|
|
О. Х. Бгажба, С. З. Лакоба
ИСТОРИЯ АБХАЗИИ
С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ

РАЗДЕЛ I
Первобытнообщинный строй и раннеклассовые образования на территории Абхазии
§14. АПСИЛЫ
Первым упомянул об апсилах известный римский историк Плиний Старший
(Секунд), который погиб, спасая людей во время извержения Везувия в 79 г.н. э.
В 137 г. о них писал и римский чиновник (легат) Флавий Арриан, посетивший, по
поручению императора Адриана, военную базу Себастополиса. Апсилы жили тогда к
северу от лазов и имели «царя» Юлиана, получившего знаки «царской» власти от
императора Траяна (98–117 гг.).
В I–II вв. они заселяли значительную часть Колхиды к северу от Фасиса до
Себастополиса, что подтверждается и археологическими материалами.
В последующее время (II–V вв.) апсилы в письменных источниках почти не
упоминаются. Судя же по археологическим раскопкам, наиболее густозаселённым
районом Апсилии в III–V вв. была современная Цебельдинская долина.
К VI в. лазы оттеснили апсилов примерно к р. Ингур.
Наиболее богатое из ранних захоронений апсилов – погребение в с. Таглан (Гальский
район), принадлежавшее, возможно, кому-нибудь из «царского» рода Юлиана. Там
было найдено много золотых изделий – голова оленя с ветвистыми рогами, бусы,
бляшки; серебряные сосуды – стакан, чаши, кубок, блюдце, кольцо; обломки
бронзового кувшина; железные конские удила и другие предметы I–II вв.
В это время в Апсилии ходила римская кесарийской чеканки монета.
В III–V вв. в Апсилию поступало большое количество античных изделий. Но
апсилы сами создали свою самобытную культуру. В V в. они уже освоили
производство собственных амфор для морских перевозок. В их могилах встречают
лощёные аланские кружки, а в Теберде и Нальчике археологи находят апсилийские
кувшины с чашечковидным венчиком (IV–V вв.).

Абхазия I-II в веках н. э.
В VI в. вдоль перевального пути на Северный Кавказ было сооружено несколько
крепостей, главная из которых была Тцибила (по-абх. Цабал). Они охраняли одно из
ответвлений Великого шёлкового пути, дорогу через Апсилию («Даринский путь»). За
его охрану империя платила большие деньги. Вооружены апсилы были самым
современным оружием для своего времени – дамасскими мечами, метательными
топорами «францисками» и другими видами вооружения.
Апсилийское общество. В социальном отношении апсилы сохранили основные черты
родового строя на его высшей стадии, «военной демократии». Поэтому каждый
мужчина был воином, даже кузнецы: железный инвентарь одного апсилийского
захоронения III–IV вв. состоял из кузнечного молота и предметов вооружения.
Каждый населённый пункт Апсилии объединял большое число людей, находившихся в
различной степени родства. В окрестностях Цебельды такие поселения приобретали
городской облик. Патриархальные семьи апсилов были равноправными. Но между
родовыми поселениями могла углубиться и разница в экономическом положении.
Привилегированным выглядит род Шьапкы (Рогатория). Так, его женщины больше
занимались своей внешностью и не работали в поле (отсутствие мотыжек в
погребениях при большом количестве украшений). А мужчины были лучше вооружены.
Апсилы в это время ещё использовали традиционную религию (язычество) и мир
иной воспринимали достаточно конкретно. Они считали, что умершие вновь
возрождаются и занимаются в загробном мире тем же, чем и при жизни: мужчины
сражались, а женщины занимались своей внешностью, обрабатывали землю,
хозяйничали. Поэтому усопшего хоронили с соответствующими ему вещами, до тех
пор, пока не стали христианами.
У стен Цабала. В VI в. Апсилия, как и вся Колхида, стала ареной
ирано-византийских войн. Именно тогда (550 г.) упоминается главная крепость
Апсилии – Тцибила «в высшей степени укреплённая». В это время происходило
наступление иранского полководца Набеда. На его сторону перешёл знатный лаз
Тердет, которого хорошо знали апсилы. Он подошёл к крепости со своим отрядом и
апсилы впустили его к себе без всяких подозрений, ибо не знали об его измене.
Когда персидское войско появилось, Тердет открыл ворота персам. Апсилы послали в
Византию гонцов, чтобы рассказать о случившемся и попросить о помощи. Но они её
не получили. События, произошедшие в дальнейшем, очень красочно описываются у
византийского придворного историка Прокопия Кесарийского: «У начальника этой
крепости была жена родом из Апсилии, очень красивая лицом. В эту женщину
внезапно безумно влюбился начальник персидского войска. Сначала он пытался
соблазнить её, когда же он увидел, что не имеет успеха, то без всякого колебания
он применил насилие. Приведённый этим в яростный гнев муж этой женщины ночью
убил его самого и всех тех, которые вошли вместе с ним в это укрепление,
оказавшихся невинной жертвой страсти их начальника, и сам завладел укреплением.
Вследствие этого апсилы отпали от колхов (т.е. лазов), упрекая их в том, что они
не захотели оказать им помощи, когда они подверглись нападению со стороны
персов». Византийскому отряду в тысячу воинов во главе с Иоанном, сыном Фомы
Армянина, пришлось уговорами и мирными речами улаживать этот инцидент. Археологи
раскопали башню, где произошло нападение апсилов на персидский отряд, которое
было настолько неожиданным, что персидское оружие так и осталось прислонённым к
крепостной стене, а уздечки – на крюках.
Боевые слоны в Абхазии. В 553 г. персидский полководец Мермерой применил в
Апсилии боевых слонов, но из этого ничего не вышло. У защитников крепости были
мощные станковые луки, а закалённые наконечники стрел имели свинцовые
стабилизаторы. Помимо этого оружия, защитники крепости умело использовали визг
поросёнка, подвешенного за ногу. Слоны не выдерживали этого визга и разбегались.
Главная крепость. В крепостном строительстве, судя по Тцибиле, Апсилия не
отставала от Европы (пятигранная, купольная, катапультная башни). Найдены также
древняя баня, состоящая из трёх комнат (холодная, тёплая, горячая), водопровод,
раннехристианские храмы с крещальней, где епископ Константин крестил взрослое
население Апсилии, уникальная печь для обжига извести, винодавильня и многое
другое. Судя по археологическим материалам, Апсилия была связана с Грецией,
Сирией, Египтом, Карфагеном и многими другими культурными центрами.
Позднее, где-то к VIII в. (может, чуть раньше) апсилы вместе с абасгами,
санигами и мисимианами составили единую абхазскую феодальную народность.

Бгажба О. Х., Лакоба С. З. История Абхазии с древнейших времен до наших дней.
М., 2007
|