«Понтийский лимес» (Понт – Чёрное море, лимес – граница) – это система восточнопричерноморских римских укреплений (крепостей), охранявших империю от вторжения врагов со стороны моря и прибрежной части.

Во II в. римский гарнизон разместился и в Питиунте. Характер этих преимущественно военных центров (крепостей) отличался от ранних греческих городов.

Римляне укрепились в Абхазии с рубежа нашей эры, когда античная Диоскуриада была переименована в Себастополис при римском императоре Августе Октавиане.

Местные древнеабхазские племена (апсилы, абасги, саниги, мисимиане) старались не селиться в их ближайшем окружении и сосредотачивались в горных долинах. Население же греческих городов в эллинистическое время было смешанным. Вместе с тем в крепостях существовала купеческая прослойка, которая играла роль посредника между малоазийско-восточно­причерно­морскими центрами и местным населением, в среде которого пользовались популярностью предметы импорта. В своём стремлении защитить малоазийские районы от постоянных вторжений в Колхиду врагов, античная цивилизация затратила огромные усилия и средства для укрепления отдельных узлов Понта. Об этом свидетельствуют руины древних стен, находки археологов: предметы домашнего обихода и вооружения, скудные строки из письменных источников. Империя цеплялась за чужие приморские территории вначале на узком участке постройкой крепостей-кастеллов (небольшие четырёхугольные крепости с четырьмя выступающими по углам башнями), а затем вскоре проникала во все сферы жизни местных племён, приспособляя их возможности к выполнению своих тактических задач.

При императоре Веспасиане в 69–79 гг. н. э. в провинцию Каппадокию, в составе которой находился Полеймоновский Понт (бывшее Понтийское царство), было введено два дополнительных легиона («Аполлонов» и «Молниеносный»). Это событие дало возможность римлянам начать размещение в Восточном Причерноморье регулярных войск. Тогда местные племена, жившие вокруг Понта и Меотиды (в том числе и древнеабхазские), держались римлянами в подчинении тремя тысячами гоплитов (тяжело вооружённые воины) и сорока военными кораблями – «поддерживали мир». Это позволило создать «Понтийский лимес», важным звеном которого стал Себастополис.

Себастополис. Первое упоминание о Себастополисе принадлежит Плинию Старшему (I в. н. э.). В 137 г. н. э. крепость, по свидетельству Флавия Арриана, была окружена стенами и рвом, внутри которых находились казармы, конюшни, склады оружия и пищевых припасов, лазарет. О строительной деятельности Флавия Арриана в крепости сообщала надпись, обломок которой был найден на молу Сухумской крепости в XIX в. В IV–V вв. на месте Себастополиса стояла «первая конная когорта Клавдия».

В ходе археологических раскопок выявлены остатки трёх крепостей, сменявших и дополнявших друг друга во II–VI вв. н. э. Найдено также много обломков тарной (амфоры), столовой и кухонной керамики, светильники, стеклянные бокалы, монеты и другие изделия, как изготовленные на месте, так и привезённые из дальних стран.

Три строительных слоя в крепости говорят о том, что она разрушалась, затем снова восстанавливалась. В итоге в эпоху византийского императора Юстиниана I (527–565 гг.) Себастополис «по красоте и величию превратился в самый замечательный город», защищённый крепостными стенами, экономический, культурный и религиозный центр. Так произошла эволюция перехода крепости в город-крепость и, наконец, в настоящий город «с улицами и другими постройками».

В последнее время здесь проходят успешные археологические раскопки. Главное – найдены две эпиграфические надписи. В первой (примерно II в. н. э.) воздаётся хвала какому-то чиновнику за деяние государственной важности. Вторая – надгробная надпись легионера-христианина Ореста, в честь которого была построена восьмигранная (октогональная) церковь (V–VI вв.). Совсем недавно рядом была раскопана ещё одна одноабсидная церковь с мозаичным полом. В городе было много жилых и хозяйственных построек различного назначения.

Питиунт – хорошо изученная римская крепость на территории Абхазии. Её крепостные стены возведены во второй половине II в. н. э. Первые сведения содержатся в «Новой истории» у Зосима (V в.), описывающего события второй половины III в. в связи с нападением на Питиунт готов.

В конце III в. Питиунт становится местом ссылки христиан. Там был захоронен Лонгин, младший брат мученика Орентия. Из ссыльных христиан в Питиунте сформировалась первая христианская община на Кавказе, от которой епископ Стратофил был участником Никейского собора в 325 г. В Питиунте IV–V вв. квартировало «Первое счастливое крыло Феодосия», состоявшее из 500 легионеров.

Крепости-кастеллы имели округлую в плане канабу, как было в Питиунте, которая защищала посёлок отставных солдат и их семьи. Здесь археологами были исследованы административные здания, храмы, бани, обжигательные печи, рыбозасолочные ванны, великолепные мозаики, огромный некрополь и другие объекты с богатейшим археологическим материалом (в том числе монетами), подчеркивающим не только силу, но и мощь этой античной твердыни.

Зиганис. Во второй половине II в. н. э. в тридцати кмлометрах к северо-западу от р. Ингур появляется населенный пункт «Сиганей». На рубеже III–IV вв. здесь, в Зиганисе, был похоронен Кириак, старший брат Орентия-мученика. На рубеже IV–V вв. там стояла «Вторая когорта Валента». Археологи нашли в этом месте квадратную крепость-кастеллум – 120х120 м.

Кавказский внутренний лимес. Римляне несколько раз проводили военную реформу, ибо трудно было охранять свои многочисленные провинции, особенно периферии, коей являлась территория Абхазии. Поэтому империя отдавала охрану своих границ и местному населению, аборигенам провинций, платя им за это большие деньги. Но в то же время она имела там свои когорты. Вместе с тем в Африке (Хибеос, Большой Оазис) находилась когорта союзных ей абасгов («Аlla prima abasgorum» – 309 г.). Византийцы затем использовали некоторые римские крепости «Понтийского лимеса». Часть из них они восстановили. А в предгорной и горной части Абхазии, как и по всей Колхиде, византийцы укрепили ущелья, «клисуры». Ряд абхазских крепостей, в том числе Трахея, Тцибила, Тцахар и другие вошли в этот Кавказский внутренний лимес.

Дамасская сталь. Яркой особенностью материальной культуры населения Абхазии того периода были самые ранние для территории бывшего СССР мечи, изготовленные техникой сварочного дамаска (III–IV вв.). Эта виртуозная техника является вершиной ручного кузнечного творчества. Ею изготовлялись не только мечи, но и кинжалы, наконечники копий, ножи. Дамасская сталь – это технология. Зародилась она в г. Дамаск (поэтому называется дамасской) во времена римского императора Диоклетиана (284–305 гг.).

Дамасскому мечу не могло противостоять ни одно оружие. Он разрубал любую броню, крошил щиты, а простые железные мечи легко гнулись, как это было у галлов во время битвы с римлянами. Несчастным воинам во время битвы нужно было успеть разогнуть меч о колено, чтобы остаться в живых. Хороший меч не имел цены (за него могли отдать любимую жену и даже полцарства), он служил нескольким поколениям. Мечи из дамасской стали были важным предметом торговли с отдалёнными странами. Короли франков даже запрещали вывозить их (накладывали эмбарго). Сама технология производства подобных мечей хранилась в строжайшем секрете. Особенно красочно описывался внешний облик клинка, поэтизировались его качества, ибо оружие из сварочного дамаска считалось «божественным произведением». Древние мастера готовились к работе по изготовлению таких клинков, как к подвигу. Молитвы, абсолютное воздержание от горячительных напитков, отдаление от жены (она не должна вообще переступать порога кузницы) и бесконечные омовения – неотъемлемые условия работы. До конца отковки мастер не должен был прикасаться обнажённой рукой к металлу клинка, полоса которого каждый раз после прикосновения старательно обсыпалась золой соломы.

Основа подобного меча напоминала собой хорошую девичью косу: она состояла из сплетённых с помощью кузнечной сварки полос железа и стали. На основу наваривались резко закалённые стальные лезвия. После соответствующих операций на полотне клинка вдоль его средней части (в районе дола) формировались четыре вида светло-тёмных рисунков – строчечный (самый простой), угловой, двойной угловой и в виде розы (самый сложный). Таким путём достигалась не только неописуемая красота клинка, но и его неимоверная крепкость и гибкость. Поэтому при покупке дамасского меча сначала сгибали его клинок над головой, прижимая к ушам. Хороший меч затем сразу же принимал исходное положение. Или бросали на его лезвие газовую ткань, которая, медленно опускаясь, разрубалась на две части. Также прислушивались к звону дамасского клинка, т. е. к его «пению».

Каждый второй древнеабхазский воин был вооружён подобным мечом. Они могли поступать на местные поселения из приморских крепостей «Понтийского лимеса». Мало того, их пытались делать и на территории Абхазии. Например, меч из Эшеры (урочище Пышта) является имитацией сварочного дамаска. Интересно отметить, что узор на дамасских мечах называется «джоухар». Таково же название аналогичного узора на абхазских тканях – «аджоухар».