Процесс восстановления двенадцативековой суверенной  государственности Республики Абхазия, формирования молодой нации, крайне осложнен ее уникальным составом (полиэтническим, полирелигиозным, полиязыковым, поликультурным). В статье рассматривается возможность использования в качестве ее идеологической платформы общенациональный культурный код – Апсуара, соционормативную систему абхазов, государствообразующего народа Республики.

Ключевые слова: этническое возрождение, новая надэтническая общность, общий культурный код, Апсуара, культура межнациональных отношений

+ + +

Известно, что «в настоящее время этническое возрождение рассматривается как одна из основных черт развития человечества на определенном этапе. Почти повсеместный интерес к своим корням у отдельных людей и целых народов проявляется в самых разных формах: от попыток реанимации старинных обычаев и обрядов, фольклоризации профессиональной культуры, поисков «загадочной народной души» до стремления создать или восстановить свою национальную государственность» [1]. Сопротивляясь наступлению глобализации, стирающей не только внешние межкультурные различия, но и сложившиеся за века нравственные нормы, люди пытаются обрести моральные устои, твердую почву под ногами, путем осознания себя частью единой общности, народа, обладающего собственной уникальной культурой и прошлым, этнические мотивы находятся в мейнстриме мировых политических и культурных течений. В различных сферах жизни пересматриваются отношения к таким понятиям, как прогресс и отсталость: народы, сумевшие сохранить свою древнюю традиционную культуру, становятся предметом зависти, а не высокомерия, со стороны «молодых» наций.

Естественно, что эти глобальные процессы не могли не затронуть и Республику Абхазия, находящуюся в процессе восстановления своей двенадцативековой суверенной государственности. Тем более, чтоабхазы – государствообразующий народ Республики - являются обладателямибогатейшего древнего духовного и культурного наследия, воплощенного в соционормативной системе Апсуара - обобщенной характеристике абхазской этнической культуры, выраженной в устойчивой системе господствующих духовных ценностей - Аламыс

[268]

и норм поведения – Ацас [2]. Ее гибкая диалектическая конструкция, в которой заложено саморазвитие, обеспечивает Апсуара, возникшей в период распада доклассового общества, поразительную жизнеспособность. События Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 годов убедительно показали, что характерные для Апсуара модели поведения, казалось, давно ушедшие в прошлое, предоставили абхазам конца ХХ века социальные предписания действий в чрезвычайной ситуации, адекватные современным реалиям[3].

Эта победа, выполнив задачу обеспечения физического выживания абхазского этноса, восстановила и суверенитет республики, одновременно создав благоприятные обстоятельства для яркого этнокультурного ренессанса в Республике. Между тем, минувшие двадцать лет показали, что в настоящий момент Апсуара переживает один из наиболее сложных периодов своего существования.

Главной причиной этого стало кардинальное изменение условий жизни абхазского общества, массовый переезд (особенно молодёжи) в города, выхолащивание сути бытовых обрядов, распад семейных и соседских связей. Традиционно в Абхазии «важную роль в социализации человека… играли институты сельской общины… она продолжала оставаться тем жизненным бытовым пространством, в котором человеку было суждено родиться и умереть. Поэтому приобщённость индивида к социальным нормам именно данного коллектива являлась необходимым условием его комфортного существования» [4]. Сейчас же проблема воспитания  индивида, обладающего этнической идентичностью, «когда традиции и обычай перестают быть единственной формой регуляции социального поведения абхазов, достаточно сложна. Юноши и девушки сталкиваются в жизни с новыми явлениями, не учтёнными традиционной регламентацией. Всё это, вместе с непростым психологическим климатом общества создаёт опасность формирования неустойчивой личности, склонной к ненормативным поступкам» [5].

Очевиден факт, что любые социальные изменения влекут за собой трансформацию элементов культуры и психологических тенденций. А такое радикальное потрясение, как пережитая война, безусловно, «ведет к личным травмам и социальной деструкции, которые, в свою очередь, вызывают разрушение многих социальных смыслов и установок «нормальной» жизни и приводят к самым серьёзным психоментальным проблемам» [6].

Существенным фактором в данной ситуации представляется и утрата Апсуара функции хранилища национального самосознания. «Самоустранившись

[269]

от навязанных чуждых ему государственных структур царской России, а затем и советской, грубо и невежественно вторгавшихся в мир его национального духа, абхазский народ перешёл в тактику пассивной борьбы. Она выражалась не в поисках путей выживания как самоцели, а в протестном национальном самоутверждении и самовыражении через свою духовную культуру. Основные силы нации были направлены на возрождение национальной культуры и языка, защиты чести и достоинства, как отдельного человека, так и всей нации, что в конечном итоге и вело к  самосохранению» [7]. Таким образом, коллективный протест абхазов осуществлялся посредством тщательного сбережения национального языка и традиций, когда принадлежность к этносу определялась критерием соблюдения Апсуара. Эта тактика использовалась и в ХХ веке, являясь одной из форм борьбы против грузинской политики этноцида. Однако, после успешной освободительной войны и восстановления национального суверенитета, жесткая необходимость подобного поведения утратила остроту.

Одной из дискуссионных проблем абхазоведения является вопрос приоритетности двух составных частей Апсуара: нравственных ценностей и поведенческого этикета. Очевидно, что чрезмерная сакрализация духовного начала (Аламыс) - может привести к идеализации Апсуара, её отрыву от действительности, что в известной степени наблюдается в современном абхазском обществе. С другой стороны, чрезвычайно тревожным является отождествление понятий «Апсуара» и «Ацас» - обычай, что чаще всего и происходит на бытовом уровне. Окостенение Апсуара, превращение её в коллекцию этнографических древностей, неминуемо приведет к разрыву многовековой духовной традиции.

Следует отметить, что в 1992-2008 годах идеологический вакуум в обществе с известным успехом заполняли насущные задачи, необходимые для физического выживания непризнанной республики: война за независимость, преодоление сложностей экономической блокады со стороны стран СНГ, становление государственных, правовых и экономических институтов. Однако, после признания Республики Абхазия проблемы поиска духовной основы развития и сплочения многонационального народа Абхазии, вновь вышли на первый план. Примечательно, что не только представители интеллигенции, старшего поколения абхазов, но и молодежь Абхазии разных национальностей в этих поисках фактически стихийно обратилась именно к многовековым ценностям Апсуара. Это стремление, будучи воплощенным в жизнь, способно решить две важнейшие задачи: во-первых, возрождение Апсуара, представляющей значительную ценность не только для этноса-носителя, но и для общемировой науки и культуры, во-вторых, выполнение ей функции основы национальной идеи молодого государства.

У отмеченного выше общественного явления, безусловно, имеются причины, берущие основу в «героическом» периоде новейшей истории Республики – Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 годов. Наши полевые ис-

[270]

следования, проводимые непосредственно во время и в зоне вооруженного противостояния, зафиксировали феномен, когда сражавшиеся в рядах абхазской армии представители других этносов фактически становились символами этнического самоутверждения абхазов. Их подвиг оказал существенное влияние как на непосредственный исход войны, так и на моральный дух абхазов, их уверенность в справедливости своей борьбы, способствуя укреплению позитивной этнической доминанты: «Свободная и независимая Абхазия». С другой стороны, это явление привело к глубоким изменениям собственно абхазской этнической ментальности, к ответственному осознанию себя не просто народом, но государствообразующим народом. Следствием этого процесса стало начало образования новой надэтнической общности - многонациональный народ Республики Абхазия - где этносы, сохраняя свои языковые и культурные особенности, обладают элементами общего самосознания [8].

Необходимо особо отметить, что формирующаяся молодая нация обладает исключительно сложным составом, являясь одновременно полиэтнической, полирелигиозной, поликультурной и полиязычной. В сходных государственных моделях средством объединения населения традиционно избирается единый государственный язык. Между тем, абхазский язык – лингвореликт Западного Кавказа – принадлежит к числу наиболее сложных языков планеты, серьезная работа по его полноценному внедрению в общественную и государственную жизнь Абхазии еще впереди.

Закономерно, что в этих условияхглавным средством обеспечения общего самосознания,  единства нации, залогом ее сохранения и процветания в будущем, становится общий культурный код. Таким культурным кодом  может и должна стать Апсуара – при условии, что ей овладеют на общем уровне граждане Абхазии других национальностей.

Трудно согласитьсяс теми, кто считает, что с Апсуара можно только родиться, непременный залог ее постижения – соответствующая этническая принадлежность и традиционное воспитание. Отмеченный выше общемировой всплеск интереса к этничности не обошел стороной и Абхазию, вызвав мощное стремление ее населения к изучению Апсуара. Формирование и развитие этой соционормативной системы детерминировано особенностями природного, культурного и социального существования абхазского этноса. Вместе с тем, ее духовные ценности и предписываемый ей характерный образ жизни оказались привлекательными и для представителей национальных общин Республики на пороге третьего тысячелетия. Безусловно, этому способствует наличие в Апсуара таких культурных доминант, как Ауаюра – человечность, гуманизм, отношение к другому человеку, как к самому себе, без учета национальной принадлежности;Ачхара – терпимость, уважение к чужим чувствам и убеждениям, толерантность, в том числе религиозная и национальная; Аидгылара - общинность, коллекти-

[271]

визм, императивная взаимопомощь, широкое развитие социальных, в том числе соседских, связей; Асасра– устойчивые традиции широкого гостеприимства; Апсабара еичахара -гармония сосуществования с природой, бережное отношение к ней  (что особенно важно для страны, экономика которой основана на сельском хозяйстве и рекреационном бизнесе); Апатукуцара – изощренно предупредительный этикет общения, способствующий гармонии коллективного сосуществования.

Важно еще раз подчеркнуть, что эта новая социальная роль Апсуара, зафиксированная нашими исследованиями, не является плодом реализации трудов научных и государственных учреждений и тем более – этнократической политики Абхазии. Этот стихийно возникший и развивающийся культурологический феномен наиболее активно встраивается в повседневную жизнь государства усилиями поколения «детей войны» (20-35 лет). Именно эти граждане Республики различных национальностей принимают самое деятельное и равноправное участие в организации курсов и лекториев (в том числе – языковых), разработке современного национального этикета, культурно-просветительских программ и мероприятий (в том числе и в странах проживания диаспоры). Не случайно именно по инициативе молодежи при посольстве Республики Абхазия в Российской Федерации был образован культурно-образовательный центр «Апсуара» (руководители проекта – В.Б. Кобахиа, Э.А. Турава) [9].Его работа, широко освещаемая в средствах массовой информации Республики, социальных сетях, уже вызвала стремление создать аналогичные центры не только в самой Абхазии, но и в странах проживания диаспоры. Энтузиасты проекта планируют создание целой взаимосвязанной сети подобных центров, призванных служить объединению на основе Апсуара - как абхазов, так и выходцев из Республики различных национальностей, ощущающих с ней духовную и культурную связь.

Нельзя обойти вниманием в рассмотрении данного процесса и такие относительно новые средства коммуникации, как Всемирная сеть Интернет, усиление значения которой в общественной жизни отмечается во всех регионах планеты. Естественно, что и молодежь Абхазии активно использует ее возможности: организована широкая объединительная и просветительская работа в социальных сетях «Фейсбук», «Вконтакте», «Одноклассники», дискуссионных интернет-форумах. Проводится стабильная работа по пропаганде исторического и культурного наследия Республики на различных интернет-ресурсах, среди которых лидируют «История и культура Абхазии» (главный редактор В. С. Румянцев) [10]и «Абхазская интернет-библиотека» (главный редактор А.Н. Гыцба) [11]. Их деятельность, в том числе, позволяет преодолеть тяжелейшие последствия, нанесенные абхазской культуре войной 1992-1993 годов: показательное сожжение оккупационными властями Центрального государственного архива Абхазской АССР и Абхазского научно-

[272]

исследовательского института истории, языка и литературы им. Д. И. Гулиа, «где находились важнейшие государственные документы, уникальные рукописные исторические источники, неопубликованные научные исследования, создаваемая веками богатая картвелологическая и абхазоведческая библиотека» [12], сожжению и разграблению подверглись личные архивы ученых, библиотечные фонды. Размещение на интернет-ресурсах уцелевших материалов в ряде случаев является единственной возможностью их широкого изучения историками и юношеством.

Креативность действий молодых людей уже сегодня позволяют привести яркие примеры удачного применения культурного кода Апсуара как средства объединения нации. В их числе праздник в честь Дня Национального Флага, который прошел в Сухуме 23 июля 2012 года. Участники молодежной интернет-группы «Давай подружимся» [13], призвали своих сограждан - без различия этнической принадлежности - надеть на праздничные мероприятия абхазские национальные костюмы или современную одежду с элементами абхазских этнических мотивов. Инициатива, поддержанная Комитетом по делам молодежи и спорта РА, Комитетом по делам молодежи г. Сухум, организацией «Молодая Абхазия», позволила дополнить народные гуляния (в которых принимали самое активное участие и жители Российской Федерации, прибывшие в регион на летний отдых) такими запоминающимися элементами праздника, как дегустация блюд национальной кухни, выставка-продажа картин молодых художников, выступление национальных танцевальных и инструментальных коллективов, показ моделей одежды в этническом стиле, разработанными молодыми дизайнерами. Несомненно, что главным итогом этого государственного праздника – начавшегося с торжественного возложения цветов к памятнику погибшим за свободу и независимость Абхазии – стало неподдельное ощущение его участниками своего подлинного гражданского единства.

Безусловно приветствуя патриотические порывы и активность молодежи, нельзя не отметить, что их инициативы обязаны находить стабильную поддержку: как среди общественных организаций, так и государственных органов. В этой связи нельзя не отметить постоянное внимание к проблеме со стороны Совета Старейшин Республики Абхазия, возглавляемого К. К. Озган. Все планы и идеи юных энтузиастов находят добрую и деятельную поддержку со стороны этих традиционно самых уважаемых в обществе людей. По инициативе Совета Старейшин, 15.11.2012 годаПарламент-Народное Собрание Республики Абхазия принял Постановление о введении с 2013 года «Апсуара» в качестве отдельного предмета в учебных и дошкольных заведениях. Парламент рекомендует министерству образования составить соответствующую программу и издать учебные пособия по Апсуара, адаптированные для начальной школы и старших классов. Абхазскому государственному телевидению предлагается создавать познавательные и воспитательные передачи на тему «Апсуара» [14].

Таким обра-

[273]

зом, можно констатировать, что в Республике Абхазия проблемы разработки национальной идеи молодого государства успешно осуществляются путем применения Апсуара - соционормативной системы государствообразующего народа - в качестве объединяющего нацию культурного кода. Примечательно, что эта уже достаточно стабильная работа осуществляется именно «снизу»,  по инициативе гражданского общества, а не государственных учреждений. Подобное отношение свидетельствует о возросшем самосознании населения молодой Республики, высоком уровне развития гражданского общества, наличии понимания, что в многонациональной стране не может быть полноценной гражданской культуры без сформированной культуры межнациональных отношений. Тем не менее, эта проблема, важность которой сложно переоценить, не может оставаться лишь заботой энтузиастов и общественных организаций, она обязана стать приоритетной для государственных органов, деятелей науки и культуры Республики Абхазия.

[274]

Примечания



[1]Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 2004. с. 18

[3] Бройдо А.И.  Непокорный умирает стоя: война 1992-1993 годов и этнопсихология абхазов. Сухум, 2010.

[4]Маан О.В. Социализация личности в традиционно-бытовой культуре абхазов. (Вторая половина XIX- начало ХХ вв.). Сухум, 2003. с.52.

[5] Маан О.В. Абжуа. Историко-этнологические очерки Очамчирского района Абхазии. Сухум, 2006. с. 370.

[6] Тишков В.А. Общество в вооружённом конфликте (этнография чеченской войны). М., 2001. с. 377.

[7]Гумба Г.Д. Форма и сущность национального движения абхазского народа. Сухум, 2002. с. 26.

[8] Бройдо А.И.  Добровольческое движение в поддержку Абхазии 1992–1993 годов и процесс этногенеза абхазов.  // Вестник МГИМО-Университета. №3(12). 2010. с. 14-17.

[12]А.Х. Аргун. Абхазия: ад в раю… Сухум, 1994. с. 121.

[13]https://www.facebook.com/#!/groups/434197523278690)

[14]http://apsnypress.info/news/7695.html

 

 

АБХАЗОВЕДЕНИЕ: Археология. История. Этнология. Вып. №8-9, 2013. Сухум, 2013. с. 268-274