|
|
Зинаида Рихтер
В солнечной Абхазии и Хевсуретии
ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ БЫТ

Фото № 411. Домашний быт абхазцев.
В горной Абхазии, в районе реки Бзыби,
сохранился нетронутый быт. Не верится, что вы всего в нескольких
верстах от шоссе и побережья с его “культурой”.
На Кавказе я знаю два таких удивительных,
самобытных уголка: В. Сванетию и Бзыбскую Абхазию. Но насколько
В. Сванетия дика, сурова, настолько радостна, благодушна
Бзыбская Абхазия, “медом и млеком текущая”... Изумрудные
берега Бзыби плодородием, изобилием, светом, красками напоминают
нечто библейское, идиллическое.
В Бзыбской Абхазии еще не исчезли патриархальные
обычаи гостеприимства. Пастухи, зарезав барана, часть вареного
мяса развешивают на ветвях у тропы, чтобы путник мог утолить
голод. На проезжих дорогах встречаются крытые беседки, в
которых абхазы также ставят еду в деревянных чашках и питье
для путников.
Девственные леса поражают красотой и изобилием
пород: самшит (кавказская пальма), рододендрум, лавровишня,
каштан, граб, дуб, разные клены, орехи, черешни; стволы
обвиты лианами и плющем, все пронизывают лучезарные, золотые
нити.
Не думайте, что медовые реки существуют
только в сказке. Учителя, возвратившиеся из экспедиции,
рассказали мне, что натолкнулись в лесу на ручей из меда.
Мед стекал в ручей из пещеры, где роились дикие пчелы. Из
этой медовой реки, припав, пил чернобурый медведь...
В горах, в зелени, повсюду разбросаны памятники
древности, напоминающие о войнах Митридата и египетских
полчищах Рамзеса, о греческих и генуэзских купцах.
В селении Лыхны — бывш. резиденция владетельных
кавказских князей — я осматривала развалины княжеского дворца,
гробницы, церковь, выстроенную в XI веке, с интересной фресковой
росписью, часовенку, не старше V века, всю в зелени по случаю
праздника, с почерневшими иконами без риз, написанными без
малейшего представления о перспективе и светотени, с кистями
рук больше головы. К несчастью, стены недавно побелили,
и только местами осталась роспись: чья-то голова, плечо...
А кто знает, может быть, под известкой, в этой древней часовенке,
как в Ай-Софийском соборе, скрывается изумительная древняя
живопись...
Потом поехали верхами в горы к таинственному
замку на неприступной скале, о котором решительно нигде
не упоминается и ничего не известно. Оставив лошадей в селении
Ахтара, долго шли пешком и спускались по головоломкой тропе,
цепляясь за лианы. Изодравшись в кровь о колючки, все-таки
добрались до такого места, откуда могли рассмотреть эту
археологическую загадку.
В живописной дикой местности, на большой
высоте, над пропастью, прилепленный к скале, как осиное
гнездо, висит замок. Из-под скалы выходит ледяной поток,
который через несколько саженей становится глубокой и довольно,
широкой рекой Мчишь (Черная река).
Замок не выдолблен в скале, а сложен из
цементированных плит с наклоном, который спасает дубовые
рамы от дождя. Устройство окон и дверей свидетельствует
о том. что его владетели заботились о безопасности и боялись
чьих-то пуль. Замок в три этажа, которые сообщаются внутренней
лестницей. Кому и зачем понадобилось построить этот неприступный
замок? И как в него попадали?
Бывший с нами пастух рассказал, что старики
помнят его таким, каков он сейчас. Никаких легенд о нем
нет. Одному абхазцу — древнему старику, когда он был подростком,
— удалось по веревке спуститься в замок. Он ничего не нашел
там, кроме деревянной чаши, на дне которой был пепел и серебряная
ложка.
Памятники не охраняются. Постепенно разрушаются
остатки Великой Абхазской стены, которая некогда защищала
границы этого края. У самого Сухума, на дне бухты, погребен
землетрясением древний греческий город Диоскурия. Рыбаки
уверяют, что в тихую погоду при ясном море можно различить
стены Диоскурии. Диоскурия еще не исследована, и неизвестно,
что таит эта подводная Помпея.
В наиболее нетронутом виде патриархальный
абхазский быт сохранился в селении Лыхны окруженном лесами
и снеговыми вершинами. Посреди большого и благоустроенного
села — площадь с вековой липой, которую расколола молния.
Под этой липой абхазцы исстари собираются
для решения всевозможных вопросов. Эти решения обязательны
для всего населения. Советская власть с ними считается.
В 1866 г. на этой площади возмущенные насилиями
русского правительства абхазцы уничтожили всех представителей
русской власти. В Лыхнах — собрание по поводу земельного
передела.
Не зная языка, мне приходится довольствоваться
слабым переводом и чисто внешними впечатлениями. Абхазское
красноречие, своеобразность оборотов, конечно, много теряют
при переводе. Но никогда мне не приходилось присутствовать
на таком сдержанном, — я бы сказала, культурном, — собрании.
Абхазы выслушивают оратора, не перебивая
его ни шумом, ни возгласами, в классической бессознательно-величественной
позе, опираясь на высокий посох или винтовку. Противнику
дают высказаться до конца, а возражают с изысканной корректностью,
которой мог бы позавидовать любой лорд. Они очень солидарны
и дисциплинированы и все вопросы разрешают необычайно быстро.
В соседнем селении мы присутствуем на молении
о дожде. Надо сказать, что абхазы почти не религиозны, обрядовой
стороны они почти не признают, в церковь не ходят, не венчаются,
исстари живут гражданским браком, с чем в свое время тщетно
боролось царское правительство, к попам относятся с пренебрежением.
— Это слишком важная молитва, чтобы звать
попа, — говорят они.
Приглашают самого честного или самого старого
человека, который не заученными молитвами, а своими собственными
словами разговаривает с богом. Если дело идет об урожае,
он красноречиво и убедительно описывает полевую работу,
доказывает богу необходимость дождя, иногда даже пытается
припугнуть его.
— Ты видишь этот народ, мужчин и женщин,
все они много потрудились, чтобы взрыхлить свою землю, удобрить
ее, обсеменить. Солнце жгло их, жажда томила... Теперь все
дело в дожде. Пошли дождь! Земля жаждет, сохнет. Не будет
дождя — не будет урожая, люди перестанут трудиться и земля
твоя станет бесплодной.
Абхазы — народ общительный, любят навещать
друг друга, интересуются политикой; при встрече со знакомым
человеком прежде всего спрашивают:
— Ну, что нового?
Интересуются, кто с кем воюет и кто собирается
воевать, какие перемены в правительствах держав. Советской
властью довольны. Они говорят: “Другой власти не желаем.
Есть и у этой недочеты, ну, да всего сразу нельзя”.
Способы обработки земли в Абхазии самые
примитивные, но земля богатая, труда требует немного, а
кормит. В горах, в зелени и виноградниках разбросаны на
значительном расстоянии друг от друга хутора абхазов.
Безукоризненно-чистый двор с традиционной
липой (или каштаном) посредине, к которой гость привязывает
верховую лошадь. Домик под дранью, с балконом на сваях.
Над входом оленьи и турьи рога, нередко шкура медведя, сохнущая
на солнце. Внутри ковры, пуховики, подушки, — чистота, которой
могут позавидовать немецкие хозяйки.
В Бзыбской Абхазии, в горах, моими спутниками
были двое учителей-абхазов, хорошо знающих местность и обычаи.
У одного из них, молодого учителя-абхазца,
оказалось много родственников в этом районе. Нам волей-неволей
приходилось заезжать ко всем, а раз попав к абхазу в дом,
не скоро выберетесь. Сначала, пока не надоело, это меня
забавляло, давало возможность ближе познакомиться с абхазскими
обычаями.
Встретив родственника, абхаз бросается
к нему, обнимает и целует в плечо. Старые женщины обводят
рукой вокруг его головы, заклиная от злых духов.
Когда подходит женщина, мужчины почтительно
встают и не садятся, пока она несколько раз не попросит
их сесть. Для мужчины считается большим позором, если женщина
первая будет его приветствовать. Одна крестьянка так проучила
гордого абхазского князя: этот князь, проезжая на коне мимо
крестьянских женщин, отворачивался и, чтобы не поклониться,
делал вид, что не замечает их. Однажды одна крестьянка,
желая его устыдить, встала и поклонилась ему, когда он проезжал
мимо. Князь побагровел, нахлобучил от стыда на глаза башлык
и, пришпорив лошадь, ускакал. С того времени, проникая мимо
женщин, он всегда кланялся первый.
Мы располагаемся под липой и любуемся закатом
в горах. Патриарх семейства, почтенный седой абхаз, предлагает
нам табаку из телячьего пузыря-кисета и задает обычный вопрос:
— Ну, что нового?
Молодые остаются все время на ногах. Этот
обычай, по которому при гостях и при старших молодые не
садятся, очень строго соблюдается. После политических вопросов
разговор переходит к домашним делам.
— Цены на табак не подходящие. Нет смысла
разводить табак. Возни с ним много, а пользы никакой.
— Урожай “изабеллы” в этом году ожидается
хороший, какого не было давно. А вот с кукурузой дело совсем
плохо. Не было дождя, запоздали посеять, а теперь уже поздно.
— Приезжал доктор оспу прививать. Но одна
женщина, ясновидящая, возмутила народ, убедив всех, что
прививка от злых, а не от добрых духов. Крестьяне отказались
дать доктору лошадей, и он должен был возвратиться в Сухум.
Так вот, верно ли, что прививка от злых духов?
На рогатке, воткнутой в землю, уже развешаны
дымящиеся, кровоточащие внутренности зарезанного в честь
нас барана.
Перед нами ставят низкий стол. Подают каждому
тарелку с кукурузной кашей (мамалыгой), в которую воткнуты
кусочки овечьего сыра. Блюдо дымящейся баранины. Изрубленная
на куски жареная птица. Едят руками. Куски мяса и птицы
макают в острую, приправленную пряностями подливку из алучи
или барбариса. Все запивают розовым кисловатым местным вином
“изабелла”, которое хозяева подливают все время в стакан
из большого глиняного кувшина.
Перед каждым выпитым стаканом произносится
тост по очереди за присутствующих, их умерших и живых родственников.
Тосты выслушиваются стоя.
Гость наливает стакан вина, выбирает руками
лучший кусочек мяса и дает то и другое хозяйке. Та благоговейно
принимает это и изливается в потоках красноречия и всяких
пожеланий. Мы в это время стоим, не зная, что делать, должно
быть, преглупо улыбаемся и киваем головой.
Только наш молодой учитель не смущается
и очень доволен. Он пьет и уверяет, что иначе хозяева обидятся.
Но не хмелеет. Я не узнаю его. В родной обстановке с него
точно сползла сусальная позолота культуры и под ней оказался
непосредственный, первобытный пирующий абхаз.
Мингрельские и греческие женщины порабощены,
угнетены, работают за мужчин, не пользуются никакими правами.
Можно видеть, как гречанка согнувшись тащит из леса на спине
целый воз хвороста, а ее муж, грек, в это время дремлет
на солнышке.
Абхазские женщины совсем на ином положении.
Исстари они занимали общественные должности, даже участвовали
в войнах, бывают всюду, где мужчины, на собраниях, скачках,
в гостях. Они политически развиты, очень разговорчивы, жизнерадостны.
Правда, в домашнем быту абхазов много самобытного, своеобразного
и патриархального. Например, молодая, вышедшая замуж женщина
не смеет первая заговаривать с родителями мужа. Первое время
супруги избегают вместе попадаться на глаза родителям и
избегают нежностей при них. Как-то ночью нас провожали от
хутора до хутора двое абхазов-братьев; старший ехал с нами,
а другой все отставал и держался на почтительном расстоянии
в темноте.
- Мой младший брат недавно женился, а потому
не должен показываться мне на глаза.
Да, странные обычаи, но женского, восточного
угнетения среди абхазов все-таки нет.
Это описание абхазских обычаев и нравов
мне хочется закончить рассказом об эпизоде, который я слышала
под липой в живописном абхазском хуторе.
Умерла русская, бедная, одинокая учительница,
которая при жизни иногда навещала одного из своих учеников-абхазов
и как-то, может быть, даже не придавая особого значения
своим словам, сказала ему, что хотела бы быть похороненной
у него во дворе, под липой.
Учителя сложились и устроили ей скромные
похороны. Никто из близких, кроме группы учителей, не шел
за ее гробом. У ворот кладбища процессию остановил бедно
одетый, запыленный, видимо, издалека приехавший абхаз на
двуколке.
— Я пришел исполнить свой долг, — сказал
он, — взять ее тело и похоронить под липой, как она велела.
Тело поставили на двуколку. Абхаз поблагодарил
учителей за то, что они потрудились, поблагодарил, точно
покойница была его родной матерью, и погнал мула.
Много партиархально-человечного сохранилось
в этом голубоглазом народе изумрудно-голубой страны.

Зинаида Рихтер. В солнечной Абхазии и Хевсуретии. (Из серии "Библиотека
пролетарского туриста"). "Физкультура и туризм", Москва-Ленинград, 1930 г.
Сканирование и обработка текста: Mike (Клуб
туристов "Московская застава"), 2003.
Здесь перепечатывается с сайта
http://www.skitalets.ru/books/abhazia_rihter/
Далее по теме читайте:
Абхазы -
(самоназвание апсуа) автохтонное население Кавказа.
Абхазия
(краткая историческая справка).
Исторические лица Абхазии (биографический справочник).
|