|
|
Проявления этнопсихологических особенностей абхазов в ходе
Отечественной войны народа Абхазии 1992 – 1993 годов

Глава третья
Войны СССР ХХ века и этнопсихология абхазов: влияния и взаимодействия
§ 3. «Афганская» субкультура советской молодёжи 80-х гг. ХХ века и военный
обиход абхазов.
Присутствие ограниченного контингента Советской Армии в Афганистане в
1979-1988 гг., безусловно, наложило известный отпечаток на психологию и быт
целого поколения советской молодёжи. Особенно заметно это влияние в формировании
особой, «армейской» молодёжной субкультуры. Родившиеся среди воинов-«афганцев»
традиции, песни и анекдоты получили широкое распространение в среде советских
молодых мужчин, особенно носящих военную форму. Не стали исключением и солдаты,
принимавшие участие в Отечественной войне народа Абхазии 1992-1993 гг. – как
абхазы, так и добровольцы.
Ветераны Афганистана сыграли определённую роль в организации абхазского
сопротивления, особенно на первоначальном его этапе, как люди, обладающие
реальным боевым опытом. Между тем, стоит отметить, что абхазы никогда не
испытывали к парням, отслужившим в Афганистане, того пиетета, которым они в то
время пользовались в России. Абхазы обладают острым чувством справедливости по
отношению к целям и, тем самым, оправданию, справедливости той или иной войны.
Война в Афганистане расценивалась ими как несправедливая по отношению к
афганскому народу. Поэтому, не отрицая мужества, проявленного её ветеранами, к
ним относились, скорее, с сочувствием, как к подневольным людям, которые
вынужденно рисковали жизнью ради осуществления чужих неблаговидных целей.
Причины этого явления следует искать в этнопсихологии абхазов. Известно, что
в абхазских «народных героических песнях никогда не поэтизируются набеги на
чужие территории с целью разбоя и грабежа. В них, как правило, герой выступает
как защитник родного села или страны, как борец за установление социальной
справедливости» 1. Характерна
_____________________________
1 Абхазская народная поэзия / Пер. Н. Гребнева. Предис. А. Аншба. Сухуми:
Алашара, 1983. С.9.
[151]
позиция Героя Абхазии, ветерана Афганистана абазина М. Килба: «О войне в
Афганистане Мухамед не любил рассказывать, на расспросы о той войне он обычно
отмалчивался и лишь изредка нехотя говорил, что немало на ней было
несправедливости. «В Абхазии, особенно в начальный период, было, конечно, куда
труднее, потому что мы воевали едва ли не голыми руками. Но зато у ребят был
дух, была идея, за которую не жалко было отдать жизнь» 1.
Вполне логично, что героико-романтическая область «афганской» субкультуры, с
которой молодые абхазы знакомились во время армейской службы, не прижилась среди
солдат исследуемой нами войны. Исключение, хотя и весьма заметное, представляет
лишь описанная выше история популярной фронтовой песни «Бой гремел в
окрестностях Сухума». Зато чрезвычайно органично в абхазский фронтовой обиход
вписался сатирический слой «афганской» субкультуры, заметный прежде всего в
солдатских анекдотах.
Эта органичность, среди прочего, объясняется тем, что высмеивание воинской
трусости и некомпетентности в сатирических куплетах и побасенках является
характерной чертой абхазского фольклора. Следует отметить, что столь
специфический жанр «афганской» субкультуры подвергся определённой корректировке
со стороны абхазов. Чаще всего изменения касались национальной принадлежности
персонажей. В этом смысле характерен известный сюжет о глупом прапорщике,
распространённый в Абхазии в следующем варианте:
«Рядовой Гагнидзе, вам задание: остановите движущийся поезд. Командуйте. –
Гагнидзе командует: - Поезд, стой! Раз, два!» 2.
Или же следующий сюжет (в исходном варианте - о советском новобранце в
Афганистане), записанный нами в июле 1993 года:
_______________________
1 Шария В.В. Комбат Мухамад // Герои Абхазии: сборник очерков. Вып I.
Сухум: МО РА, 1995. С. 32.
2 Фронтовые анекдоты времён грузино-абхазской войны 1992-1993 гг. и другие /
Ред. и сост. В.В. Шария. Вып. I I. Сухум, 1994. С.7.
[152]
«Сидит грузин в окопе, голову за бруствер прячет, а автомат на вытянутых
руках поднял и вслепую строчит по абхазским окопам. Командир его ругает:
- Куда стреляешь, хоть выгляни, посмотри!
- Э, дорогой, не могу эти противные абхазские рожи видеть!» 1 .
Необходимо отметить, что, несмотря на эту особенность абхазских фронтовых
анекдотов, их нельзя рассматривать как проявления шовинизма. Не менее ядовито в
них высмеивались и недостатки абхазских воинов, что непосредственно продолжает
абхазскую традицию воздействия стыдом - Апхащара. Если ранее для этого в народе
сочинялись сатирические куплеты, для вящего позора обычно исполняемые женщинами:
«Хоть он героем слыл в родимом крае,
Но в час, когда враги пошли на нас,
Папаху снял и спрятался в сарае
И кур считал Шарытхвы сын – Аляс» 2,
то у современных абхазов эту социальную функцию выполняли анекдоты:
«Армянскому радио задают вопрос: «Что такое полковник?» Армянское радио
отвечает: «Низшее звание в абхазской армии» 3. В этом фольклорном срезе также
заметно «афганское» влияние. Из «афганского» фольклора и анекдот: «После победы
трое абхазских бойцов за стаканом вина вспоминают «былые походы». «Как-то под
Шромой, - решил прихвастнуть один, - я отстреливался от целого взвода и уложил
половину». Другой: «Вы помните, как… нашли труп грузинского генерала Гено Адамия?
Но не все знают, что это моя пуля его достала». Третий их слушал, а потом
говорит: «Ребята, вы, надеюсь, знаете про Мёртвое море? Так вот это, между
прочим, я его…» 4.
_________________________
1 Там же. С. 9.
2 Абхазская народная поэзия / Пер. Н. Гребнева. Предис. А. Аншба. Сухуми:
Алашара, 1983. С.34
3 Фронтовые анекдоты времён грузино-абхазской войны 1992-1993 гг. и другие /
Ред. и сост. В.В. Шария. Вып. I I. Сухум, 1994. С.6.
4 Там же. С. 6-7.
[153]
Очевидно, эти фольклорные элементы представляют собой не механические
заимствования из «афганской» субкультуры, но адекватную реалиям переработку. В
условиях войны 1992-1993 гг. они, продолжая фольклорные традиции абхазского
народа, выполняли те же социальные функции воздействия стыдом, что и
сатирические куплеты абхазов минувших веков. Высмеивая как солдат противника,
так и недостойных солдат собственной армии, они не только поднимали настроение и
укрепляли боевой дух воинов, но и пробуждали стыд, потребность в исправлении
своих недостатков.
Таким образом, материалы полевых исследований, проведённых в период
Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 гг. показали, что процесс
формирования этнопсихологии абхазов не завершился одновременно с процессом
формирования абхазского этноса. Открытый веяниям времени, активный и пластичный,
этот процесс, тем не менее, является весьма избирательным: в коллективный опыт и
сознание народа органично входят только те символы и моральные нормы, которые
обладают социально ценным характером, приобретая при этом отчётливую
национальную окраску. В результате установки нового времени, адаптированные
самой жизнью, не противоречат установкам Апсуара, но дополняют и осовременивают,
сохраняя её регулятивную функцию в жизни этноса.
[154]
Вернуться к оглавлению книги
Бройдо А. И. Проявления этнопсихологических особенностей абхазов в ходе
Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 годов. М: Изд-во РГТЭУ, 2008.
- 160 с.
|