрос был решён в Тбилиси на VI Всегрузинском съезде Советов (19 февраля 1931 г.). Попрание суверенных прав Абхазии, низведение её стату­са до уровня автономии в составе Грузии привело к многодневному обще­национальному сходу абхазского народа (18—26 февраля 1931 г.), выразив­шему недоверие правительству и советской власти.

После смерти 28 декабря 1936 г. председателя правительства Абхазии Нестора Лакоба, который был отравлен в Тбилиси на обеде в доме Л. Берия, начался самый трагичный период новейшей истории Абхазии. На респуб­лику обрушился террор, приведший к полному уничтожению политической и интеллектуальной элиты абхазского народа. Усиленными темпами прово­дилась политика грузинизации: абхазская письменность была переведена с латинской на грузинскую графическую основу, исконные абхазские топо­нимы заменялись грузинскими, обучение в школах стало вестись на гру­зинском языке, целенаправленно проводилась ассимиляторская переселен­ческая политика, направленная на деформацию этнодемографической структуры населения. За период 1937–1953 гг. из внутренних районов Гру­зии в Абхазию были переселены десятки тысяч грузин, что значительно уве­личило их долю в составе населения Абхазии. В завуалированной форме демографическая экспансия грузин продолжалась и в постсталинский пе­риод. В результате, если в 1886 г. в Абхазии грузины составляли всего 6% населения, в 1989 г. их стало уже 45,7%. Массовые митинги и демонстра­ции с требованием выхода Абхазии из состава Грузии происходили в 1957, 1964, 1967, 1978 и 1989 годах.

В 1989–1990 гг. парламент Грузии в одностороннем порядке стал при­нимать решения, которые игнорировали межгосударственный характер от­ношений Абхазии и Грузии и, по существу, вели к упразднению абхазской государственности. Тбилиси признал незаконными и недействительными все государственные структуры советского времени с февраля 1921 г. В от­вет Верховный Совет Абхазской АССР 25 августа 1990 г. принял Деклара­цию о государственном суверенитете Абхазии.

Придя к власти в результате вооружённого переворота в Тбилиси, воен­ный совет Грузии в феврале 1992 г. принял решение об отмене Конституции Грузинской ССР 1978 г. и о переходе Республики Грузия к Конституции Демократической Республики Грузия 1921 г., в которой Абхазия как субъект государственно-правовых отношений не значилась. В право­вом отношении Грузинская ССР перестала существовать и образовалось новое государство, с которым Абхазия никаких взаимоотношений не имела. В целях преодоления правовой неурегулированности отношений между республиками 23 июля 1992 г. Верховный Совет Абхазии решил вос­становить действие Конституции Абхазии 1925 г., а также принял новые Герб и Флаг Республики Абхазия.

14 августа 1992 г. только что вступившая в ООН Грузия развязала войну против Абхазии и оккупиро­вала часть её территории, которая была освобождена 30 сентября 1993 г.

Значительную роль в победе, в утверждении независимой государственности сыграли депутаты Верховного Совета – Парламента Республики Абхазия 1991–1996 годов. Этот «первый парламент», как называют его в народе, возглавил Владислав Ардзинба.

Грузино-абхазские переговоры идут с ноября 1993 г. по настоящее время под эгидой ООН, при посредничестве России и при участии ОБСЕ. Начался возврат беженцев в пограничный с Грузией Гальский рай­он Абхазии. К настоящему времени практически всё довоенное грузинс­кое население вернулось в этот район (около 70 тыс. человек). При поддержке России и международных организаций продолжается пере­говорный процесс. В разное время в нём принимали участие С. Джинджолия, А. Джергения, С. Лакоба, Л. Лакербая, С. Шамба и др.

26 ноября 1994 г. Парламент республики принял новую Конституцию су­веренного государства. Государственным языком Республики Абхазия при­знан абхазский, а языком государственных и других учреждений наряду с абхазским является русский. Государственная власть осуществляется на ос­нове разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви.

Абхазия – президентская республика. Первым президентом Парламент избрал Владислава Ардзинба.

3 октября 1999 г. В. Г. Ардзинба был переизбран Президентом Республики Абхазия. В результате проведенного референдума, 12 октября 1999 г. принят Акт о государственной независимости Абхазии.

С осени 1999 г. стала меняться к лучшему в отношении многонацио­нальной Абхазии и политика России. Руководство России установило для непризнанной республики безвизовый режим, проводит политику предоставления российского гражданства и т.д. Между тем Грузия неоднократно нарушала договорённости о прекраще­нии огня и в послевоенное время дважды (в мае 1998 г. и октябре 2001 г.) вторгалась в пределы Абхазии, безуспешно пытаясь взять реванш за своё пораже­ние в 1993 году.

Такой же агрессивной политике придерживается и нынешнее руководство Грузии.

Впервые на основе альтернативных выборов 3 октября 2004 г. и 12 января 2005 г. Президентом Абхазии был избран С. В. Багапш.

Бгажба О. Х., Лакоба С. З. История Абхазии с древнейших времен до наших дней. М., 2007


 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА



Яндекс.Метрика

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании всегда ставьте ссылку