| 
     | 
    
    
    
    О. Х. Бгажба, С. З. Лакоба
ИСТОРИЯ АБХАЗИИ
С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ
    
    
    
      
РАЗДЕЛ II
Абхазия в эпоху феодализма
§2. АБХАЗСКОЕ ЦАРСТВО И ХАЗАРИЯ
Известны свидетельства грузинского литературного памятника 80-х годов VIII в. 
«Мученичество Або Тбилели» и летописного свода Грузии (XI в.), говорящие о 
тесных контактах (в том числе кровнородственных) между Абхазией и 
Хазарией – 
этими двумя могущественными раннефеодальными государствами. Мало кто задавался 
вопросом: почему имя 
Леона II, фактически первого царя Абхазии («апсха»), 
отсутствует в списке (диване) абхазских царей, составленном в конце X в. первым 
государем «царства абхазов и картлийцев» 
Багратом III. 
Хазарское родство. Будет не лишним вспомнить о некоторых событиях, 
произошедших в то время. В 730 г. умер хазарский каган Хакаср (дедушка Леона 
II), и два года правила его мать, Парсбит (прабабушка Леона II) до 
совершеннолетия «сына кагана» Барджиля (дядя Леона II), который вместе с Буланом 
(«олень»), знатнейшим из дагестанских беков, первым принявшим тогда в Хазарии 
иудейскую религию под именем Сабриель, руководил взятием известного арабского 
города Ардебиля (нынешний Азербайджан). В это же время (732 г.) византийский 
император 
Лев
    Исавр (717–741 гг.), который в 708–711 гг. находился в Алании, 
Абасгии и Апсилии, женил своего сына 
Константина
    V Копронима, будущего 
императора Византии (741–775 гг.), на дочери хазарского кагана Чичак («цветок» – 
тетя Леона II). Покрестившись, она приняла имя Ирина, в то же время парадная 
одежда при византийском дворе стала называться в её честь «чичакион». Чуть 
позже, возможно, также не случайно женой Константина II Абасгского (известны его 
вислая печать из Пицунды и эпиграфическая надпись «Абасгиас» из Цандрипшского 
храма) стала сестра Чичак. Так отец Леона II стал свояком византийского 
императора-тезки. В результате от первой пары родился 
Лев Хазар, будущий 
император Византии (775–780 гг.), а от другой – Леон II – будущий первый царь 
Абхазии (786–806 гг.). С абсолютной точностью трудно установить год рождения 
двоюродных братьев, тоже тёзок. Скорее всего, Лев Хазар был старше Леона II. 
В 737 г. Мерван ибн Мухаммед, известный арабский полководец, а затем халиф, 
после захвата большей части Закавказья двинулся на Хазарию с двух сторон: через 
Чору (Дербентские ворота) и Дарьял. Он нанёс хазарам сокрушительное поражение, 
заставив кагана временно исповедовать ислам. Но на «Абхазской дороге» у стен 
Анакопийской крепости в 738 г. Мерван был остановлен.  
В честь этой победы, как вам уже известно, Лев Исавр подтвердил правителю 
Абасгии Леону I потомственное право на владение страной, хотя тот не являлся 
сыном предыдущего правителя Константина II, а лишь был его младшим братом.  
После женитьбы на Гурандухт и смерти Арчила к Леону I отошли обширные земли, 
включавшие в себя Абасгию, Апсилию, Мисиминию и всю Лазику. Северная граница его 
территории за Кавказским хребтом соприкасалась с Хазарией. 
В гуще событий. После смерти Льва Хазара (780 г.) ситуация в Византии резко 
меняется – началась борьба за престол между его вдовой и другими претендентами, 
ослабившая империю. В то же время в Закавказье (Грузия, Армения, Албания) зрело 
недовольство арабским засильем. Что касается Хазарии, то она настолько 
оправилась от нанесённого ей Мерваном поражения, что сама стала активно 
вмешиваться в кавказские дела. Нет ничего удивительного, что на исторической 
арене в нужный момент появился Леон II, ближайший родственник хазар на самом 
высоком уровне. С помощью их он произвёл подобие дворцового переворота 
(возможно, после смерти Леона I). Геополитически Абхазское царство как 
независимое государство уже созрело, чем, естественно, воспользовался Леон II. 
Состояние Абхазии в начале правления Леона II хорошо передаётся в грузинском 
источнике «Мученичество Або Тбилели», в котором рассказывается о судьбе 
арабского юноши, слуги картлийского эрисмтавара Нерсе, казнённого в 786 г. за 
переход в христианство. Блаженный Або (Хабиб) с радостью увидел христолюбивую 
страну Абхазию с её народом, правителем, епископом и священниками. И только 
тесные контакты Леона II Абхазского с хазарской элитой позволили Нерсе 
заблаговременно укрыть свою семью в Абхазии, а самому бежать от арабов в 
сопровождении 300 всадников к хазарскому кагану за помощью в борьбе с общим 
врагом. Покинув Хазарию, Нерсе ещё несколько месяцев прожил в Абхазии, ожидая 
результатов переговоров своего племянника Степаноза, которого арабы назначили 
эрисмтаваром вместо него. Становится понятным, почему Леон II перенёс к концу 
своей жизни столицу Абхазского царства из Анакопии в Кутаис, находившийся в 
большей удалённости от границ Византийской империи и наикратчайшем пути в 
Хазарию. А на вопрос, поставленный вначале: почему Леон II, фактически первый 
царь абхазского раннефеодального государства, не попал в список (диван) 
абхазских царей, можно ответить следующим образом. Во-первых, Леон I (дядя Леона 
II) был узаконен самим византийским императором на право наследования Абхазией, 
а Леон II как бы это проигнорировал. Во-вторых (возможно, основная причина) – 
его происхождение. Нельзя исключить, что на формирование личности Леона II 
большое влияние оказала мать-хазарка, которая в отличие от своей сестры Чичак 
(Ирина), скорее всего, исповедовала либо традиционную языческую, либо 
новационную иудейскую религию, которую царь Обадий сделал в начале IX в. 
государственной религией Хазарии. 
Возможно, поэтому Леон II был менее подвержен христианству, чем его дядя. 
Следует также задуматься над символикой древнейшего яруса Х в. дворца в Лыхны, 
на северном фасаде которого изображён крест, вписанный в шестиконечную звезду 
Давида. Не является ли это репликой синкретизма двух религий в Абхазском 
царстве?! В свою очередь, у хазар наблюдалась веротерпимость к христианству.  
Говоря о традиционной религии у древних абхазов и хазар, следует отметить их 
особое почитание божества грома и молнии (соответственно Афы и Куара), 
поклонение деревьям (особенно дубу), нанесение себе увечий при похоронном обряде 
и т. д. 
Контакты между Абхазским царством и Хазарским каганатом нашли своё отражение 
и в археологических материалах, связанных с керамическим (амфоры 
салтово-маяцкого облика, стройные кувшины с плоскими ручками, пифосы с 
налепленным валиком и т. д.) и железообрабатывающим (наконечники стрел, сабли, 
некоторые орудия труда и т. д.) производствами данных стран. 
Итак, абхазы и хазары, как видим, создали в своё время могущественные 
раннефеодальные государства, которые противостояли арабам и остановили их 
продвижение в Европу; одного этого достаточно, чтобы обеспечить этим народам 
прочное и достойное место на страницах всемирной истории. 
    
    
    
    
      
Бгажба О. Х., Лакоба С. З. История Абхазии с древнейших времен до наших дней. 
М., 2007 
     
      
    
    
     |