Ряд экзогенных мифов, сконструированных вокруг черкесского вопроса, занявшего в последнее время заметное место в отечественном общественно-политическом дискурсе, осложняет разработку комплексной федеральной политики на Кавказе. В статье рассматриваются истоки и последствия возникновения этих мифов, предлагается ряд мер по восстановлению исторической справедливости в отношении черкесского народа, установлению стабильности в южных регионах России, успешности и безопасности проведения Олимпийских Игр-2014.
Черкесский вопрос, занявший в последнее время заметное место в отечественном общественно-политическом дискурсе, возник непосредственно после окончания Кавказской войны 1763-1864 годов и утверждения владычества Российской империи на Западном Кавказе. Потери русской армии в этой войне, самой долгой в истории страны, составили более 1 млн. человек. Еще более трагическими ее последствия стали для побежденных: страна Черкесия прекратила свое существование на политической карте мира, со стороны изначально численно меньших абхазо-адыгских народов (общее иноназвание – черкесы), дольше всех оказывающих сопротивление, общие потери составили около 1, 4 млн. человек. Более 90% процентов выживших, в том числе женщины, дети и старики, вынужденно (в ряде случаев – насильственно) покинули историческую родину, став беженцами – так называемыми махаджирами [Дзидзария 1982; Дзамихов 2005]. Сегодня численность черкесов диаспоры, проживающей более чем в 60 странах мира, в 10 раз превышает численность российских черкесов.
В советскую эпоху политика центральных властей в отношении черкесов характеризовалась двойственностью проявлений. С одной стороны, она была направлена на сохранение и развитие черкесской национальной культуры. С другой, административные преобразования в СССР еще раз разделили этнос на фактически четыре народа, вследствие чего российские черкесы в настоящее время расселены в 6 субъектах Федерации. В 2010 году, казалось бы, сугубо административное исключение из состава Северо-Кавказского федерального округа Республики Адыгея и Краснодарского края, было воспринято черкесами как еще одно символическое разделение их многострадального народа. Следует особо подчеркнуть, что, вопреки всем трагическим перипетиям национальной истории, после окончания Кавказской войны 1763-1864 годов и в советскую эпоху черкесы оставались одним из самых политически лояльных народов Северного Кавказа, что особенно ярко проявилось в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Таким образом, в настоящее время черкесский вопрос заключается в стремлении черкесов мира возродить нацию, воссоединиться на исторической родине в рамках единого субъекта Российской Федерации, где будут обеспечены благоприятные условия для исторического, демографического и культурного развития народа.
Не приходится удивляться, что трагическая история черкесского народа послужила почвой для создания заметного количества исторических и псевдоисторических мифов. Значительная их часть сконструирована внутри самого черкесского общества, в том числе представителями академических и политических кругов. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что способность к мифотворчеству не является эксклюзивной культурной особенностью кавказских народов. В результате, черкесский вопрос в настоящее время является поводом для создания не только эндогенных, но и – не в меньшей степени - экзогенных мифов.
Наиболее устойчивым и распространенным среди этих экзогенных мифов является следующий: никакого черкесского вопроса ранее не существовало, черкесский вопрос возник лишь 4 июля 2007 года, с момента решения Международного Олимпийского Комитета о проведении Белой Олимпиады-2014 в г. Сочи. Известно, что в окрестностях города-курорта, в ряде кровопролитных сражений весны 1864 года, царские войска сломили последний оплот сопротивления горцев. 21 мая 1964 года, в урочище Кбаада (территория современного поселка Красная Поляна), состоялся парад армии-победительницы в ознаменование окончания Кавказской войны, что послужило отправной точкой трагического исхода большей части черкесского и абхазского народов за пределы Российской империи. Особо подчеркивается заметное участие в инициировании и чрезмерной политизации черкесского вопроса различных политических, в том числе враждебных сил, находящихся за пределами Российской Федерации.
Безусловно, полностью отрицать роль олимпийского фактора в сегодняшнем обострении проблемы, как и участие в процессе внешних сил, было бы нелепо. Особенно сильно оскорбил чувства черкесов эпизод в выступлении В.В. Путина в Гватемале, на 119-й сессии МОК, где окрестности г. Сочи названы «районом древней Колхиды, освобожденной от Оттоманской империи». В МОК были поданы многочисленные протесты, смысл которых состоял в изменении символики Олимпиады-2014 «в пользу истинных аборигенов», как это было сделано на Олимпийских Играх в Сиднее-2000. 4 октября 2007 г. в Турции, Иордании и США прошли демонстрации черкесов под лозунгами «Сочи – земля геноцида», «Нет – Олимпиаде на крови». На Зимней Олимпиаде-2010 в Ванкувере, в символике которой присутствовали национальные мотивы индейцев – аборигенов Канады, был организован пикет черкесов диаспоры, выступивших под аналогичными лозунгами. Следует отметить, что черкесская диаспора объединена в многочисленные общественно-политические организации, которые поддерживают тесные связи с аналогичными институтами в Российской федерации и, безусловно, могут давать импульс для новых веяний во внешней политике стран своего проживания.
Тем не менее, черкесский вопрос уже давно находится в центре и отечественного общественного внимания, особенно в южных регионах Российской Федерации (другое дело, что существование проблемы предпочитали не замечать и не касаться в публичном пространстве). Только в течение последних 25 лет состоялся ряд знаменательных событий, непосредственно связанных с черкесским вопросом, что служит убедительным свидетельством несостоятельности данного экзогенного мифа в целом.
Так, еще в 1989 году, к 125-летней годовщине окончания Кавказской войны, группой молодых активистов Народного форума Абхазии «Аидгылара» («Единство») был изготовлен небольшой гранитный обелиск с надписью «Памяти павших в Кавказской войне 1763-1864 годов», который было решено установить в поселке Красная Поляна. Между активистами Форума, с одной стороны, администрацией и жителями поселка, с другой, были достигнуты соответствующие договоренности. Между тем, когда инициативная группа прибыла в Красную Поляну для установления памятного знака, там находились уже другие представители сочинской администрации, которые запретили установку обелиска. Памятный камень в настоящее время находится на территории Храмового комплекса в г. Пицунда Республики Абхазия.
31 мая того же года на набережной одной из улиц столицы Абхазии г. Сухум (ныне Набережная махаджиров) активистами «Аидгылара» был заложен памятный знак на месте, выбранном для установления памятника изгнанникам - махаджирам. Этот проект был осуществлен в 2010 году (автор монумента Г. Лакоба). В 1990-2000 годах в Республике Адыгея, Карачаево-Черкесской Республике, Кабардино-Балкарской Республике было установлено значительное количество монументов и обелисков в память о героях и жертвах Кавказской войны [Нефляшева].
21 мая – как День памяти и скорби – в последние четверть века ежегодно отмечается торжественными массовыми мероприятиями в Абхазии и в ряде субъектов Российской Федерации, в местах исторической локализации черкесского народа: Республике Адыгея, Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике. Общественные организации черкесов за эти годы направили целый ряд петиций, посвященных необходимости решения проблемы: как к Президенту и Федеральному Собранию РФ, так и к международным организациям – Организации объединенных наций (ООН), Организации непредставленных народов (ОНН) и Европарламенту, проведение при котором ежегодных «черкесских дней» стало уже традицией. Принятие обращений и проведение массовых мероприятий стало традиционным и для национальных организаций многомиллионной черкесской и абхазской диаспоры, проживающей в Турции, Иордании, Сирии, Израиле, Германии, США, Франции и других странах мира.
В ноябре 2008 года, на первом этапе Чрезвычайного съезда черкесского народа, впервые в отечественной новейшей истории, был поставлен вопрос о необходимости создания единого черкесского субъекта в составе Федерации. Несмотря на практическое отсутствие реакции на это событие власти – как центральной, так и региональной – с этого момента идея воссоздания Черкесии присутствует в общественной жизни как в регионах проживания черкесов РФ, так и в диаспоре. Особенное распространение она получила в Интернет-пространстве, где на черкесских и общекавказских форумах, в блогах представлена наиболее активная часть молодежи.
Особенно существенно, что в минувшие два десятилетия черкесский вопрос находился в фокусе внимания не только общественности, но и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Республики Абхазия. 7 февраля 1992 года было принято Постановление Верховного Совета Кабардино-Балкарской ССР об осуждении геноцида черкесов в годы Кавказской войны[Об осуждении геноцида]. 15 ноября 1997 года сходное по содержанию Постановление было принято Народным собранием – Парламентом Республики Абхазия [Об акте депортации]. 29 апреля 1996 года Государственный Совет – Хасэ Республики Адыгея обратился к Государственной Думе РФ с требованием признания геноцида черкесов в годы Кавказской войны на федеральном уровне [Об обращении к Государственной думе].
Примечательно, что наличие проблемы и необходимость ее решения не оставалось незамеченным и со стороны федеральной власти. 18 мая 1994 года Президент России Борис Ельцин направил в адрес народов Кавказа Обращение в связи с 130-летием окончания Кавказской войны, в котором отмечалось: «В настоящее время, когда Россия строит правовое государство и признает приоритет общечеловеческих ценностей, появляется возможность объективной трактовки событий Кавказской войны как мужественной борьбы народов Кавказа не только за выживание на своей родной земле, но и за сохранение самобытной культуры, лучших черт национального характера. Проблемы, доставшиеся нам в наследство от Кавказской войны, и, в частности, возвращение потомков кавказских переселенцев на историческую родину, должны решаться на международном уровне путем переговоров с участием всех заинтересованных сторон» [Обращение к народам Кавказа].
Болезненно острое отношение черкесов к созданию на территории Красной Поляны горнолыжного комплекса и к перспективе проведения в г. Сочи и его окрестностях Белой Олимпиады стало отправной точкой для создания еще одного экзогенного мифа: о некоей особой щепетильности кавказцев по отношению к местам, казалось бы, давным-давно отгремевших и забытых битв. Безусловно, народ, которому слишком хорошо известны потенциальные возможности бесчеловечности, острее воспринимает малейшие ее проявления. Между тем, было бы неверным полагать, что стремление черкесов и абхазов добиться достойного отношения к знаковым местам их национальной истории и памяти павших соплеменников, объясняется особенностями их этнической психологии и культуры. Напротив, подобное стремление является общечеловеческим и свойственно, в том числе, и русскому народу. Достаточным подтверждением может служить возмущенное отношение общественности к конфликтной ситуации, вызванной планом постройки дачного поселка на территории Бородинского поля. Наиболее яркой стала реакция известного русского поэта Андрея Дементьева, опубликовавшего в газете «Московский комсомолец» (2011.16.03) пронзительное и эмоциональное стихотворение:
ПОЗОРНЫЙ ТОРГ
Недаром помнит вся Россия про день Бородина!
М.Ю.Лермонтов
Торгаши продают Бородинское поле.
Наша горькая память идет с молотка.
Эту землю, омытую кровью и болью,
Расчленяют, словно старую тушу быка.
По великому полю настроят заборы...
И российские воины, павшие здесь,
Из далекой дали вслед посмотрят с укором
На манкуртов, утративших совесть и честь.
Что ж молчишь ты, любимая матерь-Россия?!
Ведь сыны твои здесь защищали тебя.
Или ты сохранить нашу славу не в силах?
Иль живешь ты, уже никого не любя?
Если первую строку этого стихотворения, проникнутого высоким духом патриотизма и гражданственности, изменить на «Торгаши распоясались в Красной Поляне», то им в полной мере можно проиллюстрировать чувства, которые современные черкесы испытывают к происходящему там, где 150 лет назад героически пали не только черкесские, но и русские воины! Следует особо подчеркнуть, что Бородинское сражение состоялось на полвека раньше - 200 лет назад, и оно было проиграно русской армией, как сражение на Красной поляне было проиграно черкесским народным ополчением. Очевидно, «не одними победами горд человек» и память о столь значимых для национальной истории событиях, как правило, весьма долгая.
Трудно предполагать, что, принимая решение о подаче заявки на проведение Зимней Олимпиады-2014 в Сочи, российское руководство исходило из некоей кощунственной злонамеренности. Скорее тут дело в элементарной неосведомленности и это уже серьезный упрек отечественным академическому и экспертному сообществам. Тем не менее, реалии таковы, что отзыв заявки нанесет серьезнейший ущерб международному престижу России.
В этой непростой ситуации лучшим выходом, позволяющим снять остроту проблемы, могло бы стать принятие компенсаторных мер в рамках комплексной и последовательной политики РФ по решению наиболее острых проблем черкесского народа: демографических, территориальных, политических, экономических, культурных.
В рамках этой политики представляется разумным объединение черкесов в рамках одного Федерального Округа, включив в состав СКФО Краснодарский край и Республику Адыгея. Восстановить прежнее наименование Шапсугского национального района (ныне - Лазаревский район Краснодарского края), демонтировать памятник адмиралу М.П. Лазареву и запретить установление памятников наиболее одиозным царским генералам времен Кавказской войны на территории СКФО [Нефляшева]. Решить весьма острый земельный вопрос в КБР.
После окончания Кавказской войны пределы Российской империи вынуждено было покинуть значительное число черкесов и абхазов – по некоторым данным, до 90 процентов народонаселения. Понятно, что возвращение потомков махаджиров на историческую родину – одна из основных составляющих черкесского вопроса. Вместе с тем, программа РФ по возвращению соотечественников и предусматривает льготы, в том числе и облегченный порядок предоставления гражданства, тем соотечественникам, которые направляются для проживания в определенные регионы РФ, в число которых не входят республики Северного Кавказа. Между тем, возвращение именно на родину предков является принципиальным для черкесской диаспоры. Следует ожидать, что последние события в арабских странах, где проживает значительное число черкесов диаспоры, могут актуализировать эту проблему. В связи с этим необходимо внести изменения в Закон РФ о правовом положении иностранных граждан в РФ и Государственную программу РФ по возвращению соотечественников о льготах черкесам-репатриантам.
В рамках этого проекта перспективным было бы создание единого информационного пространства для черкесов РФ и диаспоры: российский спутниковый канал с вещанием на черкесском языке. Формированию благоприятного имиджа РФ в мире, притоку в страну инвестиций послужит создание сети российских культурных центров в странах диаспоре по обучению русскому и родному языку черкесов, поддержка и активизация контактов с черкесскими национальными организациями, системное привлечение черкесов в российские ВУЗы.
Гарантией реализации этой комплексной государственной политики должно стать принятие Федеральным Собранием российской Федерации Закона РФ о мерах по государственной поддержке черкесского народа (в котором следует официально утвердить общее иноназвание адыгских народов – «черкесы»), где четко обозначить имеющиеся проблемы и предусмотреть порядок их решения.
Достойным шагом стало бы внесение 21 мая в число памятных дней РФ - как Дня памяти всех павших в Кавказской войне 1763-1864 годов, установление памятного знака в Красной Поляне, проведение там 21 мая 2014 года, в 150-летнюю годовщину окончания Кавказской войны, Дня общенациональной памяти, скорби и примирения. Поклониться в этот День памяти простых воинов было бы нравственней и справедливей, чем упорно продолжать возводить памятники их прославленным жестокостью генералам.
Нельзя забывать и о чрезмерной активности вокруг черкесского вопроса, проявленной в последние годы Грузией. Изменение позиции РФ, конкретные действия, направленные на решение проблемы, позволят успешно противостоять недружественным усилиям соседнего государства и его политических покровителей.
Что же касается собственно Олимпиады-2014, то организация ее мероприятий в этнографическом черкесском ключе не только сделает ее оригинальным, единственным в своем роде праздником мира и спорта, но и послужит развенчанию еще одного устойчивого экзогенного мифа о российском Кавказе, сформированного за пределами нашей страны. В нем Кавказ неизменно представляется зоной тотального господства криминала, перманентного вооруженного конфликта и агрессивной исламской экспансии, на которую, в свою очередь, обрушена вся репрессивная мощь российского государства. Включение черкесского и абхазского культурного наследия в церемонии Открытия и Закрытия Игр, создание черкесской этнографической деревни, отражение национальных мотивов в олимпийской символике и другой сувенирной продукции позволит представить мировой общественности Кавказ как полноправный регион Российской Федерации, где государственная политика направлена на сохранение прав и самобытности населяющих его народов.
Таким образом, очевидно, что дальнейший отказ от решения черкесского вопроса не только осложнит ситуацию вокруг Зимних Олимпийских Игр 2014 года, но и, что гораздо важней, сохранит его как фактор дестабилизации обстановки не только в регионе, но и на всей территории страны. Вместе с тем, придание культурной составляющей Олимпиады черкесского этнографического характера позволит ей стать ярким и запоминающимся международным мероприятием, успешно работающим на улучшение имиджа Российской Федерации в мире.
Литература и источники
Дзамихов К.Ф. Адыги: борьба и изгнание. Нальчик, 2005.
Дзидзария Г.А. Махаджирство и проблемы истории Абхазии XIXстолетия. Сухуми, 1982.
Заключение Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. №14110/1832-158 от 25.05.2010 /http://www.aheku.org/datas/users/1-1009240650520.jpg
Нефляшева Н.А. Памятники и политика на Северном Кавказе. 2000-е годы. Вспомнить все... // http://www.kavkaz-uzel.ru/blogs/posts/7363
Об акте депортации абхазов (абаза) в XIXвеке / Постановление Народного Собрания - Парламента Республики Абхазия. 15 ноября 1997 г. № 362–с-XIII. // http://www.apsuara.ru/lib_b/abhaz_grz.php
Об Обращении к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации / Постановление Государственный Совет – Хасэ Республики Адыгея. 29 апреля 1996 г. N64-1. // http://www.elot.ru/main/index.php?option=com_content&task=view&id=1698&Itemid=5
Об осуждении геноцида адыгов (черкесов) в годы Русско-Кавказской войны. Постановление Верховного Совета Кабардино-Балкарской ССР, 7 февраля 1992 г., N977-XII-В // http://www.elot.ru/main/index.php?option=com_content&task=view&id=1699&Itemid=5
Обращение к народам Кавказа Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина в связи с 130-летием окончания Кавказской войны. Москва, 18 мая 1994 г. (ИТАР-ТАСС) // http://www.abkhaziya.org/news.detail.html?nid=27404
Кавказские научные записки. Академия наук Абхазии, Российский государственный торгово-экономический университет. №3. М., 2011. С. 22-29.
Ключевые слова: черкесы, черкесский вопрос, экзогенные мифы, Северный Кавказ, Кавказская война 1763-1864, махаджиры, диаспора, Олимпийские игры-2014 в Сочи
Бройдо Анна Ильинична – руководитель проекта Национального института региональных исследований и политических технологий «Экспертное сообщество», этнопсихолог, кандидат исторических наук