Т.М. Шамба и А.Ю. Непрошин |
|
2004 г. |
БИБЛИОТЕКА АПСУАРА |
АПСУАРАА: Абхазия, Агрба, Амичба...Б: Басария, Барцыц, Бройдо...В: Воробьев, Воронов...Г: Гулиа, Гунба...Д: Данилов, Дасаниа, Джемакулова, Джихашвили...Е, Ё: ...Ж: Жидков...З: ...И: Инал-Ипа Ш.Д....К: Капба, Козэль, Кудрявцев, Кунижева...Л: Лакоба...М: Мандельштам, Монперэ...Н: Неруда...О: Олонецкий...П: Паустовский, Приключения нарта Сасрыквы, Прокопий Кесарийский...Р: Рихтер, Румянцев...С: Сенковский, Сент-Совер, Студеникин...Т: Тарнава, Торнау, Тхайцухов...У: ...Ф: Франгуланди...Х: Хотко...Ц: Цвижба...Ч: Челеби, Чкадуа, Чурсин...Ш, Щ: Шамба, Шанава, Шария...Э: ...Ю: ...Я: ...Родственные проекты:ХРОНОСФОРУМ ХРОНОСАРУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАСЛАВЯНСТВПЕРВАЯ МИРОВАЯЭТНОЦИКЛОПЕДИЯРУССКОЕ ПОЛЕМОСКОВИЯ |
Т.М. Шамба и А.Ю. НепрошинАбхазияПравовые основы государственности и суверенитетаГлава 2. Государственность Абхазии2.2. Закавказье в составе Российской ИмперииВ конце XVIII века Абхазское княжество возглавил Келешбей Шарвашидзе. В противоборстве между Турцией и Россией на черноморско-кавказском пространстве он четко ориентировал Абхазию на Россию. Как и некоторые другие кавказские государства, Абхазия объективно тяготела к России, могущество которой нарастало, и которая могла стать защитницей от нашествий иранских, турецких и других завоевателей. Подобные устремления отмечаются уже в конце ХV века и в других государствах Закавказья. Начиная с той поры, цари Кахетии непрерывно обращаются к российским властителям с просьбой о покровительстве или о принятии в состав России. Согласно «Хроникам» М. Миансарова, события в Закавказье развивались следующим образом: 1492 г. – царь Кахетии Александр I направил в Москву послов, прося о покровительстве. В послании к Великому князю Московскому Ивану III именует себя «холопом Ивана», которого он называет Великим Царем и т. п.; 1501 г. – Измаил-Софи, родоначальник персидских шахов Сефидской династии, покоряет Ширван и Грузию (?); 1550 г. – нашествие Шах-Тахмаспа на Грузию (?), он разрушил Вардзию; 1578 г. – разделение Кавказских владений между турками и персиянами, турки овладевают Тифлисом, основание городов Поти и Сухум-кале; 1586 г. – кахетинский царь Александр II испрашивает покровительства у царя Федора Иоанновича; 1597 г. - Шах-Аббас изгоняет турок из Грузии (?); 1604 г. – карталинский князь Георгий объявляет себя данником царя Федора Борисовича Годунова[1]. 1616-1617 гг. – опустошение Кахетии Персидским шахом Аббасом; 1619 г. – посольство кахетинского царя Теймураза I к царю Михаилу Федоровичу с просьбой о защите от персиян, в 1639 г. он признает над собой власть Михаила Федоровича. 1621 г. – Георгий III, царь Имеретии, и Мамия II, царь Гурии, испрашивают покровительства у царя Михаила Федоровича; 1636 г. – мингрельский дадиан Леван II изъявляет готовность дать присягу царю Михаилу Федоровичу; 1650 г. – царь имеретинский Александр присягает на подданство России. Турки овладевают Кутаисом; 1703 г. – карталинский князь Вахтанг делается правителем Карталинии. К этому времени относится его Уложение, собрание летописей; 1724 г. – взятие Тифлиса турками. Царь Вахтанг VI и 43 грузинских князя и дворян бегут в Россию; Эриставство Рача испрашивает покровительства России; 1735 г. – Тифлис, Эривань и Ганжа отдаются Надир-Шаху; 1736 г. – Надир-Шах изгоняет турок из Кахетии и Карталинии; 1752 г. – Ираклий, царь грузинский (?), одерживает в Ереване победу над персиянами; 1774 г. – 10 июля Кучук-Карнайджийский трактат, по которому Имеретия и Гурия освобождаются от турок. Как излагает Г.Н. Колбая (1955 г.), с просьбой о покровительстве и защите от турецких нашествий в 1564 г. обратился к царю Ивану Грозному царь Имеретии Леван II. Александр II, царь Кахетии, в 1586 г. Также взмолился к царю Федору Иоанновичу с подобной просьбой, говоря о том, что «один ты Венценосец Православия можешь спасти наши жизни и души», а завершал свое послание словами: «бью тебе челом до лица земли со всем народом: да будем твоими во веки веков». Когда в 1605 г. в столицу Кахетии приехали послы от царя Федора Борисовича, сын царя Александра заявил посланнику Москвы: «Никогда Иверия не бедствовала ужаснее нынешнего; стоим под ножами султана и шаха; оба хотят нашей крови и всего, что имеем, мы отдали себя России, пусть же Россия возьмет нас не словом, а делом». С аналогичной просьбой на имя царя Михаила Федоровича в 1638 г. обращался мегрельский владетель Леван Дадиани. Просил о покровительстве и помощи в 1653 г. также имеретинский царь Александр. Кахетинский царь Теймураз I в 1658 г. в речи перед царем Алексеем Михайловичем сообщил о том, что шах Ирана Аббас I захватил его мать и двух малолетних сыновей, молил русского царя принять его народ в подданство и защитить. Некоторые цари, спасаясь от персидских и турецких поработителей, в разное время бежали в Россию: Арчил II (Имеретинский) – в 1699 году, Вахтанг VI (Карталинский) – в 1722 году и Теймураз II (Кахетинский) – в 1761 году. Они оставались в России до конца дней своих, непрерывно моля русских царей о принятии подвластных им народов в состав России. Понадобилось почти 300 лет для того, чтобы Россия приняла решение о включении их в состав своего государства. Первой в составе России оказалось Картли-Кахетинское царство, которое в 1783 г. именем Всемогущего Бога заявило о признании «Верховной власти Всероссийских Императоров над царями Картлийскими и Кахетинскими». Для понимания некоторых особенностей условий, на которых Картли-Кахетия вошла в состав Российской империи, приводим выдержки из Георгиевского трактата. Всего было подготовлено и подписано два документа. Первым документом является:
Клятва на верность Российским Императорам и признание их покровительства и верховной власти. Образец, по которому его светлость царь карталинский и кахетинский Ираклий Теймуразович учинит клятвенное обещание на верность Ее Императорскому Величеству самодержице всероссийской и на признание покровительства и верховной власти всероссийских императоров над царями карталинскими и кахетинскими. Аз нижеименованный, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом пред святым его Евангелием в том, что хощу и должен Е. И. В.[2] всепресветлейшей и державнейшей великой государыне императрице и самодержице всероссийской Екатерине Алексеевне и ее любезнейшему сыну, пресветлейшему государю цесаревичу и великому князю Павлу Петровичу, законному всероссийского императорского престола наследнику, и всем высоким преемникам того престола верным, усердным и доброжелательным быть. Признавая именем моим, наследников и преемников моих и всех моих царств и областей на вечные времена высочайшее покровительство и верховную власть Е. И. В. и ее высоких наследников надо мною и моими преемниками, царями карталинскими и кахетинскими, и вследствие того отвергая всякое надо мною и владениями моими, под каким бы то титулом или предлогом ни было, господствование или власть других государей и держав и отрицаясь от покровительства их, обязываюсь по чистой моей христианской совести неприятелей Российского государства почитать за своих собственных неприятелей, быть послушным и готовым во всяком случае, где на службу Е. И. В. и государства всероссийского потребен буду, и в том во всем не щадить живота своего до последней капли крови. С военными и гражданскими Е. И. В. начальниками и служителями обращаться в искреннем согласии. И ежели какое-либо предосудительное пользе и славе Е. И. В. и ее империи дело или намерение узнаю, тотчас давать знать. Одним словом, так поступать, как по единоверию моему с российскими народами и по обязанности моей в рассуждении покровительства и верховной власти Е. И. В. прилично и должно. В заключение сей моей клятвы целую слова и Крест Спасителя моего. Аминь. Сей образец имеет служить и будущим впредь царям карталинским и кахетинским для учинения клятвенного обещания при вступлении их на царство и при получении подтвердительной грамоты со знаками инвеституры, от российского императорского двора жалуемой. В достоверие сего нижеподписавшиеся полномочные по силе их полных мочей тот образец подписали и приложили к нему свои печати в Егорьевской крепости июля 24-го дня 1783 г. На подлинном подписано: Павел Потемкин, Князь Иван Багратион, Князь Гарсеван Чавчавадзев.
Как следует из прилагаемого текста, обращаясь к российской императрице Екатерине II с просьбой о покровительстве и признавая ее верховную власть, царь карталинский и кахетинский Ираклий, в соответствии со своими полномочиями этим документом подтверждает свою верность и покорность России и говорит только от имени двух царств: Картли и Кахетии. Следовательно, настоящий документ в соответствии с подписями уполномоченных лиц и скрепленный печатями является юридическим документом и распространяет свою юрисдикцию в пределах изложеного по тексту только на территории двух княжеств – Картли и Кахетии. В вышеприведенном юридическом документе нет упоминания об иных государственных образованиях (царствах, княжествах и др.), существовавших в ту пору на территории современного Закавказья. Следовательно, юрисдикция его не может быть распространена на государства, не упомянутые в настоящем послании. Особо следует отметить, что об Абхазии в нем нет ни слова. Вторым документом является собственно Договор, содержащий основной текст и артикулы. Мы приводим лишь некоторые, наиболее подходящие к рассматриваемой теме, артикулы.
Договор о признании царем карталинским и кахетинским Ираклием II покровительства и верховной власти России (Георгиевский трактат) 24 июля 1783 г. Во имя Бога Всемогущего Единого в Троице Святой славимого. От давнего времени Всероссийская империя по единоверию с грузинскими народами служила защитой, помощью и убежищем тем народам и светлейшим владетелям их против угнетений, коим они от соседей своих подвержены были. Покровительство всероссийскими самодержцами царям грузинским, роду и подданным их даруемое, произвело ту зависимость последних от первых, которая наипаче оказывается из самого российско-императорского титула. Е. И. В., ныне благополучно царствующая, достаточным образом изъявила монаршее свое к сим народам благоволение и великодушный о благе их промысел сильными своими стараниями, приложенными о избавлении их от ига рабства и от поносной дани отроками и отроковицами, которую некоторые из сих народов давать обязаны были, и продолжением своего монаршего призрения ко владетелям оных. В сем самом расположении снисходя на прошения, ко престолу ее принесенные от светлейшего царя карталинского и кахетинского Ираклия Теймуразовича о принятии его со всеми его наследниками и преемниками и со всеми его царствами и областями в монаршее покровительство Ее Величества и ее высоких наследников и преемников, с признанием верховной власти всероссийских императоров над царями карталинскими и кахетинскими, всемилостивейше восхотела постановить и заключить с помянутым светлейшим царем дружественный договор, посредством коего, с одной стороны, его светлость, именем своим и своих преемников признавая верховную власть и покровительство Ее Императорского Величества и высоких ее преемников над владетелями и народами царств Карталинского и Кахетинского и прочих областей, к ним принадлежащих, ознаменил бы торжественными точным образом обязательства свои в рассуждении Всероссийской империи; а с другой, Ее Императорское Величество такожде могла бы ознаменить торжественно, каковые преимущества и выгоды от щедрой и сильной ее десницы даруются помянутым народам и светлейшим их владетелям. К заключению такого договора Е. И. В. уполномочить изволила светлейшего князя Российской империи Григория Александровича Потемкина, войск своих генерал-аншефа, и проч., и проч... за отсутствием своим избрать и снабдить полною мочью от себя, кого он за благо рассудит, который по тому избрал и уполномочил превосходительного господина от армии Е. И. В. генерал-поручика, войсками в Астраханской губернии командующего, Е. И. В. действительного камергера и орденов российских Св. Александра Невского, военного Великомученика и Победоносца Георгия и голстинского Св. Анны кавалера Павла Потемкина, а его светлость карталинский и кахетинский царь Ираклий Теймуразович избрал и уполномочил с своей стороны их сиятельств своего генерала от левой руки князя Ивана Константиновича Багратиона и его светлости генерал-адъютанта князя Гарсевана Чавчавадзева. Помянутые полномочные, приступив с помощью Божией к делу и разменяв взаимные полномочия, по силе их постановили, заключили и подписали следующие артикулы. Артикул первый Его светлость царь карталинский и кахетинский именем своим, наследников и преемников своих торжественно навсегда отрицается от всякого вассальства или под каким бы то титулом ни было, от всякой зависимости от Персии или иной державы и сим объявляет перед лицом всего света, что он не признает над собой и преемниками иного самодержавия, кроме верховной власти и покровительства Ее Императорского Величества и ее высоких наследников и преемников престола всероссийского императорского, обещая тому престолу верность и готовность пособствовать пользе государства во всяком случае, где от него то требовано будет. Артикул второй Ее Императорское Величество, приемля со стороны его светлости столь чистосердечное обещание, равномерно обещает и обнадеживает императорским своим словом за себя и преемников своих, что милость и покровительство их от светлейших царей карталинских и кахетинских никогда отъемлемы не будут. В доказательство чего Ее Величество дает императорское свое ручательство на сохранение целости настоящих владений его светлости царя Ираклия Теймуразовича, предполагая распространить таковое ручательство и на такие владения, кои в течение времени по обстоятельствам приобретены и прочным образом за ним утверждены будут. Артикул осьмой В доказательство особливого монаршего благоволения к его светлости царю и народам его и для вящего соединения с Россией сих единоверных народов, Е. И. В. соизволяет, чтоб католикос или начальствующий архиепископ их состоял местом в числе российских архиереев в осьмой степени, именно после Тобольского, всемилостивейше жалуя ему навсегда титул Святейшего Синода члена; о управлении же грузинскими церквами (???) и отношении, каковое долженствует быть к Синоду российскому, о том составится особливый артикул. В достоверие чего нижеподписавшиеся полномочные по силе их 244 полных мочей подписали сии артикулы и приложили к ним свои печати в Георгиевской крепости, июля 24-го дня 1783 г. На подлинном подписано: Павел Потемкин, Князь Иван Багратион, Князь Гарсеван Чавчавадзев. Сепаратные артикулы Артикул сепаратный четвертый Е. И. B. обещает в случае войны употребить все возможное старание пособием оружия, а в случае мира настоянием о возвращении земель и мест, издавна к царству Карталинскому и Кахетинскому принадлежавших, кои и останутся во владении царей тамошних на основании трактата о покровительстве и верховной власти всероссийских императоров, над ними заключенного. Сии сепаратные артикулы будут иметь такую же силу, как бы оные в самый трактат от слова в слово внесены были. Чего ради и ратификации на них в тот же срок вместе разменены быть долженствуют. В достоверие чего нижеподписавшиеся полномочные по силе их полных мочей подписали сии артикулы и приложили к ним свои печати в Егорьевской крепости июля 24-го дня 1783 г. На подлинном подписано: Павел Потемкин, Князь Иван Багратион, Князь Гарсеван Чавчавадзев.
Рассмотрим содержание данных артикулов. Артикулом первым царь карталинский и кахетинский присягает на верность российским императорам. А вот Артикул второй представляет для историков и юристов несомненный интерес. Наряду с обещанием покровительства и ручательства на сохранение владений царей Картли и Кахетии, императрица дает обещание царю Ираклию II распространить это ручательство «на те владения, кои в течение времени по обстоятельствам приобретены и прочным образом за ним утверждены будут». Таким образом, подписан международный правовой документ, в соответствии с которым: а) царства Картлийское и Кахетинское (но не Грузия!) входят в состав Российской Империи; б) царям Картли и Кахетии дается и юридически подтверждается право на захват, завоевание и другие варианты присоединения других территорий и государств, не считаясь с их независимостью, суверенитетом, принадлежностью к другим расам и отличающимся по культуре и языку. Основная цель этого carte blanche присоединение всего, что удастся, к Картли-Кахетии, а через нее – к России; в) этим документом дается гарантия на то, что захваченным территориям будет обеспечено дальнейшее силовое удержание в составе России. Артикул четвертый документа является самым опасным и незаконным, поскольку санкционирует царям Картли-Кахетии неконтролируемую аннексию их соседей, что впоследствии и произошло. Как следует из текста Договора, к царству Картли-Кахетии позволено относить все те земли, которые не только завоевывались или покорялись войсками этого царства, но и под юрисдикцию этого Артикула попадали страны-соседи, подвергавшиеся когда-либо набегам со стороны этого царства. Впоследствии, на основании этого Артикула, происходил захват соседних территорий и формирование государства Грузия вокруг Картли-Кахетии. Поскольку Абхазия явилась основателем Абхазского царства, которое позже преобразовалось в объединенное Царство абхазов и ряда других княжеств, то даже после полного распада последнего, с точки зрения настоящего Артикула, она рассматривалась как часть царства и, следовательно, на нее распространялась его юрисдикция. Более того, в соответствии с этим Артикулом в захвате и присвоении чужих земель Российская империя гарантирует оказание помощи, в том числе военной. В Договоре, в предисловии и артикуле восьмом впервые на официальном уровне звучат слова «грузинские народы», «цари грузинские» и «грузинская церковь». В связи с тем, что царь картлийский и кахетинский Ираклий II в своем прошении не упоминает о чем-либо «грузинском», следует рассматривать включение этого наименования в официальный юридический документ, либо как недоразумение, или же это является умышленной со стороны его составителей провокацией, имеющей серьезные политические последствия в дальнейшем. Термин «грузинский» не появлялся в официальных документах до момента подписания Георгиевского трактата в 1783 году. Более того, сам царь картлийский и кахетинский Ираклий II, обращаясь к Екатерине II, не упоминает ни топоним «Сакартвело», ни название «Грузия». Упоминание о них отсутствует в тексте собственно Договора, однако в его предисловии и артикулах впервые идет речь о «грузинском народе» и о «грузинской церкви». В этой связи возникает вопрос - что есть в понимании русских дипломатов и правителей «грузинский народ», имеет ли этот термин отношение только к народу Картли и Кахетии, от имени которых в своем прошении выступает Ираклий, относится ли он ко всем царствам и княжествам, входившим в Абхазское царство? Если это так, то на каком основании, поскольку все эти государственные структуры на момент подписания Георгиевского трактата являлись независимыми и суверенными и находились между собой в состоянии конфликтов и войн, и перемирий, т.е. были равноправными субъектами международного права. Или же этот термин относится ко всем закавказским государствам, включая современный Азербайджан и Армению (цари которой в свое время правили в Грузии), располагавшимся, по определению персов, на территории Гюрджистана – «страны волков»? По нашему мнению, скорее всего российские дипломаты знали о существовании так называемого Гюрджистана, поскольку на тот период имели контакты с Персией и присвоили это обобщающее имя стран Закавказья изначально народу Картли и Кахетии, а затем распространили его на все народы региона. Поскольку в то время на территории современной Грузии единого, цельного государства не существовало и, естественно, не имелось определенного его названия, то позже, в конце XIX века, сформировавшееся единое административное образование – наместничество в составе России, получило от царской канцелярии условное собирательное название «Грузия». В российских же документах топоним «Грузия» был широко применен сразу же после ввода на территорию Закавказья российских воинских частей, с момента присоединения отдельных царств и княжеств к России. Особенно это проявилось тогда, когда были ликвидированы все независимые государства Центрального и Западного Закавказья, вошедшие в начале XIX века в состав России и на их месте были организованы те или иные административные структуры. С этого момента российская администрация называет Грузией только этот край, поскольку Армения и Азербайджан тогда уже определились с собственными наименованиями, и потому выпали из числа стран, обозначенных топонимом «Грузия» (Гюрджистан). В 1783 году императрица Екатерина II приняла под свою верховную власть и покровительство Ираклия II, царя карталинского и кахетинского. Государственность и суверенитет Картли-Кахетии в составе России были ликвидированы с 12 сентября 1801 года после принятия «Высочайшего манифеста о присоединении Грузии к России». Другие царства и княжества входили под покровительство России уже после.этого. Мингрелия вошла в состав России в 1803 г., ее автономия в составе России была аннулирована в 1857 г.; Гурия вошла в состав России в 1810 г., суверенитет был утрачен в 1828 г.; Имеретинское царство вошло в состав России в 1804 г., упразднено в 1810 г. Все перечисленные царства и княжества получали покровительство России и входили в ее состав самостоятельно и независимо друг от друга. Это свидетельствует о том, что с момента распада Абхазского царства, а затем и Царства Абхазо-Имеретинского или Армяно-Иверского, на территории современной Грузии отсутствовало единое, тем более, независимое государство, которое современные грузинские (и не только грузинские) историки постфактум называют «Грузией». Суверенная Абхазия не имела никакого отношения к перечисленным выше договорам, в которых отсутствует какое-либо упоминание о ней и к перечисленным выше государствам и, тем более, к фантомному государству «Грузия». Как отмечает С. Хотько, в рассматриваемый период только на протяжении 150 лет в период существования Царства абхазов Абхазия состояла в тесном союзе с княжествами, располагавшимися на территории современной Грузии, но в ту пору не являющимися ею. Этот факт следует считать достаточным для подтверждения отсутствия каких-либо оснований в притязаниях Грузии на территорию Абхазии. Начиная с XIII и до начала XIX века, государственность Абхазии не прерывалась, страна продолжала существовать как независимое Абхазское княжество, что подтверждается историческими летописными источниками. Примечания [1] У М. Миансарова ошибка, в 1604 году царем был Борис Годунов, а его сын Федор правил с 14 апреля по 10 июня 1605 года. [2] Ее Императорскому Величеству. Т.М. Шамба и А.Ю. Непрошин. Абхазия. Правовые основы государственности и суверенитета. Издание 2-е переработанное. М.: Изд-во РГТЭУ, 2004. 262 с., ил.6, табл. 4. Для публикации в ХРОНОСе книга предоставлена авторами. Далее читайте:Абхазы - (самоназвание апсуа) автохтонное население Кавказа. Абхазия (краткая историческая справка). Исторические лица Абхазии (биографический справочник).
|
|
БИБЛИОТЕКА АПСУАРА |
Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании всегда ставьте ссылку |