|
|
Р.М. Барцыц
Абхазский религиозный синкретизм в культовых комплексах и
современной обрядовой практике

Древний храм VII века и замок на реке Бзыбь Гагрского района / И.Н.
Исторический очерк Абхазии. Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский
монастырь. М.: Тип. И. Ефимова, 1898.
ГЛАВА II
СИНКРЕТНАЯ СТРУКТУРА САКРАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА НА МАТЕРИАЛАХ КУЛЬТОВЫХ
КОМПЛЕКСОВ БЗЫБСКОЙ АБХАЗИИ
Преобладание в работе материалов по культовым комплексам Бзыбской, то есть
Северо-Западной Абхазии, по сравнению с Центральной и Восточной частью страны,
объясняется, прежде всего, их большим количеством. Кроме того, современная
Бзыбская Абхазия – это территория исторической Абазгии, население которой первым
в крае приняло христианское вероучение, что подтверждается письменными
сообщениями и археологическими исследованиями обнаруженных здесь древних храмов.
Вместе с тем, культовые комплексы Бзыбской Абхазии лучше изучены лично нами,
что обусловлено как собственным местом рождения (в самом её центре, в сел.
Бармышь Гудаутского р-на) и проживания, так и исполняемыми с 1991 года
служебными обязанностями директора Пицундского Государственного
историко-архитектурного заповедника «Великий Питиунт».
Специфика современного состояния раннехристианских культовых сооружений
определяет особый характер их исследований: большинство сохранилось в состоянии
руин, которые доступны лишь для изучения археологическими методами. Историческая
значимость их применения обусловлена и тем, что сохранилось очень мало
письменных источников о культурной жизни края в ту эпоху. Поэтому подтверждаемая
археологическими, наиболее объективными данными, поступательность строительства
христианских храмов с запада – от Цандрыпша, Гагры, Пицунды, на восток – к
Сухуму, Дранде и Бедии, делает несостоятельными с научной точки зрения некоторые
очевидно политизированные теории: «В грузинской традиции считается, что абазы
управлялись сначала своими князьями, а потом подчинились грузинским, которые
ввели у них христианство (греческого толка) и направили трёх епископов в
Пицунду, Мокву и Дандари, – комменти-
[74]
рует их в середине XIX века И. Бларамберг. –
Но кажется более вероятным, что христианство в Абхазии вводилось… византийскими
императорами, начиная с Юстиниана I»[1]. А.Д. Айналов также
отмечает, что «построение Юстинианом Пицундского храма в Абхазии, богатой теперь
памятниками разного стиля и происхождения, построение и украшение им же города
Севастополя (нынешнего Сухума) должны считаться за наиболее яркие явления в
истории сношений Кавказа с Византией»[2].

Храм VI века Покрова Пресвятой Богородицы в г. Гагра (2001 г.).
Очевидно, что определённым образом на процессе сказалось и неравномерное
расположение традиционных Аныха, с которыми христианские храмы чаще всего
образуют единые культовые комплексы, их преобладание в Северо-Западной части
Абхазии по сравнению с Южной: около двадцати против пяти-шести. По мнению Ш.Д.
Инал-ипа, это может объясняться «и большим влиянием на юге страны христианской
культуры…, и сравнительно более редким её населением, затерявшимся в дремучих
лесах, и сменой населения, в результате которой местные обычаи, обряды и
верования были преданы забвению, а, может быть, и тем, что здесь просто от
времени, естественно, выветрились воспоминания о древних культах, тогда как
божества другого района имеют более позднее происхождение и поэтому больше
сохранилось сведений о них»[3].

Культовый комплекс в сел. Цандрыпш Гагрского района (2001 г.).
Следует заметить, что важные для нашего исследования факты комплексного, в
непосредственной близости друг от друга, расположения традиционных и
христианских культовых мест не всегда носят столь очевидный характер, как, к
примеру, в комплексах сел. Лдзаа (Гагрский р-н), сел. Лыхны (Гудаутский р-н) или
сел. Илор (Очамчырский р-н) – именно поэтому мы не стали включать в работу
подробное описание таких значительных раннехристианских памятников, как
Цандрыпшский и Гагрский храмы. На наш взгляд, это положение объясняется рядом
факторов: недостаточная изученность ряда традиционных
[75]
культовых мест и
сооружений; исчезновение памяти о старых местах отправления традиционного
культа, часто связанное с миграцией (сегодня в этих регионах проживает в
основном неабхазское население); широта распространения сакрального влияния
наиболее почитаемых Аныха. Следует ожидать, что последующие исследования
дохристианской культуры Абхазии сумеют восполнить этот пробел.
Примечания
[1] Бларамберг И. Историческое, топографическое,
статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа. М.: Изд. Надыршин
А.Г., 2005. С. 77.
[2] Айналов Д.В. Кавказ и его древности. Харьков,
1902. C. 10.
[3] Инал-ипа Ш.Д. Вопросы этнокультурной истории
абхазов. Сухуми: Алашара, 1976. С. 304.
Вернуться к оглавлению
Р.М. Барцыц. Абхазский религиозный синкретизм в культовых комплексах и
современной обрядовой практике. Монография. Москва. 2009.
|