Леон II – первый царь абхазов. К 786 г. сложилось раннефеодальное государство – Абхазское царство. В «Летописи Грузии» (XI в.) так описано это знаковое событие для всей истории народов Закавказья: «Когда ослабели греки, отложился от них эристав по имени Леон, племянник (сын брата) эристава Леона, которому была дана в наследственное владение Абхазия. Этот второй Леон был сыном дочери хазарского царя и (воспользовавшись) силой их (хазар), отложился от греков, завладел Абхазией и Эгриси до Лихи и принял на себя имя царя абхазов».
Феодализация у абхазов, в основной массе лично свободных, проходила медленно. Княжеская власть опиралась на воинов-дружинников и на церковь.
Абасгия, в отличие от Лазики и Апсилии, почти не пострадала от арабского нашествия, что способствовало дальнейшему прогрессу её хозяйственно-экономического и культурного развития. Экономической базой Абхазского царства было отгонное скотоводство при наличии развитого земледелия. Археологи нашли более 400 «ацангуар» (по-абх. «ограды карликов») – загонов для скота . И по фортификационному искусству и церковной архитектуре Абхазское царство также мало чем отличалось от самой Византии, ибо они были тесно связаны. Византия использовала Абхазское царство как щит от арабских нашествий и способствовала включению в границы Абасгии сначала Апсилии, Мисиминии, приморской Лазики, а позднее и всей Колхиды. В этот момент произошло усиление Хазарского каганата, который тоже в свою очередь являлся щитом для Византии от арабских вторжений. Поэтому Византия нисколько не препятствовала Леону II «отложиться» от неё и стать царём абхазов. Мало того, как будет сказано подробнее далее, византийцы, хазары и абхазы были в кровном родстве на самом высоком уровне.
Леон II в конце своей жизни (806 г.) перенёс столицу Абхазского царства из Анакопии (совр. Новый Афон) в г. Кутаиси. Но это отнюдь не было проявлением некой «общегрузинской» политики. Леон II просто как мудрый политик расширял своё царство, используя при этом все доступные для того времени методы. Экспансия Абхазского царства на восток в VIII–X в. не только консервировала сплошной абхазский (абасго-апсилийский) этнический элемент по всей территории между Гагрой и Ингуром, но и способствовала распространению этого элемента в других районах Колхиды, Картли и Месхетии. Со временем это объективно привело к присоединению этих территорий. Так был создан щит против арабских нашествий.
Дети Леона II. После смерти Леона II Абхазским царством попеременно управляли три его сына: Феодосий II (806–825 гг.), Дмитрий II (825–861 гг.), Георгий I (861–868 гг.). Основное содержание внешней политики царства в тот период – борьба с Арабским халифатом и тифлисским эмиратом за влияние в регионе. В 820–821 гг. оно даже вмешивалось во внутренние дела Византиии (поддержало неудавшееся восстание Фомы Славянина).
Абхазское царство существовало не изолировано. Например, Феодосий был женат на тао-кларджетской царевне, а его брат Георгий на некоторое время овладел Картли с Чихской областью, где посадил эриставом своего племянника, сына Дмитрия. Византия со своей стороны оказывала всяческое содействие первым абхазским царям. После смерти бездетного Георгия I власть в его царстве была на 20 лет узурпирована представителями рода Шавлиани (Иоанн и Адарнас), в то время как законный наследник абхазского престола сын Дмитрия II, Баграт, скрывался в Константинополе. Примерно в 879 г. Абхазское царство уступает на время Картли армянскому царю Ашоту, а в 887 г. Баграт убивает узурпатора.
Византийский император Василий II дал воспитывавшемуся при дворе Баграту войско, которое было переброшено морем. Пройдя маршем до Кутаиси, он без сопротивления овладел отцовским престолом (888–893 гг.).
Восточная политика абхазских царей. Соперничество за Картли между Абхазским и Армянским царством было продолжено при сыне Баграта, Константине III (893–922 гг.). Он укрепил свои позиции не только в Картли (надпись на Самцеврисской церкви в Хашури, где говорится о строительстве здесь канала на 20 году царствования), но и в Кахети (надпись Эредвской церкви сообщает о его походе в эту область).
Согласно летописи, преемник Константина Георгий II (922–957 гг.) был храбрым, могущественным, боголюбивым, «славился как строитель церквей». Он, например, построил храм в Чкондиди (Мартвили). Учредил там епископию и украсил мощами святых мучеников. Именно через Константина III и Георгия II Византия проводила христианизацию Алании.
Сын Георгия II, Леон III (957–967 гг.), занимался укреплением царства и строительной деятельностью. Так, по его распоряжению в Мокве был возведён храм, при котором была епископская кафедра. На другом храме, в Кумурдо (восточнее совр. Вардзии) сохранилась строительная надпись (964 г.). Таким образом, юго-восточная граница Абхазского царства в то время проходила в районе Ахалкалаки.
Леону наследовал брат его Дмитрий III, царствование которого прошло в борьбе с младшим сыном Георгия II – Феодосием. В результате последний был ослеплён, но после внезапной смерти Дмитрия оказался на престоле. В 978 г. Феодосий был свергнут, а сын Гурандухт (сестра Феодосия) и тао-кларджетского феодала Гургена Багратида Баграт III (Баграт II по абхазской царской династии Леонидов) был провозглашён царём Абхазии. Этим актом завершается история Абхазского царства. От царства «абхазов» происходит довольно мирный переход к «царству абхазов и картлийцев». Северо-западной границей Абхазского царства (VIII–X вв.) была «Напсайская гавань» (Никопсия – Цандрипш), а на юго-западе – Апсарейская (Апсар у совр. Чорохи). Точные сведения по этому поводу сохранились в трудах византийского императора – историка Константина Багрянородного (945–959 гг.): «За Таматархой (совр. Тамань Краснодарского края), в 18 или 20 милях, есть река по названию Укрух, разделявшая Зихию и Таматарху, а от Укруха до реки Никопсиса, на которой находится крепость, одноимённая реке, простирается страна Зихия. Её протяжённость 300 миль… побережье от пределов Зихии, т. е. реки Никопсиса (если перевести мили в километры, совпадает с населённым пунктом Цандрипш – Ред.), составляет страну Авасгию, вплоть до крепости Сотириуполя (т. е. «город Сотера» – восточнее Трапезунта – Ред.). Она простирается на 300 миль». В другом месте Константин Багрянородный сохранил сведения, что крепость Артануджи (бассейн р. Чорохи) «является ключом в Авасгию».
Международное положение Абхазского царства. О том, каково было в первой половине X в. международное положение Абхазского царства видно из дипломатических документов («келевсов») времени Константина Багрянородного. Так, абхазского царя Георгия II называют «блистательным эксусиастом», свидетельствующем о независимости правителя Абхазии, так же говорится о его «царском достоинстве» и фактической просьбе сохранить с византийцами «дух союзничества и чистоту дружбы». Правители Абхазии, как и Алании, получали от византийского императора «золотую буллу», печать весом в два солида, а правители Хазарии и Армении – в три. Для сравнения – правители Древней Руси и Грузии именовались просто архонтами без всяких эпитетов, т. е. они были рангом ниже, но получали буллы весом в два солида. Всё это, помимо истинного положения вещей, являлось следствием хитросплетенной византийской политики.
Особенность феодализма. Основной чертой «горского феодализма» в период Абхазского царства было отгонное скотоводство. Преобладал мелкий рогатый скот – козы и овцы. Земледелие больше было плужным. Выращивали ячмень, просо, пшеницу, чечевицу. Традиционным промыслом оставался сбор мёда. Хозяйство в основном было хуторским, как и в более древние времена.
Важное значение имело ремесленное производство (гончарное с помощью ножного круга, металлообработка – получение железа древним сыродутным способом, ткачество). Кузнецы-ремесленники (топорники, ножовщики, оружейники, инструментальщики и др.) умели локально насталивать железные изделия, а затем традиционно закаливать в различных закалочных средах. Продолжали функционировать перевальные пути от приморских портов (Себастополис, Анакопия, Питиунт и др.), откуда шли купеческие караваны на Северный Кавказ.
Храм Симона Кананита. IX-X век.
Церковная архитектура. Особенно следует выделить памятники христианской архитектуры. Уже в VII в. могли появиться крестово-купольные храмы с тремя нефами (Алахадзы). В период Абхазского царства этот тип храма становится на территории Абхазии основным (Пицунда, Бзыбь, Лыхны, Псырдзха и др.). Они, с одной стороны, тесно связаны с церквями Трапезунта, а с другой – Западной Алании (Архыз, Шоана и др.). А Леон III добавил к этой группе храмов пятинефный Моквский собор, который по плану напоминает Софию Киевскую и другие подобные древнерусские храмы. Как свидетельствуют русские летописи, в оформлении Софии Киевской принимали участие «обезы», т. е. мастера из Абхазии.
Важно также знать, что в период Абхазского царства выделяется «абхазско-аланская школа» восточновизантийского церковного зодчества. В других местах Абхазского царства, даже в районе Кутаиси, не было подобных церковных построек.
До X в. в качестве основного языка деловых документов, церковных актов и официального богослужения оставался греческий язык. Грузинские надписи на территории Абхазского царства известны с конца X столетия.
Абхазское царство, помимо Византии, было тесно связано с соседними государствами – Хазарией, Аланией, Арменией.