|
|
О. Х. Бгажба, С. З. Лакоба
ИСТОРИЯ АБХАЗИИ
С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ

РАЗДЕЛ I
Первобытнообщинный строй и раннеклассовые образования на территории Абхазии
§16. САНИГИ
Саниги. Саниги – древнеабхазские племена, которых обычно рассматривают как
вариант «гениохи».
Впервые они упоминаются в I в. до н. э. Мемноном, писавшем, что ставленник
Митридата VI Евпатора Клеохар бежал из Синопы в 70-х годах I в. до н. э. к
«санегам». В непосредственной близости от Себастополиса между апсилами и
гениохами Плиний Старший помещает «саников» спустя полвека после Страбона,
локализовавшего в этих местах «соанов», окружавших Диоскуриаду. В 137 г. Флавий
Арриан отмечал, что «рядом с абасгами – саниги, в земле которых лежит
Себастополис». В то время ими правил «царь» Спадаг, утверждённый императором
Адрианом. Территория санигов тогда простиралась на северо-запад до р. Ахеунт (совр.
Аше, близ Сочи), за которой проживали зилхи (зихи). Если население вокруг
Диоскуриады, судя по письменным источникам, не менялось с I–III вв. н. э., то
санеги-саники-соаны-саниги – это одни и те же древнеабхазские племена (гениохи).
Позднее саниги всегда упоминаются как «племя, жившее в соседстве с абасгами», а
восточная граница между ними – р. Абаск (скорее всего Хашупсе, а может, Бзыбь).
По историку VI в. Прокопию, они уже живут за зихами, т. е. создаётся
впечатление, что между ними к этому времени произошёл обмен территориями. Вместе
с тем в VI в. была ещё жива память о тех временах, когда саниги занимали более
обширную область от Себастополиса до Питиунта.
Культура санигов. Материальная культура санигов в начале I тыс. н. э. в
основном пока изучена вне территории нынешней Абхазии. Так, в местечке Лоо, к
западу от Сочи, было найдено очень богатое женское захоронение в каменной
гробнице. При погребённой оказалось несколько серебряных сосудов, свыше 20
золотых пуговок, нашивок, бусин, подвесок, золотые серьги, футляр для иголки,
флакон для благовоний, перстень. Здесь же обнаружили стеклянный сосуд с
греческой поминальной надписью, изготовленный в Александрии Египетской, и
серебряную застёжку, фибулу (подобные булавки были распространены на
рассматриваемой территории в III в. н. э.). Большинство золотых изделий из этого
погребения похожи на продукцию боспорских мастерских начала нашей эры. Они
представляют смесь античных и сарматских (родственные скифам племена, предки
аланов) изделий с предметами римско-парфянского круга, обнаруженных на
территории Колхиды.
Интересно само по себе и погребение воина из Мацесты (III в.н. э.). Его
сопровождали в мир иной железный меч, глиняный кувшин, стеклянный сосуд,
серебряный кубок с рельефными изображениями, три серебряные монеты из Кесарии
Каппадокийской периода правления императора Траяна и другие изделия.
Богатое захоронение другого воина найдено на Красной Поляне (не ранее IV в.
н. э.). При нём находились – железный меч, три наконечника копий, боевой
железный топор, истлевший деревянный щит с бронзовопозолоченной центральной
частью – умбоном (подобный умбон найден в Цебельдинской долине, центре Апсилии);
серебряное блюдо с изображением персидского вельможи, охотившегося на медведей,
три серебряные монеты с изображением императора Адриана. Блюдо относится к
наиболее раннему сасанидскому (персидскому) искусству. В однострочной надписи на
внешней стороне блюда говорится о том, что первоначально оно принадлежало
Варахрану царю Кермана (262–274 гг.).
Эти и другие материалы говорят о широких экономических и культурных связях
санигов, главным образом, с Римом и Боспором. Поступлению импортных изделий в
Санигию способствовал старинный перевалочный путь, шедший от побережья через
Воронцовку, в обход вершины Ахуц на Красной Поляне и далее на Северный Кавказ.
На Красной Поляне найден также глиняный кувшин, изготовленный в апсилийской
мастерской IV–V вв., который указывает на реальные связи санигов с апсилами. В
IV в. на территории Санигии византийцы строят ряд укреплений. Усиливаются и
контакты местного населения с античным миром.
Саниги (садзы) – предки абхазов. На родство абхазов с санигами указывает то
обстоятельство, что в средневековых источниках саниги помещаются на той же
территории, на которой впоследствии выступает ближайшее родственное абхазам
племя садзов. К названию санигов, скорее всего, восходит топоним, расположенный
на территории, населённой садзами, «Сандрипш». Корнем этого слова является
«сан», который сохранился в этом названии (Сан-дрипш или Цан-дрипш). На этой
территории можно встретить названия рек на «та» и «пста»: Мзымта, Хоста, Мацеста
– Маце-пста (по-абх. «Огненная река»).
В раннесредневековую эпоху саниги (садзы), хотя и употребляли в быту своё
наречие, однако в целом составляли уже этническую ветвь абхазской феодальной
народности. Именно на садзов грузинские авторы позднего средневековья
распространяют название «джики», а занимаемую ими территорию называют Джигетией.

Бгажба О. Х., Лакоба С. З. История Абхазии с древнейших времен до наших дней.
М., 2007
|