Иоганн Бларамберг

ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА АБХАЗИИ

       > ПОРТАЛ ХРОНОС > БИБЛИОТЕКА АПСУАРА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ А >


Иоганн Бларамберг

--

БИБЛИОТЕКА АПСУАРА


АПСУАРА
А: Абхазия, Агрба, Амичба...
Б: Басария, Барцыц, Бройдо...
В: Воробьев, Воронов...
Г: Гулиа, Гунба...
Д: Данилов, Дасаниа, Джемакулова, Джихашвили...
Е, Ё: ...
Ж: Жидков...
З: ...
И: Инал-Ипа Ш.Д....
К: Капба, Козэль, Кудрявцев, Кунижева...
Л: Лакоба...
М: Мандельштам, Монперэ...
Н: Неруда...
О: Олонецкий...
П: Паустовский, Приключения нарта Сасрыквы, Прокопий Кесарийский...
Р: Рихтер, Румянцев...
С: Сенковский, Сент-Совер, Студеникин...
Т: Тарнава, Торнау, Тхайцухов...
У: ...
Ф: Франгуланди...
Х: Хотко...
Ц: Цвижба...
Ч: Челеби, Чкадуа, Чурсин...
Ш, Щ: Шамба, Шанава, Шария...
Э: ...
Ю: ...
Я: ...

Родственные проекты:
ХРОНОС
ФОРУМ ХРОНОСА
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
СЛАВЯНСТВО
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
РУССКОЕ ПОЛЕ
МОСКОВИЯ

Иоганн Бларамберг

Топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа

БАССИАНЕ

Историческая справка

Название бассиане производят от самого знаменитого семейства этого рода, которому грузинская география приписывает осетинское происхождение. По старинному преданию, сохранившемуся среди них,

они давно проживали в Кумских степях, вплоть до Дона, но они не могут точно указать этот период. Их столица, которая, как утверждают, была великолепной, называлась «Кирк-Маджар», что на языке бассиан означает «сорок каменных строений». Они говорят, что развалины Маджара и есть то, что осталось от их столицы. Там жили многие из их князей. В начале II века по мусульманскому летосчислению они вели непрерывные войны со своими соседями, которые их в конце концов изгнали; они ушли в Большую Кабарду, откуда также были вытеснены черкесами. Разделенные на три группы, они были вынуждены обосновываться в наиболее высокогорных районах (По некоторым другим указаниям, это переселение произошло не более 460 лет тому назад.). Некоторые из них остались вблизи Малки и только позже переселились к истокам Черека, чему они обязаны и своим названием «малкары», или «балкары». Некоторое время они спокойно прожили в своем новом краю, но в 1207 году грузинская царица Тамара, покорившая осетин и другие кавказские народы, подвергла той же участи и бассиан. Она повсюду ввела христианство, некоторые отголоски которого сохранились до сих пор у этих татар, как и остатки древних церквей в горах на их территории. Они соблюдают семинедельный пост весной и девятинедельный пост в конце лета — в этот период они воздерживаются от употребления любого мяса, масла и молока.

Видимо, со времени завоевания Грузии монголами бассиане обрели свою свободу, но позже они [321] попали в зависимость от кабардинцев и оставались в этом положении до самого последнего времени.

Эти татары, которым черкесы дали название «татар-куш-ха» («горные татары», или «обитатели вершин»), а осетины — «асы», состоят из нескольких племен, живущих изолированно на берегах различных потоков. Это балкарцы, или собственно бассиане, чегемцы и баксанцы (по-русски «уруслеевцы»).

Балкарцы

Балкарцы, которых черкесы называют «балкар куш-ха», сами себя именуют «малкарлы», то есть «малкарские деревни» или «малкарские аулы». Они живут изолированно или поселениями в верхней части высоких снеговых гор, на берегах Черека, Псигонсу, Арвана; они также занимают территорию Бисинги, или Бесанги, в верховьях Мишджика, впадающего слева в Черек.

Основная масса народа не имеет никакой определенной религии; они почитают бога по имени Таг-рее, а не Аллаха, как первотворца всех благ; а также пророка Эли. Они утверждают, что этот пророк появляется иногда на вершинах самых высоких гор. В его честь вместо ритуальных песнопений и танцев они приносят в жертву ягнят, молоко, масло, сыр и пиво. Они употребляют в пищу свинину. У них есть священные источники, в окрестностях которых они никогда не дотрагиваются до деревьев.

Они ездят торговать в Имеретию до Рачи и Они на реке Риони, эти населенные пункты удалены, по некоторым сведениям, на 55 верст от их главного поселения Улу-Малкар. В эти пункты можно попасть лишь перейдя ужасные ущелья, утопающие в снегах, где путники часто гибнут под снежными лавинами. Товары, которые они везут, это, главным образом, войлочные бурки, коричневое или светло-желтое сукно, считающееся очень качественным, войлок, башлыки и меха; они выменивают все это на [322] хлопчатобумажные и шелковые ткани, иглы, золотые и серебряные блестки, табак, трубки и галантерею.

В Они они покупают много каменной соли в виде больших продолговатых кусков, которую добывают в шахтах Колпи за Араксом, у подножия Арарата, и которую потребляют во всей Грузии и повсеместно на Кавказе. Соль, которую они получают с Кавказской линии, им привозят кабардинцы. На зиму они отгоняют свой скот в Кабарду, что ставит их в зависимость от кабардинских князей. Когда у них вызревает хороший урожай, а пастбища стоят тучные, они предпочитают покупать соль в Имеретии и в Грузии. В этом случае они содержат свои стада на своей территории даже зимой и не гонят их к кабардинцам, от которых они зависят даже в смысле возможности прохода в свои края, что порождает частые споры и непрекращающиеся войны. Утверждают, что балкарцы и чегемцы покупают много русской медной монеты, из которой выковывают блюда и тарелки.

Численность населения балкарцев доходит до 4 тысяч душ, а число воинов - около 500 человек. Вот их главные поселения:

1. Улу-Малкар, или Большой Малкар, на речке Псигонсу, которая впадает справа в Черек; это их главное поселение и резиденция их князя Бассиата, в ней насчитывается до 180 дворов.

2. Гобсарта — на той же речке.

3. Хурдаира.

4. Шаварда — на левом берегу Черека.

5. Улу — на той же речке, но ниже по течению.

6. Исканта.

7. Аджалга.

8. Мохаула — при слиянии Псигонсу и Черека.

9. Бисинга, или Бесанга, - поселение, которое занимает отдельную территорию между Черек-Хахо (Быстрый Черек) и Мишджиком, который берет начало в высокогорье и впадает в Черек. Ниже Бисинги в Черек впадает Карасу (Черная вода).

10. Хулам — на западном берегу Черек-Хахо, где проживают сванские семьи, которые до сих пор [323] одеваются полностью по-имеретински и называются «сони». Сваны встречаются также в соседних горах под названием Кашкатау, эти сваны зависимы от кабардинцев, у которых получают соль и пшеницу в обмен на их самую разнообразную домашнюю продукцию.

Чегемы

Джики, или черигаи (по-черкесски «чегем куш-ха»), живут в самых высокогорных снежных районах по берегам Чегема и Шавдана, до Баксана на западе. У них есть свои князья — «би», дворяне — «уздени» и крестьяне — «чагоры», но последние ни в коей мере не подчинены первым; все они зависят от князей Кабарды, которые время от времени требуют уплаты старинной дани, в чем чегемы часто им отказывают, защищая свои интересы с оружием в руках.

Чегемы выращивают пшеницу, ячмень, просо; они делают превосходное пиво. У них — большие стада и табуны лошадей - низкорослых и не способных перевозить большой груз, но прекрасно приспособленных для езды в горах, поэтому их продают в больших количествах в Мингрелию и Имеретию. У них есть еще своеобразные мулы, называемые каракатыр, получаемые в результате скрещивания лошадей и ослов мелкой породы, которые водятся в Грузии. Мед у них прекрасного качества, но он бывает опьяняющим, если пчелы садятся на цветы рододендрона и понтийской азалии.

Чегемы вынуждены платить налог кабардинцам за право пасти свой скот в их долинах. Население достигает 2 тысяч душ, из которых может быть выставлено 300 воинов.

Вот названия их поселений:

1. Улу-Эльт — в высокогорье близ Чегема. Там на небольшом расстоянии можно видеть старинную церковь длиной в 3 сажени. Она построена на скале, в которой вырублен проход-лестница с железными поручнями по бокам. Беременные женщины [324] молят в этой церкви о счастливом разрешении; церемония состоит в том, что убивают животное и съедают его мясо с большой торжественностью.

2. Чегем — напротив Улу-Эльта, на правом берегу Чегема.

3. Табенинджик.

4. Бербеди — также на правом берегу Чегема, чуть ниже по течению.

5. Урсундат.

6. Мимула — еще ниже по течению Чегема, на правом берегу, близ впадения в Чегем Шавдана.

7. Аджага — на левом берегу Чегема, немного к юго-востоку от Бербеди.

8. Чермех расположился по обоим берегам Шавдана, у его истоков, у подножия снеговых вершин.

9. Бюлунгу стоит на правом берегу Шавдана, на 10 верст ниже по течению.

Создается впечатление, что эти места раньше были более населенными, также здесь можно встретить много старинных шахт и каменных церквей в горах. В долине, по которой протекает Шавдан, находится железнорудная шахта «темирбаш», которую еще разрабатывают. Жители добывают свинец на горе Каргачей, или Карганчи-тау (Свинцовая гора), которая находится в верховьях Чегема; из свинца льют пули. Они также получают селитру и продают порох.

Чегемы и балкарцы находятся в ведении командующего Кабардинской линией, но они считают себя независимыми и редко ему подчиняются.

Баксанцы

К востоку от Карачая расположен маленький татарский округ (уезд) Баксан, что в верховьях крупного речного потока того же названия и у истоков речушки Кулкуджин, впадающей в маленькое соленое озеро, где зимой добывают соль. Черкесы называют этих татар «черига», а русские — «уруслеевцы». Численность населения не достигает и 800 душ. [325]

Историческая справка

Доподлинно известно, в какой период три татарских племени: карачаевцы — балкарцы и чегемы — пришли на занимаемые ими сейчас территории. Вероятно, это относится к периоду до 1552 года, то есть до того, как ногайские орды покорились России, поскольку название «Малкар», или «Балкар», совершенно не упоминается в наших старинных хрониках и архивных документах. К этому предположению можно еще добавить, что ногайцы, пришедшие в эти места после упоминавшегося выше периода, сохранили старые названия своих племен, тогда как балкарцы, карачаевцы и чегемы изменяли свои первоначальные названия в зависимости от тех территорий, которые они последовательно занимали на Кавказе. По образу жизни, по обычаям и т. п. они настолько похожи на соседние народы, что их можно отличить от коренных кавказских народов только по языку. Язык у них татарский, сходный с ногайским диалектом.

Когда в 1650 году царь Алексей Михайлович направил посольство к царю Имеретии Александру, послы Толочанов и Иевлев дважды проезжали через территорию балкарцев. Они их называли «болхарами», следовательно, можно заключить, что уже тогда они занимали свои нынешние земли. Князья Большой Кабарды, видимо, по праву завоевателей считают эти три племени своими подданными и в силу их зависимого положения требуют с них по одной овце с каждой семьи ежегодно. Балкарцы подчинены князьям семейства Джембулатова, чегемы — Мисоста и Атажуки, а карачаевцы подчинены самому старинному княжескому роду Кабарды. Многие из них с радостью избавились бы от этого гнета, но, поскольку они зависят от пастбищ в Кабарде, они вынуждены смириться.

Вернуться к оглавлению книги

Электронная версия текста перепечатывается с сайта
http://www.vostlit.info/ 


Далее по теме читайте:

Абхазия (краткая историческая справка).

Абхазы  (самоназвание апсуа) автохтонное население Кавказа.

Исторические лица Абхазии (биографический справочник).

 

 

 

 

БИБЛИОТЕКА АПСУАРА



Яндекс.Метрика

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании всегда ставьте ссылку