|
|
О. Х. Бгажба, С. З. Лакоба
ИСТОРИЯ АБХАЗИИ
С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ

РАЗДЕЛ I
Первобытнообщинный строй и раннеклассовые образования на территории Абхазии
§20. АБХАЗИЯ И ВЕЛИКИЙ ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ
Абхазия в разные периоды своей истории была связана через древние торговые
пути с цивилизациями Европы и Азии (Даринский и Мисимианский пути, Абасгская
дорога и др.). Локализация этих коммуникаций имеет существенное значение в
связи с популярной сегодня идеей «восстановления» Великого шёлкового пути. Об
этом историко-культурном феномене (в настоящее время больше политическом)
существует богатая литература. Остановимся лишь на освещении проблемы,
связанной с конкретными Западнокавказскими ответвлениями этого пути,
проходившими через территорию Абхазии в раннем средневековье (VI–VIII вв.).
Означенные ответвления, в силу конъюнктурных соображений, попросту не только не
учитываются, но и вообще замалчиваются современными исследователями и
политиками.
Между тем, в эпоху раннего средневековья из-за военного противостояния
Византии с Персией, а позднее с Арабским халифатом, заработали три
Западнокавказские ответвления Великого шёлкового пути («северный маршрут»), что
четко документируется письменными источниками и археологическими материалами.
Миссия Маниаха и Зимарха. Так, в 568–569 г. согдийские тюрки, не сумев
добиться выгодных для себя позиций с Персией, стали искать способы торговых
шёлковых контактов с Византией. Интересные сведения по этому поводу содержатся в
«Истории» Менандра (продолжатель Агафия). Так, Маниах, начальник согдиитов, был
отправлен правителем тюрок Дизавулом в составе посольства к византийцам.
Странствие его было продолжительным, и, чтобы попасть в Византию, ему пришлось
даже перевалить «через саму гору Кавказ», а в Византии решили отправить ответное
посольство. Вместе с Маниахом в далёкую Согдиану посылается Зимарх, «полководец
восточных городов», киликиец по происхождению. Для нас интересно описание
Менандром обратного пути Зимарха, особенно, когда он, пройдя «северным»,
«более длинным» маршрутом, «вступил в землю алан» (по укороченной дороге,
скорее всего, по «южному маршруту», он отправил одного из своих спутников,
Георгия, в Византию). «Достигнув Алании, римляне хотели представиться Сародию –
владетелю этой страны». Сародий дружелюбно принял византийского посла Зимарха
вместе с его людьми. Он «предупредил Зимарха, чтобы тот не ехал по дороге
миндимианов (т. е. мисимиан), потому что близ Суании (т. е. Свании) находились в
засаде персы. Он советовал римлянам возвратиться домой по дороге, называемой
Даринской. Зимарх, узнав об этом, послал по дороге Миндимианской десять человек
носильщиков с шёлком, чтобы обмануть персов и заставить их думать, что шёлк
послан наперед, и что на другой день явится и он сам. Носильщики пустились в
путь, а Зимарх, оставив влево дорогу Миндимианскую, на которую, как полагалал
он, персы сделают нападение, поехал по дороге Даринской и прибыл в Апсилию. Он
достиг Рогатория, потом и Понт Эвксинского. Затем отправился на кораблях в Фасис
и, наконец, прибыл в Трапезунт. Отсюда на общественных лошадях приехал в
Византию, в Константинополь, где доложил императору о своём путешествии.
Возможно, одним из этих путей византийские монахи тайно пронесли в своих посохах
шелковичного червя через Азию в Европу, что может являться ярким примером
первого «промышленного шпионажа».
Миссия Льва Исавра. Имеются сведения летописца и о византийском посольстве
707–711 гг. будущего императора Льва Исавра в Аланию. Важно отметить, что в
источнике фигурируют две старые и давно известные дороги (через Абасгию и
Апсилию). Ими воспользовался Лев Исавр в связи с драматическими событиями, из
которых он удачно выкрутился, о чём подробнее будет сказано далее.
Абхазские ответвления Великого шёлкового пути. Большинство исследователей
справедливо считает, что Великий шёлковый путь ко времени Зимарха шёл из Китая в
Согдиану, а оттуда в обход Ирана и его сателлитов через плато Устюрт и Северный
Прикаспий выходил на Северный Кавказ, в верховья Кубани. Но локализация
трансзападнокавказских дорог, которые встречаются у Менандра, по-разному
трактуются исследователями. Так, Мисимианский путь сопоставляют с дорогами
через Мамисонский перевал, через ущелье Ингура и вдоль нынешней Военно-Сухумской
дороги. Даринский путь одни ведут через Клухорский перевал, другие – через
Санчарский и т. д. Идентификация Мисимианского пути тесно связана с проблемой
локализации самих мисимиан (родственных апсилам) и их центров.
Мисимианская крепость Бухлоон-Буколус находилась не в верховьях Кодора, как
обычно принято считать, а в районе современного села Пахулан на правом берегу
Ингура, где, по Агафию, в VI в. проходила граница между лазами и мисимианами.
Менандр подчеркивал, что путь мисимианов следовал вблизи сванов, которые в VI
в., согласно данным Прокопия Кесарийского, обитали восточнее мест их нынешнего
пребывания. Поэтому логичнее всего Мисимианский путь локализовать в Ингурском
ущелье (перевал Накра).
Менандр, как видим, сохранил и конкретные указания на то, что Даринский
путь проходил западнее Мисимианского и выводил прямо в Апсилию. Следы древней
дороги были прослежены Цебельдинской экспедицией по правому берегу Кодора, а
пограничная с апсилами крепость мисимиан Тцахар (Пскал) находилась на его левом
берегу. Резиденция правителей Апсилии, Рогатория, локализуется на месте
апсилийской крепости Шьапкы (Цебельдинская долина). Со стороны Санчарского
перевала прямых дорог в Цебельду нет. Поэтому единственным вариантом следует
признать Клухорскую перевальную дорогу, выводившую по ущельям Кодора и Мачары
через Цебельду к Себастополису.
У Феофана Хронографа о миссии Льва Исавра на Западный Кавказ фигурируют два
пути. По первому – спафарий направился в Аланию, а затем вернулся в Византию.
Источник не даёт никаких показаний против сопоставлений упомянутого в нём
перевала с Клухорским, а дороги – с Даринским путем. Вторую дорогу следует вести
по линии Лыхны–Гудаутской – перевал Псху–Санчар, хотя не исключается и путь от
Санчара через Псху и перевал Доу в долину р. Гумиста и далее в Себастополис. Ни
один из рассмотренных древних путей не совпадал с «Абхазской дорогой»
грузинских летописей XI в. (Так называлась подгорная дорога от Кутаиси до
Себастополиса-Цхума и далее в сторону Анакопии.)
Что касается археологических материалов, подтверждающих существование
Западнокавказских ответвлений Великого шёлкового пути, то в первую очередь
следует, например, назвать сирийские, согдийские и китайские шелка,
золотоподобную латунь из урочища Мощевая Балка на Северном Кавказе и бусину с
китайскими иероглифами («император») времён династии Суй (VI в.), найденную в
одном из женских апсилийских захоронений Цибилиумского могильника, т.е. на
трассе Даринского пути, которым шёл Зимарх, а позднее и Лев Исавр. Именно на
основании данных об импорте бус и шелков, как с одной стороны, из Китая и
Средней Азии, так и с другой стороны, из Сирии, чётко рисуется кавказский
отрезок Великого шёлкового пути.
Следует также отметить, что в абхазском языке имеется древнее название
верблюда – «амахч», хотя это животное в Абхазии не водилось. Слово состоит из
двух частей: амаха – «лук» и ачы – «лошадь», т.е. дословно – «лошадь с лукой»,
что вполне может напоминать своими выступами два верблюжьих горба. Возможно,
шёлк доставляли на верблюдах к кавказским перевальным путям, а затем
перекладывали на абхазских вьючных лошадей.
Транскавказские перевальные пути также сыграли объединяющую роль в
образовании культурной общности между населением Абхазии и восточных районов
горного Прикубанья на Северном Кавказе. Эта роль чётко проявляется в
археологических памятниках (посуда, вооружение, одежда, украшения),
архитектурных сооружениях (крепости, храмы) и духовной культуре (нартский эпос,
христианство).
Таким образом, территория нынешней Абхазии, если исходить из нынешней логики
«восстановления» Западнокавказских ответвлений Великого шёлкового пути, вполне
может быть востребована в современных условиях ибо напрямую соединит Северный
Кавказ и юг России с Чёрным морем со всеми вытекающими отсюда экономическими и
политическими последствиями.

Бгажба О. Х., Лакоба С. З. История Абхазии с древнейших времен до наших дней.
М., 2007
|