Прекрасна, волнительна окружающая мое родное горное село Арасадзыхь природа! Каждому, кому приходится ее лицезреть, она дарит хорошее настроение, душевный подъем, пробуждает эстетические чувства. Что касается воздуха – он целителен. Целительны зимой теплые, летом прохладные тут и там звонко струящиеся из-под земли родниковые воды. Помимо холмов, предгорий и возвышенностей Ачап,ара, Абаажуаху, Ашушьра, Ажуымюа, К’уламба, Тk’ъача, Аныхахуыч’ы, устремленных в небо и жаждущих по высоте сравняться с заснеженными горными хребтами, в Арасадзыхье, хоть и немного, но есть и равнинные земли. Вся территория села – немаленькая. Посреди нее течет река Мыку (Моква), что берет начало у подножья трех соседствующих гор Куыниашта, Ламкац, Уахуыц’кь. В Мыку впадают короткие речки и ливневые речушки Алхаса, Генаа, Пыцикуара, К’уламыр, воды красивого водопада Багуаджь. В том месте, что называется Тапаг’уыл, в Мыку впадает река Улыс, которая на западе села является естественной границей между Арасадзыхьом и Уатапом. Улыс вытекает из-под подножья горы Уах,уацкьы. Природный рельеф делит Арасадзыхь на две части: верхнюю и нижнюю. А название моего родного села идет от родника, бьющего из-под корней орехового дерева.

Забегая вперед, скажу, что в советское время были здесь две средние школы. Однако после Отечественной войны народа Абхазии (1992-93 гг.) нижняя средняя школа, увы, закрылась, жители, за исключением нескольких семей, переехали жить в Уарчу. Осталась только верхняя средняя школа имени С. Капба. И та в опасности, если не получит государственной помощи и внимания.

Не знаю, как думают другие, но у меня как арасадзыхьца болит сердце из-за того, что многие из Арасадзыхьа бросили свои святыни – родовые усадьбы, могилы предков и переехали обосновываться в другие места…

То, что следы абхазов в Арасадзыхье тянутся из прошлых веков и тысячелетий, что это неоспоримо, доказывают не канувшие еще в Лету развалины древних крепостей на сель-ских ландшафтных высотах да идущая вдоль горных гряд от самого Сухума Абхазская крепостная стена.

На этой земле издревле жили, трудились благородные, сильные духом, красивые внешне, с чистой совестью, высокой человечностью, хлебосольные наши отцы, деды, прадеды…

Сколько бы разорителей и поработителей ни нападало на Апсны, сколько бы ни высаживалось их с моря, ни переходило через горы, в этом селе ни одному другому языку не суждено было закрепиться, здесь всегда звучала и звучит сегодня только абхазская речь, не живет здесь никто другой национальности, кроме как абхазской. Если даже кто чужой здесь и появляется, он теряет свои национальные черты, становится абхазцем – до того глубоки и всеобъемлющи на этой земле духовные параметры абхазства.

Приведу один пример, подтверждающий вышесказанную мысль. Его я лично сам услышал от жителя Арасадзыхьа, почтенного крестьянина Михаила Аргун, когда еще был школьником. Он рассказывал: это было древнее время, когда строились в Арасадзыхье сохранившиеся до нынешнего времени оборонительные крепости. Среди строителей был, оказывается, чужестранец – казак-каменотес. Не знаю, каким образом, но во время работы с ним случилось несчастье, он сломал обе ноги. Пять лет в селе занимались лечением строителя, наконец, он выздоровел, однако захотел остаться на этой земле, решил жить, трудиться здесь. Но с этим не согласились аборигены-арасадзыхьцы:

– Дад, мы тебя сильно уважили, за труд тебе заплатим, те один-два твоих товарища, которые приехали сюда работать, уже уехали по своим местам, у тебя тоже есть своя родина, там ты больше нужен, езжай к себе. Не обижайся, но эта горная земля – святое место не приемлет чужого языка, людей, кроме тех, кто со дня сотворения мира живет здесь, – сказали ему.

Что каменотесу оставалось делать? Если даже не по душе пришлось сказанное ему так открыто и честно хозяевами, он вернулся туда, откуда приехал.

Из сохранившихся сегодня в Арасадзыхье самая большая крепость та, что стоит на высоком плоскогорье, называемом Капаа рху, – крепость Ачапара VI века нашей эры. Вокруг нее были высоченные, преграждавшие путь даже птичьему полету стены (их остатки видны и сегодня), внутри было поселение с церковным храмом, кладбищем. Из крепости Ачапара Абхазия видна далеко вниз и вверх.

Безусловно, эта построенная на возвышении крепость носила стратегический характер, была одним из оборонительных объектов Абхазии. В 70-х годах XX века ее впервые исследовал доктор исторических наук, профессор, член Академии наук Абхазии О. Бгажба (см.: О. Бгажба. Крепость Ачапара. Материалы по археологии и искусству Абхазии (МАИА). Сухум, «Алашара», 1974 г.).

В нижней части Арасадзыхьа, где выбивающаяся из-под скалы горная речка сливается с Моквой, можно увидеть заводь, куда любила заходить и резвиться рыба. Местные жители знали, когда форель шла вверх, против течения на нерест, и тогда ее не трогали. Но каждую весну, когда форель шла косяком обратно вниз, ее ловили сачками из ореховых или рододендроновых прутьев, пропускавшими сквозь себя молодь и задерживавшими крупную рыбу. Из-за того, что у этого места жили носители фамилии Лагулаа, его называли местом их ловли рыбы. Однако для всех арасадзыхьцев оно было общим, рыбу ловили всем селом и делили поровну. И соседним селам, бывало, перепадала рыба. Безусловно, это место было в основном под контролем лагулаавцев, просто так и в неположенное время к нему никого не подпускали, не позволяли глушить рыбу. Однако, когда ушли из жизни старейшие родов, когда изменились времена, молодежь не смогла уберечь это место, и оно оскудело: то ли от того, что взрывчаткой попортили выход из грота в реке, откуда выплывала рыба, то ли не стало рыбы в самой горной реке, вытекающей из-под скалы, от постоянного глушения, вплоть до мальков. Человек не уберег того, что было создано природой для его же блага.

Находящиеся на территории Арасадзыхьа урочища (Т,алкак, Ат,уажуахуы, Еих,уазт,оу, Баг,уаджь иаап,т,ра, Ладжь иаап,т,ра, Дадым иаап,т,ра) богаты разнообразной растительностью. Здесь встречаются каштан, бук, дуб, граб, клен, сосна, липа, пихта, ольха, тис, самшит, лавровишня и другие. Арасадзыхьцы оберегали это природное богатство, охраняли и в древние, и в нынешние времена, ревностно относились к своему лесу, просто так никому не позволяли его трогать. Однако когда в 60-х годах прошлого века в урочище Арасадзыхьа стали добывать барит, пришлось вырубить изрядную лесную полосу для строительства дороги, что в немалой степени отразилось на микроклимате и на самих лесных массивах, они заметно оскудели. Надо с сожалением воспринимать то, что и сегодня леса нашей Абхазии вырубаются безжалостно.

Арасадзыхь – горное село. На его склонах невозможно использовать технику для сельскохозяйственного производства так, как это можно сделать на равнинных полях. Здесь особо нужны крепкие мускулы крестьянина. Если он хочет жить, трудиться, постоянно должен иметь добротную соху и выносливого быка. Правда, в советское время хозяйство арасадзыхьского крестьянина расширилось, его культурный уклад намного изменился, но все равно горное село имеет немало особых, ему лишь свойственных трудностей. Несмотря на это, жители Арасадзыхьа всегда были зажиточными, как говорится, лошади были при седлах, скота не сосчитать, выпить-покушать вдосталь, люди любили ходить к ним в гости. До наступления Советской власти здесь много мелкого рогатого скота содержали хаджимбовцы, какубавовцы, шамбовцы, ломиевцы, капбовцы и многие другие. Их скот зимой пасся в урочищах, летом – на горных пастбищах. Но когда в конце 20-х годов XX века в Абхазии стали организовывать колхозы, повсеместно отобрали у всех скот, будто бы он мешал строительству социализма. И этим отбивали у крестьянина охоту заниматься скотоводством, сопряженным с тяжелым трудом. Однако, несмотря на бездарные, спонтанные законы Сталина, которые довлели и над крестьянами Арасадзыхьа и не давали им продохнуть, они умудрялись не оставаться без достаточного для жизни поголовья скота.

Издревле живущими в Арасадзыхье аборигенами являются носители фамилий: Бганба, Амичба, Ломиа, Капба, Хаджимба, Нанба, Лагвилава, Аргун, Ахсалба, Какубаа, Чхетиа, Цалкиа, Габниа, Гогиа, Дочиа, Каджая, Тхуазба, Маландзиа, Багателиа, Дарсалиа, Чкуан, Тхайцук, Кархалаа, Ратиа, Мерцхулава, Шакаиа, Харазиа, Кайтан (ба), Кутелиа, Ашуба, Черкезиа, Цурцумиа, Адлейба. В среде названных фамилий в Арасадзыхье всегда рождались поколения славных, не щадивших себя для защиты Родины, бесстрашных людей. Подтверждающих это исторических фактов множество, но, оставив древность, возьмем примеры из прошедшего века.

В дни Первой мировой войны среди вставших на защиту Российского государства добровольцев из Абхазии (свыше 320 человек) были и сыны Арасадзыхьа. Это: Чыча, Капба, Пакуа Багателиа, Максме Цулукиа, Саат Лагвилава, Париа Маландзиа. За проявленный в войне героизм они удостоены наград. (См.: 1. К. Д. Мачавариани. «Светлой памяти Лакербай, павшего на войне героя-корнета». Батуми, типог. Н. Хвингия, 1917 г. 2. Е. К. Габелия. Абхазские всадники. Сухум, 1990 г.).

Среди борцов за установление Советской власти и изгнание грузинских меньшевиков заметную роль играл родившийся (1884 год) и выросший в Арасадзыхье Степан Екыпович Капба. Он был одним из тех, кто открыто боролся против установления меньшевистской диктатуры в Абхазии. В 1917 году Степан Капба руководил созданными в Гупе (тогда Арасадзыхь входил в Гуп), Баслахубе, Пакуаше крестьянскими революционными отрядами. В установлении Советской власти в Абхазии в 1921г. активное участие принимал руководимый Степаном Капба партизан-ский отряд. Именно они, члены этого отряда, первыми вошли в город Очамчыру, освободили его от грузинских меньшевиков и затем с оружием в руках гнали меньшевистскую банду до Нового Сенаки.

После установления Советской власти Степан Капба работал начальником отдела Кодорского уездного ревкома. 5 августа 1921 года он был убит бандитами. (См.: Борцы за Советскую власть в Абхазии. Сухум, 1965 г., с. 126).

В советское время в Арасадзыхье, как и во многих селах, произошли заметные перемены: построили школы, проложили автомобильную дорогу, организовали колхоз. Правда, в первые годы Советской власти в Арасадзыхье не было своей школы, своего сельсовета, так как тогда он и Гуп были единым селом. Это создавало трудности и в хозяйственной, и в общественной жизни. Поэтому в 1929 году Михаил Аргун, Естат Капба, Гуадж Ломиа и Куагу Хаджимба пришли к руководителю Абхазии Нестору Лакоба и рассказали о том, что их детям далеко ходить в школу, что они хотят иметь отдельный сельсовет и отдельный колхоз и что Арасадзыхь – самостоятельное, со своей историей горное село.

Великий сын Абхазии Нестор Лакоба, ничего не оставлявший без личного внимания, сам поехал в Арасадзыхь и, изучив положение, дал разрешение отделиться и иметь отдельную школу. Вначале в Нижнем Арасадзыхье появилась начальная школа, ее директором стал Баграт Капба. Создали и колхоз с названием «Арасадзыхь». Этим колхозом до развала Советского Союза в разные годы руководили Михаил Кобахиа, Милтон Багателиа, Дзадз Капба, Парна Ломиа, Щаиф Шоуа, Инус Тхайцук, Михаил Бганба, Давлет Лагулаа, Рауф Хаджимба.

Спустя пять лет после открытия начальной школы в Нижнем Арасадзыхье появилась неполная средняя, директором ее был погибший в Великой Отечественной войне Адгур Какубава, потом – Харитон Кучубериа, Джоф Капба, Валерий Ломиа, Рушьни Капба.

Директором открывшейся в Верхнем Арасадзыхье начальной школы назначили Владимира Бганба, затем – Канту Каджая. В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, К. Каджая ушел, как и многие арасадзыхьские парни, на фронт. Воевал героически, затем остался в действующей армии и вернулся увешанный орденами и в чине полковника. После демобилизации многие годы возглавлял военную кафедру Тбилисского университета. Затем вернулся на родину, жил в Сухуме, ушел из жизни в 2001 году, похоронен в Арасадзыхье, на кладбище его предков.

В арасадзыхьской средней школе имени С. Капба в разное время директорами работали А. Чхамалиа (женщина), А. Капов, В. Ломиа. Сейчас здесь директором Т. Бганба.

Когда после отделения от Гупа в Арасадзыхье создали свой сельсовет, среди первых его руководителей были хотя и не образованные, но одаренные природой, мудрые, уважаемые в народе, влиятельные люди: Гуадж Ломиа, Михаил Аргун, Естат Капба. После них, начиная с 40-х годов, председателями сельсовета работали Баграт Капба, Щыпа Цулукия, Хайкур Гындиа, Мыща Гындиа, Щащ Ратиа, Юра Дочиа. Сейчас главой Администрации села является Руслан Гогия.

Как и во всех абхазских селах, в горном Арасадзыхье люди работали в соответствии с новыми законами, словом, участвовали в социалистическом строительстве, не было тех, кто противился, уходил в сторону. Более того, даже когда при создании колхозов были перегибы, к примеру, когда отбирали землю и скот, когда ущемляли личные права крестьянина и т. д., они молча переносили это, считая, что так нужно для строительства Советского государства. Арасадзыхьцы работали, не покладая рук, выращивали кукурузу, табак, содержали скот, пчел, сажали тунг и все остальное, что могло прижиться, произрастать в селе, выполняли спущенные им сверху планы. Но при этом всегда высоко ценили древнее, традиционное свое апсуара. В трагические, полные греха 1937-38 годы Бог уберег арасадзыхьцев, в поле зрения наших врагов-деспотов не попался никто – кроме Абаса Лагвилава. И за него, зря, без вины пропавшего хорошего человека, они сильно переживали, но что могли поделать, опасные были времена…

Когда я вновь просмотрел документ, повествующий о том, что в Великой Отечественной войне 1941-45 годов погибли 107 сынов Арасадзыхьа, мне вновь стало не по себе. Какой это удар, когда такое горное село лишается 107 прекрасных парней, половина из которых еще не были женаты!

Ведь они могли жить полнокровной жизнью, украшать свое село, поднимать его экономику и культуру. Но судьба распорядилась иначе.

В целом в Великой Отечественной войне участвовали 180 арасадзыхьцев. Вернулись 73, и конечно же, среди них было немало покалеченных, израненных.

Арасадзыхь оскудел людьми, горе пришло почти в каждый дом, но время брало свое, крестьяне день и ночь трудились на земле, с надеждой и мечтой о прекрасном будущем училась молодежь, подрастала новая интеллигенция. Росли двухэтажные дома.

Но когда грузинские нацисты, решив завоевать Абхазию, ее народ, в 1992 году напали на нас, сыны Арасадзыхьа, где из поколения в поколение передаются чувства патриотизма, героизма и беззаветной любви к Родине, вновь подняли оружие свободы и бесстрашно защищали Апсны на Западном и Восточном фронтах. Увы, в боях за свою Родину-Мать погибли Гарри (Адлер) Гугович Хаджимба, Резо Шарахович Гогиа, Роберт Иванович Габуниа. Всем троим присвоено высокое звание Героя Абхазии (посмертно). Звания Героя удостоился и Отар Ломия, к счастью, живой. За проявленную отвагу многие жители села удостоились высоких наград Родины.

Абхазия победила, изгнан грузинский агрессор. Но еще не зажили раны нашей Родины, не притупилась боль от потерь людских… Притормозилось и развитие нашего села, его движение в будущее. Да, всегда были и есть люди из Арасадзыхьа, прославляющие Абхазию. Это доктор философских наук, профессор Виталий Бганба, ныне покойный заслуженный врач Абхазии, бывший главврач Ткуарчалской горбольницы Алексей Бганба, юная героиня Великой Отечественной войны, добровольно ушедшая на фронт и вернувшаяся с наградами Цацикуа Дарсалия, сказители Базала Ломиа, Тамшыгу Капба, Бащ Хаджимба, герой Отечественной войны в Абхазии, кавалер ордена Леона, много лет отдавший народному образованию и воспитанию молодежи, нынешний зам. главы Администрации Гальского района Валерий Ломиа, зам. главы Администрации Сухума, участник войны 1992-93 годов Хухут Бганба, отдавший много сил образованию Джоф Капба, мастер спорта, директор арасадзыхьской средней школы имени С. Капба Тото Бганба, член Союза журналистов СССР, бывший редактор очамчыр-ской районной газеты «Акоммунизм ахь», ныне пенсионер Шота Каджая, депутат Верховного Совета СССР Нази Бганба, депутаты Верховного Совета Абхазии Рущни Бганба и Нанули Капба-Ломиа, мастер спорта СССР Виталий Дарсалиа, участник Отечественной войны в Абхазии, нынешний Премьер-министр Рауль Хаджимба, члены Союза журналистов СССР и Абхазии, сотрудники газеты «Апсны», известные публицисты и прозаики Борис Каджая, Владимир Капба, поэтесса Заира Тхайцук, поэтесса и тележурналистка Инна Хаджимба, полковник Платон Ахсалба и многие другие. В селе Арасадзыхь вырос известный абхазский ученый, академик Хухут Бгажба.

Душой абхазского языка, его колыбелью являются наши села. Одно из них – Арасадзыхь. Если черные силы и смогли пошатнуть некоторые устои, если и пришлось пережить много трагедий, потерь, если даже многим пришлось его покинуть, переселиться, все равно бьется сердце, жива сегодня душа села Арасадзыхьа. И дальше оно будет развиваться для будущих судеб, в нем вновь и вновь будут рождаться славные сыны и дочери, горячо любящие и почитающие свою Родину и свой народ. Потому что его корни, берущие начало в прошлых тысячелетиях, мощны, жизнестойки, наполнены энергией. Но тем не менее жизнь горного села Арасадзыхь должна находиться в русле государственной заботы.

Перевела с абхазского

Заира ЦВИЖБА