Приключения нарта Сасрыквы... |
|
1988 г. |
БИБЛИОТЕКА АПСУАРА |
АПСУАРАА: Абхазия, Агрба, Амичба...Б: Басария, Барцыц, Бройдо...В: Воробьев, Воронов...Г: Гулиа, Гунба...Д: Данилов, Дасаниа, Джемакулова, Джихашвили...Е, Ё: ...Ж: Жидков...З: ...И: Инал-Ипа Ш.Д....К: Капба, Козэль, Кудрявцев, Кунижева...Л: Лакоба...М: Мандельштам, Монперэ...Н: Неруда...О: Олонецкий...П: Паустовский, Приключения нарта Сасрыквы, Прокопий Кесарийский...Р: Рихтер, Румянцев...С: Сенковский, Сент-Совер, Студеникин...Т: Тарнава, Торнау, Тхайцухов...У: ...Ф: Франгуланди...Х: Хотко...Ц: Цвижба...Ч: Челеби, Чкадуа, Чурсин...Ш, Щ: Шамба, Шанава, Шария...Э: ...Ю: ...Я: ...Родственные проекты:ХРОНОСФОРУМ ХРОНОСАРУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАСЛАВЯНСТВПЕРВАЯ МИРОВАЯЭТНОЦИКЛОПЕДИЯРУССКОЕ ПОЛЕМОСКОВИЯ |
Приключения нарта Сасрыквы и его девяноста девяти братьевНарты у чернолицых людейОднажды все сто нартов одели доспехи, наполнили дорожные мешки медовыми лепешка оседлали огнеподобных коней и двинулись в путь. Вот они едут, едут. Где ночь застанет там и ночлег. Раскрывают дорожные мешки достают медовые лепешки, утоляют голод и жажду. Потом ложатся спать. А спящих берегут младшие: ходят взад и вперед - глаз не смыкают. Поднявшись с утренней звездой, умывшись и подкрепившись пищей, сто братьев снова пускаются в путь. Вот они едут, едут. И поют. Запевает Кятаван. Он поёт: -Уа, рарира, райда, раша! (непереводимый припев) Песню эту подхватывает нарт Кун. Затем вступают голоса остальных нартов. Люди слышат те песни с удовольствием говорят: -Это нарты славу добывать едут. Вот они едут, едут... Песня сокращает путь. Песня прогоняет усталость. И рассказы помогают - слушаешь их и дорога кажется не такой уж длинной. Поэтому Сит, предводитель нартов, слегка придержав коня, обращается к Нашбатакве: -А ну-ка, сократи нам путь. Можно ли ослушаться Сита? И Нашбатаква начинает рассказ о делах минувших дней. Слова его порою смешат, порою заставляют призадуматься. Устанет Нашбатаква -его сменяет Адлагиква, Адлагикву - еще кто ни будь. Так незаметно и проходит время. Снова день клонится к вечеру. Где же заночевать? Вот прекрасная лесная опушка. Пока солнце еще не зашло, несколько нартов входят в лес и возвращаются оттуда с дичью. А младшие тем временем разводят костёр - нартский костер из огромных бревен! Вот уже готовы вертела из фундуковых ветвей, и мясо нанизано - жиром на огне сочится. Что и говорить: ужин удался на славу!... Так путешествовали они полтора года. И однажды в полдень выехали на зеленую поляну. Посреди поляны высилось большое развесистое дерево. Нарты устали и были голодны, поэтому Сит сказал: -Доедем до того дерева, отдохнем под его сенью да заглянем в свои дорожные мешки. И коней своих огнеподобных отпустим - пусть пасутся на воле. Никто не стал перечить Ситу. И нарты направились к дереву, спешились под его тенистыми ветвями, поставили коней вокруг, и не просто поставили, а накинули узду одного коня на луку седла другого. А сами расстелили бурки и уселись в тени дерева. Младшие из них принялись разжигать костры и готовить пищу. Когда же огнеподобные кони отдохнули немного, нарты, привязав уздечки к стременам, выпустили коней в широкое поле. Дым от костров взметнулся к небу. И заметили тот дым далекие люди, жившие на расстоянии дневного пути от дерева, под которым отдыхали нарты. Была у тех людей кожа черная-черная, а зубы верхние - белые-белы и нижние тоже - белые-белые. Мужественный человек и тот испугался бы, увидев их! Снарядили черные люди своих воинов и наказали им разузнать, что это за дым, и сообщить обо всем виденном незамедлительно. Направились воины к дереву и увидели издали нартов. Разве могли они идти дальше? Напуганные видом героев, вернулись чернолицые к своим и рассказали об всем. И вот собрались чернолицые - мужчины и женщины, старые и молодые, одним словом, все, кто только мог ходить. Посоветовались меж собой и решили так: - Пока живы - будем биться. Давайте строить укрепления с той стороны, откуда идут богатыри. И начали они рыть землю и возводить стены. А нарты и не подозревали, какой из-за них переполох у чернолицых. Сидят себе спокойно, поют и беседуют. Наступила ночь, а за ней утро. С первыми лучами солнца отправились нарты в путь, и к исходу дня заметили чернолицых. Очень обрадовались нарты. Еще бы: неизвестные люди, неизвестная страна! Чернолицые тоже заметили нартов и стали готовиться к битве. Решили они подпустить нартов поближе - на расстояние полета стрелы, чтобы вернее поразить врага. Нарты были смелыми и умными. Отобрали они не скольких воинов и послали их к чернолицым без оружия, чтобы те убедились, что к ним идут не враги, а друзья. Вот подошли безоружные нарты на близкое расстояние, а чернолицые пустили в них стрелы. Острые стрелы ранили двух нартов, и пришлось всем нартам вернуться к своим. Хоть локти кусай от досады! Что же оставалось делать? Ещё раз послали они к чернолицым своих безоружных братьев, но и на этот раз случилось то же, что и в первый раз. И вот все сто сели на огнеподобных коней и бросились на чернолицых. Бросились, как разъяренные зубры, разрушили стены укреплений и порубили шашками самых отчаянных храбрецов, многих из них потоптали копытами своих коней. Увидели чернолицые нартов и поняли, что невинным вреда они не причиняют. Успокоились. Попросили мира, и помирились с ними нарты. Прожили братья у чернолицых ровно месяц. А когда собрались в обратный путь, то сказали так: -Пошлите вместе с ними своих людей, пусть они увидят и нашу землю. Чернолицые задали на прощанье пир. А затем выделили в провожатые сто чернолицых. И подарили нартам много скота. Вот вернулись в Апсны сто братьев - нартов. С ними - сто чернолицых из далекой земли. От этих, от чернолицых происходят чернолицые, живущие и доныне в селе Адзюбжа* Вот как ходили в походы великие нарты! Примечания *Адзюбжа - село на берегу реки Кодор, где до сих пор проживают потомки негров. Приключения нарта Сасрыквы и его девяноста девяти братьев. Сухуми, "Алашара" 1988. Далее читайте:Абхазы - (самоназвание апсуа) автохтонное население Кавказа. Абхазия (краткая историческая справка). Исторические лица Абхазии (биографический справочник).
|
|
БИБЛИОТЕКА АПСУАРА |
Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании всегда ставьте ссылку |