ДОКЛАД ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА АБХАЗСКОЙ АССР В.О. КОБАХИЯ

 

"О ПРАВОВЫХ ГАРАНТИЯХ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ АБХАЗИИ"

 

Уважаемые товарищи депутаты !

Наша Х сессия Верховного Совета Абхазской АССР проходит в необычной обстановке. И проблемы, вынесенные на её обсуждение, также новы, вызывают жгучий интерес у населения нашей республики.

Недавно завершил свою работу ХХVIII съезд КПСС, наметивший путь советского общества к гуманному демократическому социализму.

В программном заявлении съезда партии важное место занимает позиция КПСС в борьбе за выход из кризиса, свободу и благосостояние человека, создание эффективной экономики, подлинного народовластия, обеспечение безопасности страны. Равное с этими жизненно важными проблемами место отведено и политике в области прав союза, республик и их суверенитета, прав человека и прав нации. КПСС выступает "за расширение прав нации при признании приоритета неукоснительном и безусловном обеспечении прав каждого человека; против существования каких-либо правовых норм и законов, допускающих неравноправие граждан по их национальной принадлежности, за полную свободу выбора в индивидуальном национальном самоопределении, за уважение культурных традиций и интересов всех этнонациональных групп населения при принятии правовых норм и Законов республики".

Большое место в Заявлении съезда отведено внешней, миролюбивой политике - новому качеству международного сотрудничества нашего государства, обновлению партии, её роли в обществе, демократизации партии и её отношениям к другим общественным организациям.

 

[133]

 

Решение съезда по национальному вопросу является развитием положений, принятых ранее на конференции КПСС, других форумах коммунистов, особенно на Пленуме ЦК КПСС от 20 сентября 1969 года, где принята платформа КПСС "о национальной политике партии в современных условиях ".

ХХУШ съезд подвел итоги развития национальной политики в нашем государстве и заявил о том, что единственно верным путем, по которому надо идти, это демократическая национальная политика. Она приведет к добровольному союзу, миру и согласию между народами.

Съезд отметил, что союз наших народов переживает серьезный кризис, острота неразрешенных национальных противоречий в СССР создают реальную угрозу начавшимся демократическим процессам, дальнейшая эскалация напряженности грозит обществу распадом и возможной дестабилизацией ситуации в мире.

Именно в контексте такой оценки мы должны рассматривать общественно-политическую ситуацию в нашей республике.

Создавшееся положение в стране и в республике имеет глубокие исторические корни. Ленинская модель национальных отношений предполагала создание добровольного союза государств, основанного на свободном самоопределении народов. На этом пути достигнуты несомненные успехи, свидетелями которых мы являемся. Но вместе с тем, реальное формирование СССР, которое не обошло и Грузинскую ССР, осуществлялось по сталинским представлениям унитарного государства.

Мы с вами знаем, что в стране имели место насильственные лишения государственности, депортации, в том числе и целых народов, игнорирование их экологических и духовных интересов. Итогом стали разрушение природной и социальной среды обитания многих народов, деградация их неповторимых культур, взаимные обиды и претензии. Тем не менее, в партийных документах и пропаганде провозглашался лозунг о решенности национального вопроса

 

[134]

в СССР. В свете этой оценки партии необходимо рассматривать наши задачи по снятию межэтнической напряженности и в Абхазской АССР.

Съезд также отметил, что рожденные перестройкой процессы общественного обновления во многих случаях обрели естественные формы национального возрождения и национальных движений, демократические силы этих движений отражают законные устремления граждан всех национальностей к самоопределению и самоуправлению, к улучшению социальных условий жизни, к сохранению и развитию национальных культур. Все это - естественная реакция на бюрократический централизм, его неспособность считаться с самоценностью национальных форм общественной жизни. Только с таких позиций должна пройти наша сессия.

В последнее время разносились слухи, и мы об этом сообщали в печати, будто бы Президиум Верховного Совета Абхазской АССР вынашивает идею выхода Абхазской АССР из состава Грузинской ССР. Такая идея у нас в Президиуме не имеет места. Вместе с тем хочу изложить вам, как нам представляется концепция о будущем статусе Абхазии в составе Грузинской ССР. Но прежде скажу о неблагоприятных условиях, при которых этой концепции приходится пробивать себе дорогу.

Попытки политического давления, уничижения, вплоть до отрицания существования абхазской нации, государственности Абхазской АССР, к которой прибегают в целях самоутверждения представители националистических кругов, - явление не новое. Еще в апреле 1978 года ЦК КП Грузии, в постановлении по Абхазской АССР признал, что наслоение от ошибок, допущенных в прошлом по отношению к абхазской нации, а также неурегулированность ряда проблем послужили поводом для нареканий со стороны части абхазского населения; было отмечено и то, что отдельные областные и республиканские советские и хозяйственные руководители, а порой и ответственные работники ЦК и обкома Компартии Грузии допускали элемен-

 

[135]

 

ты недооценки местных национальных особенностей, проявляя поверхностный подход к ним. Конечно, это смягченная оценка проявления шовинизма, но она с высоты прошедших двенадцати лет, после принятия Центральным комитетом постановления, дает возможность соизмерить сегодняшние антиабхазские проявления с политикой такого рода тех дней и сделать вывод о том, что действия национал-шовинистических сил вышли за пределы допустимой в цивилизованном обществе критики, приобрели фальсификаторский и оскорбительный характер в отношении к абхазскому народу и его государственности, тогда как ни происхождение абхазов, ни государственность Абхазской АССР не являются вопросами дискуссионными. Так, в Обращении Национального форума к грузинской нации и мировой общественности, опубликованной в газете "Народное образование " 8 апреля 1990 года, говорится:

"Грузинское национально-освободительное движение и его авангард, Национальный форум, не признают созданную метрополией против воли грузинского народа так называемую Грузинскую ССР и входящие в нее так называемые автономии Юго-Осетии, Абхазии и Аджарии, являющиеся фиктивными, антинациональными административно-политическими образованиями, являющимися непосредственными плодами аннексии".

Вызывает противодействие оскорбительный для абхазов пасквиль Миминошвили и Панджикидзе, выпущенный недавно под названием "Правда об Абхазии".

Вызывает озабоченность то, что Верховным Советом Грузии принята Конституция, по которой в высшем органе государственной власти республики нет представительства национальностей, а значит нет и механизма защиты их национальных интересов. И это тогда, когда Абхазия пользуется государственностью, а Осетия автономией. В этой ситуации возникают сомнения в демократичности намерений в отношении к национально-территориальным образованиям, их негрузинскому населению. Отсюда и противодействие, подчас достигающее крайностей - требований выхода

 

[136]

 

Абхазии из Грузии. Здесь хочу внести ясность с позиции Президиума Верховного Совета Абхазской АССР.

Президиум никогда ни при каких обстоятельствах не стоял и не стоит на сепаратистской позиции.

По моему глубокому убеждению, Абхазия может быть в составе Грузии не на основе сталинской Конституции, по которой она фактически является номинальным государством, а в том, чтобы видеть Абхазию суверенной, которая входила бы в Грузию, добровольно, на основе Федеративного договора с ней, по которому Абхазия делегирует союзной республике те полномочия, которые сочтет сама необходимым передать в ее ведение. Кроме того, Абхазия, уже как субъект Федерации, составляющий по договору часть союзной республики, должна быть допущена к подписанию совместно с Грузией союзного договора, в котором следует отразить компетенцию автономной республики, как и компетенцию союзной республики. Разумеется, это касается и Аджарской АССР, если того она пожелает. Такая концепция отвечает праву абхазской нации на самоопределение, каковой пользуется грузинская нация. Иначе невозможно достичь истинной демократии и равенства, а стало быть и взаимопонимания, чего желают оба народа.

Такие политические отношения дают возможность проектировать совместные экономические отношения Грузии и Абхазии с Союзом ССР при экономической самостоятельности союзной и автономной республик. Основы этих отношений заложены в Законе СССР " Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик"; от 10 апреля 1990 года, однако и этот Закон, к сожалению, Верховным Советом Грузинской ССР признан не отвечающим интересам республики.

Изложенная концепция имеет свое первоначало. Это статус ССР 1921 года, когда Абхазия по договору вынуждена была входить в Грузию. Немногие из вас знают содержание "Союзного договора между Социалистической Советской Республикой Грузией и Социалистической Советской Республикой Абхазией". Этот исторический доку-

 

[137]

 

мент многие годы замалчивался.

Договор был подписан 16 декабря 1921 года в городе Тбилиси. Он начинается словами: "Правительство Советской Социалистической Республики Грузии, с одной стороны, и правительство Социалистической Советской Республики Абхазии, с другой, исходя из глубокой общности национальных уз, связывающих трудящиеся массы Грузии и Абхазии, и принимая во внимание, что только полное объединение всех сил обеих братских республик может обеспечить как интересы их, так и интересы великой пролетарской революции, решили заключить настоящий договор:

Было заключено соглашение о том, что "ССР Грузии" и "ССР Абхазии" вступают между собой в военный, политический и финансово-экономический союз. Для осуществления этой цели, как говорится в документе, " оба правительства объявляют объединенными следующие Комиссариаты: а) Военный; б) Финансовый; в) Народного хозяйства; г) Почт и телеграфов; д) Чрезвычайную комиссию; е) Рабоче-крестьянскую инспекцию; ж) Наркомюст; з) Мортранс. Иностранные дела остались целиком в ведении ССР Грузии. Железные дороги переходили непосредственно в ведение Управления ЗКВжд. Внешняя торговля - в ведение Объединенного Внешторга республики Грузии, Азербайджана и Армении. Порядок и форма управления объединенных Комиссариатов устанавливались особым соглашением обоих правительств. Во все краевые объединения, в частности, Федерацию Закавказских республик, Абхазия входила через Грузию, которая предоставила ей, подчеркиваю, одну третью часть своих мест.

I апреля 1925 года III съезд Советов Абхазии принял Конституцию Социалистической Советской Республики Абхазии. Первый ее пункт гласит: "Свергнув государственную власть бывшей Грузинской Демократической Республики на территории Абхазии, рабочие, крестьяне и красноармейцы Абхазии образовали Абхазскую Социалистическую Советскую республику и установили суверенитет и диктатуру пролетариата, передав всю полноту государственной вла-

 

[138]

 

сти Советам рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов".

В пятом пункте этой Конституции закреплено следующее: "ССР Абхазия есть суверенное (подчеркиваю - суверенное) государство, осуществляющее государственную власть на своей территории самостоятельно и независимо от другой какой-либо власти.

Суверенитет ССР Абхазии, ввиду добровольного ее вхождения в ЗСФСР и Союз ССР, ограничен лишь в пределах и по предметам, указанным в Конституции этих Союзов.

Граждане ССР Абхазии, сохраняя республиканское гражданство, являются гражданами ЗСФСР и Союза ССР.

ССР Абхазия сохраняет за собой право свободного выхода как из состава ЗСФСР, так и из Союза ССР".

Последующая Конституция Абхазии, принятая 27 октября 1926 года уже не содержит таких признаков государственности Абхазии как суверенитет, право свободного выхода. С этого времени и по сегодня происходит нисходящее движение автономии по намеченному сталинской административной системой пути.

Наполнение автономии реальным содержанием - это защита не только прав абхазского народа. В автономии нуждаются не менее абхазов и сами грузины, здесь проживающие, все трудящиеся. Ибо права автономии распространяются на всех граждан, отвечают экономическим, социальным, политическим интересам всех, кто живет на территории автономной республики. Так что же мы хотим? Разве не демократии и равенства для всех ?!

Я хочу выразить уверенность, что мы сегодня поработаем плодотворно, и меня вдохновляет в этом то, что мы все знаем друг друга уже много лет по совместной депутатской, государственной и общественной деятельности, испытывали на себе все "прелести" административной системы, объединены общими интересами сделать все для восстановления мира и согласия между народами нашей республики, неподдельным желанием как можно скорее реали-

 

[139]

 

зовать задачи перестройки, обеспечить в автономной республике самоуправление, развитие ее государственности в соответствии с программой нашей партии.

Нам надо учитывать и то, что память об исторических несправедливостях, как отметил съезд партии, неудовлетворенность темпами демократических перемен, снижение уровня жизни, кризис структур власти, преступное использование национальных чувств в узкогрупповых и корыстных интересах создали почву для обострения межнациональных противоречий и центробежных тенденций.

Этнические конфликты в стране уже привели к множеству человеческих жертв, сотням тысяч беженцев, нанесли огромный моральный, политический и материальный ущерб, пагубно влияют на процессы демократизации и национального возрождения.

Не обошли беды и нашу республику. Вы о них знаете. Все это нас обязывает быть терпимыми к разным мнениям, движениям, политическим платформам, всем нам учиться демократии.

Проведем же нашу сессию уважая плюрализм мнений и демократические принципы работы парламента, памятуя о том, что за нашей работой следят избиратели, весь народ, их горячо волнуют решения, которые мы примем.

Товарищи депутаты! Народ Абхазии с удовлетворением воспринял разрешение наболевших проблем в развитии своей государственности, закрепленных в Законах СССР о собственности, о земле, об основах экономических отношений Союза ССР и автономных республик, о местном самоуправлении и местном хозяйстве, о разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации и других.

В частности, обнадеживает положение в Законе СССР "0 разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации", где сказано: "Автономные республики - советские социалистические государства, являющиеся субъектами федерации Союза ССР, входят в состав союзных республик на основе свободного самооп-

 

[140]

 

ределения народов, обладают всей полнотой государственной власти на своей территории, вне пределов полномочий, переданных ими в ведение Союза ССР и союзных республик". Это положение получило дальнейшее развитие в Резолюции ХХVIII съезда КПСС.

Верховный Совет Грузинской ССР в постановлении от 9 марта 1990 года "0 гарантиях защиты государственного суверенитета Грузии" объявляет незаконным и недействительным союзный рабоче-крестьянский договор об образовании федеративного Союза Советских Социалистических Республик Закавказья от 12 марта 1922 года и предлагает " начать переговоры о восстановлении независимого грузинского государства, так как договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик от 30 декабря 1922 года является в отношении Грузии незаконным".

Верховный Совет Грузинской ССР признал установление советской власти в Грузии (25 февраля 1921 года) аннексией со стороны Советской России и нарушением договора между РСФСР и Грузинской демократической республикой от 7 мая 1920 года.

Решениями пятнадцатой сессии Верховного Совета Грузинской ССР от 20 июня 1990 г. внесены дополнения в постановление Верховного Совета Грузинской ССР от 9 марта 1990 года в связи с принятой правовой оценкой решений и других актов Ревкома Грузии от 16 февраля 1921 года, 24 марта 1921 года об упразднении политических институтов Грузинской Демократической Республики, а также принято решение об обращении к Верховному Совету РСФСР по поводу оценки правовых и политических последствий нарушения договора от 7 мая 1920 года между Грузинской Демократической Республикой и РСФСР.

Согласно этим документам, принятым с ноября 1969 года на сессиях Верховного Совета Грузинской ССР, в республике не действует ни один из вышеназванных актов, как не соответствующие её интересам.

 

[141]

 

Следует отметить, что ни в одном из этих документов не сказано о том, каким образом должна решаться судьба национальной государственности абхазского народа в случае выхода Грузии из состава СССР.

Теперь еще об одном постановлении. 20 июня текущего года Верховный Совет Грузинской ССР своим Постановлением оценил ряд Законов СССР на основании статьи 77 Конституции Грузинской ССР и признал, что Законы СССР о порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР, о разграничении полномочий между Союзом и субъектами федерации, об основах экономических отношений, о собственности, о правовом режиме чрезвычайного положения, а также Законы СССР, связанные с подоходными налогами, не соответствуют интересам Грузинской ССР, и поручил Президиуму Верховного Совета и Совету Министров Грузинской ССР в своей деятельности руководствоваться постановлением Верховного Совета по данному вопросу.

В Абхазии это постановление Верховного Совета Грузинской ССР воспринято неоднозначно. Многие считают, что оно противодействует введению названных Законов в Грузинской ССР. В связи с тем, что в этих Законах СССР содержатся положения, расширяющие права автономий, возникла у части населения мысль о том, что права эти решением Верховного Совета Грузии замораживаются. В этой связи хочу внести ясность. Законы эти в соответствии с Конституциями действуют на всей территории Грузии, в том числе и Абхазии, хотя и признаны, что не соответствуют интересам республики.

Все это вызывает у многих мысль о том, что в республике проводится без участия Абхазской АССР курс на достижение полной политической и экономической самостоятельности, готовятся политические и правовые основания к выходу из состава СССР, при этом судьба Абхазской АССР может решиться вопреки её воле.

В этой связи приходится воскресить в памяти некоторые исторические события.

 

[142]

 

Как известно, Грузия первой в Закавказье обратилась за помощью к России, заключив Георгиевский трактат в 1783 г. Однако в 1801 году восточногрузинское Картлийско-Кахетинское царство было упразднено. Здесь утвердилась царская военная администрация. Спустя некоторое время все государственные образования Западной Грузии были ликвидированы.

В историографии, в современных политических документах Грузии отмечается, что она утеряла свою государственность в 1801 году, восстановила же её спустя 117 лет, 26 мая 1918 года, в день провозглашения Демократической Республики Грузии.

Иная ситуация складывалась в Абхазии. Абхазское княжество вступило под покровительство Российской империи 17 февраля 1810 года как самостоятельная государственная единица и было абсолютно независимо от царств и княжеств Восточной и Западной Грузии. Одна из отличительных черт Абхазского княжества заключалась в том, что оно не утеряло своей государственности с присоединением к России.

С 1810 по 1864 год Абхазское княжество на правах автономии непосредственно входило в состав Российской империи и просуществовало дольше других на Кавказе. Весь этот период (54 года) за владетельными князьями Абхазии сохранялось право внутреннего управления страной. С 1864 по 1917 год Абхазия была подчинена царской администрации на Кавказе.

ССР Абхазия была провозглашена в марте 1921 года. Восстановление абхазской государственности, утерянной в 1864 году, произошло спустя 57 лет.

После Февральской революции 1917 года Временное правительство создало Особый Закавказский Комитет. 10 марта того же года в Сухуме сформирован местный орган Временного правительства в Абхазии - Комитет общественной безопасности.

Вскоре делегация Абхазии посетила Владикавказ, тут же 20 октября 1917 года был подписан "Союзный договор"

 

[143]

 

и учрежден Юго-Восточный Союз казачьих войск, горцев Кавказа и вольных народов степей, в силу которого с 16 ноября начало функционировать в Екатеринодаре (ныне Краснодар) "Объединенное правительство Юго-Восточного Союза " при активном участии представителей Абхазии.

Победа Октябрьской революции и первые её Декреты о Мире, о Земле, Декларация прав народов России и другие акты советского правительства усилили процессы национально-освободительного движения на Кавказе. Идеи Октября стали популярными среди трудящихся масс. Абхазия на этом историческом переломном моменте сначала оказалась под влиянием Объединенного Горского Союза народов. Но с началом гражданской войны в 1918 году она была вовлечена в орбиту противоречивых и неразрешимых процессов, возникших между контрреволюционными силам и обострившимися на юге России во главе с бывшими царскими генералами - с одной стороны, и с другой - так называемой независимой Демократической Республикой Грузией.

На I крестьянском съезде 8 ноября 1917 года был создан "Абхазский Народный Совет" ( АНС) - фактический орган власти. На нем были приняты "Декларация съезда Абхазского народа" и "Конституция Абхазского народного Совета".

Абхазский Народный Совет был создан раньше, чем Национальный Совет Грузии и в ноябре 1917 года организационно был связан с Союзом объединенных горцев Кавказа и Юго-Восточным Союзом.

Накануне создания Закавказского сейма, 9 февраля 1918 года, между Абхазским Народным Советом и Национальным Советом Грузии было заключено соглашение об "установлении взаимоотношений между Грузией и Абхазией", в котором признавалось существование "единой нераздельной Абхазии, в пределах от реки Ингур до реки Мзымта". Вопрос же о выработке "будущего политического устройства Абхазии" тогда не был решен. На совещании в Тифлисе 9 февраля абхазская делегация стремилась к

 

[144]

 

политической независимости Абхазии, "имея с Грузией лишь добрососедские взаимоотношения, как с равным соседом".

К этому времени Абхазский Народный Совет оказался в крайне тяжелом положении, так как фактически лишился реальной связи с Юго-Восточным Союзом и Союзом объединенных горцев Кавказа в виду начала гражданской войны на Северном Кавказе.

Весной 1918 года в Абхазии, за исключением Кодорского (Очамчирского) участка, была установлена Советская власть, которая просуществовала в Сухуме с 8 апреля по 17 мая 1918 года, а в Гудаутском, Гагрском и Самурзаканском ( Гальском) участках несколько дольше.

В ответ Красная Гвардия Закавказского правительства и Национального Совета Грузии взяла 17 мая 1913 года Сухум. Советская власть была подавлена во всей Абхазии.

После распада Закавказского сейма (26 мая 1918 г.) образовалась Демократическая Республика Грузия. Тогда же Абхазский Народный Совет решил: "Ввиду создавшегося положения принять на себя всю полноту власти в пределах Абхазии". Признавая право грузинского народа на восстановление независимой государственности, Абхазский Народный Совет в своем документе от 2 июня 1918 года отметил: "С момента распада Закавказской Федеративной Республики и объявления независимости Грузии, Абхазия потеряла юридическую основу связи с Грузией и отряд Закавказской Красной Гвардии, являясь в настоящее время войсковой частью Грузинской Республики, оказался вне пределов своего государства, но вся полнота власти фактически находится в её руках".

Правительство Грузинской республики, пообещав Абхазскому Народному Совету самую широкую автономию, навязало в июне 1918 года так называемый договор между Грузией и Абхазией в "развитие и дополнение" соглашения от 9 февраля 1918 года. В пункте 2 нового документа подчеркивалось, что "внутреннее управление и самоуправление в Абхазии принадлежит Абхазскому Народному Со-

 

[145]

 

вету". Однако, срок созыва съезда населения Абхазии для "окончательного решения" вопроса о политическом устройстве Абхазии, так и не был установлен, что указывает на формальный характер данного документа.

Под видом помощи Абхазскому Народному Совету после подписания договора, в Сухум во второй половине июня были введены войска генерала Г. Мазниева, которые по сути оккупировали Абхазию и заняли побережье до Сочи и Туапсе. Абхазия была объявлена генерал-губернаторством, а Мазниев - генерал-губернатором и начальником Сухумского гарнизона. Так был вероломно нарушен заключенный договор, что привело к фактической оккупации Абхазии.

Однако, Абхазский Народный Совет не только не смог противостоять войскам Мазниева, но вскоре, 15 августа 1918 года, сам Совет был разогнан этой вооруженной силой, с той целью, чтобы следующий новый состав Народного Совета стал более сговорчивым. Но вновь созданный Абхазский Народный Совет не оправдал таких надежд.

Представитель Грузинского правительства Е. Гегечкори 15 сентября 1918 года сообщал из Сочи В Тифлис, что "абхазская делегация" прибыла к генералу М.С. Алексееву с просьбой освободить Абхазию от вооруженного вмешательства Грузии. Тогда же, в сентябре состоялось совещание представителей Грузинской республики, Краевого Кубанского Правительства и Добровольческой армии, в котором приняли участие генерал Алексеев и два представителя Кубани. По сообщению правительства Грузии, в начале октября 1918 года Абхазский народный Совет при поддержке генерала Алексеева якобы предпринял попытку переворота с целью освобождения Абхазии от вооруженного вмешательства Грузии. Воспользовавшись этим, Центральное правительство 10 октября 1918 года силой разогнало непокорный Абхазский Народный Совет. Большинство членов Народного Совета было арестовано.

Таким образом, в течение нескольких месяцев дважды -15 августа и 10 октября 1918 года тогдашнее Грузин-

 

[146]

 

ское правительство силой разгоняло законный орган власти - Абхазский Народный Совет.

Командующий союзными войсками английский генерал Томсон обратился 5 декабря 1918 года к правительству Грузии и, как сказано в документе из архива Гарвардского университета, потребовал немедленно освободить членов Абхазского Народного Совета, которые были "арестованы незаконно, без предъявления им обвинений ".

Не остался в стороне даже генерал А.И. Деникин, который требовал 1 февраля 1919 года от союзного британского командования решения следующих вопросов: 1) Немедленно объявить Сухумский округ (Абхазию) нейтральным; 2) Отвести грузинские войска за р. Ингур; 3) Удалить из Абхазии грузинскую администрацию; 4) Возложить поддержание порядка на абхазские власти, свободно ими самими выбранные".

Необходимо отметить, что Томсон и Деникин преследовали в Абхазии прежде всего свои имперские стратегические цели.

Ситуация в Абхазии оказалась в центре внимания иностранных союзников Грузии, которые предложили грузинскому правительству изменить свою политику в отношении захваченного им Сухумского округа ( Абхазии). Так 23 февраля 1919 года в беседе с английским генералом Уоккером Ной Жордания обещал предоставить Абхазии широкую автономию.

Грузинское правительство, опасаясь, что Деникин при поддержке англичан добьется своей цели, в срочном порядке, в условиях оккупации, организовало "демократические" выборы в новый Абхазский Народный Совет. С 18 по 20 марта 1919 года проходили заседания Совета, который был переименован в "Народный Совет Абхазии".

Давление Добровольческой армии, оказанное через британское командование, вынудило Грузинскую республику через большинство своих ставленников в Народном Совете Абхазии принять 20 марта 1919 года "Акт об автономии Абхазии". В нем говорится (привожу дословно):

 

[147]

 

"Первый Народный Совет Абхазии, избранный на основе всеобщего, прямого, равного и тайного избирательного права, на заседании своем от 20 марта 1919 года от имени народов Абхазии постановил: 1. Абхазия входит в состав Демократической Республики Грузии, как её автономная единица, о чем поставить в известность правительство республики Грузии и её Учредительное собрание; 2. Для составления конституции автономной Абхазии, и определения взаимоотношений между центральной автономной властью избирается смешанная комиссия в равном числе от Учредительного собрания Грузии и Народного Совета Абхазии и выработанные ею положения по принятию их Учредительным собранием Грузии и Народным Советом Абхазии должны быть внесены в Конституцию Демократической Республики Грузии".

Однако, этот акт так и остался на бумаге, а проекты Конституции Абхазии не были одобрены и приняты в силу разногласий между Народным Советом Абхазии и Грузинским правительством.

Борьба вокруг конституций и автономии Абхазии продолжалась вплоть до 1921 года. В одной из "записок" на имя председателя правительства Грузии делегация Народного Совета Абхазии в ноябре 1920 года заявила, цитирую: "Еще при существовании Особого Закавказского Комитета 9 февраля 1918 года Абхазия и Грузия заключили договор, в основных чертах определяющих их взаимоотношения как союз двух государственных образований: Взаимоотношения эти были сформулированы и в дальнейшем соглашением между Абхазией и уже правительством Республики Грузии в договоре от 8 июня 1918 года. В 1919 году 20 марта собирается Народный Совет Абхазии... Незыблемость автономии Абхазии подтверждена... Таковы основания, которые укрепляли в течение почти трех лет уверенность народа в неоспоримости автономии для Абхазии. Народный Совет Абхазии, исходя из вышеизложенных договоров, актов и правительственных заверений неоднократно отправлял делегации в Учредительное собрание

 

[148]

 

 для окончательного оформления взаимоотношений Грузии и Абхазии, причем в подготовительных работах в Народном Совете принимали участие чрезвычайно уполномоченные республики Грузии. Однако эти делегации не достигли желаемого результата.

Все заверения правительства о незыблемости автономии на практике расходятся с действительностью. Начиная с 1918 года оно расширяло область своего вторжения во все сферы жизни Абхазии, нарушая даже те её права, о которых не возникало спора в комиссиях, разрабатывающих проект Конституции автономной Абхазии.

Это противоречие, выражающееся, с одной стороны, в неоднократных заверениях, ответственных органов республики о незыблемости Абхазии, а с другой стороны - во вмешательстве во внутренние дела Абхазии, создавало недоверие не только к общественной власти, но и к местному законодательному органу - Народному Совету Абхазии...

Отношения между Грузией и Абхазией до сих пор не оформлены, а следовательно, юридически не обязательны для обеих сторон.

Народный Совет Абхазии обращается к правительству республики Грузии с желанием получить документальные ответы по существу акта от 20 марта 1919 года, а также настаивает на необходимости немедленного образования смешанной в равном числе от Народного Совета и Учредительного Собрания комиссии для рассмотрения проекта Конституции Абхазии, каковой проект в спешном порядке должен быть утвержден Учредительным Собранием. Около трех лет народ Абхазии ждет этой Конституции..." Конец цитаты.

Этот же документ лег в основу " Докладной записки Полномочного представителя РСФСР в Грузии от 19 ноября 1920 года", ныне хранящийся в архиве ЦК КПСС.

Члены конституционной делегации Народного Совета Абхазии 5 декабря 1920 года сделали последнее заявление, в котором говорилось, что в связи с коренным рас-

 

[149]

 

хождением взглядов Народного Совета Абхазии и центральной власти по вопросу о порядке разработки и принятия Конституции Абхазии, делегация выезжает обратно. Так называемая "автономия Абхазии" оказалась фикцией.

Несмотря на протесты Народного Совета Абхазии, Малая Конституционная комиссия 29 декабря 1920 года разработала в Тифлисе проект "Положения об автономном управлении Абхазией", без участия представителей Народного Совета. Вместе с тем, на заседании Народного Совета, которое состоялось 4 января 1921 года, был заслушан и одобрен доклад конституционной делегации, которая выразила в Тифлисе свой протест Президиуму учредительного собрания в связи с ущемлением законодательных прав Народного Совета Абхазии при разработке и принятии Конституции Абхазии.

Только в дни свержения правительства Грузинской республики Учредительное собрание 21 февраля 1921 года наряду с Конституцией Грузии утвердило "Положение" об автономии Абхазии. Однако, это столь запоздалое решение, уже не имело юридической силы, так как противоречило Акту Народного Совета Абхазии от 20 марта 1919 года, признанному тогда и Учредительным собранием. Кроме того, еще весной 1920 года абхазский народ бойкотировал выборы в Учредительное собрание Грузии, которое, тем самым , было лишено юридических оснований на оформление положения о так называемой "автономии" Абхазии.

События в Абхазии в период с 1918 по 1921 год необходимо рассматривать в контексте тех событий, которые в то время происходили в нашей стране.

Следует также отметить, что в 1921 году условия общественно-политической жизни в Абхазии коренным образом изменились. Изменилась и тактика большевиков в крае. Они извлекли уроки из своих серьезных промахов и ошибок, допущенных в 1918 году, стали учитывать местные особенности, переняли у разгромленного Абхазского Народного Совета идею восстановления национальной государственности абхазского народа. И если в 1918 году

 

[150]

 

 абхазские большевики провозгласили здесь лишь Советскую власть, то в 1921 году вслед за восстановлением (4 марта) Советской власти, они провозгласили (31 марта) и независимость Абхазского государства в форме ССР Абхазии, то есть воплотили в жизнь популярный в народе тезис о политическом самоопределении в соответствии с "Декларацией прав народов России".

Таким образом, войска Демократической Республики Грузии, в течение почти трех лет (со второй половины июня 1918 года) занимали территорию Абхазии. Правительство тогдашней Грузии нарушило все соглашения и договоры с Абхазией, не выполнило своих обязательств и вооруженной силой дважды (15 августа и 10 октября 1918 года разгоняло неугодный ему законный демократический орган государственной власти - Абхазский Народный Совет, выступавший за политическое самоуправление Абхазии и свободу абхазского народа.

В мае 1920 года между Советской Россией и Демократической Республикой Грузии был заключен договор. Однако, действие этого договора не может быть распространено на Абхазию, так как она еще со второй половины июня 1913 года, т.е. за два года до подписания договора, была аннексирована Грузинской республикой в результате военного вмешательства.

25 февраля 1921 года в Грузии была установлена советская власть, упразднившая Демократическую Республику Грузию. Это дало возможность Абхазии освободиться от оккупации. 4 марта в Абхазии была установлена советская власть, а 31 марта 1921 года была провозглашена Декларация об образовании ССР Абхазии.

Однако, 16 ноября 1921 года под нажимом Сталина Кавбюро ЦК РКП(б) приняло постановление о заключении союзного договора. 16 декабря 1921 года ССР Абхазия была вынуждена объединиться на федеративных договорных началах с Грузинской ССР. Договор был ратифицирован I съездом Советов ССР Абхазии в 1922 году. До 1931 года

 

[151]

 

 Грузия в соответствии со своей Конституцией 1926 года считалась федеративной республикой.

В 1931 году был сделан еще один шаг по урезанию прав абхазского народа. Договорная ССР Абхазия была преобразована в автономную республику в составе ГССР. Договор между Грузией и Абхазией был аннулирован. Таким образом, государственность Абхазии с 1921 по 1931 гг. шла по нисходящей линии. С этого времени началось планомерное ущемление законных прав и интересов абхазского народа, которое в 30-50- годы приняло формы откровенного произвола.

Многое было исправлено после разоблачения культа личности Сталина. Несмотря на это, ущемление прав Абхазской АССР продолжало иметь место и в последующие горы. Это вынуждало абхазский народ в 1957,1965,1967, 1978 и 1989 годах обращаться в высшие государственные и партийные органы страны с просьбой восстановить историческую справедливость. В обращениях делался вывод, что реализация законных прав абхазского народа возможна только при условии восстановления её государственного статуса от 31 марта 1921 года и Декларации Грузревкома "0 независимости ССР Абхазии" от 21 мая 1921 года.

Товарищи !

Перестройка нашего общества, имеющая целью развитие демократии, создание правового государства и укрепление суверенитета союзных республик выплеснула на поверхность скрытые язвы межнациональных отношений. В Грузинской ССР эти процессы приобретают направленность к выходу из состава СССР. При этом совершенно игнорируются интересы других народов, что не может не вызвать озабоченность своей судьбой у этих народов.

Как уже говорилось, Верховным Советом СССР принят Закон "0 порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР и, который предусматривает охрану прав и интересов всех народов, населяющих союзные республики. Между тем, Верховный Совет ГССР признал этот закон не отвечающим интересам Грузии. В

 

[152]

 

 этих условиях Абхазская АССР не может оставаться безучастным наблюдателем происходящих процессов и не высказать своего отношения к ним.

По смыслу постановлений Верховного Совета Грузинской ССР от 9 марта и 20 июня 1990 года все существовавшие и существующие ныне государственные структуры власти с февраля 1921 года являются незаконными, так как они были созданы в период оккупации Грузии. Если следовать этой логике, то получается, что все правовые акты, принятые этими органами о вхождении Абхазии в Грузию, также являются незаконными, не могут быть признанными имеющими юридическую силу.

При этих обстоятельствах естественно возникает требование признания единственно законной формой государственного устройства статус ССР Абхазии, провозглашенной в 1921 году в соответствии со свободным волеизъявлением народом Абхазии.

Немаловажным является и тот факт, что именно ССР Абхазия была одним из субъектов федерации, принявшим участие в создании Союза ССР и подписавшим Договор 30 декабря 1922 года. Это обстоятельство сегодня дает Абхазии законное основание требовать своего участия в подготовке нового союзного договора, тем более, что в соответствии с законом "0 разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации" автономные республики признаны субъектами Федерации Союза ССР.

Поэтому мы поставили вопрос о привлечении к разработке и подписанию нового Союзного Договора представителей Абхазии.

Товарищи депутаты!

20 июля 1990 г. в Кремле под председательством Президента СССР М.С. ГОРБАЧЕВА состоялось совместное заседание Совета Федерации и Президентского Совета СССР, куда был приглашен и принимал участие в нем Председатель Президиума Верховного Совета Абхазской АССР. Были рассмотрены вопросы "Об организационных мерах по проведению экономической реформы и переходу

 

[153]

 

 к рыночным отношениям" и "0 подготовке Союзного договора".

Состоялся важный, всесторонне заинтересованный и крайне необходимый, глубоко содержательный разговор по обоим вопросам.

Если сказать коротко: по первому вопросу разработана программа мероприятий по переводу страны на рельсы регулируемой рыночной экономики, начиная о 1991 года. Эта программа будет представлена на рассмотрение очередной сессии Верховного Совета СССР в сентябре этого года. Программа предусматривает обеспечение свободы хозяйственной деятельности и предпринимательства, разработку системы социальной защиты населения в условиях рыночного ценообразования, обеспечение занятости, разгосударствление и децентрализацию собственности, принятие антимонопольных мер, развитие конкуренции на рынке товаров и другие меры. Все выступавшие на этом заседании представители союзных и автономных республик сообщили, что трудящиеся принимают переход к рыночным отношениям, и дело сегодня главным образом за тем, чтобы путем разработки надежной системы социальных гарантий предотвратить возможность ухудшения положения малообеспеченных слоев населения.

По второму вопросу также состоялся полезный широкомасштабный обмен мнениями о концепции союзного договора, характере и временных рамках работы над этим документом.

Одним словом, началась вдумчивая и глубоко заинтересованная работа над очень важным и необходимым для всех народов, народностей, всех национальностей важнейшим документом, от которого зависит, скажем прямо, судьба перестройки.

В своем заключительном слове Президент страны М. С. Горбачев подчеркнул, что переход к регулируемому рынку и разработка нового Союзного договора - это две стороны одной медали. Надо уже в ближайшее время выработать контуры нового Союзного договора, который бы

 

[154]

 

гарантировал суверенитет республик. При этом надо не рвать единый хозяйственный организм, а, наоборот, сообща создавать и укреплять общесоюзный рынок.

Ориентировочные сроки разработки и рассмотрения проекта Договора таковы:

Уже в июле, сразу же после заседания Президентского совета началась работа экстренных групп. И в середине августа представители союзных и автономных республик ознакомятся с проектом, и в конце августа будет представлен вариант ориентировочного договора, а в декабре месяце этого года проект договора выйдет на рассмотрение и утверждение очередного съезда народных депутатов СССР.

На всех стадиях встречи по разработке проекта Договора переговоры будут вестись по принципу 15+1+автономные республики. Можем сказать, что преобразование советской федерации вступило в решающий период.

Требуется решить вопрос соотношения прав Союза и Союзных республик. В прошлом это соотношение прав шло в пользу Союза. Сейчас надо решить правильно эти вопросы.

Нужен механизм защиты интересов как Союза, так союзных и автономных республик. Говорилось и о том, что в пределах полномочий союзный закон не может не иметь приоритета над республиканскими.

Тов. ГОРБАЧЕВ М.С. коснулся вопросов, которые остаются в исключительном ведении Союза. Надо правильно решить, какие объемы адресуются Союзу, какие будут вести вместе с центром, какие будут вести сами республики.

По этим вопросам пока не все союзные республики дают ясную картину. На сегодня 12 позиций адресуются Центру. В связи с таким положением уже проводятся консультации по увязке этих вопросов.

Конечно, если не будет доверия низов верху, то дело не получится.

 

[155]

 

Было высказано требование, чтобы в течение 1-1,5 месяца были представлены все предложения и требования республик к Союзному Договору.

Возможно, этот совместный Договор будет обсужден повсеместно - будет это референдум или еще что-то.

Руководство РФСР заявило, что автономным республикам передается полная компетенция и все, что они смогут на себя взять.

ГОРБАЧЕВ М.С. сказал, что в Договоре должно быть четко сказано обо всем, что объединяет народы, чтобы каждый народ почувствовал, что, находясь в составе Союза, лучше будет решать вопросы своего благополучия, чем вне Союза. Координировать всю работу по составлению Договора должен Президент страны. Надо, чтобы во всех республиках рассмотрели проект Договора.

В конце ГОРБАЧЕВ М.С. сказал: "Было бы проявлением шовинизма, если мы в этом Договоре забыли народы автономных республик. Тогда мы ничего не решили".

На Президентском совете состоялся большой разговор об обстановке в стране, о вооруженных столкновениях в ряде регионов страны. Озабоченно говорилось, что людей беспокоит нестабильность в стране, рост преступности, грабежей, хищений и т.д. Свободно гуляет оружие. Отмечалось о неправомерности (или о попытках) создания вооруженных сил (или воинских формирований) в некоторых республиках, не предусмотренные Законом. По этим вопросам приняты соответствующие меры.

Вы знаете, на днях вышел Указ Президента Союза ССР о запрещении создания вооруженных формирований, не предусмотренных законодательством СССР, и изъятии оружия в случае его незаконного хранения.

Товарищи депутаты!

В свете заседания этого Президентского Совета и аргументов, приведенных в настоящем докладе, мне представляется правомерным положение о том, что, извините за повторение, Абхазии нужно возвратить ее историческое право на независимость и союз с Грузией на основе равно-

 

[156]

 

правного договора с ней, что отвечает интересам абхазов, грузин, русских, армян, эстонцев, греков, всех народов республики и страны.

Это будет соответствовать резолюции ХХVIII съезда КПСС "Демократическая национальная политика - путь к добровольному союзу, миру и согласию между народами", в которой говорится: "Общесоюзные и республиканские законодательные акты, принятые в последнее время, создали необходимые предпосылки для решения фундаментальной проблемы - подготовки и заключения нового Союзного Договора.

Съезд считает, что в его основу следует положить идею о союзе суверенных государств, в основе которой - реальное равноправие всех партнеров по договору, четкое определение статуса его участников, разграничение полномочий Союза и союзных республик, многовариантность связей между ними, добровольность и взаимная выгода. В этом процессе равноправными участниками должны стать все национально-государственные образования, включая автономные".

Доклад опубликован в газ. "Советская Абхазия"

28 августа 1990 г. № 164.

 

[157]