Людмила Тарнава |
|
1992-1993 |
БИБЛИОТЕКА АПСУАРА |
АПСУАРАА: Абхазия, Агрба, Амичба...Б: Басария, Барцыц, Бройдо...В: Воробьев, Воронов...Г: Гулиа, Гунба...Д: Данилов, Дасаниа, Джемакулова, Джихашвили...Е, Ё: ...Ж: Жидков...З: ...И: Инал-Ипа Ш.Д....К: Капба, Козэль, Кудрявцев, Кунижева...Л: Лакоба...М: Мандельштам, Монперэ...Н: Неруда...О: Олонецкий...П: Паустовский, Приключения нарта Сасрыквы, Прокопий Кесарийский...Р: Рихтер, Румянцев...С: Сенковский, Сент-Совер, Студеникин...Т: Тарнава, Торнау, Тхайцухов...У: ...Ф: Франгуланди...Х: Хотко...Ц: Цвижба...Ч: Челеби, Чкадуа, Чурсин...Ш, Щ: Шамба, Шанава, Шария...Э: ...Ю: ...Я: ...Родственные проекты:ХРОНОСФОРУМ ХРОНОСАРУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАСЛАВЯНСТВПЕРВАЯ МИРОВАЯЭТНОЦИКЛОПЕДИЯРУССКОЕ ПОЛЕМОСКОВИЯ |
Людмила ТарнаваАбхазский дневникXX Век
Тарнава Людмила. Абхазский дневник. XX век. Выпуск I. Дневник пенсионерки, оставшейся в оккупированном Сухуме 14 августа 1992 года. Абхазский институт гуманитарных исследований им. Д.И. Гулиа Академии наук Абхазии. Сухум. 2008. ББК 66.3 (5Абх) 6+ 63.3 (5Абх) -36 Расшифровка текста, подготовка к изданию Е.В. Маргания, С.З. Лакоба. Предлагаемый «Дневник» Л.М. Тарнава относится ко времени грузинской оккупации Сухума (1992-1993). Это поистине уникальное документальное свидетельство того состояния, в котором оказались многие простые люди разных национальностей. В нем нет ничего придуманного, все естественно, искренне и откровенно до боли. Повседневные трудности, животный страх, эмоциональные срывы, издевательства и унижения, отношения между людьми в новых условиях быта и войны – все это создает ощущение безысходности и призрачности бытия. «Дневник» своеобразный немой крик интеллигентного человека. Он читается как продолжение изданного сразу после грузино-абхазской войны дневника детского поэта Таифа Аджба, погибшего в оккупированном Сухуме… Абхазский дневник, ХХ век. – Сухум, 2008. – 292 с. © Л. Тарнава, 2008.
Как люди, которым Людмила Михайловна Тарнава завещала свой уникальный «Дневник», мы издаем его в год 15-летия Победы и это – дань нашего глубочайшего уважения перед памятью этого светлого, интеллигентного человека, прошедшего через круги ада. Елена Маргания Станислав Лакоба Книга предоставлена для публикации в ХРОНОСе составителями.
Моя подруга Людмила, инакомыслие и войнаВысший закон мемуаров – честность и правдивость, решительный отказ от смешения правды с выдумкой. «Самое важное и полезное людям, что может написать человек, это то, чтобы рассказать правдиво пережитое, передуманное, перечувствованное им» (Л.Н.Толстой). Как в одной капле воды отражается весь мир океана, так в одной человеческой жизни, застигнутой вихрем войны, отражается весь спектр тех окаянных дней. Очень больная, пожилая женщина осталась в оккупированной грузинами Сухуме. «…Я не ушла, надеясь, что все скоро успокоится. Кроме того, мне было страшно бросать свою квартиру на произвол судьбы и лишаться всего нажитого за 40 лет работы… Сдерживало и то, что идти в Гудауту совершенно без денег и садиться на чью-то шею, лишний рот, а там и так не сладко без меня. Я хронически больна и вне своего дома больше недели нигде жить не могу. И не захотела я быть беженкой неизвестно на которое время» (стр. 7). Людмила Михайловна Тарнава (1930-2001) – дочь известного в Абхазии политического и общественного деятеля Михаила Ивановича Тарнава. Мать – Ольга Васильевна Крашенинникова. И мать и отец были репрессированы и расстреляны в те страшные годы. Люся, ее сестра Рита, брат Юра были взяты родственниками Михаила Тарнава. Она всегда с благодарностью вспоминала своего дядю Николая, тетю Саломею, двоюродных братьев и сестер, которые заменили осиротевшим детям семью. Всего она добилась своим трудолюбием, волей. Всю жизнь она проработала в Республиканской (Национальной) библиотеке имени И. Папаскир. Когда-то ее отец Михаил Тарнава оставил мемуары о деятельности Абхазского народного совета (1917-1921 гг.), осветив те нелегкие дни. Его дочь оставила мемуары о самой страшной странице новейшей истории Абхазии. Писать дневник в оккупированном городе и ждать ежеминутно, что придут с обыском – это подвиг. Л. Тарнава описывает почти каждый день своей жизни в Сухуме, начиная с 5 декабря 1992 г. и заканчивает 6 декабря 1993 г. Сама она пишет: «И вообще все в дневнике – мое личное мнение; пусть не судят за мое инакомыслие» (стр. 109). Правдивы и страшны страницы описания быта и жизни в оккупированном Сухуме. Без хлеба, без тепла, без света, без друзей и родственников больная, пожилая женщина сражается каждый день за существование. Без кома в горле нельзя читать крик ее души: «Я голодная! К тому же хлеба как не было, так и нет. Уже второй месяц я не видела хлеба» (стр. 72). Жить в Сухуме абхазам страшно. «Это все равно, что еврейка при нацистах. Нам не хватает желтой звезды на одежде» (стр. 146). И далее: «Мне надо быть благодарной, что меня тут пока не убили и не ограбили – ведь я – человек вне закона, бесправный, беззащитный, еврей – 1941 года. И даже хуже – туземец, индеец Америки и даже не негр – у них больше сейчас прав в Америке, чем у меня» (стр. 231). Л. Тарнава живет в Сухуме в информационном вакууме. Иногда она смотрит или слышит «Новости», «Время» по Москве (когда есть свет), покупает из скудных своих средств «Демократическую Абхазию», чтоб хоть что-то узнать, а так – слухи, разговоры и на основе всего этого она делает свои умозаключения, которые иногда бывают наивными по-детски, иногда жесткими и нелицеприятными. Она сама пишет: «Может, мои рассуждения звучат и обывательски, но я очень устала» (стр. 107). Конечно, весьма спорны ее выводы, что уезжать абхазам из своих квартир не стоило. Она живет в замкнутом пространстве и не понимает, что жизнь человека дороже всех квартир и вещей. Конечно, у нее паническое настроение и боязнь, что военная машина Грузии растопчет маленькую горстку абхазцев: «Сколько может сопротивляться эта горстка абхазцев за рекой? Не напрасны ли эти жертвы?» (стр. 64). Сама же пишет: «Кто знает, может, я несправедлива. У меня почти нет информации из Гудауты» (стр. 118). Каждый пусть поставит себя на место Л. Тарнава и неизвестно, что бы мы говорили в таких жутких условиях, а она честна в своих мыслях. Когда мы ей предложили после войны, внести какие-либо коррективы в свой военный дневник, она наотрез отказалась, сказав, что эти мысли у нее были в тех горестных днях, и они отражают то время и ту ситуацию. Не будем и мы судить ее. Кто имеет на это право? Она с достоинством, не пресмыкаясь и не заискивая перед врагом, прожила кровавый период своей жизни. Еще не известно, как бы каждый из нас прожил это время в оккупированном Сухуме. Здоровье ее было окончательно подорвано этим ужасным существованием в Сухуме. Судьба не подарила ей даже горького подарка – легкую смерть. В августе 2001 г. она умерла. Этот дневник она оставила всему абхазскому народу. Вчитаемся, вдумаемся и помянем добрым словом Людмилу Михайловну Тарнава – достойную дочь своих родителей и своего народа. Елена Маргания
21 июля 1993 г. г. Сухум Лена! Я просила соседку в случае моей гибели передать эту мою рукопись-дневник тебе. Я не для себя его писала, а для будущих потомков абхазского народа. Это – картина нашей жизни в Сухуме в период пребывания в нем грузинских войск и мои горестные размышления. Не судите, если что не так я написала. Все искренне, от души, без всякой фальши и рисовки. Передай дневник историку, лучше Ст. Лакоба. Не для печатания. Но если Абхазия и абхазцы выживут в этой войне, пройдут годы, появятся новые, молодые историки Абхазии и будут писать о нашем времени. Пусть мой дневник и будет документом этого времени. Потом его могут оставить или в архиве или передать моим родным – двоюродным братьям и племянникам в Лыхнах. Пусть служит им памятью обо мне и об этой горестной странице нашей истории. Будьте счастливы.
Люся Тарнава.
ОглавлениеОктябрь 1993 года (Что-то вроде эпилога). Настоящая разбивка Абхазского дневника на главы по месяцам (как и оглавление) в бумажном издании отсутствует, она сделана лишь в электронной версии, чтобы удобнее было читать.
На этом тюремном снимке 1941 г. Михаил Иванович Тарнава (1895-1941), видный представитель абхазской интеллигенции, отец Людмилы Михайловны Тарнава, – автора уникального «Дневника» из оккупированного Сухума (1992-1993). Жизнь Михаила Ивановича была полна драматизма. Он известен как публицист, историк, выдающийся общественный и политический деятель, один из основателей Абхазского народного совета (1917-1921), поборник самоопределения Абхазии в рамках Северокавказской Горской республики. Находился в оппозиции к тбилисским властям. Автор прекрасных воспоминаний о политических событиях в Абхазии первой трети XX столетия. В 1941 г. был арестован сталинским НКВД, а затем расстрелян.
Далее читайте:Абхазы - (самоназвание апсуа) автохтонное население Кавказа. Абхазия (краткая историческая справка). Исторические лица Абхазии (биографический справочник). Маргиев Заур. Абхазия Историко-географический и этнографический очерк. Чурсин Г.Ф. Материалы по этнографии Абхазии. Абхазское государственное издательство. Сухуми. 1957. Ашхацава С.М. Пути развития абхазской истории. Доклад, читанный на 1-м Всесоюзном Краеведческом Съезде в Абхазии 12 сентября 1924 г. Издание Наркомпроса Абхазии. 1925. (Файл в формате .FB2 для электронных книг) - abhazskaja_istorija-semen_ashhacava.zip
Шамба Т.М. и Непрошин А.Ю. Абхазия. Правовые основы государственности и суверенитета. Издание 2-е переработанное. М.: Изд-во РГТЭУ, 2004. 262 с., ил.6, табл. 4. И эта книга на английском языке: Shamba T., Neproshin А. Abkhazia: Legal basis of statehood and sovereignty. М: Open Company "In-Oktavo", 2005, 240 pages.
Абхазия: документы свидетельствуют. 1937-1953. Сухум, "Алашара", 1992.
Борьба за советскую власть в Абхазии. Сборник документов и материалов 1917 – 1921. Абгосиздат. 1957.
Бгажба О. Х., Лакоба С. З. История Абхазии с древнейших времен до наших дней. М., 2007
Центральный государственный архив Абхазии (из истории вандализма). Бройдо А.И. Дорога, ведущая к храму, обстреливается ежедневно. Документальная повесть.
Бройдо А.И. Проявления этнопсихологических особенностей абхазов в ходе Отечественной войны народа Абхазии 1992 – 1993 годов. Москва 2008. Барцыц, Р.М. Абхазский религиозный синкретизм в культовых комплексах и современной обрядовой практике: монография / Р.М. Барцыц. – М.: Изд-во РГТЭУ, 2009. 168 с. Кудрявцев К.Д. Сборник материалов по истории Абхазии. Сухум. 2008.
О.И. Сенковский. Некоторые сомнения касательно истории грузинов. 1838 г.
Барцыц Р.М. Симон, посланник Богородицы. Симон Кананит, Зилот, апостол (ск. в I в.).
|
|
БИБЛИОТЕКА АПСУАРА |
Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании всегда ставьте ссылку |