Литература по этнографии абхазов бедна серьезными работами. Не существует ни одной монографии, которая бы давала сколько-нибудь полную характеристику быта абхазского народа. Имеются лишь статьи, посвященные большею частью отдельным вопросам этнографического изучения абхазов. Наиболее ценными и богатыми по содержанию являются работы покойного Н.С. Джанашия «Религиозные верования абхазов» и «Абхазский культ и быт», помещенные в «Христианском Востоке», т. IV, в. 1 за 1915 г. и т. V, в. III за 1916 г. (изд. в 1917 г.). Статьи эти представляют тщательно проверенную переработку этнографических материалов, первоначально опубликованных на грузинском языке в журнале «Моамбе» за 1897, 1898 и 1899 гг. Материалы собраны в Абжуйской Абхазии, подвергшейся до некоторой степени мегрельскому влиянию. Из других работ по этнографии абхазов наиболее ценными являются помещенные в «Сборнике сведений кавказских горцев» статьи А. Введенского (подписанные А-В). «Этнографические наблюдения в Абхазии» ботаника Н.М. Альбова («Живая Старина», 1893, вып. III), статья неизвестного автора (обозначена тремя звездочками) по поводу сочинения Н. Дубровина («Сборник сведений о кавказских горцах», в. VI, 1872), статья К.Д. Мачавариани о положении женщины в Абхазии («Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа» в. IV, 1884 г.), работа С. Званбай «Абхазская мифология», помещенная в газете «Кавказ» за 1855 г. №№ 81 и 82 и с небольшими изменениями перепечатанная в газете «Кавказ» за 1867 г. №№ 74 - 76 и, наконец, ряд работ академика Н. Я. Марра по вопросам этнологического изучения абхазов. Работа М.Г. Джанашвили «Абхазия и абхазцы» («Записки Кавказского Отделения Русского Географического Общества», кн. XVI, 1894) представляет из себя компиляцию, составленную хотя и добросовестно, но не лишенную недостатков. Вот все, что есть наиболее значительного по этнографии абхазов на русском языке. Из работ на грузинском языке по этнографии абхазов первое место занимают указанные выше
[249]
работы Н. Джанашия. За ними следует ряд статей П. Чарая (Гиоргидзе) в газете «Иверия». Другие статьи менее значительны. На европейских языках, насколько мне известно, ничего ценного нет.
Все остальное, написанное об абхазах, представляет из себя или компиляцию, часто очень сомнительной ценности (например, очерк Н. Дубровина), или мелкие статьи, посвященные отдельным вопросам, иногда довольно бессодержательные, или, наконец, отдельные места в работах общего содержания.
В составленный мною список я включил все известные мне книги и статьи, заключающие в себе сведения по этнографии и этнологии абхазов. Литературы по другим вопросам изучения Абхазии я не касаюсь. Список не претендует на полноту. В тех условиях, при которых приходится вести научную работу в Тифлисе, это совершенно немыслимо, в особенности в отношении иностранной литературы. Статьи расположены в хронологическом порядке и в большинстве случаев снабжены аннотациями.
Георги, Г. - Описание всех обитающих в Российском государстве народов. СПб, 1799, в 4-х частях. Сведения об абхазах — во 2-й части.
Гюльденштедт И. А., акад. Географическое и статистическое описание Грузии и Кавказа. СПб, 1809.
Абрюцкий 2-й. Статистический взгляд на Абхазию. «Т. В.», 1831, №№ 24 - 29 (Имеются данные о количестве населения, делении его на сословия, характере народа, одежде, жилищах, занятиях, религии, перечень селений Абхазии).
Броневский С. - Новейшие географические и исторические известия о Кавказе, ч. 1, М., 1823, стр. 318 - 352. (Описание страны, нравов, обычаев, религии, политического разделения).
Зубов Платон. Картина Кавказского края, ч. II, СПб., 1835, стр. 227 - 270 («Большая Абхазия»), Сведения кратки, некоторые из них (например, о пчеловодстве) заимствованы у Броневского.
Евецкий Орест. Статистическое описание Закавказского края. СПб, 1835. На стр. 170 - 173 описывается «Княжество Абхазское»; даются самые общие сведения, те же, что у Платона Зубова.
Сафонов С. Поездка к восточным берегам Черного моря на корвете «Ифигения» в 1835 году. Одесса, 1837, 71 стр. С литографскими рисунками на отдельных листах: 1) Черкес-абазинец. 2) Храм в Пицунде. 3) Внутренность храма в Пицунде
[250]
Зубарев Д. Абхазия. «Р. В.», 1842,. № 53. Небольшая статья (2 стр.) с краткими сведениями о стране и народе.
Селезнев Н. Руководство к познанию Кавказа, СПб, 1847 - 1850, стр. 149 - 162. Имеются сведения о материальном быте, гостеприимстве, хищничестве, интересна характеристика народа.
Горские племена, живущие за Кубанью. «К», 1850, № 94. Несколько строк, посвящено Абхазии и абхазам: пределы распространения, численность.
Г. С. Возвращение. «К», 1852, №№ 71, 72, 74, 76 и 77. Поездка из Сухума через Очемчиры, Зугдиды, Хеты, Хопи, Хони в Кутаис. Много пустословия; сведения о быте абхазов ничтожны.
Карлгоф. Военно-статистическое обозрение восточного берега Черного моря, СПб, 1853.
Званбай С. Поцелуй за занавесом. «К», 1853, № 55. Некоторые сведения и обычаи абхазов.
Колюбакин Н. Об Абхазии. «К», 1853, № 71. Ничем не обоснованные догадки о происхождении абхазов.
Званбай С. Обряд жертвоприношения св. Победоносцу Георгию совершаемый ежегодно абхазами, «К», 1853. № 90.
Пушкарев С. Абхазия и абхазцы. «К», 1854, №№ 60, 61. Некоторые исторические сведения; отношение к религии, илорский праздник с участием быка, гостеприимство, хозяйственная обеспеченность; жилище, одежда, вооружение, абхазская женщина.
Чернышев К. Еще об Абхазии. «К», 1854, 81-83. Автор пробыл год в Абхазии, но составил не вполне верное представление о народе.
Званбай С. Абхазская мифология и религиозные поверья и обрядности между жителями Абхазии. «К», 1855, №№ 81 и 82. С незначительными изменениями напечатана вторично в газ. «Кавказ» за 1867 г., №№ 74 -76, под заглавием «Очерк абхазской мифологии». Первая серьезная статья о религиозных верованиях абхазов. Сведениями Званбай пользовались многие позднейшие авторы.
Берже А. П. Краткий обзор горских племен на Кавказе. «Кавказский Календарь», 1858 г.
Лаврентьев А. И. Военно-статистическое описание Кутаисского генерал-губернаторства. СПб. 1858. Описание Абхазии в т. XVI, ч. 5, стр. 239 - 278, сведения о Самурзакани рассеяны в описании Кутаисской губернии. Сведения о религиозных верованиях абхазов заимствованы у Званбай.
[251]
Савинов Б. Верования и обряды абхазских горцев. «Ласточка», 1859, №№ 11 и 12, стр. 574 - 580, 627 - 636. (Исторический очерк, праздники христ., появление магометанства и пр.). Сведения недостоверны.
Бакрадзе Д. Очерк Мингрелии, Самурзакани и Абхазии. «К», 1860, №№ 48 и 49. Имеются исторические сведения, описываются некоторые памятники древности, дается общая характеристика населения.
Торнау Ф. Воспоминания кавказского офицера. «Р В.», 1864, №№ 9—12.
Бартоломей И. и Мачавариани Д. Нечто о Самурзакани. ЗКОРГО, кн. VI (1864), стр. 74 - 83. Имеются сведения о составе населения, сословиях, быте и нравах, некоторых религиозных верованиях, погребальных обычаях. Ценная статья.
Бартоломей И. Абхазский букварь. Тифлис, 1865. В конце приведены абхазские пословицы.
Абхазия. «К», 1866, № 80. О княжеской власти и введении русского управления.
Завадский Ф. Абхазия и Цебельда. «К». 1867, №№ 59, 61 и 63.
Ковалевский Евг. Очерки этнографии Западного Кавказа. «В. Е.», 1867 г. № 3,4. Абхазам посвящены стр. 102 - 116. причем собственно Абхазии («Большой Абхазии») отведены стр. 102 - 111, абхазам «Малой Абхазии» - стр. 111-116. Краткие общие сведения.
П. (антюхов?). Из записок кавказского туриста. «К», № 31, 33 (Очемчиры) 45, 46 (Очемчиры и Моквы), 55 и 56 (крестьянская и княжеская жизнь). Малосодержательные путевые заметки. Домашняя жизнь, положение женщины, гостеприимство, лечение оспы, русалка «Дзызлан».
Пантюхов И. О мифах и поверьях туземцев Рион£кой долины. «К», 1867, №№ 27 и 28. Лечение оспы. Зоусхан, молитва ему.
О положении Абхазии в религиозном отношении. «К», № 5.
Из Самурзакани. Корреспонденция, «К», 1868, № 149. О празднике. Пустяки.
Гавриил. Из путешествия для обозрения абхазских и самурзаканских приходов. «К» 1868, № 149, 1869, №№ 5, 6, 32 - 15.
Надеждин П. Природа и люди на Кавказе и за Кавказом. СПб, 1869, стр. 93 — 97. Краткий очерк Абхазии и абхазов, извлеченный из работы Евг. Ковалевского.
[252]
Машин А. Очерки социального быта Абхазии. «К», № 47. Статья малосодержательная. В ней указывается, что абхазы не занимаются морскими промыслами.
И. П. Несколько слов Об Абхазии. «К», 1869, № 62.
Гавриил. Обозрение абхазских приходов в 1869 г., «К», №№ 42 — 44.
(Краевич). Очерк устройства общественно-политического быта Абхазии и Самурзакани. ССКХ, в. III, 1870, стр. 1-25. В статье содержатся ценные сведения о сословных отношениях и некоторых политических событиях. Несколько слов о применении народных обычаев к судопроизводству Абхазии. ССКГ, IV, 1870, стр. 27-44. О решении тяжебных дел принятием присяги.
Брун Ф. Заметки турецкого туриста о состоянии Закавказского края около половины XVII века. «К», 1870, №№ 64, 65, 68.
(Краевич). Освобождение зависимых сословий в Сухумском отделе (Абхазии и Самурзакани). ССКГ, V, 1871, стр. 41-53. Характеристика сословного строя и взаимоотношений.
Введенский А. Религиозные верования абхазцев. ССКГ, в. V, Тифл., 1871, стр. 1-32. Ценная работа, пополняющая сведения С. Званбай. Кроме религиозных верований и обрядов дается краткое описание похоронных обычаев.
Дубровин Н. История войны и владычества русских на Кавказе. Т. 1. Очерк Кавказа и народов его населяющих. Закавказье, СПб, 1871., стр. 1-82. Работа компилятивная, основанная в значительной части на устаревших и ненадежных источниках; отсюда множество ошибок, лишающих работу научного значения.
Абхазцы (азега,— по поводу сочинения Дубровина «Очерк Кавказа и народов его населяющих»), ССКГ. в. VI. 1872, стр. 1-48. Основательная критика очерка Н. Дубровина; детальная характеристика прежнего сословного строя абхазов.
(Введенский) А. - Экономическое положение туземного населения Сухумского отдела. ССКГ в VI, 1872, стр. 1-24. Содержательная работа. Сведения о расположении селений, устройстве жилищ, хлебопашестве, садоводстве, пище, одежде, гостеприимстве, домашней жизни.
Эмухвари А. Самурзаканские поверья. «К», 1873, №5. Характеризуется вера в могущество кузнецов и наковальни.
[253]
Иоакимов А. Предрассудки моих учеников. «К», 1873, .№№ 54, 66, 82. Сведения записаны со слов учащихся Сухумской горской школы. Рассказывается о космогонических воззрениях, об обычае вылавливания «души» утопленника, излагается легенда об Абрскиле («Абулскир»).
Иоакимов А. Абхазцы. «К», 1874, №№ 39 и 47. Очерк природы, перечень некоторых исторических событий, легенды и поверья, семейный и общественный быт.
Чанцев И. Очерк Абхазии в культурном и историческом отношениях. «К», 1874, № 125.
Чернявский В. Краткий очерк Абхазии. «Известия РГО», 1877, в. 6, стр. 8. Краткий естественно-исторический очерк Абхазии. Сведений по истории, этнографии, археологии нет, если не считать десятка два строк общего содержания.
Абхазцы или азега. «Народы России». Живописный альбом, в IV, СПб, 1879, стр. 364 - 374. Небольшая компилятивная статья.
Берже А. П. Горские племена Кавказа. «Живописная Россия», т. IX. Кавказ, стр. 69 — 92, СПб, 1883. Несколько кратких замечаний об абхазах и особенностях их быта, рассеянные в разных местах статьи.
Мачавариани К. Д. Некоторые черты из жизни абхазцев. Положение женщины в Абхазии. СМОМПК, IV (1884), отд. II, стр. 40— 76. Перепечатано в его же «Очерках и рассказах», Батум, 1909. Картинное изображение жизни абхазской женщины от рождения до могилы.
Абхазия и в ней Новоафонский Симоно-кананитский монастырь, М., 1885.
Леонид архим. Абхазия и в ней Новоафонский, Симоно- кананитский монастырь, М., 1885.
В. Ч. Абхазская женщина. «К», 1885, № 62. Сведения заимствованы из «Этнографических писем» К. Мачавариани в грузинской газ. «Дроэба» за 1884 и 1885 гг. Независимое положение женщины. Аталычество. Воспитание. Представление о ведьмах и русалках. Много пустословия.
Лихачев И. Чиловская пещера и легенда об Абласкире- Прометее — «Труды V археологического съезда в Тифлисе». М., 1887, стр. 245-248. Автор в пещеру не входил, опасаясь простуды; сведения о пещере даются на основе полученных рассказов.
Услар П. К. Этнография Кавказа. Языкознание. Абхазский язык. Тифлис, 1887.
[254]
Джанашия Н. Два вора. Абхазская сказка. СМОМПК, VI, 1888, прил., стр. 3 — 4.
Мачавариани К. Религиозное состояние Абхазии. «Кутаисск. губ. вед.», 1889 г., №№ 11, 14, 16, 20, 21, 22, 24, 26, 27, 28 и 29. Интересны описания некоторых обычаев самурзаканцев, никем другим не отмеченные. Религ. верования абхазов частью по Званбай и Введенскому.
Пантюхов И. И. Заметки по антропологии Кавказа. Сванеты. Абхазцы. Цвет волос и глаз имеретин, мингрельцев и гурийцев. «Протоколы Русского антропологического общества», 1890.
Короленко П. П. На берегах Абхазии. «Военный сборник», 1891, 8, 9.
Гарцкия В. Из абхазских народных преданий и поверий. СМОМПК, XIII (1892), отд. II, стр., 32, 43. Две легенды: «Озеро Папанцкур» и «Абрскил», а также описание Члоуской пещеры.
Рыбинский Г. А. Скотокрадство в Абхазии и Самурзакани. «Н. О.», 1892, № 3042.
Альбов Н. М. Этнографические наблюдения в Абхазии. «Ж. С.», 1893 — 94, вып. III, стр. 297-329. Серьезная, добросовестная работа, составляющая результат пятилетних наблюдений. Характеризует материальный быт, семейные и общественные отношения, религиозные верования. Легенды об адоу, абнаое, ацанах.
А. Д. Реферат об Абхазии в географическом обществе. (Письмо из Петербурга). «Н О», 1893, № 3106. Передается содержание доклада Н. Альбова, опубликованного затем в «Ж.С.».
Максимов К. В горах Абхазии. «К», 1894, № 27, 32.
Джанашвили М. Г. Абхазия и абхазцы. ЗКОРГО, кн. XVI, Тифлис, 1894, стр. 1-64. Работа компилятивная; заглавие не соответствует содержанию: об Абхазии ни слова. Половину статьи занимает очерк религиозных верований и обрядов. Имеются ошибки.
Рыбинский Г. А. Сухумский округ. Абхазия в сельскохозяйственном и бытовом отношении. Тифлис, 1894. стр. 8. Хозяйственный быт и характер народа.
Исарлов JI. С. Заметки об Абхазии. Статья в книге «Письмо о Грузии», Тифлис, 1899, стр. 388-401. Забавны усилия объяснить абхазские географические названия из грузинских.
И. Н. Абхазия и в ней Новоафонский Симоно-кананитский монастырь. М., 1899. Этнографические сведения (в «гео-
[255]
графическом очерке», стр. 19 - 59) заимствованы у H. М. Альбова, частью у Г. А. Рыбинского.
Надеждин П. П. Кавказский край. Природа и люди. Изд. 3-е. Тула, 1901, стр. 199 — 201. Краткая характеристика народа.
Ган К. Ф. Поездка в Мингрелию. Самурзакань и Абхазию. «К. В.» 1902, №№ 4 и 5. Имеются сведения о материальном быте (занятиях, жилище), о некоторых обычаях (поминках) и легендах. По сравнению с прежними авторами ничего нового. Есть ошибочные суждения.
Б. Сухумские заметки. «Н. О.» 1903, №№ 6473, 6479, 6484, 6490, 6499, 6524, 6593.
Храмелов И. М. Кое-что из абхазских поверий. Вылавливание из реки души утопленника. СМОМПК, XXIII (1903), стр. 156—158. Это перевод с грузинского языка статьи Джанашия, помещенной в журнале «Моамбе», 1897 г. кн. II. Принадлежность работы Н. Джанашия, однако, не указана; вместо этого в примечании заявляется, что автор (т. е. И. Храмелов) поместил эту статью на груз. яз. в журнале «Моамбе». Указание неправильно.
Вахушти. География Грузии. Пер. М. Джанашвили. Тифлис, 1904. Об Абхазии, стр. 232 — 235.
Лукьянов Ф. И. Из космогонических поверий абхазцев. СМОМПК, XXXIV (1904), отд. III, стр. 29 - 33. Приведено 12 поверий, из которых к космогонии относятся только 6, остальные - о лесных женщинах, о водяных, об Абрскиле, о ленивых людях. Приводится сказка «Хакуца и медведь». Где произведена запись, не отмечено.
Дьячков-Тарасов А. Н. Бзыбская Абхазия. ИКОРГО т. XVIII, 1905.
Державин Н. Из области кавказской этнографии. Свадьба в Абхазии. СМОМПК, XXXVI (1906), отд. II, стр. 1 — 10. Статья содержит больше общих рассуждений, чем фактических данных.
Державин Н. С. Абхазия в этнографическом отношении. СМОМПК в XXXVII (1907), отд. 1, стр. 1 — 38. Заглавие не отвечает содержанию: автор говорит не об «Абхазии в этнографическом отношении», а исключительно об абхазах. В статье преобладают общие рассуждения, фактического материала мало, заслуживают внимания соображения о пережитках родового строя.
Абхазия — не Грузия. М., 1907. Изд. «Верность», стр. 16.
[256]
Полемическая брошюра. Между прочим, доказывается абхазское происхождение самурзаканцев.
Гулия Д. И. Абхазские пословицы, загадки и скороговорки. СМОМПК, XXXVIII (1908), отд. II. стр. 1—34. 394 пословицы. 11 загадок и 17 скороговорок.
Мачавариани К. Д. Абхазия и народное образование в ней. В книге Мачавариани «Очерки и рассказы». Батум 1909, стр. 15 — 37.
Мачавариани К. Д. Семь дней в горах Абхазии. В книге «Очерки и рассказы», стр. 83-115. Батум, 1909. Была сначала издана отдельно. Батум, 1900.
Дьячков-Тарасов А. Н. Абхазия и Сухум в XIX столетии. ЗКОРГО, т. XX (1909— 1910), № 2. Кроме исторических сведений есть сведения о сословиях и колонизации Абхазии.
Миллер А. А. Из поездки по Абхазии в 1997 году. «Материалы по этнографии России», т. 1, СПб, 1910, стр. 61-80. Обстоятельная характеристика материального быта; есть сведения о некоторых верованиях и обычаях. Много зарисовок из области материального быта абхазов.
Миллер В. Ф. О некоторых древних погребальных обрядах на Кавказе. «Э. О.», 1911 г., №1—2 (кн. 88 — 89), стр. 125— 136. Обычай похорон на деревьях у древних колхов и абхазов 17 в., с привлечением аналогичных фактов из быта народов Восточной Азии и др.
Векуа А. Из жизни и обычаев абхазцев. Газ. «Закавказье», 1912, №№ 134 и 136; 1913 г., № 150. Говорится, главным образом, о религиозных верованиях, некоторых обрядах, свадебных и похоронных обычаях. Встречаются ошибки.
Алферов С. Нужды населения Сухумской епархии в религиозно-нравственном отношении. «СЗМ», 1912, 75 — 78 (№ 5). Язычество у абхазов. Кровомщение. Успехи ислама за последние годы.
Векуа А. Влияние сельских знахарок на абхазцев. «СЗМ» 1912. 102— 104 (№ 7). О культе Афы.
Чукбар А. В глубине народной жизни. «СЗМ», 1912, № 2, 28 — 31, № 3, 43 — 46, № 5, 72 — 74, Культ. Афы.
Патейпа Н. Моление Лейбовых. «СЗМ», 1912, № 7, 107- 112, № 8, 124 — 127. О культе родовых покровителей.
Беслахубский Свято-Онуфриевский приход. «СЗМ», 1912, № 9, 140 — 144.
Патейпа Н. Печальная действительность в Абхазии. «СЗМ», 1912, 172— 176 (№ 11), 181 — 189 (№ 12).
[257]
Гулия Д. Что нужно знать об Абхазии «СЗМ», 1912, 152 — 155 (№ 10).
Члоуский приход «СЗМ», 1912, 155 — 160 (№ 10). По рукописи свящ. В. Макацария.
Гупский приход. «СЗМ» 1912, 190— 192 (№ 12).
Квитоульский приход. «СЗМ», 1912, № 13. 195— 199. По рукописи св. С. Кация.
Поквешский приход. «СЗМ», 1912, 269 — 271 (№ 17). Векуа А. Древняя пещера в сел. Отхара. «СЗМ», 1912 г.. № 17, 271 —272.
Чукбар А. Грабитель абхазцев «СЗМ», 1912, № 18, 284 — 286.
Образцов П. Пробуждение. «СЗМ», 1912, № 19. 296 — 303. Между прочим, описывается изгнание муллами из больной «нечистой силы»: били кораном по голове, окуривали перцем до тех пор, пока не залечили насмерть (стр. 299 — 300).
1-й Саберийский приход. «СЗМ», 1912, № 20, 314 -317. Есть некоторые обычаи самурзаканцев (похоронные приношения жертвенных животных).
2-й Саберийский приход. «СЗМ», 1912, № 21, 326 — 330. Обычаи и пир в день крещения ребенка, свадьбы (несколько строк), похорон; обряд приношения в жертву животных.
3-й Саберийский приход (но рукописи Г. Пархалая). 1912, № 22, 341 —345. Фамильные запретные дни. Свадебные обычаи, похороны.
Епископ Андрей. Из жизни Илорского прихода. «СЗМ», 1912, № 22, 339 — 341. Есть рассуждения о жертвоприношении Георгию Илорскому.
Маргания Д. Обряды погребения и поминовения умерших у абхазцев. «СЗМ». 1912, № 23, 354 — 360. Статья содержательная.
Чукбар А. Ет-ных Аг-ных (божество Ампаровых) «СЗМ», 1912, № 24, 373 — 376. Характеристика родового культа фамилии Ампар в сел. Калдахвара.
Ладария Н. Священная гора Дыдрипш. «СЗМ», 1913, № 1, 12—15. Ценные сведения о почитании горы Дыдрипш.
Векуа А. Общественное жертвоприношение в Абхазии. «СЗМ», 1913, № 2, 24 — 28. Моление о дожде.
Тамышский приход. (1911 г.) «СЗМ», 1913, № 3. 40 43. Моления в Илорском приходе. «СЗМ», 1913, № 20. 313-317. Краткое, но добросовестное описание различных молений.
Мачавариани К. Д. Описательный путеводитель по гор.
[258]
Сухуму и Сухумскому округу, с нсторико-этнографическим очерком Абхазии. Сухум, 1913. Историко-этнографический очерк занимает стр. 222 — 347, из которых примерно 27 стр. (309 — 336) могут быть отнесены к этнографии; здесь даются сведения о судопроизводстве по обычному праву, сословных отношениях, гостеприимстве, воспитании детей, некоторых религиозных воззрениях. Сведения отрывочные, изложенные бессистемно.
Образцов П. Из отголосков прошлого. (Воспоминания абхазского крестьянина). «СЗМ», 1914, № 1. 13-16.
Джанашия Н. Религиозные верования абхазов. «Христианский Восток». Т. IV, в. 1, 1915, стр. 72— 112. Добросовестная, прекрасная работа.
Марр Н. Я. О религиозных верованиях абхазов. «Христианский Восток», т. IV, в. 1, 1915, стр. 113—140. Анализ некоторых религиозных верований, разбор некоторых обрядов («Дзивов») и др. Ценнейший труд по этнографии абхазов.
Марр Н. Я. Кавказоведение и абхазский язык. «ЖМНП», 1916, № 5. Петроград, 1916. Перепечатано в избранных произведениях, 1. 1933 г.
Джанашия Н. Абхазский культ и быт «Христианский Восток», V, в. III, 1917, стр. 157, 208. Некоторые религиозные верования и обряды, похоронные, свадебные и родильные обычаи. Ценнейшая работа по этнографии абхазов.
Линден В. Высшие классы коренного населения Кавказского края и правительственные мероприятия по определению их сословных прав. Тфл., 1917, глава VI, стр. 146 — 166. Имеются краткие этнографические сведения об абхазах.
Басария С. Абхазия в географическом и этнографическом отношениях. Сухум, 1923. Этнографический отдел см. 36-168 стр. Глава о религии несостоятельна. В конце книги перечень сочинений об Абхазии и абхазах, в частности по этнографии. Список неполный; отсутствуют, между прочим, статьи Н. С. Джанашия — важнейшие работы по этнографии абхазов.
Марр Н. Я. Термины из абхазо-русских этнических связей. «Лошадь» и «тризна». Изд. Наркомпроса Абхазии. Ленинград, 1924, 57, стр. 8.
Вержбицкий Н. Курорт Псырцха (б. Новый Афон). Тфл. 1925. Первая глава брошюры «Абхазия и абхазцы» (стр. (3 — 21) дает краткий очерк страны и быта абхазов.
Стражев В. И. Руинная Абхазия. «Известия Абхазского научного общества», в. 1, Сухум, 1925, стр. 131 — 169.
[259]