Виталий Шария

ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА АБХАЗИИ

       > ПОРТАЛ ХРОНОС > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ Ш >


Виталий Шария

1993 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


АПСУАРА
А: Абхазия, Агрба, Амичба...
Б: Басария, Барцыц, Бройдо...
В: Воробьев, Воронов...
Г: Гулиа, Гунба...
Д: Данилов, Дасаниа, Джемакулова, Джихашвили...
Е, Ё: ...
Ж: Жидков...
З: ...
И: Инал-Ипа Ш.Д....
К: Капба, Козэль, Кудрявцев, Кунижева...
Л: Лакоба...
М: Мандельштам, Монперэ...
Н: Неруда...
О: Олонецкий...
П: Паустовский, Приключения нарта Сасрыквы, Прокопий Кесарийский...
Р: Рихтер, Румянцев...
С: Сенковский, Сент-Совер, Студеникин...
Т: Тарнава, Торнау, Тхайцухов...
У: ...
Ф: Франгуланди...
Х: Хотко...
Ц: Цвижба...
Ч: Челеби, Чкадуа, Чурсин...
Ш, Щ: Шамба, Шанава, Шария...
Э: ...
Ю: ...
Я: ...

Родственные проекты:
ХРОНОС
ФОРУМ ХРОНОСА
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
СЛАВЯНСТВ
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
РУССКОЕ ПОЛЕ
МОСКОВИЯ

Виталий Шария

Абхазская трагедия

Сборник

СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ ЖЕРТВЫ АГРЕССИИ

Прокуратурой Республики Абхазия, комиссией ВС РА по правам человека и межнациональным отношениям, комиссией по правам человека при Союзе женщин Абхазии, независимой правозащитной группой «Асаркял»   («Набат»)  собра­но множество свидетельских показаний о преступлениях гру­зинской военщины в Абхазии, обобщенных затем комиссией Верховного Совета Республики Абхазии по правам человека и межнациональным отношениям (все полные имена и адреса свидетелей имеются в этих организациях).

Когда писался этот очерк, у многих потерпевших и очевидцев в зоне оккупации продолжали находиться  их родственники и это послужило главной    причиной    того,    почему большинство имен здесь заменено инициалами.    И    разуме­ется, приведенные примеры - лишь малая толика уже имеющихся свидетельств о фактах грабежа, насилия, геноцид.

ИЗ  СВИДЕТЕЛЬСТВ  А.,  АБХАЗКИ,    ЖИТЕЛЬНИЦЫ г.    СУХУМА:

18 августа 1992 г. грузинские танки вошли    в центральную часть города. С тяжелым сердцем я смотрела на проходящие страшные машины, на незнакомых людей с автоматами, равнодушно и презрительно глядевших на мой родной город. К вечеру поползли    разговоры:    забеслетская часть Сухума, где до этого стояли   гвардейцы,   подверглась разграблению, не осталось ни одного нетронутого магазина и - что самое страшное — начались грабежи квартир, насилие над людьми. Признаться, в тот момент я слухам не поверила. Мне показалось, что грузинские солдаты пришли к нам лишь, повинуясь приказу своих недостойных командиров, но сами они - обыкновенные ребята, они не опустятся до уголовщи­ны и не смогут поднять оружие против безоружных, чинить насилие над мирным населением. Но слухи эти оказались горькой правдой.

С первых же дней оккупации в сторону Тбилиси пошел поток трофейных «КамАЗов», трейлеров, «Волг», «Жигулей», которые везли компьютеры, электротехнику, автозапчасти, холодильники, телевизоры, мебель, узлы со «шмотками». Сперва «снимали сливки» -- брали машины иномарок, золо­то... Все самое ценное было вывезено из Республиканского краеведческого музея. Потом постепенно доходили до жен­ского нижнего белья...

Условия и обстоятельства формирования грузинской ар­мии были таковы, что едва ли не основную массу ее (во вся­ком случае именно таким был первый ее эшелон, прибывший в Абхазию) составили «солдаты удачи», криминальные эле­менты, получившие возможность пограбить и вообще реали­зовать самые темные, низменные побуждения своих душ не индивидуально и не в составе отдельной шайки, а почти ле­гально, под «благородным патриотическим флагом». Методи­ка чаще всего была следующая: сначала шла «артподготов­ка» — обстрел домов мирных жителей из автоматов; потом, когда хозяева скрывались (жизнь-то все-таки дороже всего) «гвардейцы» входили и выносили из дома все мало-мальски ценное. Собственно, армией это назвать было трудно: от­дельные воинские формирования не подчинялись единому ко­мандованию и нередко устраивали между собой разборки из-за «дележа территории». Беженка из Очамчиры рассказывала как похвалялся один из грузинских нацгвардейцев: «Мы сюда не служить пришли, а «работать». Мы никому не подчиняемся: ни Шеварднадзе, ни Китовани... Пусть   только попробуют нам запретить грабить - тут же    повернемся    и уедем». И уезжали — когда грабить становилось нечего. Когда в конце 1992 г. захватили силой   самолет   в   Сухумском аэропорту, выгнав из него женщин и детей, и улетели в Тбилиси, само министерство обороны Грузии сообщило об этом факте. Впрочем, подобные случаи повторялись не раз.

Невольно приходит в голову, что крупномасштабные амнистии в Грузии в 1992 году, после свержения Гамсахурдиа, имели целью доукомплектование армии. Такую армию легко держать на «самофинансировании»  - так сказать, на подножном корму — без тыловых служб, походных кухонь. Кроме того, Шеварднадзе мог с легкой душой посылать   в   бой этот «человеческий мусор»: он был нужен ему для достижения военных целей, но вряд ли годился   для    строительства «новой, демократической, процветающей Грузии».

   Поскольку в грузинских вооруженных формированиях бы­ло много наркоманов, тут же начались нападения на больницы, аптеки в поисках наркотиков. Очевидцы рассказывают о такой забаве,    придуманной    наркоманами:    они    набирали шприцем кровь у человека, над которым издевались, и прыскали ею ему в лицо.

Ущерб, нанесенный войной экономике Абхазии, исчисляется более чем в 2 триллиона рублей. Но особенно страшный

удар был нанесен по науке и культуре. Так, в первые же дни  войны подвергся разграблению Сухумский филиал Института экспериментальной патологии и терапии со    знаменитым обезьяньим питомником. Из ИЭПиТа были угнаны все автомашины, исчезла оргтехника, но самое страшное – пропали пробирки с вирусами СПИДа и рака. Первое время мужская половина коллектива института пыталась сторожить питомник, но после того, как многих избили, дежурства прекратились. Клетки и вольеры с обезьянами были вскрыты, и большая часть их разбежалась по городу.    Голодные   обезьяны пытались добыть себе пропитание в городских дворах и садовых участках. Бесхозными стали подопытные    животные, зараженные вирусами    различных    болезней.    Грузинскими гвардейцами ночью был застрелен в клетке взрослый самец павиан-гамадрил, а четырех детенышей этой породы они взяли с собой. Для Сухума тех дней была характерна картина грузинский гвардеец с обезьяной на поводке или обезьянка на броне танка. Это считалось престижной игрушкой. У одних несчастные животные гибли, другие сумели сбыть их   на черном рынке за доллары... Убедившись в тщетности усилий по нормализации работы в условиях войны, директор Б.Лапин с группой сотрудников перебрался в филиал в с. Веселое близ Адлера, где был создан институт медицинской приматологии Российской АМН.

В ходе грабежей на оккупированной территории Абхазии не было «национальной дискриминации», но начинали все же обычно с абхазов, излюбленным объектом грабежей стали армяне. Весьма примечательна такая историческая парал­лель: в феврале 1919 года во время оккупации Абхазии вой­сками Грузинской демократической республики, грузинские военные власти наложили на армянские села Гудаутского участка Сухумского округа контрибуцию в размере 1000 пудов кукурузы, сена и фасоли с каждого селения. Когда жите­ли не смогли выполнить эти требования, грузинские войска, окружив селения, начали расстреливать артиллерией и пуле­метным огнем мирное население (книга А. С. Лукомского «Деникин и Антанта»). На новом витке истории, в 1992— 1993 гг., грузинское «воинство» взимало дань с армянских селений уже не в сене и фасоли, а, в основном, в деньгах и золоте: с жителей села Шаумяновка Гульрипшского района, например, затребовали ни много ни мало 10 миллионов руб­лей и 10 кг золота (мебель, носильные вещи они вывозить уже устали). В случае невыполнения требований села об­стреливали из танков. Полному разграблению и уничтожению подверглось богатое армянское село Лабра Очамчирского района. Вначале гвардейцы и члены «Мхедриони» совместно с местными вооруженными грузинами вынудили собрать с людей 3 миллиона рублей наличными; было угнано свыше 450 автомашин, 500 голов скота, почти у всех жителей ото­брали золотые кольца, другие драгоценности, всю радио- и видеоаппаратуру. Затем стали вывозить домашнюю утварь. Танками ломали заборы и строения, вытаскивали из земли мандариновые деревья и другие насаждения... Сильно по­страдали и села Атара-Армянское, Аракич того же района.

Грабеж, как правило, бы сопряжен с насилием, издева­тельствами, убийствами.

ИЗ СВИДЕТЕЛЬСТВ Д., АБХАЗА, ЖИТЕЛЯ г. ОЧАМЧИРА:

Грузинские гвардейцы, вошедшие 14 августа в город, были в ужасном состоянии — потрепанные, грязные. Лишь полицейские были одеты с иголочки. На вторые сутки нача­лись грабежи... Милиция, в которой остались только сотрудники-грузины, бездействовала. Однажды на моих глазах они приехали по вызову, но остались лишь безучастными свиде­телями грабежа. «Стражи порядка» перекинулись с граби­телями парой фраз и уехали, бросив нам: «Скажите спасибо, что вас не убили». А преступники тут же принялись грабить соседний дом.

ИЗ СВИДЕТЕЛЬСТВ Д., АБХАЗА, СЛУЖИВШЕГО В ПОЛКУ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК АБХАЗИИ: 

Нашу группу военнослужащих госсоветовцы арестовали в первые же часы вторжения в Абхазию на посту Охурей... На автобусе отправили в Кутаиси. Грузинский гвардеец сказал одному из нас: «Сними кольцо и проглоти его». Тот снял кольцо и сказал: «Если хочешь, возьми его». Тогда у него кольцо оставили, но по приезду в Кутаиси отобрали.

ИЗ СВИДЕТЕЛЬСТВ Т., АБХАЗКИ, ПРОЖИВАВШЕЙ В г. СУХУМЕ:

В своей квартире я жила вместе с племянником восьми лет. В сентябре пришли ко мне в квартиру грабить три госсоветовца. Я попросила их оставить детские вещи. В ответ один из них ударил меня прикладом автомата по лицу. Я упала, потеряла сознание, три зуба было выбито, шла кровь. Мой племянник испугался, начал кричать, трястись. Грузинские гвардейцы, забрав все вещи, ушли.

ИЗ СВИДЕТЕЛЬСТВ Г., АБХАЗКИ, ПРОЖИВАВШЕЙ В г. СУХУМЕ:

В дом родителей в селе Тамыш пришли двое пьяных оккупантов. Забрали два золотых кольца и 5 тысяч рублей. В январе 1993 года пришли другие гвардейцы, потре­бовали деньги. Денег у родителей не было. Тогда мою мать и отца раздели догола и закопали в снег минут на 20—30. Затем их завели на кухню. Над отцом стали издеваться: лезви­ем срезали кожу на голове, прокалывали веки острым ножом, подбородок жгли лампой. Мать жестоко избили. Пригрозили, что если на следующий день у родителей не окажется золота и денег, убьют, и уехали. После этого мои родители выехали из села.

ИЗ СВИДЕТЕЛЬСТВ К., АРМЯНКИ, ПРОЖИВАВШЕЙ В с. МЕРХЕУЛ ГУЛЬРИПШСКОГО РАЙОНА:

27 марта 1993 года четверо грузинских гвардейцев ворвались в наш дом. Потребовали ключи и техпаспорт машины. Они увидели у меня золотые зубы и решили их вырвать. Но тут на улице началась стрельба и они ушли... 19 апреля на нашу улицу опять пришли гвардейцы. Одна группа зашла в дом к Рафи­ку Овакиляну (60 лет), которого сразу застрелили. Другая — к Забику Вартаняну, в дом которого от испуга забились все армяне с нашей улицы. Стали требовать золота, денег, бить всех. Женщин били ногами в живот, каблуками наступали на наши руки. Т. Д. забрали в отдельную комнату, раздели до­гола, били ее по животу, по почкам, ломали руки. Она кричала, но мы ничего не могли сделать. Перед уходом сказали, что всех армян перестреляют.

   ИЗ СВИДЕТЕЛЬСТВ М., АРМЯНИНА, ЖИТЕЛЯ с. ЛА­БРА ОЧАМЧИРСКОГО РАЙОНА:

Это было днем, часа в три. Грузинские гвардейцы собрали семьи Рафика Текнеджяна, Сурена Текнеджяна, Тиграна Казаджяна — всего че­ловек 20 — и заставили их рыть глубокую яму. Затем жен­щин и маленьких детей заставили в нее спуститься, а муж­чинам приказали засыпать их землей. Когда засыпали зем­лей выше пояса, гвардейцы сказали: «Принесите деньги, зо­лото — и много, не то закопаем вас всех живыми». Собралось почти все село, стоял неимоверный крик о пощаде. Это была жуткая картина. Собрали деньги, золотые кольца, кто что мог.

 ИЗ СВИДЕТЕЛЬСТВ Л., РУССКОЙ, ПРОЖИВАВ­ШЕЙ в г. СУХУМЕ:

22 января 1993 года я выезжала на рос­сийском пограничном корабле, который вывозил из Сухума семьи пограничников и русскоязычных жителей. Среди нас был житель Сухума еврей Минна Абрамов, 60 лет (извест­ный в городе часовщик по прозвищу Борода). Он, как и я, чтобы пройти на корабль, заплатил 6 тысяч рублей грузин­ским гвардейцам, блокировавшим подступы к причалу. До отхода судна оставалось полчаса, и тут появились шестеро грузинских полицейских. Они спустились в каюту, подошли к Минне и заявили, что он должен сойти с корабля. Он отка­зался, тогда его начали избивать прикладами. От одного из ударов прикладом по голове Абрамов упал, потерял созна­ние, у него изо рта пошла пена с кровью. Гвардейцы стали его обыскивать, сняли с тела какой-то пояс и, бросив труп, удалились.

Грабители и мародеры не обходили и грузинские дома. Один из свидетелей рассказывает о сухумце Мерабе Эсебуа, который, как и многие другие грузинские ура-патриоты лю­бил рассуждать, что абхазам вообще не положено никакой государственности, что их «разбаловали» и т. д. Однажды на этой почве он ругался с абхазами, угрожал им, а на следую­щий день случилось непредвиденное: пришли грузинские гвардейцы и забрали его машину. Потом машину, правда, вернули, но зато избили его до того, что выбили зубы верх­ней челюсти и сняли; с них золотые коронки.

Из СВИДЕТЕЛЬСТВ М., АБХАЗА, ПРОЖИВАВШЕГО г. СУХУМЕ:

Однажды в дом к моему соседу-мегрелу пришли грузинские гвардейцы. Они потребовали денег, а получив отказ, привязали его жену, а его раздели и, накалив утюг, обожгли ему все тело. Когда на следующий день мы пришли к нему, то увидели, что его лицо и другие части тела сильно обожжены. На третий день после происшествия он скончался.

 

 Есть все основания считать, что с целью кардинального изменения этнодемографической ситуации в Абхазии грузинскими властями проводилась в ходе войны этническая чистка ее оккупированной территории. Тысячи абхазов, русских, армян, греков, турок и людей других национальностей без всяких оснований задерживались и бросались в тюрьмы. Шла самая настоящая охота на людей, которых преследовали только за их национальную принадлежность. Бесчеловечным было обращение с военнопленными.

 В абхазских селах прибрежной зоны Очамчирского района - Тамыш, Цхенцкар, Киндги, Беслахуба, Меркула, Адзюбжа, Моква — применялась тактика «выжженной земли», в результате чего они полностью или частично стерты с лица земли. В некоторых селах уничтожались, утюжились танка­ми родовые кладбища.

 

 ИЗ СВИДЕТЕЛЬСТВ Г., АБХАЗКИ, ПРОЖИВАВШЕЙ В СЕЛЕ ТАМЫШ ОЧАМЧИРСКОГО РАЙОНА:

14 августа 1992 года наше село обстреливали войска Госсовета. Мы с соседями спрятались в лесу. С нами было 18 детей до трех лет. Вертолет, облетая местность, искал жителей села. Но­чью женщины вернулись домой за едой для детей, взяли теплые вещи. Утром женщин и детей удалось вывезти в село Кутол. Из Кутола пешком с детьми добрались в село Джгерда, а оттуда  в Члоу. По пути нас постоянно обстреливали из самолетов и вертолетов.

 ИЗ СВИДЕТЕЛЬСТВ Ц., АБХАЗА, ПРОЖИВАВШЕГО В СЕЛЕ КУТОЛ ОЧАМЧИРСКОГО РАЙОНА:

В сентябре 1992 года в селе хоронили 20-летнего Абзагу Гургулия. Во время похорон в воздухе появился вертолет ВВС Грузии и обстрелял людей. Подобный же случай произошел на похоро­нах Какалия, где собралось около 300 человек. Из вертолета была сброшена на мирных жителей бомба. Всех оглушило, почти у каждого из ушей текла кровь. 15 ноября жителя села Сырбея Басария 1927 года рождения вывезли из дома и расстреляли во дворе, его 50-летняя жена пыталась бежать, но и ее убили. Дом подожгли.

ИЗ  СВИДЕТЕЛЬСТВ С., АБХАЗКИ,  ПРОЖИВАВШЕЙ В  СЕЛЕ АТАРА ОЧАМЧИРСКОГО  РАЙОНА:   

В октябре 1992 года в село Атара вошли грузинские гвардейцы. 28-летний Аслан Чкония, который был в поле, побежал спасать же­ну и ребенка. Домой пришел, когда гвардейцы, ограбив се­мью, уже уходили. До этого они выпили водку, поели. Прика­зали ему идти с ними. Жена Аслана стала просить не заби­рать мужа, в ответ услышала: «Молчи, а то ребенка разма­жем по стенке». Аслана увели. На улице гвардейцы забрали К. Киута, 55 лет, который возвращался с похорон убитого в сентябре грузинскими гвардейцами 37-летнего Валерия Шурдулава. (Того взяли из дома. Труп был найден через месяц в лесу, опознали его по обуви. От человека остались волосы и обувь, один рукав блузы, остальное было съедено свиньями. У В. Шурдулава остались мать, отец, жена, двое детей до­школьного возраста). Чкония и Киута заставили лечь на землю и расстреляли.

ИЗ СВИДЕТЕЛЬСТВ З., АБХАЗА, ПРОЖИВАВШЕГО В г. ОЧАМЧИРА: 28 августа 1992 года, 33-летний Беслан Тарба и его сосед-мегрел поехали из Очамчиры в село Мок­ва. Позже выяснилось, что в тот день в Мокве гвардейцы грабили жителей и сжигали их дома. На обратном пути Тар­ба и его соседа остановили 18 гвардейцев. Узнав, что Бес­лан - абхаз, зверски его убили (сначала ранили из автома­та в ногу, затем ногой выбили глаза, две пули выпустили в живот, затем добили выстрелом в ухо). Мегрелу гвардейцы прострелили ногу только за то, что он был с абхазом.

ИЗ СВИДЕТЕЛЬСТВ Т., АБХАЗКИ, ПРОЖИВАВШЕЙ В СЕЛЕ ЦХЕНЦКАР ОЧАМЧИРСКОГО РАЙОНА: Первым в селе Цхенцкар убили Ашба Апту (55 лет). Возвращался домой, нагнала машина с гвардейцами, Апту затащили в машину, увезли в село Цагеру и к вечеру убили, тело велели выбросить в море, но исполнители подбросили труп к деревне. Абхазы тайком забрали тело Апты. У него голова была рассечена топором на две части, на лице остались следы автоматной очереди.

ИЗ СВИДЕТЕЛЬСТВ Д., АБХАЗА, ПРОЖИВАВШЕГО В СЕЛЕ АДЗЮБЖА ОЧАМЧИРСКОГО РАЙОНА: 6 октяб­ря  1992 года местные мародеры вместе с грузинскими гвар­дейцами вошли в село. Всех, кого нашли в домах, забрали — Детей, женщин, стариков. Взрослых выстроили перед танком, Детей же посадили на танк и повели всех в сторону села Дранда. Мирных жителей использовали в качестве заслона от обстрелов партизан. Джульетту Д., привязав веревками к танку, поволокли по улице.

...В начале октября 1992 года аб­хазскими партизанами был взорван мост через р. Тоумыш. Грузинским гвардейцам нужно было обеспечить переправу через реку. Зашли в с. Киндги, забрали семью Г., 6 человек, из них троих детей в возрасте от 5 до 10 лет. Выстроили их перед мостом, тем самым оградив себя от обстрелов партизан. Они простояли там весь день, пока гвардейцы не отремонти­ровали мост.

ИЗ СВИДЕТЕЛЬСТВ Т., АБХАЗА, ПРОЖИВАВШЕГО В г. СУХУМЕ: В конце сентября 1992 года у центрального универмага меня остановили грузинские гвардейцы, потребо­вали паспорт. Увидев в паспорте в графе национальность «абхаз», очень обрадовались и повели на берег к волнорезу. Поставили на краю волнореза и упражнялись в стрельбе. Случайно проходившему мимо мингрельцу удалось упросить гвардейцев отпустить меня. В октябре вынужден был пойти на рынок за продуктами. Остановили четверо грузинских гвардейцев. Прочитав в паспорте, что я абхаз, один из них предложил снять с меня ботинки и отпустить босиком. Когда я не подчинился, ударили в пах, я упал. Один из госсоветовцев накинул мне на шею ремень автомата и, приподняв, ножом разрезал мой пуловер и вытащил деньги из кармана. Затем стал прижигать спичками лоб, сжег усы, брови, воло­сы. Били не знаю даже чем и как, т. к. я потерял сознание. Когда пришел в себя, валялся в луже.

ИЗ СВИДЕТЕЛЬСТВ А., АБХАЗКИ,  ПРОЖИВАВШЕЙ В г. СУХУМЕ: 29 августа 1992 г. мой сын, абхазский ополче­нец, попал в плен вместе с двенадцатью    военнослужащими полка внутренних войск Абхазии. Когда их привезли в тюрьму, от машины до тюремных дверей устроили живой коридор из 40 грузинских гвардейцев. Каждый гвардеец бил их прикладом автомата. Затем абхазских военнопленных поставили на колени, заставляли вставать и садиться по приказу... Ре­бята уже попрощались друг с другом. Им постоянно задава­ли один вопрос: «В какой республике живешь?»    Отвечали: «В Республике Абхазия». Каждый ответ сопровождался ударом. Первым у стенки стоял житель села Эшера Б. Кварчия. Его вывели и спросили: «В какой Республике живешь?» Он повторил: «Живу в Республике Абхазия». После ответа прозвучал выстрел.  Когда на вопрос: «Как фамилия?» один из ребят ответил «Квициния», раздался возглас «Стреляй, это будет 40-й Квициния». Моего сына, схватив за волосы, били об стенку головой. Лицо и лоб распухли от ударов... Когда сын отвечал, что живет в Республике Абхазия, ему резал спину и плечо бритвой брат командующего войсками Грузии в Абхазии Каркарашвили. От расстрела сына спас наш сосед по дому.

ИЗ СВИДЕТЕЛЬСТВ К., АБХАЗА, ПРОЖИВАВШЕГО В г. СУХУМЕ: 18 сентября 1992 года, примерно в 23 часа, к нам в квартиру постучали пятеро грузинских гвардейцев. Они стали требовать оружие, искали в доме абхазских опол­ченцев. Но в доме никого не было, кроме меня и моей жены. Они забрали все, что им понравилось. Один из гвардейцев взял кухонный нож и нанес мне ножевые ранения слева и справа на шее, а затем стал избивать. Я потерял сознание. Придя в себя, я услышал крик моей жены. Она кричала, чтоб ее убили, но только не насиловали. Я вступился за нее, они меня опять ударили и я вновь потерял сознание. Когда при­шел в себя, их уже не было... Оказалось, что моя жена, не вынеся издевательств, выбросилась из окна. Спасти ее вра­чам не удалось.

ИЗ СВИДЕТЕЛЬСТВ К., АБХАЗА, ПРОЖИВАВШЕГО В г. СУХУМЕ: 16 декабря 1992 года ко мне в дом ворвались четверо грузинских гвардейцев. Меня, 66-летнего пенсионера, и мою больную жену, не дав возможности переобуться, нове­ли к автобусу. Повезли по городу, выискивая людей абхаз­ской национальности. Так в автобусе набралось 22 человека, в основном — пожилых женщин. Сказали, что повезут нас в Очамчирский район на обмен. ...В Очамчире нас держали в какой-то бетонной постройке. Вечером, как только стемнеет, выводили и избивали до полусмерти, обратно в помещение мы заползали на четвереньках... Грузинские гвардейцы жгли нас раскаленными на огне прутьями, при этом говорили, что мы, абхазы, живем на грузинской земле, что мы ее оккупи­ровали.

ИЗ СВИДЕТЕЛЬСТВ В., АБХАЗКИ, ПРОЖИВАВШЕЙ В г. ОЧАМЧИРЕ: Когда к нам в дом в очередной раз пришли грузинские гвардейцы и начали издеваться, я сказала одному — который годился мне если не во внуки, то в сыно­вья: «Что ты делаешь, ведь у тебя тоже где-то есть мать...» «А что моя мать, она дома сидит...» «Так и я дома у себя на­хожусь... Разве я куда-то приехала что-то у кого-то отни­мать?» ...В ноябре месяце 1992 года в дом семьи Соломко пришли 15 грузинских гвардейцев. Привязав мужа и сына, все 15 человек изнасиловали хозяйку дома по очереди. Пока ее насиловал один, другие выносили вещи и мебель из дома. Затем всю семью расстреляли, сложили трупы в одно место и сожгли.

50-летний абхаз А. был зверски убит в своем доме. Вначале у еще живого у него отрезали уши и нос, затем уже у мертвого отрезали половой член и засунули ему в рот...

ИЗ СВИДЕТЕЛЬСТВ С., ПРОЖИВАВШЕЙ В пос. ГУЛЬРИПШ: Грузинские гвардейцы изнасиловали 25-летнюю женщину и ее 5-летнюю дочь. Затем девочку увезли в больницу, но там грузинские врачи не оказали ей помощи («Уходите, твари! У нас для наших гвардейцев не хватает лекарств, не то что для вас»), пока им не дали денег. Я виде­ла, как захоронили трех пятилетних девочек: армянку, рус­скую, украинку — которых грузинские гвардейцы изнасило­вали вгрупповую. 9 грузинских гвардейцев изнасиловали 3-летнюю дочь украинки Ирины Г. (ребенок умер), а потом и мать девочки, которая лечилась в больнице 2 месяца, а потом выехала на Украину.

ИЗ СВИДЕТЕЛЬСТВ М., АБХАЗКИ, ЖИТЕЛЬНИЦЫ СЕЛА КИНДГИ ОЧАМЧИРСКОГО РАЙОНА. 18 октября 1992 года наш дом окружили 30—35 грузинских гвардейцев и стали стрелять. Нас согнали под дерево во дворе. Стали избивать моего брата. Мой племянник попросил: «Дядя, не бей папу!» После последовавших выстрелов ребенок потерял дар речи. Они обыскали весь дом в поисках золота, денег... Вдруг я услышала крик одного гвардейца: «Стой, сдавай­ся!». Это относилось к моему двоюродному брату, который пытался бежать. Он не остановился и был застрелен гвар­дейцем. Затем по требованию гвардейцев я перевязала всем руки одной веревкой. Меня поставили впереди, обвязав этой веревкой за талию. Так нас повели по сельской дороге... Мо­их братьев и отца жестоко избили. У отца были переломаны ребра, он потерял память. Брату прижигали сигаретой лицо, зажигалкой сожгли усы, инсценировали его расстрел, проби­ли череп...

ИЗ СВИДЕТЕЛЬСТВ С., АБХАЗКИ, ПРОЖИВАВШЕЙ В СЕЛЕ ТАМЫШ: В Тамыше творится ужас. Село разграб­лено и уничтожено. Абхазы отчаянно сражаются за каждую пядь родной земли. Абхазское мирное население отошло в горные села. В январе 1993 года грузинские гвардейцы пришли в семью Эльварда Турава (это грузины, но у них много родст­венников-абхазов). Хозяина не было дома, находился в боль­нице. Были зверски избиты, изнасилованы и расстреляны его жена Жанна Турава и пришедшие ее навестить сестра

Изо, 18-летняя племянница Джульетта. Затем их трупы сло­жили на одну кровать и подожгли дом.

ИЗ СВИДЕТЕЛЬСТВ  В., АБХАЗА,    ПРОЖИВАВШЕГО В г. ОЧАМЧИРЕ: За несколько месяцев    войны    абхазское население Очамчиры с семи тысяч сократилось до 80—100 че­ловек, почти исключительно стариков и женщин. В первые же дни войны наиболее здравомыслящая часть городских и сель­ских грузин выехала из Абхазии в Москву, Санкт-Петербург, Ростов, Краснодар, Сочи, Батуми, Западную Грузию...    Они не хотели принимать участие в истреблении абхазов, тем бо­лее, что многие состоят с ними в родственных    отношениях. Были и такие среди оставшихся, кто рискуя жизнью, скрывал абхазов и помогал им выехать. Но перечень    жертв    среди мирного населения огромен. Вот лишь некоторые из фамилий. Нодар Ашуба, майор милиции, в сентябре 1992 года был взят охурейскими сванами в центре города и зверски ими    убит: отрезаны пальцы, вырвано сердце, выколоты глаза. Даур Гогуа, начальник Ткуарчальского узла связи,    восстанавливавший поврежденную линию связи в районе села    Беслахуба, зверски замучен членами «Мхедриони». Владимир    Бигвава, пенсионер, расстрелян 15-летним палачом по кличке Гаврош на берегу моря. Владимир Чабалурхва убит у себя дома гру­зинскими гвардейцами из команды командира по кличке Ба­бу. Бабу, которого грузинское телевидение показывало в бе­лой бурке как национального героя, возглавлял банду таких же, как сам, наркоманов и садистов. Среди его жертв -  и Римма Джобава, красавица-абхазка, которую изнасиловали 8 гвардейцев на глазах у мужа, мегрела Гено Самушия.   Он пытался ее защитить. Они отрезали у нее, еще живой, ногу, а затем сожгли дом вместе с Гено и Риммой. Убили и сожгли вместе с домами их соседей Гварамия, Буюк-оглы, Искру Морохия и других. Эта зверская расправа над мирным населе­нием потрясла жителей Очамчиры, была попытка    провести митинг протеста, однако угрозой применения оружия власти не допустили его.

ИЗ    СВИДЕТЕЛЬСТВ Г.,    АРМЯНИНА,    ПРОЖИВАВШЕГО В с. ЛАБРА: В табуретке делали отверстия и сажали на нее мужчин и женщин, снизу поджигали... Таким пыткам подвергли Зину и Вазгена Полозян, Габриэла Мелконяна   и других... Женщин насиловали по 15—20 человек.

ИЗ СВИДЕТЕЛЬСТВ С., АРМЯНИНА, ПРОЖИВАВШЕГО В с. ЛАБРА: В Лабре многие женщины, в том числе несовершеннолетние девушки, изнасилованы и убиты. По­жилую женщину Хенген Устян десять грузинских гвардейцев раздели догола и заставили танцевать на снегу, коля ее но­жами и стреляя под ноги из автоматов. Другую женщину, по имени Седа, изнасиловали восемь гвардейцев на глазах у му­жа, который от пережитого сошел с ума и помещен в больни­цу. Парню по фамилии Косян предложили изнасиловать свою мать, обоих раздев догола. Раздевали догола и заставляли ходить по снегу и старух, и молодых.

ИЗ СВИДЕТЕЛЬСТВ С., Т., М., ПРОЖИВАВШИХ в с. ЛАБРА: На третий день войны грузинские гвардейцы подъ­ехали к нашей деревне на танках. Мы решили перекрыть до­роги, чтобы нас солдаты не беспокоили. Но он заявили, что мы, армяне, поддерживаем абхазов и что они нам устроят второй Карабах... 24 января 1993 года трое грузинских гвар­дейцев ворвались в дом к пожилым супругам Текнеджянам. Стали требовать золото и деньги. Хозяин, парализованный, лежал в постели. Гвардейцы скрутили руки его жене, перело­мали их, затем разрезали ей живот, и она в ужасных муках скончалась. Хозяин попросил, чтоб они застрелили его, и они сделали это... У мертвых вырвали золотые зубы и ушли. Они вырывали зубы и у живых...

ИЗ СВИДЕТЕЛЬСТВ С., АРМЯНИНА, ПРОЖИВАВШЕ­ГО В г. СУХУМЕ: 22 марта 1993 года к известному в городе кофевару Георгию Мартикяну приехали грузинские полицей­ские и забрали его в комендатуру. После этого он исчез. Обеспокоенная семья пыталась найти его, но все безрезуль­татно. И лишь благодаря его родному брату — епископу армянской церкви на Балканах, который обратился к Ше­варднадзе, тело расстрелянного Георгия было возвращено семье. На теле были видны следы жестоких пыток, было от­резано одно ухо, раздроблены кости обеих ног, на теле было множество колотых ран.

ИЗ СВИДЕТЕЛЬСТВ А., АБХАЗА, ПРОЖИВАВШЕГО 5 г. ОЧАМЧИРЕ: 27 декабря 1992 года в селе Тамыш грузин­ские гвардейцы долго издевались над 72-летним пенсионером Иродом Датиковичем Габелая. Закололи его корову, телён­ка перестреляли кур. Заставили накрыть стол. Потом нага­дили (по большому и малому) в традиционный рог и пред­ложили ему все это выпить. Через нескольких дней от силь­ных потрясений Габелая скончался. В том же селе изде­вательствам подверглась семья Чолария. К ним приехали гвардейцы. Хозяина заставили встать на колени перед печ­кой, которая топилась, и пытались в нее засунуть.

ИЗ СВИДЕТЕЛЬСТВ К., РУССКОЙ, ПРОЖИВАВШЕЙ В г. СУХУМЕ: К одной моей знакомой, русской, работнице аптеки, пришли 12 гвардейцев, убили ее мужа. Над ней и ее дочерью — ученицей 11 класса — издевались всю ночь, наси­ловали их. ...На берегу моря в районе Маяка, около бетон­ного завода, грузинские гвардейцы замучили женщину. Они разожгли костер и раскаленным прутом выжигали ей груди, затем ее расстреляли, положили труп в лодку и пустили в море. ...За время войны в Сухуме умерло много пенсионеров. Хоронить их на кладбище родственники не могли, хоронили прямо во дворах домов.

ИЗ СВИДЕТЕЛЬСТВ П., РУССКОЙ, ПРОЖИВАВШЕЙ В г. СУХУМЕ: В конце октября сына моих соседей и родст­венников, абхаза, забрали в комендатуру. Я пошла с его матерью просить за него. Там ко мне подошел гвардеец и стал говорить, что если я пойду с ним и сделаю все, что он скажет, то он выпустит парня на свободу. Я отказалась, но меня силой втолкнули в машину, повезли на окраину города и из­насиловали. Перед Новым годом в 11 часов утра по ул. Тархнишвили грузинскими гвардейцами было оцеплено здание. Солдаты не пускали туда местных жителей — мегрелов, ко­торые с любопытством смотрели в окна. Из дома слышались крики. Мне сказали, что поймали родственниц абхазов и их насилуют. Мне стало плохо. Я потеряла сознание.

ИЗ СВИДЕТЕЛЬСТВ К., РУССКОЙ, ПРОЖИВАВШЕЙ В г. ОЧАМЧИРЕ: Однажды меня, Зураба Турнанба и еще одну абхазскую семью повезли в штаб, где стали допраши­вать. У Зураба в паспорте обнаружили фотографию сына, на обороте которой была запись: «Народный форум Абхазии «Аидгылара». Всех нас поставили к стенке, а Турнанба уве­ли. Один из гвардейцев, смазывая руки кремом, встал перед нами и, сказав: «Смазываю руки, чтоб не испачкаться аб­хазской кровью», ушел. Через некоторое время он вынес на листе бумаги мочку уха. «Вот смотрите, то же будет с ва­ми», _ пригрозил он. На следующий день Зураба Турнанба вывели на берег моря. Они выбили ему глаза и тело изрезали ножом. Труп его выбросили в море.

из свидетельств з.; русской, проживавшей В СЕЛЕ ТАМЫШ: Начальнику грузинского штаба понрави­лась Алла Иваненко, и ее стали время от времени увозить на ночь. Алле помогли выехать из села. Мать ее Тамара тоже скрывалась вместе с мужем. Оставалась бабушка Фрося 70 лет. В феврале 1993 года она умерла от побоев грузинских гвардейцев и страха. Ее похоронили, но через несколько дней гвардейцы откопали труп, чтобы вытащить у нее золотые зубы.

Из СВИДЕТЕЛЬСТВ Ж., АБХАЗА, БОЙЦА АБХАЗСКОЙ АРМИИ: Меня взяли в плен и поместили в ИВС УВД в Сухуме, избивали там все по очереди. Однажды пришел надзиратель с автоматом, сказал, что ведет на расстрел. Но привел в кабинет, где меня ждала тележурналистка. Она хотела, чтобы я заявил, что меня насильно заставили взять оружие. На это я ответил, что пошел защищать Абхазию доброволь­но. Она отреагировала ударом резиновой дубинки по спине. Затем меня сильно ударил офицер, и я потерял сознание. Пришел в себя после укола. Они продолжали допрос. Журналистка злилась, оскорбляла меня и всех абхазов *)... Меня обменяли 29 ноября 1992 года.

ИЗ СВИДЕТЕЛЬСТВ А., АБХАЗА,    ПРОЖИВАВШЕГО В г. СУХ УМЕ: 28 августа 1992 года к дому по ул. Эшба подъехал автобус с десятью грузинскими гвардейцами.  

У дома стояли жильцы. Всех их заставили сесть на корточки. Затем посадили в автобус и повезли к месту, где их ждали грузинские тележурналисты.  Перед телекамерами принуждали давать ложные показания о том, что грузинские гвардейцы сухумцев не притесняют. Тот, кто отказывался выступить перед телекамерой, был жестоко избит.

ИЗ СВИДЕТЕЛЬСТВ К., АБХАЗКИ, ПРОЖИВАВШЕЙ В г. СУХУМЕ: Моя сестра ездила в родное село и по дороге ее задержали, поместили в Драндскую тюрьму. 13 дней она сидела там, подвергалась допросам. Сестра видела измучен­ных побоями людей. Некоторым мужчинам вилками и острым концом ложек выкалывали глаза. За время пребывания в тюрьме ее не кормили, воду дали только на пятый день.

Подобные истории, которые поражают алчностью и пато­логической жестокостью вторгшихся в Абхазию «завоевателей», воскрешают в памяти эпизоды из фильмов ужасов, мо­жно было бы приводить очень долго... Вспомнить, например, убийство в Сухуме немолодого актера Абхазского драмтеатра Мажары Зухба, человека совершенно далекого от полити­ки (его расчлененный труп был брошен на улице), то, как в селе Киндги зверски убили и сожгли Г. А. Тужба и его жену Н. П. Ахуба, их десятилетнюю внучку Раду Багателия. Или, например, эпизод, когда мать бросилась защищать 28-летнего сына, на которого наставили дуло автомата пришедшие в дом грузинские гвардейцы, как ей со смехом предложили пове­ситься, чтоб спасти его, и она побежала в подвал и повесилась...

 Но давайте остановимся в раздумье... Очень не хотелось бы, чтоб приведенный реестр злодеяний был воспринят кем-то как антигрузинский. Нет, мы не имеем права и не хотим обвинять здесь весь грузинский народ. Уже хотя бы потому, что, как говорилось в одном из приведенных свидетельств, можно вспомнить немало случаев, когда местные грузины, рискуя собственной жизнью, спасали абхазов от верной смерти, прятали их, делились с ними последними крохами, помогая выжить, то есть проявляли подлинную гуманность. В то же время среди армии мародеров, грабителей и убийц, которых на­ши рассказчики объединяли понятием «грузинские гвардей­цы», были ведь не только грузины. Очевидцы говорят об активно участвовавших в карательных акциях курдах, вспоми­нают одного тбилисского армянина, лютовавшего в Гульрипшском районе... Да и, разумеется, не вся грузинская армия в нравственном отношении на одно лицо. Рядом с грабителями оказывались и такие, про которых одна беженка из Сухума рассказывала: «Смотрю, ходят двое у моего сада, смотрят голодными глазами на яблоки. Что, спрашиваю, ребята? «Да вот тетя двое суток не ели. Мобилизовали нас, привезли сюда, а кормить — не кормят».

Мы обвиняем руководство Грузии, сознательно, и не в первый раз, ставшее на путь решения политических проблем с помощью военной силы и сознательно сделавшее ставку на использование в этом уголовного сброда. Мы обвиняем ту ослепленную чувством национального эгоизма часть грузин­ской интеллигенции, которая десятилетиями воспитывала свой народ, свою молодежь в духе самовосхваления и пре­зрения к окружающим народам **), а также в убеждении, что абхазы — невесть откуда взявшийся мох, плющ, выросший на «теле Грузии» (из газетных статей конца 80-х), и другую часть интеллигенции, которая не могла найти в себе мужества этому возразить. В итоге в действиях грузинских воору­женных формирований в Абхазии с самого начала войны явственно просматривалась ненависть ко всему абхазскому, больше того — ко всему негрузинскому.

Происходило целенаправленное уничтожение абхазской культуры. Погрому и разграблению подверглись Абхазский университет и другие учреждения в Сухуме, носящие абхазские названия. Изымались и уничтожались личные архивы и рукописи абхазских писателей. Из автоматов обстреливались памятники абхазским деятелям, абхазские книги в библиотеках. Так, в Сухуме был обстрелян памятник основоположнику абхазской литературы Д. И. Гулиа, целились при этом в глаза и грудь...

Памятник Д.И. Гулия... без труда можно заметить следы от "грузинского вклада" в абхазскую культуру.

ИЗ СВИДЕТЕЛЬСТВ К., АРМЯНКИ, ПРОЖИВАВШЕЙ В г. СУХУМЕ:

13 сентября 1992 года, примерно в два часа дня я стала свидетелем безобразной сцены у Абхазского госу­дарственного драмтеатра им. С. Чанба. К зданию театра подъехали на танках грузинские гвардейцы, видимо, очень пьяные, и начали обстрел фасада театра, стремясь попасть в бюсты театральных деятелей. Затем группа гвардейцев ворвалась в помещение театра. Из костюмерной они вытащили бурки, надели их на себя и устроили танцы под пьяные песни и аккомпанемент автоматных очередей. Эта оргия продолжалась около часа.

 

22 октября 1992 года примерно в 16 часов неизвестные лица подожгли здание Абхазского научно-исследовательского института языка литературы и истории им. Д. И. Гулиа. В результате пожара погибли ценнейшие документы, фольклорные и лингвистические записи, библиотека с уникальным фондом. В тот же день и в тот же час неизвестные вооружен­ные лица подожгли здание Центрального Государственного Архива Абхазии. В Госархиве хранились документальные ма­териалы, которые являлись источниками для изучения исто­рии Абхазии со второй половины XIX века. Только в фондах дореволюционного периода имелось около 12—15 тысяч еди­ниц хранения. И вновь грузинская сторона засуетилась, пы­таясь отмежеваться от данного акта вандализма и «культур­ного геноцида» и представить дело таким образом, что это не было сознательным уничтожением исторической памяти народа и нежелательных для кого-то документальных свиде­тельств истории. Но вот свидетельство очевидца, жительницы Сухума Виктории Аргун, опубликованное в газете «Респуб­лика Абхазия»:

 

«...Я вместе с соседями участвовала в туше­нии здания Госархива, неподалеку от которого живу. Скоро мы справились с огнем, шел уже только дым небольшой. И тут к Госархиву подъехали трое в военной форме на легко­вой машине и выстрелами из пистолетов начали всех разго­нять. Я отошла примерно до угла улиц Леселидзе и Кирова, но там приостановилась и видела, как они вносили в здание Госархива канистру — судя по всему с бензином, потому что через несколько секунд в здании вспыхнул сильный огонь. Появилась пожарная машина. Но пожарные так и не стали тушить огонь — видимо, троица с пистолетами посоветовала им не соваться в это дело. Госархив горел всю ночь, зарево было видно из моего окна».

 

Еще раньше, 19 августа, грузинские гвардейцы совершили погром в здании, где располагались Союз писателей Абхазии, Союз композиторов Абхазии, правление театрального обще­ства республики, редакции журналов «Алашара», «Амцабз», «Апаш аказара» (на абхазском языке), общество охраны памятников Абхазии, правление НФА «Аидгылара». Здание выгорело изнутри, погибли документы, рукописи, книги. В картинной галерее Абхазии расстреливали, пороли ножами, сжигали картины абхазских художников.

 Во времена бериевщины мать, бывало, будила детей среди ночи, чтобы безбоязненно поговорить с ними по-абхазски. И вот вновь этого нельзя было делать без риска. Типичной стала сцена, когда заговоривших по-абхазски пассажиров высаживали из троллейбуса.

ИЗ СВИДЕТЕЛЬСТВ А., АБХАЗКИ,  ПРОЖИВАВШЕЙ В г. СУХУМЕ: Я была   избита возле своего дома только за то, что говорила с приятельницей на абхазском языке. Спасло меня знание грузинского языка.

ИЗ СВИДЕТЕЛЬСТВ У., АРМЯНИНА: В декабре 1992 года мы с другом ехали в автобусе, нас вытащили, стали из­бивать за то, что мы говорили на армянском языке.

ИЗ СВИДЕТЕЛЬСТВ К., РУССКОЙ, ПРОЖИВАВШЕЙ В г. СУХУМЕ: Находясь в оккупированном Сухуме семь ме­сяцев, мы не могли купить те продукты, в которых нужда­лись, хотя в продаже они были. Не могли купить, потому что мы русские. Не обращали никакого внимания на человека, если он не грузинской национальности. «Всех русских пото­пим в армянской крови. Все равно вам житья не дадим! — говорили госсоветовцы. — Хотите жить в Грузии — должны принять грузинское гражданство, говорить на грузинском языке». Нас гнали из очередей за хлебом. ...Как-то стояли мы в очереди. Вышел грузинский гвардеец и говорит: «Пусть вас кормит Ельцин!».

Абхазский писатель Джума Ахуба, почти в течение ме­сяца находившийся в плену у грузинских военных властей   в Очамчирском районе, рассказывает, как в канун  1993 года был убит его одноклассник и друг детства житель села Атара абхазский крестьянин Миро Цецхладзе. Грузинские гвардей­цы встретили его на проселочной дороге, когда он    возвра­щался домой с мельницы. Когда узнали, что человек, назы­вающий себя абхазом, носит такую фамилию (возможно, что кто-то из его далеких предков и был грузином), завели его в первый попавшийся дом и начали пытать. Сперва щипцами с нескольких пальцев содрали ногти, потом докрасна раскалили в огне железный штырь и начали прижигать тело... Требовали одного: чтобы он отказался от своей национальности и признал себя грузином. Когда этого не добились, заставили во дворе копать себе могилу, а потом пристрелили...

 Вообще абхазы, которые носят фамилию с картвельским или мегрельским (Квициния, Алания, Чкадуа, Чачхалия, Габуния и др.) ***) окончанием, подвергались на оккупированной территории особым преследованиям. Рассказывают о таком эпизоде: в камеру, где томились абхазские заложники, вошел грузин по фамилии Начкебия. «Кто тут из вас Начкебия?» Абхазский заложник с надеждой поднялся навстречу и... получил страшный удар в лицо.

 

Примечания

*)  Есть основание предположить,  что речь идет о тележурналистке Людмиле Михайловне Чхенкели по прозвищу «Прокурор», которая прославилась во время грузино-абхазской войны своими «интервью» - допросами, невежеством и жестокостью.

**) Вспоминается, как во время частной беседы одна из членов депутатской комиссии ВС СССР, приезжавшей в Сухум в июле 1989 года, начала несколько ошеломленно делиться впечатлениями от посещения собрания в ГИСХе: «Выходит студент и начинает вдруг безотносительно к теме разговора яростно доказывать, что грузины — самые талантливые, самые благородные, в общем — голубая кровь». Причем, все это внедрялось в сознание довольно давно. В книге «В меньшевистском раю» (Москва, 1921 г.) ученый Николай Мещеряков, побывавший в 1920 г. в Грузии, писал: «Национализм доходит до курьезов. Так, в учебнике, по которому в школах изучается история, рассказывается, что Грузия была еще в древности самой культурной страной, так что из нее Греция получила свою культуру. В детях с малых лет воспитывается презрительное отношение к армянам и т. п. Но от этого национальная борьба только растет. Аджарцы, турки и часть татар и абхазцев тянут к Турции, осетины, часть абхазцев и татар — к России».

***) Появление таких фамилий имеет разные причины. Но главная, пожалуй, из них — переделывание в свое время абхазских фамилий на мегрельский лад церковниками. Некоторые из них вообще исчезли. Так, фамилия Алхорба была переделана в Мерцхулава, Чамба — в Есава, Басник-ипа — в Сичинава...

 

 К оглавлению книги

Виталий Шария. Абхазская трагедия. Сборник. 1993.


 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА



Яндекс.Метрика

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании всегда ставьте ссылку