Зинаида Рихтер
В солнечной Абхазии и Хевсуретии
ТУЗЕМНЫЕ СКАЧКИ

В кабинете зампредсовнаркома застаю в сборе
всех наркомов Абхазии: тов. Бахтадзе (зампредсовнаркома
и предчека), Чанбу (предабцика), Бения (наркомзем) и др.
Совещание весьма серьезное — о предстоящих
народных скачках в Сухуме. Не думайте, что это шутка или
ирония. Скачки в Абхазии имеют большое историческое, национальное
и политическое (смычка города с деревней) значение.
В Абхазии скачками интересуется все население:
и крестьяне, и горожане. К скачкам задолго готовятся (выдерживают
скакунов в холодной воде, на специальном корме, не дают
им соли и т. д.). В дни скачек крестьяне забрасывают даже
полевые работы, а в советских учреждениях приостанавливаются
все дела. Накануне скачек и до окончания их никто ни о чем
ином не говорит, не думает. Абхазы соперничают из-за пальмы
первенства, и великое счастье и гордость для целого района,
если приз возьмет свой односельчанин.
Послушали бы вы, с какой горячностью, с
каким живым интересом обсуждали наркомы подробности скачек,
количество заездов, расстояние, вес наездников и т. д. На
них лежит вся административная ответственность.
Наркомы обсуждали все подробности, касающиеся
скачек, как партийцы, политики и как истые абхазцы.
Скачки я видела в тот же день, после совещания,
в Гумистинском уезде, близ селения Дранды, а через два дня
— в Сухуме.
Мы мчались в сел. Дранды на автомобиле,
обгоняя всадников, направлявшихся на скачки. Мы встретили
много абхазок верхом, под зонтиками, к сожалению, чаще не
в национальном, а в европейском платье и легких цветных
шарфах.
В сел. Дранды мы обедали у крестьянина-абхазца.
Перед обедом жена его, по обычаю, вынесла медный таз и кувшин
с водой, чтобы мы вымыли руки; на стол было подано все,
что нашлось в доме. Пили из рога, произносили тосты за присутствующих
гостей и хозяев, стариков, советскую власть. Хозяева не
садились и прислуживали нам.
Обедали и отдыхали во дворе, под сенью
старого каштана, а мимо, по дороге, все время ехали всадники
и проводили превосходных скакунов. Абхазские лошади в старину
ценились наравне с арабскими.
Мы под'ехали к месту скачек. Скачки еще
не начинались. Ждали, когда станет прохладнее, а пока устроили
танцы. Всадники образовали первый круг, за ними пешие зрители,
женщины и дети, в центре круга — танцоры.
Снежные вершины, ближе — зеленые горы,
и на этом фоне — сгрудившиеся всадники в ярких и строгих
черных черкесках, распущенные и завязанные красивым узлом
башлыки, легкие, как розовое облако, шарфы женщин, зонтики,
дула винтовок, нетерпеливые кони, возбужденные лица.
В толпе преобладают мингрельцы и абхазцы,
но есть и другие национальности, даже арабы из соседних
деревень.
Необычно живописное, оригинальное, яркое
зрелище. Звучит зурна — национальный инструмент. Абхазец
в черкеске, с пьяными не от вина, а от веселья и солнца
глазами, вызывает:
— Береулова Ксения.
Девушка лет 16, в голубом платьице, с черными
ниспадающими косами. В танце она едва касается легкими ногами
пыльной травы и неровностей круга.
Насильно втолкнули в круг и заставили протанцевать
лезгинку по-абхазски предабуика тов. Чанбу и наркомзема
тов. Бениа. Наркомы оказались превосходными танцорами и
плясали с большим увлечением.
В день скачек в Сухуме в местной газете
“Голос Трудовой Абхазии” передовица была посвящена скачкам.
На скачки с'ехались со всей Абхазии.
Но в Сухуме скачки не носили того непосредственного
характера, как в селе Дранды. Тут были и трибуна, и буфеты,
и оркестр. Много милиции; место пробега отгорожено канатом.
На трибунах — туземные, национальные костюмы перемешались
с городскими дамскими туалетами. Солнце палило беспощадно.
Зрелище было необычайное и яркое.
М. Лакоба и Бениа, превосходные наездники,
гарцевали и джигитовали перед трибуной. Тов. Бахтадзе, председатель
жюри, отдавая распоряжения, имел вид полководца на поле
генерального сражения.
Гудаутцы, кодорцы. гумистинцы взволнованы.
В прошлом году взяли приз гудаутцы, и другим во что бы то
ни стало хочется отыграться. Первые два заезда — на выносливость.
Первый заезд 20 верст. Ни одна из наших лошадей не выдержала
бы, а абхазские приходят даже свежими.
На лошадей сажают малышей 8—10 лет в ярких
получеркесках и туго завязывают им белым платком голову,
чтобы не было головокружения.
Они скачут, подбадривая лошадей дикими,
резкими криками.
Наездникам на шестах подают мокрые платки,
которыми они на ходу обтирают лошадям ноздри и глаза.
Любопытно в это время следить за толпой,
за выражением лиц хозяев скакунов. Возгласами, жестами они
издали подбодряют своих лошадей и наездника. Не выдержав,
один из них вырывается за канат и, вцепившись в уздечку
опережающей лошади противника, старается ее задержать. С
разных концов к нему во весь дух скачут милиционеры, не
менее взволнованные скачками, чем жюри и публика.
Говорят, что умные абхазские лошади сами
иногда хватают зубами обгоняющего всадника и сбрасывают
его на землю.
Достаточно услышать знакомый, подбадривающий
голос, как усталая лошадь снова рвется вперед. Я следила
за одним пожилым крестьянином, когда его лошадь стала уставать:
из его глаз потекли слезы.
На этот раз снова взяли верх гудаутцы;
кодорцам и гумистинцам достались вторые и третьи призы.
На скорость первый приз взяла лошадь тов.
М. Лакобы (замнаркомвнудела) и второй — тов. Бахтадзе.
В селениях с нетерпением ждут результатов
скачек. Первому, кто принесет радостную весть, дарят ценный
подарок — седло, корову.
Взявший приз устраивает пир, который стоит
ему, конечно, значительно дороже, чем полученные в награду
деньги.
Но дело не в деньгах, а в чести.

Зинаида Рихтер. В солнечной Абхазии и Хевсуретии. (Из серии "Библиотека
пролетарского туриста"). "Физкультура и туризм", Москва-Ленинград, 1930 г.
Сканирование и обработка текста: Mike (Клуб
туристов "Московская застава"), 2003.
Здесь перепечатывается с сайта
http://www.skitalets.ru/books/abhazia_rihter/
Далее по теме читайте:
Абхазы -
(самоназвание апсуа) автохтонное население Кавказа.
Абхазия
(краткая историческая справка).
Исторические лица Абхазии (биографический справочник).
|