Т.М. Шамба и А.Ю. Непрошин

ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА АБХАЗИИ

       > ПОРТАЛ ХРОНОС > БИБЛИОТЕКА АПСУАРА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ Ш >


Т.М. Шамба и А.Ю. Непрошин

2004 г.

БИБЛИОТЕКА АПСУАРА


АПСУАРА
А: Абхазия, Агрба, Амичба...
Б: Басария, Барцыц, Бройдо...
В: Воробьев, Воронов...
Г: Гулиа, Гунба...
Д: Данилов, Дасаниа, Джемакулова, Джихашвили...
Е, Ё: ...
Ж: Жидков...
З: ...
И: Инал-Ипа Ш.Д....
К: Капба, Козэль, Кудрявцев, Кунижева...
Л: Лакоба...
М: Мандельштам, Монперэ...
Н: Неруда...
О: Олонецкий...
П: Паустовский, Приключения нарта Сасрыквы, Прокопий Кесарийский...
Р: Рихтер, Румянцев...
С: Сенковский, Сент-Совер, Студеникин...
Т: Тарнава, Торнау, Тхайцухов...
У: ...
Ф: Франгуланди...
Х: Хотко...
Ц: Цвижба...
Ч: Челеби, Чкадуа, Чурсин...
Ш, Щ: Шамба, Шанава, Шария...
Э: ...
Ю: ...
Я: ...

Родственные проекты:
ХРОНОС
ФОРУМ ХРОНОСА
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
СЛАВЯНСТВ
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
РУССКОЕ ПОЛЕ
МОСКОВИЯ

Т.М. Шамба и А.Ю. Непрошин

Абхазия

Правовые основы государственности и суверенитета

Глава 2. Государственность Абхазии

2.6. Абхазская государственность в постсоветский период

Распад Советского Союза 1991 г. резко изменил государственность и политическую ситуацию в стране. Правительство СССР, понимая, что имеет место необратимый процесс под действием центробежных сил и, стремясь придать ему цивилизованный характер, разработало закон, определяющий порядок выхода республик из состава СССР (следует напомнить, что Конституция СССР предусматривала такую норму, но порядок ее реализации разработан не был). Вновь узаконенная норма выхода республик из состава СССР распространялась как на союзные, так и на автономные республики, входящие в состав союзных, и регламентировалась Законом СССР от 3 апреля 1990 г. «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР».

«Статья 3. В союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области и автономные округа, референдум проводится отдельно по каждой автономии. За народами автономных республик и автономных образований сохраняется право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе.

Статья 6. … В союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области, автономные округа или места компактного проживания национальных групп, упомянутых в части второй статьи 3 настоящего Закона, итоги референдума рассматриваются Верховным Советом союзной республики совместно с Верховным Советом автономной республики и соответствующими Советами народных депутатов.

Статья 9. Итоги референдума в союзной республике по вопросу о выходе из СССР, а также мнения высших органов государственной власти союзных, автономных республик, органов государственной власти автономных областей и округов по этому поводу рассматривает Съезд народных депутатов СССР по представлению Верховного Совета СССР, согласованному с Верховным Советом выходящей республики. Съезд народных депутатов СССР устанавливает переходный период, не превышающий пяти лет, в течение которого должны быть решены вопросы, возникающие в связи с выходом республики из СССР.

Статья 20. По окончании переходного периода или при досрочном урегулировании вопросов, предусмотренных настоящим Законом, Верховный Совет СССР созывает Съезд народных депутатов СССР для принятия решения, подтверждающего завершение процесса по согласованию интересов и удовлетворению претензий выходящей республики, с одной стороны, и Союза ССР, союзных республик, а также автономных республик, автономных образований и национальных групп, упомянутых в части второй статьи 3 настоящего Закона.

С момента принятия такого решения Съездом народных депутатов СССР выход союзной республики из Союза считается состоявшимся, а народные депутаты СССР от вышедшей республики утрачивают свои полномочия. Съезд народных депутатов СССР вносит соответствующие изменения в Конституцию СССР».

Как следует из этого документа, в нем были предусмотрены все позиции, необходимые для получения суверенитета каждой союзной или автономной республикой бывшего СССР. Было принято также постановление Верховного Совета СССР от 3 апреля 1990 г. «О введении в действие Закона СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР».

Поясним, что порядок выхода республик из состава СССР или из союзных республик (применительно к автономным республикам) был возможен и до ввода в действие указанного Закона, но только в случае, если при этом не нарушаются интересы заинтересованных сторон – СССР, союзных или автономных республик. Если же имеет место нарушение прав и свобод одной из заинтересованных сторон или фиксируется нарушение порядка выхода страны из договорных отношений одним из субъектов международного права, то правовые акты, на основании которых совершаются противоправные действия, считаются нелегитимными и недействительными с самого начала. Грузинское «правотворчество» относится именно к таким случаям.

На основании Закона о порядке выхода из состава СССР, автономные республики, в случае выхода союзной республики из состава СССР, обладали правом самостоятельно решать вопрос о пребывании в Союзе ССР и своем государственно-правовом статусе. Грузия, нарушив Закон от 3 апреля 1990 года и приняв одностороннее решение, в том числе и за входящие в ее состав автономные образования, вышла из состава Союза. Выходя из состава СССР, она противозаконно включила в состав своих интересов и независимое государство Абхазию, нарушив этим Статью 3 Закона о порядке выхода из состава СССР и поправ основные нормы международного права. К этому же времени, правительство Грузии денонсировало все законодательные акты, принятые в период существования СССР и РСФСР, начиная с 1921 года.

Абхазская АССР, введенная в состав бывшей Грузинской ССР в 1931 году в качестве автономной республики, должна была быть исключенной из ее состава. Это диктовалось и тем, что Абхазия в соответствии со Ст. 3 Закона о порядке выхода из состава СССР, приняла решение остаться в составе Союза. Согласно Ст. 2 было принято решение об участии Абхазии в референдуме 17 марта 1991 года «о необходимости сохранения СССР как обновленной федерации». В том референдуме из 318 тыс. человек, имеющих право голоса, приняли участие более чем 166 тыс. человек (52,3% населения), и за сохранение СССР проголосовало 164 231 человек, т. е. 98,6%. В соответствии со Ст. 24 Закона СССР «О всенародном голосовании (референдуме) в СССР» Центральная комиссия референдума СССР установила, что Республика Абхазия большинством голосов своего населения проголосовала за сохранение Союза ССР, соответственно, за свое пребывание в его составе.

Здесь следует сказать, что, хотя грузинский анклав Абхазии в референдуме участия не принимал, 51,6% всех граждан, имеющих право голоса, высказались за сохранение Союза.

До распада СССР, как известно, Абхазия ставила вопрос о восстановлении утраченного по воле Сталина статуса союзной республики и не только не собиралась куда-либо удаляться, поэтому и проголосовала за сохранение Союза. Верховный Совет Абхазской ССР, осознавая неправомочность действий Грузии, принял 25 августа 1990 года Декларацию о государственном суверенитете АССР и Постановление о правовых гарантиях защиты безопасности Абхазии.

«Декларация о государственном суверенитете Абхазской Советской Социалистической Республики. Принята Х сессией Верховного Совета Абхазской АССР XI созыва 25 августа 1990 г.

… Абхазская Советская Социалистическая Республика – суверенное социалистическое государство, созданное на основе осуществления абхазской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение, верховенства народа в определении своей судьбы. Суверенитет Абхазской Советской Социалистической Республики распространяется на всю территорию Абхазской ССР.

Абхазская Советская Социалистическая Республика обладает всей полнотой государственной власти на своей территории вне пределов прав, добровольно переданных ею Союзу ССР и Грузинской ССР на основании заключенных с ними договоров…».

В постановлении Верховного Совета АССР «О правовых гарантиях защиты государственности Абхазии» от 25 августа 1990 г. приводятся аргументы, подтверждающие неправомерность претензий Грузии по отношению к территории и государственности независимой Абхазии, основанные на историческом процессе развития взаимоотношений между этими странами. Далее следует:

«1. Признать, что Демократическая Республика Грузия, нарушив Договор от 11 июня 1918 г., а также заключенное ранее соглашение между Абхазским Народным Советом и Национальным Советом Грузии от 9 февраля 1918 г., осуществила во второй половине июня 1918 г. военное вмешательство с целью насильственного присоединения территории Абхазии и ликвидации независимости абхазского народа.

Эта акция, нарушившая международно-правовой принцип, запрещающий присоединение чужой территории путем силы, являлась незаконной.

2. Признать противоправным и недействительным в части, касающейся территории Абхазии, договор между Грузией и РСФСР, заключенный 7 мая 1920 г. в условиях военной оккупации независимой Абхазии.

3. Постановлениями Верховного Совета Грузинской ССР от 18 ноября 1989г., 9 марта и 20 июня 1990 г. все государственные структуры, существовавшие и существующие в Грузии с февраля 1921 г., признаны незаконными и недействительными, из чего логически следует, что все договорные отношения между Грузией и Абхазией, заключенные прежними органами государственной власти, также являются незаконными, а вхождение Абхазии в состав Грузинской Советской Социалистической Республики лишено правовых оснований, и, следовательно, законной формой государственности Абхазии является Советская Социалистическая Республика Абхазия, созданная свободным волеизъявлением народов Абхазии и провозглашенная 21 марта 1921 г.».

Связи Советской Грузии и Советской Абхазии возникли в определенной исторической ситуации, и они естественным образом потеряли свою силу вместе с исчезновением с исторической арены Советского государства.

Необходимо отметить еще один существенный фактор, определяющий принадлежность, приверженность Абхазии к СССР – гражданство ее народа. Для этого следует обратиться к истории вопроса. Известно, что Абхазия, в виде округа, отдела или самостоятельного княжества, входила в состав российского наместничества в Закавказье, наряду с Тифлисской, Эриванской и другими губерниями Российской империи. Народы этих краев являлись подданными России и никакой речи о подданстве другим странам или о двойном подданстве речь не шла, и идти не могла. Этническая же составляющая обитавших там народов была сохранена.

С крушением Российской империи и возникновением новой государственности – Российской Республики (что произошло 1 сентября 1917 г.), ее легитимный орган, Временное правительство, ввело в стране, охватывающей все территории бывшей Российской империи, институт гражданства. Это были крупнейшие изменения в правовом регулировании, в том числе и в отношении гражданства. Все бывшие подданные российского государства, включая жителей Закавказья, в т. ч. Абхазии, с этой даты обрели новый статус, они стали гражданами России. С этого момента стал действовать принцип – обретение российского гражданства «по праву крови», т. е. если у родителей, граждан России, рождаются дети, то на них автоматически распространяется гражданство родителей.

Вновь образованное после Октябрьской революции государство идентифицировалось, как правопреемник Российской империи и, соответственно, Российской Республики, и сохранило введенный институт гражданства. Декретом от 11 ноября 1917 года было отменено деление жителей России на чины и сословия, исключены привилегии, соответствующие этим категориям. Одновременно было подтверждено общее для всех жителей вновь образованного государства – Российской Федерации – наименование: «гражданин РСФСР». 10 июля 1918 г. была принята Конституция РСФСР, провозгласившая гражданами нового государства всех, кто ранее состоял в подданстве Российской империи. Произошла идентификация нового государства, подтвердившая правопреемство, как с царской Россией, так и с Временным правительством. После свершения Октябрьской Революции, в тот же день, 25 октября В. И. Ленин от имени Петроградского ВРК обратился с воззванием: «К гражданам России», подтвердив, таким образом, преемственность республиканской власти Временного правительства.

Правители стран–сепаратистов, в частности, Грузия, обретя 26 мая 1918 г. суверенитет и создав свое независимое государство, отказались от российского гражданства. В то же время с Грузией не подписано соглашение об оптации, соглашение, которое предусматривало бы создание собственного грузинского гражданства при выходе из состава Российской Республики, подтверждающего выбор этого гражданства населением Грузии. Подобные договоры были подписаны только с Литвой, Латвией и Эстонией. Им, по условиям Брестского мира была предоставлена независимость. Таким образом, и в этом случае Грузией были нарушены нормы международного права, касающиеся порядка выхода страны из состава другого государства.

Абхазия, как независимое, суверенное государство, через институт гражданства продолжала оставаться в составе РСФСР, и ее жители обладали единственным российским гражданством. Это гражданство было сохранено и в период с 1918 по 1921 годы, во время аннексии и оккупации Абхазии Грузией, поскольку жители Абхазии в этот период не заявили о своем отказе от гражданства РСФСР или об обретении грузинского гражданства в качестве основного или двойного, наряду с российским. Мы уже не говорим о том, что если бы такой факт и имел бы место, то в условиях аннексии он являлся бы юридически ничтожным.

В Абхазии 4 марта 1921 года была установлена Советская власть, и тогда же была провозглашена и образована на I Съезде Советов крестьянских и рабочих депутатов независимая Советская Социалистическая Республика Абхазия. С момента освобождения Абхазии от грузинской оккупации, т. е. с марта 1921 года, страна делает выбор в пользу пребывания в составе РСФСР в качестве Союзной Республики, сохраняя при этом статус гражданина России для населения Абхазии.

Суверенитет ССР Абхазии, ввиду ее добровольного вхождения в Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику (ЗСФСР) ограничен только в пределах и по предметам, указанным в конституциях этих Союзов»... Жители Абхазии, во-первых, с реализацией данного объединения не потеряли абхазского гражданства и не приобрели грузинского, а, во-вторых, добровольное вхождение даже на равноправной основе предусматривает такую же возможность, в случае необходимости, выхода Абхазии из этого объединения, что и определяется равноправием сторон.

Положение о гражданстве Союза ССР от 1931 года подтвердило, что каждое лицо, находящееся на территории СССР, признается гражданином СССР, если оно не является подданным (гражданином) иностранного государства. Этот же документ ввел дополнительное определение о том, что если гражданин СССР (что первично) является и гражданином той союзной республики, где он проживает, то выбор гражданства союзной республики является прерогативой только каждого гражданина СССР в отдельности. Народы Абхазии в своей основе сделали выбор в пользу: а) сохранения гражданства СССР; б) обретения гражданства Абхазии, чем и обладают доныне.

Закон о гражданстве СССР от 1978 года подтвердил принадлежность к гражданству страны, а, соответственно, российскому, тех лиц, которые имели таковое на эту дату, т. е. подтверждал принцип гражданства «по праву крови» и «по праву рождения». Гражданами России по «праву рождения» признаются лица, родившиеся на территории России до момента подписания Договора об образовании СССР (до 30 декабря 1922 г., в подписании которого участвовала Советская Абхазия на правах суверенного, субъектообразующего государства и, таким образом, являлась одним из создателей Союза ССР), даже если они впоследствии утратили это гражданство. Таким же был и Закон о гражданстве от 23 мая 1990 года. Оба эти закона, соответственно, утверждали наличие российского гражданства у народов Абхазии.

Законы 1978 и 1991 годов давали гражданам СССР, право проживания в любой его части, в любой союзной республике, оставаясь при этом гражданином СССР и право иметь дополнительно сопутствующее гражданство. Этот принцип позволял осуществлять переезд, переселение в союзные и автономные республики с особым этническим составом и характерным для них республиканским гражданством лиц, имеющих несвойственную для этих стран этническую принадлежность и республиканское гражданство. Используя указанный принцип, в Абхазию устремились переселенцы из регионов Грузии, обладатели грузинского (дополнительного) гражданства, которые и создали в Абхазии условия для ее деструкции, разрушения этногосударственной структуры. Однако следует отметить, что формально юридическое оформление республиканского и автономного гражданства в стране отсутствовало, поэтому на протяжении всего периода существовании советской власти имело место в Абхазии только российское гражданство.

Гражданство является правовым состоянием. Факт неконтролируемого изменения демографической ситуации, связанный с заселением страны лицами иного гражданства, как показала практика последнего десятилетия ХХ века, ведет к непоправимым последствиям, вплоть до изменения статуса государственности, замещения этнического состава населения страны, геноцида и, в первую очередь, создания пятой колонны, ставящей задачу свержения существующего политического строя, что и имело место в Абхазии.

Изложенные выше принципы, подтверждающие наличие у народа Абхазии российского гражданства, легли в настоящее время в основу факта официального его подтверждения путем «приобретения гражданства в порядке регистрации». Народы Абхазии не просто имели право на российское гражданство, как и население других бывших республик СССР, а ныне – СНГ, а являлись по определению гражданами Российской Федерации, поскольку иное не было высказано на референдуме 17 марта 1991 года. Для получения документа, подтверждающего наличие российского гражданства, был введен упрощенный порядок. Оформление такого документа производится только органами внутренних дел.

К 1991 году на территории бывшей ГССР, где располагалась и Автономная ССР Абхазия, возникли два не связанных друг с другом государства: Грузия, заявившая о своей независимости и выходе из состава СССР, отказавшаяся этим актом от российского гражданства, и Абхазия, продолжавшая оставаться субъектом СССР, граждане которой сохранили российское гражданство. Следовательно, государственно-правовые отношения между Абхазией и Грузией, созданные и регламентировавшиеся советским законодательством, были прекращены также на основании советского законодательства.

Является фактом то, что с момента принятия Грузией «Акта о независимости» 25 августа 1990 года и до момента распада СССР 21 декабря 1991 года Абхазия оставалась его субъектом, в этом качестве она участвовала в переговорах, на которых решался вопрос реформирования Союза ССР. Председатель Верховного Совета Абхазии в тот период по должности являлся членом Совета Федерации СССР (после его упразднения – членом Государственного Совета СССР) и членом Верховного Совета СССР.

Абхазия не принимала участия в выборах Президента Грузии и в работе ее органов власти, следовательно, она не могла одновременно являться субъектом СССР и в то же время входить в состав независимой Грузии. Более того, в соответствии с положением о выходе республик из состава СССР, Верховный совет СССР не принимал решения об отнесении автономной Абхазии к выделившейся Грузии. После прекращения существования СССР Верховный Совет Абхазии 23 июля 1992 года, в соответствии с положением о порядке выхода из состава СССР, принял решение об отмене Конституции 1978 года и переходе к Конституции 1925 года, согласно которой Абхазия являлась суверенным государством, субъектом международного права.

Следует отметить, что действия Абхазской ССР в данном случае определялись Законом СССР «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации» от 26 апреля 1990 года, статьи которого давали право на это:

«Статья 1 … Автономные республики - советские, социалистические государства, являются субъектами федерации – Союза ССР. Автономные республики, автономные образования входят в состав союзных республик на основе свободного самоопределения народов, обладают всей полнотой государственной власти на своей территории вне пределов полномочий, переданных ими в ведение Союза ССР и союзных республик.

Отношения автономных республик, автономных образований с союзными республиками, в состав которых они входят, определяются соглашениями и договорами, заключаемыми в рамках Конституции СССР, конституции союзных, автономных республик и настоящего Закона.

Статья 6. К исключительному ведению Союза Советских Социалистических Республик в лице его высших органов государственной власти и управления относится;

Пункт 2) принятие в состав СССР новых союзных республик, утверждение образования новых и изменения статуса существующих автономных республик, автономных областей и автономных округов;

Пункт 3) Разрешение споров между союзными республиками, между союзными и автономными республиками, автономными образованьями в случае их обращения по этому вопросу к органам Союза ССР;

Статья 11. ...В случае противоречия конституции союзной, автономной республики и Конституции СССР действует Конституция СССР. В случае противоречия законов и других актов высших органов государственной власти союзных, автономных республик Конституции СССР, законам СССР и другим актам высших органов государственной власти СССР действуют акты, изданные соответствующими органами Союза ССР».

Позиция абхазской стороны, высказавшейся за создание обновленного Союза, не вступала в противоречие ни с международно-правовыми нормами, ни с действующим законодательством СССР. Республика Абхазия на момент образования Грузинской Демократической Республики (26 мая 1918 года) являлась суверенным государством. Ввиду того, что государственно-правовые отношения между Абхазией и Грузией возникли на основе договора от 11 июня 1918 года и ряда более поздних договоров и соглашений, Грузия не могла в одностороннем порядке менять характер взаимоотношений с Абхазией, и, тем более, рассматривать ее как вассально-зависимую область. Это также противоречило законодательству СССР, регулировавшему отношения союзных и автономных республик. Таким образом, действия властей Грузии привели к разрыву государственно-правовых отношений между Грузией и Абхазией. Документами, принятыми Верховным Советом Абхазии, констатируется, что в результате упоминаемых ранее решений, принятых Верховным Советом Грузинской ССР, вхождение Абхазии в состав Грузии в любом качестве лишалось правовых оснований.

В результате денонсации Грузией всех законодательных актов и правовых документов, принятых в период с 1921 по 1991 год, касающихся взаимоотношений с Абхазией, а также в результате одностороннего принятия Грузией решения о выходе  из состава СССР и создания независимого государства - договор о вхождении Абхазии в состав Грузии автоматически терял силу. Это противоречило договорным отношениям между Абхазией и Грузией. Вхождение Абхазской ССР в состав ГССР обусловливалось вхождением последней в состав ЗСФСР и СССР. Поскольку Абхазия продолжала оставаться в составе Союза, соответственно, она продолжала также оставаться суверенным государством в составе СССР в границах 1918 года и субъектом международного права.

В историко-политической литературе, освещающий период выхода Грузии из состава СССР, приводится ссылка на документы, денонсирующие правовые акты и взаимоотношения указанных государств. Оригиналы этих документов не всегда доступны, поэтому мы позволим себе привести выдержки из них и дадим краткий комментарий их содержанию.

Одним из документов, ведущих к расторжению всех взаимоотношений между странами, входившими в состав единого государства – СССР и Грузией, было постановление внеочередной XIII Сессии ВС ГССР «О гарантиях защиты Государственного суверенитета Грузии» от 9 марта 1990 года. На основании выводов комиссии ВС ГССР делается заключение о нарушении Советской Россией договора от 7 мая 1920 года, который позволил ввести войска на территорию Грузии, что классифицируется ею:

«с правовой точки зрения как военное вмешательство (интервенция) и оккупацией,… а с политической точки зрения – фактически аннексией»;

Осуждая оккупацию и фактическую аннексию Грузии Советской Россией как международное преступление, Грузия стремится к аннулированию последствий нарушения Договора … и к восстановлению прав Грузии, признанных Советской Россией этим договором. ВС Грузинской ССР объявляет незаконным и недействительным Союзный рабоче-крестьянский договор между ГССР и РСФСР от 21 мая 1921 г. и Союзный договор об образовании Федеративного Союза ССР Закавказья от 12 марта 1922 г.».

Мы не можем оспаривать действия грузинской стороны, однако следует отметить, что:

а) Россия не признала юридически факта аннексии Грузии и, соответственно, денонсации указанных договоров; эти действия Грузии являются односторонними;

б) постановка вопроса о неправомерности приводимых выше договоров является несостоятельной, поскольку они заключались Россией с действующим на тот период легитимным Правительством Грузии, руководившим страной много десятков лет – с 1921 по 1991 год;

в) признание не легитимности тех или иных договоров в случае изменения государственного строя страны является ее правом, однако этот факт неизбежно влечет за собой цепь политико-правовых последствий, в том числе и во взаимоотношениях с соседними и другими странами, а именно: Грузия этим актом, нарушила секретный дополнительный пункт Договора от 7 мая 1920 года, содержащий требование о праве на деятельность в Грузии коммунистической партии. А кроме этого – отмеченный  ранее нами факт неправомерного включения в состав Грузии территории и государственности независимого суверенного государства Абхазия, что дает право пересмотра и денонсации этого договора.

Своим дополнением к указанному Постановлению от 9 марта 1990 года Верховный Совет ГССР 20 июня 1990 года постановил:

«дополнить постановление абзацем следующего содержания: … ВС ГССР объявляет незаконными и недействительными все акты, упразднявшие политические и другие институты демократической Республики Грузии и заменявшие их политическими и правовыми учреждениями, опиравшимися на внешнюю силу».

Настоящее дополнение, совместно с основным документом от 9 марта 1990 года, подтверждает (по мнению современного грузинского правительства и парламента), нелегитимность сех без исключения руководящих органов Грузии, работавших на ее территории с февраля 1921 года и по 9 марта 1990 года. Оно также дезавуирует все решения этих «незаконных», «нелегитимных» органов власти на ее территории. А это, в свою очередь, означает, что незаконными являются акты заключения договоров с Абхазией, а именно: Союзный договор от 16 декабря 1921 года об объединении на договорных началах ССР Абхазии и Грузинской Республики и включении через нее Абхазии в Закавказскую Федерацию (ратифицированный I Съездом Советов Абхазии 17 февраля 1922 года); пункты Конституции Абхазии от апреля 1925 года; Конституций Грузии, Закавказской СФСР и СССР, относительно вхождения Абхазии в эти структуры на какой-либо основе; акт о преобразовании Абхазской ССР в автономную республику в составе ГССР от 19 февраля 1931 года и все последующие акты, постановления и решения государственных, партийных и иных органов власти всех уровней.

Особо следует подчеркнуть незаконность, неправомерность всех актов и действий правительства Грузии по переселению этнического грузинского населения из областей административной территории Грузии в Абхазию в этот период. Это действие являлось ни чем иным как целенаправленной антиабхазской политикой руководства ГССР, согласованной с грузинским руководством в Абхазии, ведущей к изменению демографической ситуации в Абхазии, к замещению и уничтожению абхазского этноса.

Правомерность сделанного нами вывода подтверждена прекращением со 2 января 1992 года действия Конституции Грузии, имевшей правовую силу в период с 1921 по 1992 годы, определявшую политический и государственный статус Грузии в составе СССР и Абхазии в составе указанных государств. Этот факт подчеркивается в Декларации ВС Республики Грузия от 21 февраля 1992 года, поставившего окончательную точку в определении ее взаимоотношений с Россией и Абхазией. Декларация подчеркивает, что Республика Грузия является правопреемницей только Демократической Республики Грузия 1918-1921 годов с верховенством ее Конституции от 21 февраля 1921 года.

Ликвидировав всю правовую базу, определяющую ее взаимоотношения с соседями, руководство Грузии тем самым зафиксировало факт отсутствия с момента провозглашения своей независимости государственно-правовых отношений и с Абхазией, т.е. отсутствия государственно-правовой преемственности. Во-первых, в связи с нарушением условий вышеупомянутого союзного закона о выходе союзной республики из состава СССР; во-вторых, потому что, хотя в Конституции Грузии 1921 г. Абхазия как субъект и значилась, - этот документ был разработан и принят Учредительным собранием Грузии в одностороннем порядке без согласования его с абхазской стороной. Он не был ратифицирован абхазским парламентом, и, соответственно, не вступил в силу, и, в-третьих, Союзный договор с Абхазией от 16 декабря 1921 года потерял свою правовую силу в связи с денонсацией Грузией всех правовых актов, заключенных после 25 апреля 1921 года и с нарушением Грузией положений договора, обусловливающих его.

В Абхазии готовились и публиковались проекты новой Конституции. Они обсуждались общественностью в средствах массовой информации. На 14 августа 1992 года было назначено заседание Верховного Совета, где предусматривалось обсуждение этих проектов и Договора об основах взаимоотношений между Республикой Абхазией и Грузией, разработанного одним из авторов настоящей работы и представленного в виде проекта[1]. Они могли быть или не быть приняты. Но это был цивилизованный, парламентский путь – не только не агрессивный, но и не сепаратистский. Грузия на это ответила эскалацией насилия.

Очевидец этих событий описывает их так:

«Ответив агрессией и геноцидом на призыв абхазской стороны решать проблему в рамках политической, парламентской дискуссии, Грузия попрала основные принципы международного права. И вряд ли кто-либо поверит, что стотысячный абхазский народ был заинтересован в этой неравной войне. То, что с первых же минут вторжения в Абхазию начали вытворять грузинские оккупанты, кого угодно заставило бы взяться за оружие. Может быть, агрессивным сепаратизмом называется то, что народ Абхазии взял в руки оружие, чтобы защищаться?»[2].

«Война в Абхазии началась с ввода туда грузинских войск в день, когда парламент этой республики должен был обсудить вышеназванный проект федерального договора, который был бы представлен грузинской стороне. Грузия обрушила на Абхазию всю мощь своего военного потенциала, включая боевую авиацию и бронетанковые войска. В ответ на общепринятые цивилизованные, парламентские методы урегулирования взаимоотношений, которые предлагала Абхазия, Грузия применила грубую силу. В течение тринадцати месяцев народ Абхазии подвергался истреблению, ликвидировались памятники культуры народа, была полностью уничтожена и разграблена вся экономическая инфраструктура республики. В период оккупации большей части Абхазии из страны вынуждены были бежать сотни тысяч людей, в том числе организованно эвакуированные правительством Израиля евреи и правительством Греции – греки. Абхазия была поставлена в условия, когда единственной возможностью самосохранения стало вооруженное сопротивление агрессору»[3].

А само это военное вторжение было предпринято для того, чтобы силой оружия претворить в жизнь провозглашенный лозунг «Грузия - только для грузин», хотя, как известно, Абхазия – не Грузия.

Инициированная руководством Грузии жесткость политики России по отношению к Абхазии, призвана была вынудить ее воссоединиться с Грузией. Однако продолжавшаяся несколько лет блокада Абхазии Россией, которая не служила интересам российского и абхазского народов, не дала ожидаемых результатов. Народ Абхазии, понесший в навязанной ему войне неисчислимые жертвы и разрушения и подвергаемый извне антигуманным лишениям, не проявил ни малейшего стремления к объединению с Грузией. В основе этой современной социо-политической реальности лежит исторический опыт отношений Абхазии и Грузии, который во многом делает понятным расклад сил и интересов в образовавшемся геополитическом треугольнике.

Уже после войны парламент Абхазии, с учетом вышеизложенного, принял новую Конституцию 1994 г., провозгласившую Республику Абхазию суверенным, демократическим, правовым государством, исторически утвердившимся по праву народа на самоопределение в 1917 году и подтвердившим суверенитет своей страны в настоящее время вводом новой Конституции в действие.

Поскольку с вопросом суверенитета Абхазии остались невыясненными некоторые проблемы, а именно – его признание мировым сообществом – потребовалась экспертиза по правовой оценке юридической ситуации, связанной с претензией Абхазии на государственность и суверенитет. Необходимые документы были переданы в специализированную международную неправительственную организацию «Содружество юристов за сотрудничество в АТР» (СЮСАТР). Эта организация выполнила независимую экспертизу и подготовила следующий документ: Заключение по правовой оценке и сущности «Заявления о мерах по политическому урегулированию грузино-абхазского конфликта». В результате анализа правовой ситуации в Абхазии и ее взаимоотношений со странами мирового сообщества, авторы Заявления делают следующие выводы:

«Заявление о мерах по политическому урегулированию грузино-абхазского конфликта» является международным (межгосударственным) договором.

Обе конфликтующие стороны выступают в нем как равноправные субъекты международного права, не связанные друг с другом государственно-правовыми отношениями.

По своему содержанию Заявление свидетельствует о намерении сторон установить отношения, которые формулируются как конфедеративные.

Профессор международного права Р. А. Тузмухамедов».

Итогом рассмотрения последнего периода существования Абхазии является следующее:

1) В связи с намечавшимся распадом СССР, Грузия, декларируя независимость своего государства, вышла из состава Советского Союза, в одностороннем порядке разорвав все двусторонние, многосторонние и международные договоры, определявшие ее пребывание в его составе.

2) В период с 1989 года Грузия приняла ряд государственных актов, денонсировавших все международные договоры и соглашения с Россией и Абхазией, вступившие в силу с 24 февраля 1921 года.

3) Грузия, выходя из состава СССР, в одностороннем порядке приняла противозаконное решение о выводе в своем составе и Абхазии, являвшейся, на основе представленных выше документов, суверенным и независимым государством, имеющим право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР; на право определиться как самостоятельное государство или оставаться в составе выходящей из СССР союзной республики. Тем самым незаконно, вопреки международному праву, действующему законодательству СССР и принятым на себя обязательствам в соответствии с подписанными ею договорами, объявила Абхазию своей собственной территорией и своей государственной структурой.

4) Верховный Совет АССР и абхазское правительство, не согласные с этим противоправным решением, приняли решение оставаться в составе СССР, поскольку это позволяла Конституция СССР 1977 года, а Закон СССР от 3 апреля 1990 года подтвердил право автономных республик решать самостоятельно вопрос о судьбе суверенитета своей страны.

5) Опираясь на Закон СССР от 3 апреля 1990 года, Верховный Совет Абхазии определился с государственностью страны – с 25 августа 1990 года Абхазия была провозглашена суверенным государством.

6) Абхазия, находясь в правовом поле Союза ССР, в соответствии с законодательством провела 17 марта 1991 года референдум, который подтвердил, что большинство населения страны выражает волю остаться в составе СССР. Тем более что с 1 сентября 1917 года абхазский народ обрел гражданство России, которое никогда не прерывалась до настоящего времени. От этого гражданства население Абхазии никогда не отказывалось официальным (через референдум) или иным путем и никогда не принимало гражданства другой страны.

7) В соответствии с данными референдума, основываясь на решении народа по факту провозглашения Абхазии суверенным государством и на основании принадлежности народа страны через институт гражданства к России, Верховный Совет Абхазии принял постановление о прекращении действия Конституции Абхазии 1978 года и о временном использовании Конституции Абхазии 1925 года.

8) В момент, когда должно было начаться обсуждение Договора об основах взаимоотношений Республики Абхазии и Республики Грузии, подготовленного одним из авторов этой книги, Грузия начала военную экспансию против Абхазии, продолжавшуюся с августа 1992 года по сентябрь 1993 года.

9) После войны Верховный Совет Республики Абхазии в соответствии с волеизъявлением ее народа принял 26 ноября 1994 года Конституцию, ст. 1 которой гласит: «Республика Абхазия (Апсны) – суверенное, демократическое, правовое государство, исторически утвердившееся по праву народа на свободное самоопределение». С этого момента народы страны подтвердили второе гражданство – абхазское.

Грузинская сторона отказалась признать решения правительства Абхазии, направленные на подтверждение суверенитета, приниженного по вине Грузии и противодействует всеми возможными способами жизни Республики на основе Конституции 1925 года. Возникает вопрос: почему Грузии дозволено вернуться к своей ,провозглашающей суверенитет и независимость, Конституции 1921 года, а Абхазия не может возвратиться к своей? Оказывается, причина в том, что Конституция 1925 года предусматривает ССР Абхазию независимой и суверенной, т. е. налицо те же двойные стандарты.

Следует рассмотреть эту проблему с точки зрения действующих правовых норм Грузии в плане проведенной экспертизы Института государства и права РАН. Полный текст «Экспертного заключения о государственно-правовых отношениях между Грузией и Абхазией в настоящее время» дан в одной из наших работ[4].

Ниже приводим выдержки из этого заключения:

«...Согласно Конституции Грузии 1995 г. Абхазия является территориальной единицей Грузии (ч. 3, ст. 4) с неопределенным статусом, причем статус Абхазии будет определен после «полного восстановления юрисдикции Грузии на всей территории страны» (ч. 3, ст. 2). Вместе с тем необходимо помнить, что указанная Конституция Грузии принималась, когда Абхазия уже фактически не находилась в составе Грузии, и подавляющее большинство граждан Абхазии ни непосредственно, ни через своих представителей не принимало никакого участия ни в разработке, ни в принятии Конституции Грузии. Мировая практика знает отдельные примеры попыток решения в конституции судьбы народов, не принимавших участия в процессе одобрения такой конституции, однако, как правило, подобные попытки оканчиваются безрезультатно. Например, в Конституции Франции 1958 г. содержался раздел, посвященный Сообществу, которое Франция надеялась создать под своей эгидой из своих бывших колоний по мере обретения ими независимости. Но молодые независимые государства весьма прохладно отнеслись к данной односторонней инициативе Франции, и положения соответствующей главы Французской конституции так и оставались недействующими, пока, наконец, не были отменены в 1995 г.

В то же время в Конституции Грузии говорится о «восстановлении юрисдикции на всей территории страны»…

Отметим, что в момент принятия Акта о независимости Грузии от 26 мая 1918 года Абхазия являлась суверенным государством и в состав Грузии не входила. Она была оккупирована войсками Грузии позже – в конце июня 1918 года. Более того, еще в феврале 1918 года между властями Грузии, готовившимися к провозглашению государственной независимости, и властями Абхазии было заключено соглашение, в котором признавалось существование единой и нераздельной Абхазии в пределах от реки Ингур до реки Мзымта.

Однако Грузия в нарушение всех международных правовых норм полагает, что она вправе, принимая по отношению к Абхазии односторонние акты и решения, диктовать условия ее существования, что и происходит на фоне попустительства международного сообщества и индифферентного отношения бывших советских республик. Рассматривая ситуацию, авторы «Экспертного заключения…» делают вывод, что «с точки зрения законодательства Грузии, принятого в 1989-1991 гг. и получившего развитие в позднейших актах, Абхазия не может рассматриваться в качестве субъекта определенных правоотношений в составе Грузии, и государственно-правовые отношения между Абхазией и Грузией прекратились».

Принятие в 1995 году Грузией конституции, в которой продолжается правовое оформление развития государственности, заложенное Конституцией 1921 года, ставит своей целью легализовать включение Абхазии в состав Грузии. И это несмотря на существующую правовую норму о том, что одностороннее принятие каким-либо государством конституции, закрепляющей положения о вхождении в состав данного государства какой-либо территории без учета мнения населения этой территории, имеющего собственные органы власти, не может иметь каких-либо юридических последствий. Точно так же, заключение третьими государствами договоров с государством, считающим какую-либо территорию своей собственной (без учета мнения населения этой территории), вовсе не означает, что население этой территории не может осуществить свое право на самоопределение и выделиться из состава данного государства. Так, международные договоры, заключенные, например, с Великобританией и Францией до распада их колониальных империй вовсе не помешали появлению новых независимых государств на месте их колоний. Причем и сами международные договоры (если только они не касались исключительно колоний) не прекратили автоматически своего действия после ликвидации британского и французского колониального господства, хотя очевидно, что территория, подконтрольная британскому и французскому правительствам, сократилась. Эти правительства не могут нести ответственность за исполнение договоров на территории своих бывших колоний. Невозможно решить судьбу населения какой-либо территории без учета мнения самого населения – воля, выражаемая избранными представителями этого населения, нашла отражение и в том факте, что российский воинский контингент находится с миротворческой миссией в Абхазии по трехстороннему решению правительств России, Грузии и Абхазии.

В обоснование правомерности считать Абхазию частью территории грузинского государства, грузинская сторона ссылается на Российско-Грузинский договор от 7 мая 1920 года, признававший границу между РСФСР и ГДР по реке Псоу с включением в состав Грузии Сухумского округа. Но с позиции международного права сам факт его подписания является нарушением международных правовых норм, а его содержание с юридической точки зрения – ничтожно.

Далее в «Экспертном заключении …» говорится:

«Поскольку Грузия (как это видно из приведенных выше законодательных актов 1989-1991 гг.) все решения в отношении себя в период существования СССР ставит не просто под сомнение, а законодательно дезавуирует их, то вполне логичным является и то, что открытым остается вопрос о легитимности территории Грузии при советской власти. В том числе и вопрос о легитимности вхождения Абхазии в состав Грузии. Международное право признает превращение административных границ в государственные при выделении какой-либо определенным образом обособленной части государства, существовавшей в некоторых границах, и преобразованной в новое самостоятельное государство. Однако мировая практика знает довольно много примеров, когда при преобразовании какой-либо части государства в самостоятельное государство проводились новые границы. Так, под Ирландией как до завоевания ее Англией, так и в составе Британской империи, понималась территория всего острова. Но при предоставлении Ирландии статуса доминиона (именуемого официально Свободное Ирландское Государство) в 1920-1922 гг., а затем при провозглашении независимой Ирландской республики в 1937 г. северная часть Ирландии осталась в составе Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. При распаде Австро-Венгерской империи в 1918-1920 гг. образовался ряд независимых государств. В частности, появилась Чехословакия. Между тем Чехия до вхождения в состав государства Габсбургов была самостоятельным государством, а в составе империи имела некие административные границы. Словакия же административно входила в Венгрию до образования Австро-Венгерской империи, а в составе империи также рассматривалась как часть Венгрии. В то же время традиционно входившая в состав Венгрии Трансильвания была передана по мирным договорам Румынии. Из более близких к нам по времени примеров можно привести Дейтоновские соглашения, предусмотревшие создание на территории Боснии и Герцеговины Республики Сербской и Хорвато-Мусульманской Федерации. При этом между ними были проведены практически новые, не существовавшие ранее границы… Мировая практика знает разделение на несколько самостоятельных государств при выделении какой-либо части государства, составлявшей до выделения в единую административно-территориальную единицу. Так, Индия находилась под владычеством английской короны с 1877 до 1947 г., а затем при провозглашении независимости на ее месте образовались три государства: Бирма, Индийский Союз и Пакистан (позже из Пакистана выделилось государство Бангладеш). Нет никаких оснований полагать, что международное право гарантирует сохранение единых государств, образовавшихся из бывших союзных республик при распаде Советского Союза, вопреки воле народов, проживающих в этих бывших союзных республиках. Наличие устоявшихся административных границ Абхазии позволяет полагать, что она может образовать самостоятельное государство именно в этих границах. Как обычно, право на самоопределение народа в форме обретения государственной самостоятельности легче реализуется и быстрее оформляется, если народ в рамках определенной территории, входящей в состав другого государства, уже обладает самоуправлением, сформировал эффективно действующие властные институты. Как уже говорилось, самостоятельные властные институты в Абхазии стали формироваться уже в декабре 1917 г. (не говоря уже о многовековой истории абхазской государственности), да и после того, как Абхазия стала автономной республикой в составе Советской Грузии, входившей в Советский Союз. В частности, по Конституциям СССР 1936 и 1977 гг. и по Конституциям Грузинской ССР 1937 и 1978 гг. Абхазская АССР, как и другие автономные республики, имела целый ряд атрибутов государства: собственную Конституцию, законодательство, символику и т. д.».

 

Сегодня историческая справедливость восстановлена. Абхазский народ имеет свое государство со строго очерченной территорией, Конституцией, системой управления и политической властью, законодательством, конкретными национальными интересами и приоритетами во внешней политике. De jure суверенная Республика Абхазия независима. Она ни у кого ничего не просит и не ущемляет чьих-либо интересов. Она настаивает только на одном: на признании мировым сообществом de facto ее естественных прав на существование и включение в систему нормальных международных отношений.

Следует остановиться еще на одном вопросе. После выхода Грузии из состава СССР и восстановления собственной государственности она отказалась от союзного и восстановила собственное, грузинское гражданство. Абхазия, обретя на основе перечисленных ранее обстоятельств, независимость, суверенитет и собственную государственность, сохранила российское гражданство и ввела институт абхазского гражданства. Попытка восстановить суверенитет Абхазии всегда вызывала военную агрессию со стороны Грузии, и только победа абхазов в 1993 году коренным образом изменила политическую ситуацию и этнический состав в стране. Боевые действия в зоне конфликта вынудили значительную часть абхазов, армян, русских покинуть Абхазию. Рассматривая вопрос с населением в Абхазии в приложении к международному праву, следует отметить, что только абхазы, абазины и другие представители коренного населения страны, обладающие как русским, так и абхазским гражданством, являются гражданами государства по рождению, плюс по праву крови, плюс по праву почвы.

Однако на территории независимого суверенного государства Абхазии, оказались лица грузинской национальности с грузинским гражданством, отказавшиеся от российского гражданства и не пожелавшие получить абхазское. Подобная ситуация имела место практически во всех государствах на постсоветском пространстве. Вопрос везде решался просто: лица не титульной нации должны были определиться со своим гражданством, вне зависимости от их численности в образованном суверенном государстве, что подтверждается на практике государственности Казахстана, где представители титульной нации составляли только 40% населения. Возможными вариантами было: принятие гражданства страны проживания; выезд в страну собственного гражданства; дальнейшее проживание в стране без ее гражданства на положении населения без прав гражданина страны - апартидов(с рядом ограничений в правах). Это является той проблемой, с которой Абхазия должна была определиться уже давно, поскольку приезд в страну лиц иной, в частности, грузинской национальности, без принятия ими абхазского гражданства, чреват новыми эксцессами и проблемами.

Примечания

[1] Шамба Т. М. Проект договора об основах взаимоотношений между Республикой Абхазия и Республикой Грузия. Абхазия. 1992. Июнь. № 23.

[2] Шамба С. К вопросу о правовом, историческом и моральном обосновании права Абхазии на независимость// Международное право. 1999. № 4. С. 225.

[3] Шамба С. Переговорный процесс: надежды и разочарования. Абхазия – Грузия: Препятствия на пути к миру. Сухум, 2000. С. 4-12.

[4] Шамба Т. М. Национальные отношения и государственно-правовая политика России. М., 1999. С. 121.

 К оглавлению книги

Т.М. Шамба и А.Ю. Непрошин. Абхазия. Правовые основы государственности и суверенитета. Издание 2-е переработанное.  М.: Изд-во РГТЭУ, 2004. 262 с., ил.6, табл. 4.

Для публикации в ХРОНОСе книга предоставлена авторами.


Далее читайте:

Абхазы - (самоназвание апсуа) автохтонное население Кавказа.

Абхазия (краткая историческая справка).

Исторические лица Абхазии (биографический справочник).

 

 

БИБЛИОТЕКА АПСУАРА



Яндекс.Метрика

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании всегда ставьте ссылку