О. Х. БГАЖБА, С. З. ЛАКОБА

ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА АБХАЗИИ

       > ПОРТАЛ ХРОНОС > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ Б >


О. Х. БГАЖБА, С. З. ЛАКОБА

2007

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


АПСУАРА
А: Абхазия, Агрба, Амичба...
Б: Басария, Барцыц, Бройдо...
В: Воробьев, Воронов...
Г: Гулиа, Гунба...
Д: Данилов, Дасаниа, Джемакулова, Джихашвили...
Е, Ё: ...
Ж: Жидков...
З: ...
И: Инал-Ипа Ш.Д....
К: Капба, Козэль, Кудрявцев, Кунижева...
Л: Лакоба...
М: Мандельштам, Монперэ...
Н: Неруда...
О: Олонецкий...
П: Паустовский, Приключения нарта Сасрыквы, Прокопий Кесарийский...
Р: Рихтер, Румянцев...
С: Сенковский, Сент-Совер, Студеникин...
Т: Тарнава, Торнау, Тхайцухов...
У: ...
Ф: Франгуланди...
Х: Хотко...
Ц: Цвижба...
Ч: Челеби, Чкадуа, Чурсин...
Ш, Щ: Шамба, Шанава, Шария...
Э: ...
Ю: ...
Я: ...

Родственные проекты:
ХРОНОС
ФОРУМ ХРОНОСА
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
СЛАВЯНСТВО
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
РУССКОЕ ПОЛЕ
МОСКОВИЯ

О. Х. Бгажба, С. З. Лакоба

ИСТОРИЯ АБХАЗИИ

С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ

РАЗДЕЛ I

Первобытнообщинный строй и раннеклассовые образования на территории Абхазии

§9. ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЗАЦИЯ И АНТИЧНАЯ АБХАЗИЯ

Греческая колонизация вывела местные племена Черноморского побережья Кавказа (в том числе Абхазии) в фокус интереса античной цивилизации, сти­мулировала создание древнейших письменных источников о регионе и сдела­ла его местом действия известного мифа об аргонавтах. Колонизация, в переводе с греческого – «поселение», не соответствует совре­менному понятию значения этого слова.

Начало колонизации. Греческая колонизация (началась в VIII в. до н. э.), конечно, значительно расширила область расселения греков. Но не по доброй воле они поселялись по всему средиземноморскому миру от Испании до Колхиды. Она носила вынужденный характер и была тесно связана с закономерностями внутреннего развития древнегреческого общест­ва. Греческие поселения охватывали узкой каймой побережье Чёрного моря. Вместе с тем, выбор места для колонистов вряд ли был случаен. Соответст­вующими лицами заранее собирались сведения, отражающие географиче­скую, экономическую и политическую обстановку заселяемой территории. За­тем выбирался ойкист, т.е. будущий голова города. Например, у Фасиса (совр. Поти) был свой ойкист «Фемистагор, сын Деметрия». Как правило, ойкист от­правлялся к Дельфийскому оракулу в храм Аполлона, дабы получить своеобразное «добро» на поселение. И лишь потом организованная группа колонистов (до 100–150 человек) с согласия своего государства и «дельфий­ского благословения», с готовыми органами управления направлялась на ме­сто поселения. Так, выходцами из Милета (Малая Азия) на земле древнеабхазских племён гениохов были основаны в VI в. до н. э. Гиенос (совр. Очамчыра), Диоскуриада (совр. Сухум) и Эшерское городище.

Идеологической подоплёкой колонизации был греческий миф о легендарном походе аргонавтов за «золотым руном» в Колхиду. Ввиду того, что осваивались большие территории, этот миф имел более трёх десятков версий.

Кавказский вариант «Аргонавтики» был самым популярным. Греческие колонии обычно представляли собой государственные образования, совершенно независимые от метрополии. С момента основания колонии жи­тели её переставали быть гражданами того города-государства (в нашем слу­чае Милета), откуда выселились и становились полноправными гражданами вновь родившегося города-государства. В нём создавалась своя конституция и система управления, но поддерживались контакты с метрополией на основе экономических и родственных связей.

Греки переселялись всегда с набором бытовых и хозяйственных изделий, ведь на новом месте приходилось сразу же браться за строительство дома (на первых порах деревянного, а затем и каменного), обработку земли, производ­ство одежды. Поэтому среди колонистов, помимо земледельцев и торговцев, немало было и ремесленников. Определённую часть продукции, главным об­разом сельскохозяйственной, с самого начала переселенцы могли приобре­тать у местных жителей, поселения которых обязательно должны были находиться рядом (например, Красный маяк, Гуад-иху, Сухумская гора, около 3 км. от Диоскуриады). Греки никогда не селились на совершенно безлюдной местности. Между греками-поселенцами и ме­стными жителями происходил обмен товарами, что, естественно, приводило к взаимному культурному влиянию. Постепенно пришлые греки становились «местными», а местные эллинизировались. На это, безусловно, влияли и смешанные древнегреко-абхазские браки.

Апсирт, сын царя Айэта. Важно помнить, что в греческом мифе об аргонавтах один из персонажей, сын царя Айэта, носит имя Апсирт, которое вполне можно сопос­тавить с самоназванием абхазов апс-уа, апс-ил. Древние толкователи от имени Апсирта производили и важную гавань Апсар, расположенную между Трапезунтом и Фасисом (близ современного г. Батуми). Возможно, имя Апсирт восходит и к более древним предкам абхазо-адыгов, кашкам-абешла, которые ранее упоминались в ассирийских источниках.

Полагают, что сюжет убиения малолетнего Апсирта впервые включил в «Аргонавтику» один из трёх великих античных трагиков Софокл (V в. до н. э.). Сам же миф об аргонавтах был создан к началу Великой греческой колонизации в VIII в. до н. э. Вместе с тем это не даёт основания использовать миф одного наро­да (в данном случае греческого) в качестве письменного источника по реаль­ной истории другого народа. На самом деле, существует своеобразие греческой колонизации Колхиды. Оно заключается в преимущественно торговой ориентации основанных здесь эллинских городов. Богатые сырьевые запасы, высокий уровень металлургии, развитые земледельческие традиции, ткачество местного населения обусло­вили преимущественно торговый характер деятельности греческих колоний Колхиды. Они в основном играли роль перевалочных пунктов, через которые осуществлялся обмен товаров метрополии на колхидское сырьё и отдельные виды изделий. Таков был и мировой рынок Диоскуриады, где собирались представители от 70 до 300 народов и народностей.

 Ранние античные авторы восприни­мали Колхиду в основном в географическом плане, а колхов вначале как соби­рательное население этой территории. Их тогда абсолютно не волновал на­циональный аспект, который ныне будоражит умы многих кавказских исследо­вателей. Вместе с тем у колхов был особый погребальный обряд, при котором мужчин нельзя было ни сжигать, ни хоронить в земле. Женские же тела преда­вались земле обычным способом. Обряд «воздушных захоронений мужчины», как из­вестно, бытовал именно на территории Абхазии с эпохи бронзы до позднего средневековья. В центральной Колхиде (например, в окре­стностях Фасиса), где присутствие данного обряда, казалось, было бы логич­нее, известны лишь кремационные площадки и погребальные ямы с предме­тами как мужского, так и женского обихода. В V–IV вв. до н. э. эти ямы смени­лись обычными грунтовыми захоронениями либо погребениями в пифосах, больших кувшинах, предназначенных в быту для воды и вина.

Уклад городской жизни и связанная с ним государственность на территорию Абхазии привнесли греки, вскоре связавшие окрестные общины гениохов в единую систему экономических связей. На данную проблему определённый свет проливает Эшерская надпись IV–III вв. до н. э. на безупречном греческом языке. В это время Эшерское городище являлось, скорее всего, хорионом (го­родом-спутником) Диоскуриады.

Древнегреческие находки в Абхазии. Присутствие первых греческих поселенцев на территории Абхазии отмечено уникальными археологическими находками. Это, прежде всего, чернофигурная аттическая амфора (около 530 г. до н. э.) работы искусного вазописца Никона (из Эшеры), Сухумская мраморная стела (около 430 г. до н. э.), свидетельствующие о том, что в Диоскуриаде и на Эшерском городище в то время жили знатные люди, а по женским барельефным изображениям можно судить об их внешнем облике – прическе, одежде (гиматий, хитон, пеплос). Греческие надписи, найденные в Абхазии, могут свидетельствовать о грамот­ности не только греческого населения, но и местного, которое к тому времени в античных городах, скорее всего, уже было смешанным.

Таким образом, греческая колонизация Абхазии сыграла решающую роль в дальнейшем развитии древнеабхазского общества в экономическом, культур­ном и политическом отношении. Не исключено, что в IV–II вв. до н. э. здесь, возможно, существовало «Диоскурийское царство» (от Гульрипша до Гуандры), которое вовлекло в сферу своего влияния четыре местные гениохийские «царства». Так создавалась ойкумена (периферия) античного культурного ми­ра. И если уж говорить о том, кто жил на территории Абхазии в период грече­ской колонизации, то это, прежде всего, местные племена (гениохи, кораксы и др.), создатели самого яркого «абхазского» варианта колхидской культуры и пришлые греческие поселенцы (колонисты), в то время как древнекартвельские племена (колхи в узком смысле) ещё в V в. до н. э. проживали южнее Фасиса, точнее в районе р. Галис (совр. Кызыл-Ирмак в Турции), пока не стали посте­пенно вытеснять гениохов из центральной Колхиды в северо-западном на­правлении.

Бгажба О. Х., Лакоба С. З. История Абхазии с древнейших времен до наших дней. М., 2007


 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА



Яндекс.Метрика

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании всегда ставьте ссылку