|
|
К.Д. Кудрявцев
СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ ПО ИСТОРИИ АБХАЗИИ

Беслетский арочный мост (XII век).
Иллюстрация с обложки книги.
ПЕРИОД РИМСКОГО ВЛИЯНИЯ
Со времени побед Кая Юлия Цезаря над Фарнаком начинается эра римского
влияния и владычества на Кавказскочерноморском побережье. Во внешних своих
проявлениях римское владычество в первый свой век ничем не отличается от
эллинского и боспоро-понтинского господств и было, как бы наследственным.
Об этом времени греческий географ Страбон (жил в начале христианской эры) в
своей «Географии» расказывает подробно о Диоскурии: «Самая Диоскурия служит
началом перешейка между Каспийским морем и Понтом, а также общим, складочным
местом товаров для народов, под ними живущих и соседних. По словам одних в
городе этом всречаются 70 народностей, а по словам других, которые нисколько не
заботятся об истине, триста; все они говорят на разных языках, потому что,
вследствие гордости и дикости, живут изолированно, не смешиваясь одни с другими,
и большей частью они сарматы, но все они народы Кавказа. Это всё о городе
Диоскуриаде».
«В числе сходящихся в Диоскуриаде народностей, – говорит Страбон в другом
месте, – находятся и фтирофаги (вшей едящие), получившие такое название за свою
нечистоту и неопрятность. Вблизи живут тоже сваны, которые нисколько не уступают
первым в нечистоплотности». «Самая высшая часть Кавказа – южная, – говорит
Страбон ещё в одном месте, – касающаяся Албании, Иберии, Колхов и Гениохов.
Обитатели этих гор, те именно народы, которые, как я говорил, встречаются в
Диоскурии. Собираются же они туда главным образом ради покупки соли...»
Тимосфен в своих трудах утверждает, что в городе Диоскуриаде собиралось по
торговым делам до 300 народов, говорящих на различных языках.
Аммиан Марцелин, живший в 330–400 гг., известный точным описанием стран и
верной передачей событий, в своём многотомном (31 том, из коих первые 13
утеряны) сочинении «История римского государства в 96–352 гг.» пишет: «...и
Диоскурия, до сих пор ещё известный город...» В другом месте он говорит:
«находятся довольно известные города Трапезонд и Питиус...»
Эти небольшие, дошедшие до нас заметки, ясно говорят, как до начала ещё
христианской эры и позже, были известны основанные греками колонии в стране
абазгов и насколько обширен был район их торговли. Видимо Диоскуриада, а вместе
и Питиунд были крупными торговыми центрами, притягивавшими торговый люд не
только с побережья и не только из ближайших к ним областей, но и со всего
Кавказа.
Мимоходом брошенные Страбоном слова (см. выше), говорят, что в Диоскурии
сходились сваны, грузины, албаны, под которыми, кроме агован нужно подразумевать
и армян. Но такой центр должен притягивать купцов и других районов, раз он у
эллинов и римлян занимал центральное место в торговле на Востоке. Поэтому вполне
вероятно, что кроме выше перечисленных эллинских и римских купцов, тут бывали
купцы и с других торговых путей: Боспор Киммерийский или Фанагория – Меотийское
болото – город Танаис – река Танаис (Дон) – река Фа (Волга) и далее; Боспор
Киммерийский – Фанагория – река Гипанис (Кубань) и по ней в Сарматию (см.:
Страбона: «...большей частью они [посещающие Диоскуриаду] сарматы...»).
О знакомстве с Питиундом и Диоскуриадой отдалённых и диких скифов в III веке
по Р. X. мы видим из трудов Зосима – писателя V века. Известны они были и готам
и гуннам.
Как уже отмечалось, ни смены владетелей, ни нападения желающих поживиться
хорошей добычей «диких» варваров и «культурными» завоевателями, ни войны, ни
иные, потрясающие страну и её хозяйство обстоятельства, не вносили на долгое
время расстройства в торговое посредничество страны абазгов и её городов со
странами Востока, с одной стороны, и странами Запада, с другой стороны. Эта
экономическая крепость и мощь страны абазгов, выросшая на выгодном
географическом положении страны, создавшей в стране центр кавказо-черноморской,
кавказской и индийской торговли, не давала при политических переменах и военных
потрясениях гибнуть часто разоряемым городам страны. И эту экономическую
устойчивость мы с полным правом можем распространить и на последующее время
господства Римской империи до царствования императора Диоклетиана
включительно.
Железная и суровая рука правителей Римской империи в стране абазгов, а вместе
с нею и в городах Диоскурия, Питиунде, Гаграх, Трахее и других, вследствие
большой отдалённости страны от центра империи, не чувствуется. Страбон пишет:
«...Вся страна, лежащая по сю сторону Фазиса и Евфрата, перешла под владычество
римлян и назначенных ими князей. Армянами и живущими выше Колхиды албанцами и
иберами легко управлять: они нуждаются только в правителях, но постоянно
возмущаются, потому что римлянам некогда смотреть за ними…». Если Страбон
тут и не упоминает об абазгах, то это потому, что он говорит обо всём районе по
«ту сторону» Фазиса и Ефрата. Да это и вполне понятно: страна абазгов находилась
на границе громадной империи, до центра которой нужны были целые месяцы, чтобы
добраться. Для лучшей иллюстрации положения в крае приведём опять Страбона. Он,
говоря о «береговой полосе ахеев, зихов и гениохов», жалуется на
создавшееся положение в таких выражениях: «…пострадавшие (торгующие на
побережье) от грабежа, разбоев и нападений, находят некоторую помощь в странах,
управляемых князьями, потому что они (т. е. князья) нападают на грабителей и
ловят их лодки вместе с ними самими; страны же, подвластные римлянам (т. е.
страны, управляемые непосредственно римскими чиновниками), остаются
беспомощными, потому что посланные туда наместники равнодушны к этому».
Но вообще этот период жизни Абхазии, структура политических и общественных
отношений, экономические и бытовые условия и взаимоотношения населения страны
далеко не ясны ввиду малочисленности дошедших до нашего времени сведений. К
тому же нужно помнить, что разных записей, хроник и географий было и тогда
мало. Страбон пишет по этому поводу: «Наши современники могли бы дать более
подробные сведения о кавказских народах...»
По косвенным данным мы можем заключить, что Диоскурия в конце до христианской
или в начале христианской эры была разрушена до основания и покончила своё
существование. О том, что Диоскурия существовала во время Митридатовских войн
мы знаем потому, что в ней зимовал Митридат, пробираясь из Понта в Тавриду.
Между тем как уже Плиний старший, живший в 29–79 гг. по Р. X., в своей истории
записывает: «...есть колхидский город Диоскурия (Dioscurias), лежащий у реки
Анфемус (Anthemus). Этот город теперь опустошен, но прежде был так известен, что
по славам Тимосфена, там собиралось до 300 народов, говорящих на разных языках,
и впоследствии ещё мы (римляне) вели там свои дела с помощью 130 переводчиков».
Владычество над побережьем перешло к римлянам по наследству от Понтийского
царства, рухнувшего после побед Цезаря в 47 году до Р. X. Так что Диоскурия была
разрушена между этим годом и годом записи Плиния.
Плиний не указывает виновников разрушения города. Но ниже, описывая лежащие
за Диоскурией местности, он пишет: «В высшей степени богатый город Питиус
(Pityus), лежащий внутри этой страны, ограблен гениохами». По этому предложению
мы можем предположить, что и Диоскурия была опустошена ими же.
Сообщение Плиния старшего о разграблении Питиуса гениохами и наше
предположение о том, что и Диоскурия опустошена ими же, не могут вызвать
больших сомнений и критики. В историях эллинских колоний, городов и республик,
в частности на Черноморском побережье, мы часто читаем, что эти колонии
подвергались нападениям окрестного населения, цель которых, главным образом,
поживиться при разграблении взятого города.
Арриан зовёт город уже Севастополисом (Sebastopolis) и описывает его, как
крепость с римским гарнизоном. Из этого мы видим, что на месте Диоскурии между
годами записи Плинием и посещения Аррианом был построен Севастополис, то есть
основание его было в последние десятилетия I или в самом начале II века.
Несмотря на постройку нового города – Севастополиса, старое имя ещё долго
держится в устах всех. Даже сам Арриан, один из первых дающий нам новое имя,
несколько раз в своём донесении зовёт город старым именем – Диоскурия. Из
записок Плиния старшего и приводимых ниже, мы видим, что города Диоскурия и
Питиус много раз грабились, разорялись и опустошались разными народами. Из
этого мы смело можем сделать вывод, что эти города, как богатые, торговые
центры, привлекали к себе усиленное внимание отправлявшихся в набеги и походы
туземцев и более далёких варваров.
И в это время и в последующие века мы относительно много сведений и известий
об абхазцах и их стране черпаем из истории распространения христианства и жизни
церкви. По преданиям византийской церкви, абхазцы были одним из первых, если не
первым народом на Кавказе, услышавшем и начавшем принимать христианское
вероучение.
По преданиям грузинских хроник и вследствие невыясненности названий в
греческих хрониках св. Дорофея, епископа Тирского (†322), св. Епифания, епископа
Кипрского (†103), блаженного Йеронима Софрония (†432) и других создалась
легенда, что апостол Андрей Первозванный подвизался в стране абазгов,
распространял в ней христианское вероучение, крестил аборигенов страны, строил
церкви, рукополагал священнослужителей – священников, диаконов и т. п. Эта
легенда поддерживается целым рядом современных светских и духовных
исследователей: Платоном Иоселиани, архимандритами Макарием и Леонидом,
епископом Агафодором и др.
По легенде, Андрею Первозванному сопутствовал и Симон Канонит, закончивший
свою жизнь мученической смертью. По её же словам он похоронен в одном из храмов
Анакопии или Никопсии, ныне сохранившихся в развалинах и реставрированных
Новоафонскими монахами. По другим же данным Симон Канонит распят на кресте
язычниками в Британии.
По преданию Андрей Первозванный и Симон Канонит подвизались в Абхазии, при
царе Адерке. Новейшие исследования заставляют сильно сомневаться в верности этой
легенды и этих записей грузинских хроник и вычеркнуть Абхазию из числа стран,
кои Андрей Первозванный посетил во время своей миссионерской деятельности.
Как интересную заметку приводим извлечение из открытой в начале этого века
русским академиком Н. Я. Марром синайской рукописи на арабском языке. Эта
рукопись приписывает крещение армян, грузин, абхазцев и аланов святому Григорию
просветителю Армении в начале IV века – в 303 году. В этой рукописи говорится:
«...Иного (священника) он (Григорий Просветитель) отправил в Грузию, иного в
страну абхазов и иного к аланам. И когда исполнилось тридцать дней, и клир был в
сборе у него, то он взял весь народ и повёл к реке Евфрату около царева города,
называемого Багаваном. Число их было триста семьдесят тысяч, царь Тирдат
(армянский царь), царь абхазов, царь грузин, царь аланов и все князья и главы
народов и племён и все их подвластные и множество слуг – мужчины, женщины и
дети. На реки раскрыли палатки, чтобы родственницы (буквально – «жены».
Примечание Н. Я. Марра) царей спустились для крещения. Шестнадцать князей,
которые вначале были крещены святым Григорием, и их родственницы принимали в
это время крещённых из (места) крещения, причём мужчины прислуживали мужчинам и
женщины – женщинам. Григорий, стоя на берегу реки, велел им снять с себя одежды,
прежде всего царю Тирдату, и с ним трём царям, и его князьям, осветил их миром и
крестом».
Далее в рукописи описывается крещение в реке и свершившиеся при этом чудеса.
Но это единственный источник, говорящий о принятии абхазцами крещения от святого
Григория.
Известный римлянин Арриан, живший в 100–160 гг. по Р. X., побывавший по
служебным делам на восточном побережье Понта Евксинского, в своём донесении
императору Андриану (117–138 гг.) так описывает Диоскурию, уже в то время
называвшуюся Севастополисом (Sevastopolis): «От Гиппа (название реки) до
Астелефоса (то же река) тридцать стадий. Миновавши Астелефос, мы прибыли в
Севастополис, выйдя прежде полудня из Хобоса (известен только как название
реки), отстоящаго от Астелефоса на 120 стадий. Того же дня мы роздали жалованье
войску и осматривали лошадей и оружие, а всадников упражняли во вскакивании на
лошадей, осматривали также больных и житницы и ходили вокруг всей крепости и
рва. От реки Хобоса до Севастополиса считается всего 630, а от Трапезонда до
Севастополиса – 2.260 стадий. Севастополис в древности назывался
Диоскурией и был Милетским поселением».
В этом же донесении Арриан даёт интересные чёрточки о политическом положении
абхазских племён. Описывая «народы страны, которых мы видели», он пишет:
«...Соседи этого народа (саннов) – махелоны и гениохи; царь их Анхиал». «...По
соседству с апсилами живут абасги; ты сам (т. е. император Адриан) даровал
царство государю их Резмагу. Сопредельные с абазгами – саниги: в земле их
находится Севастополис». В другом месте он говорит: «...Река Ахейус служит
границей между Зикхами и Санихами. Царь их Сгахемфакс получил от тебя царство».
Из этих записем мы видим, что абхазские племена управлялись владетелями,
утверждавшимися в своём звании римскими императорами. По приводимым Аррианом
именам, а также по имени царя, связываемого преданием с Андреем Первозванным и
Симоном Канонитом, можно судить, что эти правители были туземцы или лица
из отуземившихся родов. Но города, расположенные в Абхазии, были чисто римскими
колониями с римскими учреждениями и римскими гарнизонами.
На карте, составленной Аррианом после поепоездки по Чёрному морю, у устья
реки Кодора помещена римская колония. Ошибка ли это Арриана или в
действительности таковая существовала, может сказать лишь археологическое
изыскание. Более вероятий за существование потому, что мы имеем у современного
устья Кодора (мыс Искурия) развалины, которые дали основание целому ряду лиц, в
том числе и Услару, поместить там Диоскурию. Этот вопрос мы уже рассматривали.
Во время царствования императора Дация (Деция), царствовавшего в 249–251
гг., скифы пытались взять Питиунд в то время сильно укреплённый римлянами.
Историк Зосимус, живший в V веке, подробно описывает это событие: «Когда скифы
грабили всё, что им попадалось, жители берегов Понта бежали внутрь страны, в
укреплённые места, а варвары, прежде всего, напали на город Питиунд, который был
окружён высокой стеной и имел удобную для пристани гавань. Когда же Сукессиан,
комендант тамошнего гарнизона, со своим войском сопротивлялся и отогнал
варваров, то скифы, опасаясь, чтобы солдаты из других укреплений, узнав об этом
происшествии, не соединились с гарнизоном города Питиунда и не нанесли большого
поражения, собрали как можно больше судов и с большой опасностью отправились
восвояси, потерпев при осаде Питиунда большие потери людьми».
Через несколько лет при императоре Валериане, царствовавшем с 254 по 260
годы, скифы повторили свой набег на Питиунд. На этот раз скифы были счастливее,
и им удалось взять укреплённый город, разграбить его и увести жителей в плен.
У того же Зосимуса мы находим довольно подробное описание этого несчастия,
постигшего Питиунд:
«Жители берегов Понта Евксинского, спасённые, как мы рассказывали, войском
Сукессиана, надеялись, что скифы больше не переправятся к ним, так как они были
поражены вышесказанным образом. Но когда Валериан (император), призвал к себе
Сукессиана и назначил его управляющим своим двором и в месте с ним стал
заботиться об устройстве города Антиохии, то скифы взяли суда у боспоран
(жителей Боспора Киммерийского, современной Керчи) и переправились опять к
берегам Понта Евксинского. На этот раз они оставили суда при себе, не позволив
боспораном, как в первый раз, отправиться домой, и стали на якоре близ реки
Фазиса, в том месте, где, говорят, стоит храм Фазисианской Артемиде и находится
дворец царя Айэта. После безуспешной попытки овладеть храмом (т. е. городом, в
котором был храм) скифы отплыли, направляясь к городу Питиунду. Они легко
овладели укреплением, взяли гарнизон и отправились далее. Теперь у них было
очень много судов и пленных, умевших грести в плавании, поэтому они
воспользовались их услугами, так как в продолжение почти всего лета было
безветрие».
Во время царствования императора Севера Питиунд, в числе других городов на
Кавказском побережье Чёрного моря, вновь был взят, разорён и разграблен готами,
подплывшими к нему «на судах в большом числе». Вторичное разорение Питиунда
относится приблизительно к 260-му году.
Лет через пятнадцать после нападения готов Питиунд подвергся новому нападению
со стороны алан, переваливших через хребет.
К числу сведений по истории христианства дошли до нас и относящиеся к Абхазии
конца III – начала IV веков: римский император Диоклетиан, царствовавший с 284
по 305 гг., известный своими преследованиями христиан, ссылает в Диоскурию и во
вновь отстроенный Питиунд важных преступников и лиц, заподозренных в
христианстве, исповедание которого в его царствование считалось государственным
преступлением. В хрониках между другими сохранилось известие о ссылке в Питиунд
40 мучеников-христиан, из которых часть скончалась по дороге, а часть в Абхазии,
не вынеся сильных лишений и мучений.
Но, несмотря на эти гонения на христианство в центре империи, мы всё же
знаем, по дошедшим до нас известиям, в Гаграх с IV века епископов и епископскую
кафедру.
Кудрявцев К.Д. Сборник материалов по истории Абхазии. Сухум. 2008.

Далее по теме читайте:
Абхазы -
(самоназвание апсуа) автохтонное население Кавказа.
Абхазия
(краткая историческая справка).
Исторические лица Абхазии (биографический справочник).
|