|
|
О. Х. Бгажба, С. З. Лакоба
ИСТОРИЯ АБХАЗИИ
С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ

РАЗДЕЛ I
Первобытнообщинный строй и раннеклассовые образования на территории Абхазии
§21. АБХАЗИЯ В VII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ VIII ВВ.
Анакопийская крепость. В VII в. Абасгия, Апсилия, Мисиминия оставались в
зависимости от Византийской империи, являясь её северо-восточными провинциями. В
начале VII в. была возведена Анакопийская крепость, крупнейшее оборонительное
сооружение на Кавказском побережье Чёрного моря. В основе названия «Анакопия»
находится абхазское слово «анакуап», которое переводится как «изрезанная,
извилистая местность» и по смыслу обозначает то же, что и греческое название
этого пункта (Трахея).
Максим Исповедник в Абхазии. В это время на территорию Абхазии были сосланы
из Византии церковные деятели Максим Исповедник и два Анастасия. Их перевозили
не раз из крепости в крепость, то оказывая внимание, то мучая. Они побывали в
крепости Скоторе близ Абасгии, Пусте «в краях Апсилии и Мисиминии», «Зиха-хоре»
в верховьях Моквы и т.д. Абасгия представляется в это время более развитой, чем
соседние районы страны. Во главе её тогда стоял «христолюбивый принципс».
«Диван абхазских царей». В VII – начале VIII вв. в Абасгии, как и соседней
Апсилии, существовала наследственная власть, что отражено в «Диване абхазских
царей». Его позднейшая копия относится к XV в. Первым в этом списке стоит Анос,
вторым – Гозар, третьим – Юстиниан, четвёртым – Феликтиос, пятым – Капаруки (Барук),
шестым – Дмитрий I, седьмым – Феодосий I, восьмым – Константин I, девятым –
Феодор I, десятым – Константин II и одиннадцатым – Леон I, причём все они, кроме
последнего, были сыновьями своих предшественников, и лишь Леон I был младшим
братом Константина II.
Духовным центром Абасгии, тесно связанным с Византией, продолжал быть
Питиунт (в то время Питиунт уже входил в Абасгию). Не случайно, что именно здесь
найдено большинство вислых печатей, в том числе «Константинос Абасгиас»
(Константин II) и Феодора (Феодор I). Абасги носили византийские титулы
архонтов, егуменов, принципсов и находились в кровном родстве и постоянной
переписке с представителями византийской элиты в Константинополе и её
ставленниками на местах.
Вторжение арабов и битва у стен Анакопии. В самом конце VII в. в Западное
Закавказье вторглись арабы. Они дошли до Апсилии и разместили в ней свои
гарнизоны. Это отразилось и на настроении абасгов. Чтобы отрегулировать ситуацию
в пользу Византии, в Аланию был послан Лев Исавр 708–711 гг., который успешно
выполнил антиарабскую миссию.
В 738 г. арабское войско вновь вторглось во главе с Мерваном Кру (Глухим) в
Закавказье. Картлийские цари Мир и Арчил бежали в Абасгию и укрылись в Анакопии
(первое присутствие на территории современной Абхазии восточных картвелов).
Мерван разрушил, как сообщает грузинская летопись, «город Апсилии Цхум» и дошёл
до Анакопийской крепости, которую защищали две тысячи абасгов и одна тысяча
бежавших в Абасгию вместе с Миром и Арчилом картлийцев. Правитель абасгов Леон I
в это время отправился к аланам за помощью. Тогда войско Мервана представляло
«тёмную тучу саранчи и комаров». Это неравенство компенсировалось мощностью стен
Анакопийской крепости. Её южная стена, протяжённостью в 450 м, была снабжена 7
башнями, которые в зависимости от крутизны склона и важности стратегического
положения имели четырёхугольную и полукруглую форму. Эти башни отстояли друг от
друга на расстоянии 30–50 м, т. е. полёта стрелы. На стенах и башнях стояли
катапульты и другие метательные машины, засыпавшие врагов стрелами и камнями. За
круглой многоярусной угловой башней скрывались ворота, подходы к которым были
тщательно защищены. Между башнями существовали калитки, через которые защитники
крепости совершали внезапные вылазки. Кровопролитной битвы или длительной осады
Анакопии у арабов не получилось. Грузинский историк XI в. Джуаншер так описывает
решающие события у стен Анакопии: «И перед рассветом господь бог послал на
сарацин зной южный, и заболели они кровяной холерой». В ту ночь явился Арчилу
ангел божий, который сказал ему: «Идите и сразитесь с агарянами,
т.е. арабами, ибо я на них послал жестокую истребляющую людей и животных
болезнь. Тогда выступите, когда из лагеря услышите стоны и рыдания. Вы же будьте
храбрыми и обретёте силу, уповая на бога». Они так и поступили на рассвете – «от
холеры погибло тридцать пять тысяч сарацин, а от меча – три тысячи. Сам Мир был
ранен копьём в бок, из защитников в тот день пало шестьдесят человек». Мервану
пришлось отступить. И никто не знает, как бы сложилась будущая карта Восточной и
Западной Европы, если бы арабы захватили Анакопию.
Блаженный апсил Евстафий. В период осады Анакопии арабы нанесли
сокрушительный удар по Апсилии в том же 738 г. Сулейман-ибн-Исам взял штурмом
Сидерон (крепость Тцибила) и захватил в плен последнего правителя апсилов
Евстафия, имя которого пользовалось заслуженной известностью во всём
христианском мире. Блаженный Евстафий был сыном «знатнейшего и первейшего среди
апсилов» патрикия Марина. Несмотря на принуждения, он не отрёкся от христианской
веры и в знаменитом месопотамском городе Харане оказался истинным мучеником,
«где святые мощи его благодатию божию производят всякие исцеления».
Последствия после Анакопийской битвы. Благоприятная ситуация способствовала
выдвижению правителя Абасгии Леона I, в то время, как другие области Колхиды
были опустошены и обескровлены. В знак победы над арабами византийский император
Лев Исавр прислал два царских венца и грамоту картлийским царям Миру и Арчилу,
передав им в управление Лазику (приморская её часть отошла к Миру). Своему же
тёзке Леону I Лев подтвердил его наследственное право на владение Абасгией,
рекомендовав при этом, не посягать на владения его новых соседей.
Вскоре Мир умер от раны, а его многочисленных дочерей брат Арчил стал
выдавать замуж. Леону I досталась младшая – Гурандухт, вместе с которой он
получил корону Мира (конечно, не без ведома Льва Исавра). За Леоном I
закрепилась территория между рекой Эгрис-цкали (тогда р. Ингур) и «Клисурой»,
возникшей в VI в. системой укреплений, главным узлом которой была крепость
Цихе-Годжи (Археополис–Нокалакеви в Западной Грузии). Северной границей Абасгии
был определён Кавказский хребет, за которым начинались владения Хазарского
каганата. В результате Леон I стал правителем обширной области, куда входили
прежняя Абасгия, Апсилия, Мисиминия и Лазика, восточные области которой отошли к
нему после смерти Арчила.
Так Абхазское княжество в конце правления Леона I геополитически созрело быть
Абхазским царством. В древнегрузинском письменном источнике «Мученичестве Або
Тбилели» (786 г.) Абхазия уже называется «христолюбивой страной, со своими
владетелями, епископом и священниками». К этому времени, скорее всего, и
завершился процесс образования единой абхазской феодальной народности.
Так Абхазия стала на путь своей независимой раннефеодальной
государственности, которую и следует принимать за основу.

Бгажба О. Х., Лакоба С. З. История Абхазии с древнейших времен до наших дней.
М., 2007
|