Выше нам уже приходилось отмечать, что существует мнение о какой-то глубокой, чуть ли не прирожденной отсталости абхазов в эпоху позднего средневековья, о резком упадке их хозяйства и культуры в результате "засилия горских племен". Вот где, по Н. Ломоури, "зарыта собака". Опирается оно в основном на описания некоторых миссионеров и путешественников, которые, как известно, нередко были склонны изображать местных жителей "варварами". Отдельные из их современных комментаторов, пишущие об экономическом и культурном положении Абхазии того времени преимущественно со знаком минус, также порою слишком сгущают краски, проявляют односторонность и далеко не всегда учитывают противоположные свидетельства тех же источников, на которые они ссылаются.
 В частности, когда пишут о "полном и безраздельном господстве в крае натурального хозяйства", об отсутствии здесь городов, денег и товаров у населения (1), о том, что жители не знали христианской религии, почти не занимались даже земледелием, предаваясь воровству и грабежам и т.д., нельзя обходить молчанием сведения другого характера, содержащиеся в тех или иных описаниях, которые позволяют нарисовать отнюдь не варварскую картину жизни абхазов. Например, как

====
75
====

мы могли убедиться из вышеизложенного, воровство или отсутствие городов и пр. было особенностью не одних абхазов. По словам Ламберти, в то время "воровали все" и "вся жизнь мингрельцев непрерывная кочевка", а Шарден отмечает, что в Мингрелии тоже "нет ни городов, ни посадов".
 Совершенно неправильно утверждение, что абхазы не занимались или почти не занимались земледелием. Вспоминаются в этой связи слова Челеби /и не только его/, что в Абхазии сеют пшеницу и гоми и получают большой урожай, все разводят овец, коз и свиней, а Шарден указывал, что они даже "продавали льняную пряжу".
 Выше мы уже ссылались на сообщение Вахушти о Зупу /Лыхны/ как "маленьком городе" и резиденции владетельных князей Шервашидзе, а также на сведения Челеби о том, что страна абаза "имеет сильное войско" и "большую пристань Лакба в трехстах милях от Трапезунта". По Витсену, абхазы "смелые мореплаватели и иногда из-за них бывает опасно плавание из Каффы в Константинополь".
 Рейнеггс писал, что "земледелие с избытком удовлетворяет потребности абхазов" и что они занимаются и скотоводством, и пчеловодством, и обработкой железа ("из которого выделывают прекрасную сталь" и оружие), выделкой хлопчатобумажной нити, вывозившейся в Смирну /Измир/ и Салоники, а своими рудниками /"заводы золотые и серебряные", сказано в договоре абхазского владетеля Сафарбея с русским правительством 1809 г./ они так дорожили, что доступ к ним чужих был ими запрещен. Знали они в какой-то степени и деньги, в частности, те немногие из них, которые все же проживали в Сухуме — единственном городе края (например в 1350 году, как об этом говорит вышеупомянутый Aноним).
 Конечно, отставание абхазов в ряде областей социально-экономического и культурного развития нельзя отрицать. Но приходится повторить лишний раз о том, что такая отсталость была присуща не им одним, ее разделяли вместе с ними все ближайшие соседние народы. Необходимо учитывать и всеобщий закон неравномерного развития. Например, если фактом является вековое отставание абхазов в отношении создания своей письменности, как, впрочем, и громадного большинства других кавказских народов, то они же продвинулись далеко вперед в развитии, скажем, льноводства, скотоводства, судостроения и мореплавания, военного дела, производства вооружения (в том числе замечательных кремневок, кольчуг и пр.),

====
76
====

фольклора, уникальной бытовой культуры, включая их тончайший этикетный кодекс и другие формы хозяйственной и духовной жизни.
 Имея все это в виду, надо быть очень осторожным при харакеристике уровня культурного развития абхазского народа даже с учетом агрессии султанской Турции, ослабления позиций христианства, влияние которого окончательно подорвано здесь никогда не было (вспомним вахуштиевские слова о том, что абхазы "весьма чтут священников" и свидетельства многих других авторов о том, что нигде так не чтут христианские храмы, как у абхазов и грузин). А что касается языческих религиозных верований, то они во многом до сих пор сохраняют силу почти на всем Кавказе, в том числе в Грузии, особенно среди горцев.
 Так, если говорить в самых кратких словах, обстоит дело с главным тезисом оппонента и его единомышленников по поводу того, где "зарыта собака", то есть катастрофического будто бы упадка хозяйства и культуры абхазов в XVII веке.


Примечания

1 Анчабадзе З.В. Из истории средневековой Абхазии (VI-ХVII вв.). Сухуми, 1959, с. 281-282.
2 В этой связи о многом говорит, в частности, характерное челебиевское сообщение о том, что абхазы, жившие в Стамбуле, отправляли своих детей в Абхазию для воспитания согласно обычаю предков, приобщения к национальной культуре и традициям.