О. Х. БГАЖБА, С. З. ЛАКОБА

ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА АБХАЗИИ

       > ПОРТАЛ ХРОНОС > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ Б >


О. Х. БГАЖБА, С. З. ЛАКОБА

2007

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


АПСУАРА
А: Абхазия, Агрба, Амичба...
Б: Басария, Барцыц, Бройдо...
В: Воробьев, Воронов...
Г: Гулиа, Гунба...
Д: Данилов, Дасаниа, Джемакулова, Джихашвили...
Е, Ё: ...
Ж: Жидков...
З: ...
И: Инал-Ипа Ш.Д....
К: Капба, Козэль, Кудрявцев, Кунижева...
Л: Лакоба...
М: Мандельштам, Монперэ...
Н: Неруда...
О: Олонецкий...
П: Паустовский, Приключения нарта Сасрыквы, Прокопий Кесарийский...
Р: Рихтер, Румянцев...
С: Сенковский, Сент-Совер, Студеникин...
Т: Тарнава, Торнау, Тхайцухов...
У: ...
Ф: Франгуланди...
Х: Хотко...
Ц: Цвижба...
Ч: Челеби, Чкадуа, Чурсин...
Ш, Щ: Шамба, Шанава, Шария...
Э: ...
Ю: ...
Я: ...

Родственные проекты:
ХРОНОС
ФОРУМ ХРОНОСА
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
СЛАВЯНСТВО
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
РУССКОЕ ПОЛЕ
МОСКОВИЯ

О. Х. Бгажба, С. З. Лакоба

ИСТОРИЯ АБХАЗИИ

С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ

РАЗДЕЛ II

Абхазия в эпоху феодализма

§8. РОДИНА ДРЕВНИХ АБАЗИН – КАВКАЗСКОЕ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ

Абазины (самоназвание абаза) – ближайший по языку и культуре абхазам на­род, как бы его «alter ego», т.е. «второе я». Последняя пе­репись насчитала их около 40 тыс. Ныне они проживают компактно на территории Карачаево-Черкесии в тринадцати абазинских селениях (аулах), причем одно из них называется «Апсуа», и спорадичес­ки в других селениях и городах республи­ки. Язык абазин принадлежит к абхазо-адыгской (западнокавказской) группе кавказской семьи языков. По народно­му преданию, род крупнейших абазинских феодалов Лау (Лоовы) кровно связан с Ачба. У них были одинаковые тамги в виде круга, а в окрестностях Сочи даже имеет­ся местечко Лоо (не оттуда ли родом аб­хазские цари Леониды?).

Религия. Абазин, как и абхазов, постигла трагическая участь махаджирства (десятки ты­сяч их, насильственно выселенных, нахо­дятся на чужбине). Абазины в настоящее время исповедуют ислам суннитского тол­ка, а ранее – православное христианство. Но в их памяти и в литературе сохрани­лись данные народных верований, кото­рые имели много общего с традиционны­ми верованиями абхазов и адыгов, т.е. стремление «держаться более древних суеверных поверий». Например, чудесны­ми свойствами они наделяли в прошлом камни с естественным отверстием и от­дельные деревья. Так, абазины, как и аб­хазы, почитали ореховое дерево и дуб, а тополь считался приносящим несчастье. Там, где рос он, умирали муж­чины. Большое место в традиционных ве­рованиях у абазин принадлежало грому и молнии (ср. у абхазов: Афы). В прошлом убитого молнией не оплакивали. Думали, на него пала божья кара. У них, как и у аб­хазов, были покровительница вод и покро­витель лесов («лесной человек»). Встреча с ними  считалась нежелательной. Но их можно было победить хитростью, и толь­ко тогда они становились верными слуга­ми на всю жизнь.

Общие предки. Существует мнение, что апсилы, абасги, саниги, мисимиане и отчасти зихи были древними общими предками абхазов-абазин. Видимо, поэтому абазины считали себя «отделившимся коленом абхазов». Их страну они называли Большой Абхазией, а свою – Малой. Словом, предки абхазов-абазин сохранили древние этнические термины «ап­силы», «абасги», и они одинаковы с их нынешним оформлени­ем «апсуа-абаза». Что касается санигов, то в средневековых источниках они фигурируют на той территории, которую занима­ли ближайшие родственники абхазов – садзы, говорившие, возможно, на абхазо-абазинском промежуточном диалекте – асадзипсуа. В 1806 г. они помогли владетелю Абхазии Келешбею в борьбе против турков.

Возникает вопрос: откуда и когда произошло переселение абазин и их предков на северный склон Кавказского хребта?

Как известно, в носителях южно-дольменной культуры видят далёких предков абхазского народа. Дольмены и дольменообразные гробницы на реках Теберда и Кяфар (Карачаево-Черкесия) вполне могли быть оставлены племенами, проникшими сюда через перевалы Абхазии ещё в III–II тыс. до н. э. Эти памятники располагаются на территории, где проживают ныне аба­зины. Поэтому можно сказать, что какая-то часть ближайших предков абхазов-абазин продвигалась ещё в то время с юга на се­вер.

Этнокультурная общность предков абхазов-абазин, возможно, прослеживается и в более поздних погребальных памятни­ках I тыс. до н. э. – I тыс. н. э., связанных с обрядом трупосожжения и материалами колхидско-кобанского облика. Этот обряд встречается наряду с обычными захороне­ниями (трупоположение). Археологически здесь имеет место удачное совпадение ареалов распространения абхазо-адыгских языков с ареалом «колхидско-кобанской металлур­гической провинции» в период её расцвета (VIII–VII вв. до н. э.) от Новороссийска до Орду (Турция).

Еще позднее, в первой половине I тыс. н. э., трупосожжение наблюдается не толь­ко в Абхазии (Цебельда), но и на восточ­ном берегу Чёрного моря, отчасти в Закубанье. С принятием христианства, обряд, свя­занный с кремационными погребениями, был утрачен.

«Обезы» русских летописей. В разноязычных средневековых источ­никах абхазы-абазины встречаются в фор­ме «абасги», «обезы», «абаза». Так, в русских летописях сообщалось об «обезах», «авхаза», «обез», от которых несколько королев­ских дочерей «браны в замужество за ве­ликих князей». Например, Изяслав I был женат на княжне «Абассинской». «Обезы» (абхазы-абазины) русских летописей вме­сте с греческими мастерами участвовали в оформлении знаменитой Софии Киевс­кой (построена в 1037 г.). Считается, что они были приобщены к лику святых и по­хоронены в самой Лавре. Показательно, что эта церковь по своей планировке напоми­нает более ранний Моквский храм в Абхазии (967 г.).

Абазины позднего средневековья. Первым письменным доказательством нахождения абазин на северном склоне Кавказского хребта является сообщение персидского летописца начала XV в. Ни­зами ад-Дина-Шами о том, что Темур-ленг (Тимур), пройдя в конце XV в. по Верхней Кубани, достиг местности «Абаса». В 1559 г. при московском царском дворе среди по­слов Кавказа упоминались «абеслинские князья». В 1600 г. московскому послу в Лон­доне было указано называть среди севе­розападных кавказских государств, под­чинявшихся Москве, и «абазу». По кабар­динскому преданию (во времена Инала), большим почётом пользовались абазинские князья Аше и Шаше (ср. абх. Ачба и Чачба). Существует предание, что и сам родоначальник кабардинских князей Инал происходил из абазин.

Абазины принимали активное участие в политической жизни Северо-Западного Кавказа и Закавказья. Они, например, по­могали своим братьям по крови и языку – абхазам в их меж­доусобной войне против мегрельских вла­детелей Дадиани (в 1570-х годах). В дру­гом случае абазины и абхазы, наоборот, поддержали Левана Дадиани в 1623 г. в борьбе против имеретинского царя Георгия.

Среди абазин в международном плане особенно известен внук Дударуко. Он был крещён в Москве и получил имя Василий Черкесский. Его произвели в бояре. Он участвовал в Ливонской войне (1555–1583 гг.) за выход России к Балтийскому морю, возглавлял полк русских солдат во время нашествия крымского хана Давлет-Гирея в 1591 г., был воеводой в Смоленске и Переяславле-Рязанском. В 1607 г. его убили сторонники Лжедмитрия II.

Причины переселения. Абазины и их древние предки переселялись на северные склоны Кавказского хребта, судя по всему, постепенно (ещё с эпохи бронзы). На более мощные три пе­реселенческих потока могли повлиять ре­альные исторические события. Во-первых, это византийско-персидские войны в VI в., куда были втянуты все племена и народы Кавказа; во-вторых, арабское нашествие в VIII в., которое опустошило всю Апсилию, но способствовало консолидации абхазов и абазин в единую феодальную народность, ставшую оплотом Абхазского царства; в-третьих, особенно, татаро-монгольское нашествие и последовавший за этим распад «царства абхазов и картлийцев» на ряд враждовавших между собой царств и княжеств.

Тапантцы и ашхарцы. Считается, что первыми, с рубежа XIII–XIV вв. довольно большими были миграционные по­токи тапантцев. Возможно, им принадле­жит Ново-Кувинский могильник этого вре­мени на левом берегу Большого Зеленчу­ка. Позднее, в основном вплоть до XVII в., туда переселились ашхарцы, которые име­новали себя апсуа, т.е. абхазами (поэто­му хорошо понимают друг друга). Эти миг­рационные процессы с юга на север тра­диционно происходили, скорее всего, через Белореченский, Санчарский, Марухский и Клухорский перевалы. Словом, абазины и абхазы говорят фактически на близких ди­алектах единого абхазо-абазинского языка.

Бгажба О. Х., Лакоба С. З. История Абхазии с древнейших времен до наших дней. М., 2007


 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА



Яндекс.Метрика

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании всегда ставьте ссылку