|
|
О. Х. Бгажба, С. З. Лакоба
ИСТОРИЯ АБХАЗИИ
С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ

РАЗДЕЛ II
Абхазия в эпоху феодализма
§9. Абхазское княжество и Турция (XV–XVIII вв.)
С падением в 1453 г. Константинополя турки-османы решили взять под контроль и
Черноморское побережье Кавказа (в том числе Абхазию). Через год их флот появился
в Севастопольской бухте, атаковал и опустошил город.
Антитурецкая коалиция. В Закавказье образовалась антитурецкая коалиция, куда
вошло и Абхазское княжество, что видно из письма царя картвелов Георгия VIII
герцогу Бургундскому от 1459 г.: «…князья-христиане… заключили между собой
перемирие и поклялись всеми силами бороться с турками… каждый выставляет свои
войска. Я выставляю 40000 человек… Готов со своими войсками мегрельский царь
Бендиан, грузинский царь Горгора (из Самцхе) направляется с 20-тысячной
кавалерией. Герцог Анакоции (Авогазии – Абхазии) Рабиа обещал выступить со
своими братьями, вассалами и со всеми войсками (30 тыс. воинов). В союзе
участвуют … и три татарских князя… Перечисленные лица поклялись друг другу в
верности, изменник будет наказан …». Однако наметившийся было союз распался.
В начале 60-х годов XV в. турки присоединили к себе Крым и часть
Кавказского побережья, а со взятием Каффы в 1475 г. генуэзская колониальная
система в Черноморье прекратила своё существование.
В 1553 г. турки попытались укрепиться в Джигетии. Они неоднократно вторгались
и в Имеретию. Подверглись огню Кутаиси, Гелати и другие пункты. Всё это
происходило на фоне противостояния двух могущественных государств – Турции и
Ирана. Каждый вёл беспроигрышную для себя, но коварную политику «разделяй и
властвуй» и старался привлечь на свою сторону как можно больше владетельных
князей и царей Закавказья. Но полувековая война между Турцией и Ираном
закончилась мирным договором, по которому все спорные территории были поделены
на сферы влияния. Турции досталось всё Западное Закавказье (в том числе
Абхазия). Но его необходимо было ещё завоевать.
Турки в Абхазии. В 1578 г. на короткое время в Севастополисе разместился
турецкий гарнизон. Об этом говорят надписи на надгробных плитах, найденных на
территории г. Сухум.
В первой половине XVII в. турки блокировали город с моря, так как не могли
овладеть им со стороны суши. Пришлось пойти на выплату дани. Абхазские феодалы
даже начали получать турецкие имена. Например, имя Карабей принадлежало
лыхненскому князю в 20-х гг. XVII в.
Казаки. В это же время население Западного Закавказья (в том числе Абхазии)
было тесно связано с донскими и днепровскими казаками. Оно видело в них своих
союзников против турецких «басурман».
После удачных турецких походов казаки, возвращаясь на родину, наполняли
большую пицундскую чашу золотыми и серебряными монетами. В их преданиях
сохранились сведения о совместных походах с «абхазскими христианами» к турецким
берегам.
Турецкий десант. В отместку в мае 1634 г. турки высадили большой десант в
районе Кодорского мыса, опустошили прилегающий район и разграбили Драндский
монастырь. Они обложили абхазов данью, но те платили её недолго, а потом и
вообще прекратили. Турки использовали междоусобицы местных феодалов в своих
корыстных целях. Бывали моменты, когда им это не удавалось. Так, в 1672
«мингрельский князь пригласил абхазцев на помощь против турок». Но такие союзы
были недолговечны.
Сухум-Кале. В 1724 г. турецким архитектором Юсуфом-ага была построена
крепость бастионного типа. Она и сам город стали называться Сухум-Кале. Турки
осмысливали это название по-своему, как «су» – вода, «хум» – песок, «кала» –
крепость, город. В 30-х годах XVIII в. в Сухум-Кале служило от 70 до 112 солдат.
Абхазы и турки. После того как турки в 1733 г. ограбили и сожгли Илорский
храм, а затем двинулись в северо-западную Абхазию, Шервашидзе и его подданным
пришлось перейти в мусульманство. Однако вскоре между ними и османами возникла
ссора. Абхазы напали на лагерь турков и уничтожили его. Часть османов бежала с
пашой, другая – погибла. В результате абхазы отвоевали не только всё имущество,
но и вновь обратились в свою веру. Эту победу приписали чудотворению св. Георгия
Илорского, который в ту ночь велел абхазам выступить и тем самым придавал им
силу в сражении.
В 1757 г. Самурзаканский владетель Хутуния Шервашидзе воевал с турками в
Имеретии. Прежде чем погибнуть, он сразил 16 врагов. По наущению турков феодалы
Дзяпш-ипа восстали против владетеля Бзыбской Абхазии Манучара Шервашидзе. В это
время он и его два брата, Ширван и Зураб были высланы в Турцию. Дзяпш-ипа в
результате сумел овладеть территорией между р. Псырдзха и Кодор. Вскоре Зураб
Шервашидзе, с помощью турков, вновь вернулся в Абхазию в качестве наместника.
В 1771 г. абхазы, под руководством Зураба и Левана Шервашидзе (владетель
Самурзакано), осадили и взяли Сухумскую крепость. Затем они её уступили «за 20
турецких мешков и десять тысяч пьястров». Через три года турки покинули
Сухум-Кале, «как бесполезную для них крепость». После этого Шервашидзе разделили
между собой Абхазию на четыре части – Бзыбская Абхазия (Зупу) досталась Зурабу;
владетелем центральной – между Анакопией и Кодором (Аку) – стал Келешбей;
территорию между Кодором и Аалдзгой (Абжуа) получил другой племянник Зураба –
Бекирбей; Самурзакань осталась за правителем Леваном.
Абхазия и Турция в XVI–XVII вв. Усиление политических, экономических
контактов с Османской империей на протяжении XVI–XVII вв. привело к постепенному
распространению мусульманства суннитского толка. Так, если в начале XVI в. ещё
сохранились традиционные (дохристианские) и христианские верования на всей
территории Абхазии, то с его середины начался процесс вовлечения её в исламский
мир.

Абхазия в XVII - XVIII веках
Мусульманская религия. К 40-м годам XVII в. относится первое свидетельство
турецкого географа и историка Эвлия Челеби об абхазах-мусульманах. Он писал, что
у них есть мечеть и, если кого-нибудь «обозвать христианином, то они убьют его,
если же назвать мусульманином – обрадуются. Они не признают Корана и не имеют
никакого вероисповедания. Вместе с тем не любят христиан, а за мусульман душу
отдадут». В то же время абхазы ещё не платили султану «харадж», которым обычно
облагались немусульмане. Та часть абхазов, которая проживала в приморских Абжуа
и Самурзакани, была как будто христианами. О такой выборности религии говорит и
тот факт, что владетель Юго-Восточной Абхазии Путу Шервашидзе выказывал верность
христианскому учению, а владетель остальной части Абхазии – Карабей был
сторонником ислама. Проникновению мусульманства в Абхазию в середине XVIII в.
способствовали междоусобные распри, удаление католикоса из Пицунды и изгнание
христианских священников из многих пунктов. Но из-за отсутствия здесь
социально-экономических условий зёрна новой мировой религии прорастали на
местной почве не совсем просто.
Религиозный синкретизм. До середины XVIII в. абхазское общество развивалось
на конфессиональном уровне по трём религиозным направлениям – сохранялись многие
элементы христианства, возродились различные традиционные народные культы,
расширялось воздействие мусульманства.
Ян Рейннегс, врач, путешественник, наблюдал во второй половине XVIII в.
смешение традиционных и христианских верований у абхазов. В первых числах мая
они собрались в священном лесу около большого железного креста, где жили
пустынники. Все приносили с собой деревянные кресты и ставили их повсюду, а
потом обменивались ими в знак дружбы. Во многих местах Абхазии находят грубо
обработанные железные кресты, нижний конец которых представляет острие для
насадки на деревянное древко.
Возрождение традиционной религии у абхазов прослеживается и в погребальном
обряде. Хоронить продолжают на кладбищах у заброшенных храмов, но с христианской
западной ориентировкой (головой на запад). Появляется обычай приусадебных и
придорожных захоронений. В приморских районах возрождается и становится
популярным традиционный в древности обряд воздушных захоронений. Он вызывал
удивление у путешественников. При этом приносили в жертву коня, как когда-то.
Затем вешали на дерево ящик с покойником, а рядом его вещи и оружие, которыми он
пользовался на войне. Возродились также культы, связанные с поклонением деревьям
(особенно ореху и дубу), рощам, огню и очажной цепи, горным духам, солнцу и
луне, животным (особенно быку, собаке, лошади), земле, воде и их божествам,
железу и кузне, душе умерших, богу Анцва и т. д. Так что в этих условиях
христианству и мусульманству мало было места. И только к концу XVIII в. правящая
верхушка абхазов более или менее обращается к исламу.
Хозяйство. Основу хозяйства Абхазии в это время составляли земледелие,
скотоводство, охота, пчеловодство и разные формы ремесленной деятельности.
Различные авторы (например, грузинский географ-историк первой пол. XVIII в.
Вахушти Багратиони) отмечали, что земля в Абхазии плодородна, а климат мягкий. В
ней много фруктов, винограда, скота, зверей, птиц и рыб. Особой красотой
отличалась местная большая коза с мягкой пёстрой шерстью, длинными рогами и
бородой до колен.
Основной сельскохозяйственной культурой в Абхазии до XVIII в. было просо.
Потом больше стали употреблять кукурузу и, особенно, фасоль, проникающие из
Турции. Основными орудиями труда были деревянный плуг с железным наральником, на
кончик которого наваривалась стальная закалённая полоса, мотыга и топор. В
ежедневную пищу абхазов входили сыр, молоко и дичь. Видную роль до конца XVIII
в. играло свиноводство. По словам очевидцев, свиньи были здесь «величиной с осла».
Из свинины готовили для продажи дешёвое сало и ветчину.
Торговля. Из Абхазии вывозилось большое количество воска. Из-за отсутствия в
то время полноценной городской жизни каждый крестьянский двор удовлетворял свои
нужды самостоятельно. Абхазские женщины прекрасно пряли нити, которые вывозились
в Смирну и Салоники. Мужчины производили железо древним «сыродутным способом»,
изготовляя высококачественную кольчугу, отковывали острые кинжалы и сабли. В тот
период в Абхазии деньги не имели обращения – обмен носил натуральный характер.
Здесь появились армянские колонии из персидского города Джуга, для того чтобы
оживить торговлю. Наибольшей известностью пользовался торг в Исгуаре (Кодорский
мыс), который состоял из двухсот маленьких хижин-плетёнок, где жили торговцы.
Подобные торги были в Сухумской крепости и близ Гудауты, на Бамборском мысе, где
дорогой самшит обменивали на соль и железо.
Но самым важным предметом торговли были люди, интересовавшие больше всего
турецких купцов, которые в этом плане перещеголяли генуэзцев. Продавали в
основном пленных, но за большую сумму – и своих соплеменников. Наиболее ценились
молодые, крепкие красивые мужчины (15 руб.) и 13-18-летние девушки (20 руб.). По
данным Шардена, турки ежегодно вывозили до 12 тыс. рабов. В этом плане особенно
прославился Путу Шервашидзе.
В обмен на людей турецкие торговцы завозили в Абхазию товары из различных
стран: всевозможные ковры, одеяла, холсты, кожу, шали, сукно, шелка, сёдла,
сбрую, железо, медь, котлы, курительные трубки, солёную рыбу, сахар, соль и,
конечно, разнообразное вооружение – ружья, сабли, кинжалы, ножи, пистолеты,
порох, стрелы.
Так продолжалось до тех пор, пока на горизонте не замаячил двуглавый орёл
царской России. Абхазию из-за непокорности ждали новые трагические потрясения,
связанные с махаджирством, насильственным выселением большей части абхазского
народа за пределы своей родины.

Бгажба О. Х., Лакоба С. З. История Абхазии с древнейших времен до наших дней.
М., 2007
|