Григорий Чурсин

ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА АБХАЗИИ

       > ПОРТАЛ ХРОНОС > БИБЛИОТЕКА АПСУАРА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ Ч >


Григорий Чурсин

1928 г.

БИБЛИОТЕКА АПСУАРА


АПСУАРА
А: Абхазия, Агрба, Амичба...
Б: Басария, Барцыц, Бройдо...
В: Воробьев, Воронов...
Г: Гулиа, Гунба...
Д: Данилов, Дасаниа, Джемакулова, Джихашвили...
Е, Ё: ...
Ж: Жидков...
З: ...
И: Инал-Ипа Ш.Д....
К: Капба, Козэль, Кудрявцев, Кунижева...
Л: Лакоба...
М: Мандельштам, Монперэ...
Н: Неруда...
О: Олонецкий...
П: Паустовский, Приключения нарта Сасрыквы, Прокопий Кесарийский...
Р: Рихтер, Румянцев...
С: Сенковский, Сент-Совер, Студеникин...
Т: Тарнава, Торнау, Тхайцухов...
У: ...
Ф: Франгуланди...
Х: Хотко...
Ц: Цвижба...
Ч: Челеби, Чкадуа, Чурсин...
Ш, Щ: Шамба, Шанава, Шария...
Э: ...
Ю: ...
Я: ...

Родственные проекты:
ХРОНОС
ФОРУМ ХРОНОСА
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
СЛАВЯНСТВ
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
РУССКОЕ ПОЛЕ
МОСКОВИЯ

Григорий Чурсин

Материалы по этнографии Абхазии

МАТЕРИАЛЬНЫЙ БЫТ

Тип поселений. Занимая страну, изрезанную ущельями и ложбинами и покрытую густыми лесами, абхазы селились отдельными усадьбами, разбросанными по холмам или в чаще леса. Каждая семья очищала для себя клочок леса и устраивала отдельную усадьбу, где рядом с жилым домом и хозяйственными постройками находилось кукурузное поле и виноградник или фруктовый сад. Расчищенный лес превра­щался в виноградник, как только у каждого дерева хозяин насаждал лозы, которые вились по деревьям. Уже Гюльденштедт в конце XVIII в. отмечает усадебный характер абхаз­ских селений. Он говорит: «Дома стоят не один около дру­гого, а рассеяны в лесу, как в Имеретии» 1. Так же характе­ризует абхазские селения Торнау: «В абхазских селениях дома раскиданы на большом пространстве небольшими груп­пами, означающими число отдельных семейств»2. Этот уса­дебный тип абхазские селения сохранили и до настоящего времени. Н. Альбов отмечает, что «только в Самурзакани, а из настоящей Абхазии в тех общинах, где население издавна было более скучено, живут более тесно, и сакли с их куку­рузными плантациями следуют без перерыва одна за другою.

Обыкновенно же отдельные хозяйства разбросаны на значи­тельное одно от другого расстояние, отделяясь иногда друг от друга небольшими перелесками, так что иногда одна абхазская деревня тянется верст на десять»3.

Группы усадеб и целые поселки образовались обыкно­венно вследствие занятия определенной территории целыми фамилиями или родами. Такие фамильные или родовые по­селки поетепенно разрастались почти в селения. Например, сел. Киндги Кодорского района заселено фамилией Киут.

Жилые постройки в прошлом делались, вероятно, не из соломы, а плелись из ветвей и только крыши устраивались

----

[1]        Giildenstedt. Reisen durch Russland und Caucasischen Gebtirge, hrgg. von. Pallas. St. Petersburg, 1878-1791; IV, s. 464. *)

2        Воспоминания кавказского офицера- «Р- В.», 1864, 1, стр. 83.

3        Альбов. Этнографические наблюдения в Абхазии. «Живая старина», 1893, вып. III, стр. 308.

[7]

 

частью из кукурузной соломы, частью из папоротника, а в некоторых местностях и из тростника. Подобного рода пост­ройки еще и теперь можно встретить в глуши Абхазии. Мяг­кий климат делал для абхаза возможным довольствоваться, в качестве жилья, убогой плетенкой, крытой папоротником или кукурузной соломой.

Н. Альбов на этот счет замечает: «Только в последнее время туземцы начали заводить деревянные жилища (акуаске), на манер гурийских или имеретинских, которые строят им плотники грузины (рачинцы). Обыкновенным же, излюб­ленным жилищем абхазов является их национальная сакля (по-абхазски аюнэ, по-мегрельски — пацха), плетеная из прутьев ивы или, чаще, рододендрона и покрытая сверху па­поротником или особым злаков, называемым по-абхазски акармашь» 1

Древнейшим типом абхазского жилища была круглая плетеная хижина с конической крышей из папоротника или кукурузной соломы и с земляным полом. Окон не было, дымо­вого отверстия над очагом не делалось, и дьм выходил в от­крытые двери или щели стен. Этот первоначальный круглый тип плетеных жилищ сменился плетеными постройками четы­рехугольной формы 2. Четырехугольного типа плетеныежили­ща делались обширнее, чем круглые плетенки, и представляли больше удобств. Они крыты большею частью дранью; имеют две двери: одна против другой; в них стали с течением вре­мени устраивать окна и т. п. Эти усовершенствованные пле­теные жилища в последнее время, в свою очередь, стали уступать место деревянным постройкам имеретино-мегрельского типа.

В советской деревне в настоящее время многие абхазы имеют такие деревянные дома с широкими деревянными га­лереями, иногда даже двухэтажные. Дома строятся большею частью плотниками-рачинцами, и, понятно, что строители вносят с собою привычный для них тип построек. Жилище же плетенка остается на своем месте около дома, служа, боль­шею частью, в качестве кухни. Круглые плетенки в настоя­щее время используются лишь в качестве хозяйственных — для помещения скотча, склада хозяйственного инвентаря и проч.

Из хозяйственных построек — помещения для скота пред­ставляют, как я уже сказал, круглые или четырехугольные

----

1.     Альбов. Указ. соч., стр. 308.

2       Ср. Миллер А. Из поездки по Абхазии в 1907 г. «Материалы по эт­нографии России», т. 1, Спб, 1910, стр. 82.

[8]

плетенки, крытые кукурузной соломой, папоротником и проч. Постройки для хранения кукурузы или «кукурузники» (аца) представляют из себя круглые или четырехугольные плетенки, утвержденные на столбах или сваях, в общем напоминающие соответствующие постройки в Мегрелии, Гурии и Имеретии. Лестницей чаще всего служит бревно с вырубленными на нем ступеньками.

Одежда. Национальный костюм абхазов носит общекавказский  характер. Обычной одеждой мужчин является чер­кеска, надеваемая поверх ситцевого или сатинового бешмета. Под бешметом носят рубашку из бязи или ситца. На ногах шерстяные или бумажные шаровары; под ними — кальсоны. Типичный головной убор абхазцев — башлык, который они повязывают с большим мастерством и вкусом. Многие носят барашковые шапки, в настоящее время совершенно забытые. Обычная обувь — кожаные чувяки; носят также сапоги и бо­тинки. Охотники для ходьбы по снегу пользуются лыжами, со­стоящими из небольшого, овальной формы, деревянного обру­ча, переплетенного ремешками или веревочками, совершенно в таком же роде, как у сванов, аджарцев, осетин и других кав­казских народов. Бурка прежде была в общем употреблении, теперь ее начинают заменять понемногу пальто. Вообще следу­ет заметить, что в последнее время национальный костюм бы­стро уступает место общеевропейскому, и даже в отдельных деревнях появились блузы, куртки, кепки и т. п. Небезинтересно с современным костюмом абхаза сопоставить старинную одежду, память о которой сохранилась в рассказах стариков. Тогда верхняя одежда «ачиба» делалась из войлока, имела рукава и доходила до колен. Куртку «аквахч» сшивали из овечьих шкур. Полы платья соединялись вместо пуговиц де­ревянными палочками, втыкавшимися в отверстия.

Женская одежда также представляла мало оригинально­го. В прежнее время, по описанию А. Введенского, женщины носили длинный ситцевый, а у богатых шелковый бешмет, за­стегивавшийся на груди красивыми металлическими (часто серебряными) застежками — «чапразами» того же типа, как У кабардинцев, черкесов, карачаевцев, балкар и др. Теперь хотя женщины и носят бешметы, но без такого рода застежек. Женщины носят шаровары узкие, из ситца или другой мате­рии. Старинные женские шаровары были широкого фасона с очкуром для стягивания и со сборками внизу у лодыжек, где они застегивались. Женский головной убор состоит из обык­новенного платка, туго завязываемого сзади. Обувь — чувяки

[9]

 

или туфли. В старину женщины носили род деревянных башмаков - ходулей

(акакап) 1, употреблявшихся также ка­бардинками, черкешенками, карачаевками. В настоящее вре­мя многие женщины начинают носить городские наряды и го­родскую обувь.

Пища. Основой питания абхаза, заменяющей хлеб, явля­ется «абыста» (мамалыга) — густая каша из кукурузной муки. К этому присоединяется лобио (фасоль) и острая приправа «сацибели». «Сацибели» приготовляется из сока граната, дикой алычи, помидора и проч. с перцем. Молочная пища — кислое молоко и сыр разных видов — из коровьего, козьего или буйво­линого молока. Иногда к этим блюдам присоединяется жареная или вареная баранина, жареная курица, сдобный кукурузный хлеб и проч. В торжественных случаях — на поминках и свадь­бах — готовилось также огромное количество говядины, для че­го резалось по нескольку голов. Излюбленным напитком явля­ется вино, которое почти всюду приготовляется в достаточном количестве, и иногда отличного качества (сорт «качич», напр.). Делается иногда и напиток из меда.

---

1 Акапкап – ходули с высоким деревянным каблуком, а адыргуын – с низким каблуком.

[10]

Примечания

*) Здесь и далее подстрочные примечания оставлены на тех же местах и в том же формате, как они располагались в книге.

Вернуться к оглавлению

Чурсин Г.Ф. Материалы по этнографии Абхазии. Абхазское государственное издательство. Сухуми. 1957.


Далее читайте:

Чурсин Григорий Филиппович (1874-1930), российский этнограф-кавказовед.

Абхазия (краткая историческая справка).

Абхазы  (самоназвание апсуа) автохтонное население Кавказа.

Исторические лица Абхазии (биографический справочник).

 

 

БИБЛИОТЕКА АПСУАРА



Яндекс.Метрика

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании всегда ставьте ссылку