|
|
Р.М. Барцыц
Абхазский религиозный синкретизм в культовых комплексах и
современной обрядовой практике

Кромлех из сел. Эшера Гудаутского района.
ВВЕДЕНИЕ
В последние десятилетия на постсоветском пространстве произошли
геополитические, экономические и социальные изменения, непосредственно
затрагивающие значимые сферы жизни всех народов бывшего СССР, но в первую
очередь – малочисленных. В полной мере это относится и к абхазскому народу, в
котором «извечно присутствовало стремление сохранить национальные корни
культуры, этнические основы существования абхазского социума, сберечь и
преумножить богатства языка, национальной литературы, искусства, традиционной
ментальности и т.д., …ибо достаточно хорошо известно, чем заканчиваются для
малых народов лобовые столкновения с современной цивилизацией»[1].
В этих обстоятельствах особенно необходима работа, направленная на бережное
сохранение духовной культуры абхазов, непредвзятое, препятствующее возможным
искажениям (как сознательным, так и невольным) отношение к её исследованию. Тем
более, что в конце ХХ века, в результате вооружённой агрессии Республики Грузия
1992-1993 годов, народ перенёс, в том числе, и значительные культурные потери:
утрата уникальных исторических памятников, архивов и библиотек, разрушение
устойчивой системы социальных связей, прежних социальных смыслов и установок.
Между тем, по словам выдающегося отечественного кавказоведа Г.Ф. Чурсина,
сохранившиеся в абхазской культуре «пережитки пройденных ступеней культурного
развития представляют драгоценный материал для истории культуры не только
народов Кавказа, но и всего человеческого общества»[2].
Религиозные представления абхазов, как значимая часть этнической духовной
культуры и морали, уже неоднократно становились предметом исследовательского
анализа. В то же время, большинство авторов сосредотачивали внимание на их
отдельных составляющих: традиционной (автохтонной) религии, православном
христианстве,
[4]
исламе суннитского толка и, отчасти, других религиях и культах.
Между тем, феномен религиозной культуры абхазов заключается в её комплексном, синкретном характере. Обусловленный устойчивыми этническими традициями
толерантности, поступательный процесс распространения в регионе различных
религий обеспечил их сплетение в сознании абхазов в единый гармоничный комплекс.
Современная ориентация научного знания позволяет рассматривать проблемы
этнических религиозных представлений в общем социокультурном контексте,
объединяя достижения смежных гуманитарных дисциплин: этнографии, истории,
археологии, религиоведения. В данном случае этот подход представляется особенно
актуальным, так как большинство исследований проблемы, основаны, главным
образом, на данных письменных источников. Известно, что большинство этих
сообщений носит окраску своего времени, грешит субъективизмом и различными
предубеждениями. Между тем, синкретный характер религиозных представлений
абхазов подтверждается данными не только этнографических, но и археологических,
то есть в данном случае максимально объективных, исследований.
Изучение культовых мест в Абхазии археологическими методами показывает, что
они представляют собой единые комплексы, демонстрирующие синкретную структуру
сакрального пространства, которая складывалась на протяжении тысячелетий. Так, у
сел. Отхара (Гудаутский р-н) в непосредственной близости друг от друга
располагаются мегалитические сооружения, традиционное святилище Лваханых и руины
раннехристианского храма; близ сел. Анухва (Гудаутский р-н) крупный
мегалитический сакральный комплекс соседствует с традиционным святилищем
Аныхамца и руинами храма, который предание связывает с именами Апостолов св.
Андрея Первозванного и св. Симона Кананита; близ сел. Хашпсы (Гагрский р-н)
расположены дольменный комплекс, место локализации традиционного святилища
Чыгу-рных и раннехристианский храм.
Подобное положение не является исключительным в мировой культуре: храмы новых
религий, как правило, сооружались вблизи от традиционных культовых мест.
Уникальность абхазской ситуации за-
[5]
ключается не в известном расположении, но в
одновременном, более того – взаимосвязанном, живом функционировании культовых
комплексов. Видимо, этим обстоятельством и объясняется отсутствие в истории
страны упоминаний о каких-либо религиозных войнах и распрях: «в результате
такого исторического процесса и христианство, и мусульманство в Абхазии
уживаются рядом, без внутренних трений среди населения, которое обычно празднует
вместе большинство христианских и мусульманских праздников. Но и то, и другое не
могут вытеснить из Абхазии характерных черт древнейших языческих верований и
культов»[3].
Сегодня, когда мир потрясают многочисленные религиозные войны, а политики и
ученые все чаще обращаются к теме нового конфликта цивилизаций, исследование
многовековых традиций религиозной толерантности в Республике Абхазия
представляется особенно актуальным. Изучение опыта молодого государства, где
свобода совести является одним из краеугольных камней национальной идеологии,
может оказать существенную помощь в разработке методик предупреждения и
урегулирования религиозных конфликтов, способов преодоления межконфессиональной
розни и напряженности в обществе, воспитания толерантности у молодежи Российской
Федерации и других стран.
[6]
Примечания
[1] Анчабадзе Ю.Д. Ю.Н. Воронов в контексте истории
Абхазии ХХ века // Воронов Ю.Н. Свет и боль. М.: ИздАТ, 2000. С. 98.
[2] Чурсин Г.Ф. Материалы по этнографии Абхазии.
Сухум: Абгиз, 1957. С. 4.
[3] Анисимов С. Черноморское побережье. М.:
ВЦСПС, 1921. С. 19-20.
Вернуться к оглавлению
Р.М. Барцыц. Абхазский религиозный синкретизм в культовых комплексах и
современной обрядовой практике. Монография. Москва. 2009.
|