Присутствие армян на территории Абхазии ещё в позднеэллинистическое время может быть отмечено не только на «многонациональной» Диоскурийской агоре (античная рыночная площадь), но и в боевых отрядах Понтийского царя Митридата VI Евпатора (союзник царя Армении Тиграна II).
В середине III в. н. э. римским гарнизоном в Питиунте, вспомним, командовал Сукессиан (по происхождению армянин), который умелыми и решительными действиями разгромил готских пиратов и тем самым спас местных жителей от разграбления.
В одной из рукописей (арабский, более поздний вариант «Истории Армении» Агафангела Арцруни, автора V в.) приводится легенда о крещении абхазов вместе с армянами святым Григорием-просветителем во время царствования Трдата III (301 г.).
Зодчий Фома Армянин и его сын Иоанн. В VI в. выходцы из Малой Армении зодчий Фома Армянин и его сын Иоанн осуществляли, как свидетельствовал Прокопий Кесарийский, руководство строительством оборонительных рубежей («клисур») и боевых действий византийцев в Колхиде. Иоанн был активным участником сражения с персами за Петру (совр. Цихисдзири) летом 549 г., где с отрядом из 50 человек произвёл подкоп и был ранен. Затем в начале лета 550 г. в битве при Гиппосе (совр. р. Риони) близ Археополя (совр. Нокалакеви) он, возглавляя конницу византийцев, умелым маневром способствовал разгрому персидского полководца Хориана и отличился при взятии лагеря персов. Раненый осенью того же года, он возглавил карательный отряд византийцев, переброшенный морем из Фасиса к Трахее – главной крепости восставших абасгов, в частности, руководил морским десантом. После завершения этой жестокой акции Иоанн во главе тысячного отряда подступил к стенам Тцибилы и на сей раз, «дружескими речами и обещаниями», сумел без боя взять «главную крепость Апсилии». Позднее, осенью 550 г. он сыграл решающую роль и во взятии у персов Петры, проведя свой отряд ему одному известным путём по отвесной скале на крепостную стену. Сам Иоанн погиб в бою: какой-то перс нанёс ему смертельный удар камнем, пущенным с помощью пращи. «Этот человек, – писал Прокопий об Иоанне, – совершал удивительные подвиги храбрости в битве с врагами». Ему в ту пору не было и двадцати пяти лет. В источнике он назван «юношей». Судя по всему, Иоанн, как это было принято в те времена, всюду следовал за своим отцом Фомой, и пока тот осуществлял надзор за строительством крепостей, хорошо изучил местность, узнал людей, их обычаи. Трахея и Тцибила – постройки 30 г. VI в., как очевидно, и другие крепости, вблизи которых он отличился. И не исключено, что бескровное решение вопроса у стен Тцибилы было результатом давней его дружбы с подростком-апсилом, который стал затем начальником этой крепости. Знал он, по-видимому, и епископа Константина, крестившего тогда взрослое население апсилов.
При сасанидском шахе Хосрове Ануширване (531–578 гг.), построившем знаменитую Дербентскую стену, произошло вторжение с целью якобы грабежа объединенных сил абхазов и аланов в Армению, которое закончилось неудачно (Табари, Х в.). Зато в 571 г. те же самые силы помогли восставшим против персов армянам (Феофан Хронограф, IX в.)
Абхазия и абхазы в армянской географии. Не имеют цены сведения армянской географии VII в. «Ашхарацуйц» о тогдашней Абхазии: «Между Булгарами и Понтийским морем живут народы: Гарши, Куты и Сваны до Писинуна – прибрежной страны Аваза, где живут Абхазк и Апшилк, до их города – прибрежного Севостополика и также за ним до реки, что называется Дракон, которая суть Вишап, что течёт из Алуании и делит Апхаз от области Егер…». Здесь впервые упоминаются оба названия Абхазии и абхазов (Апшилк-Писинун-Апсны и Аваза-Абхаз-Абхазия). Гарши, карш в переводе Сукри означают адыги (кашаг-касоги русских летописей). Севостополик соответствует современному Сухуму, а р. Дракон (Вишап) – р. Ингур, верховья которого до Бухлоона-Буколуса были в тот период включены в пределы Алании. Поэтому граница между Абхазией и Грузией, говоря современным языком, проходила в VII в по р. Ингур (так было ранее в VI в. и позднее, в середине VIII в.).
События у стен Тцибилы. В 711 г. Лев Исавр, возвращаясь из Алании через Апсилию в Константинополь, как известно, повстречал в горах Абхазии 200 византийских солдат в основном армянского происхождения, которые присоединились к нему и осадили «Железную крепость» – Тцибилу, комендантом которой был также армянин, но находившийся на службе у арабов. Вспомним, как на помощь армянскому отряду, возглавляемому Львом Исавром, пришёл «первейший среди апсилов» патрикий Марин, отец блаженного Евстафия, с 300 воинами-апсилами, и как крепость была взята и разграблена.
В 737 г. в составе арабской армии Мервана-ибн-Мухаммеда у стен Анакопии могли быть отряды армян с князем Ашотом и другими армянскими князьями во главе (Гевонд, VIII в.). После образования к 786 г. независимого Абхазского царства активизируется его восточная политика. В 80-х гг. IX в. нарастает соперничество Абхазского царства с Армянским из-за грузинского княжества Картли, которое было ключом ко всему Закавказью. В 888 г. армянский царь Ашот I Багратуни у р. Кура нанёс поражение войску абхазского царя Баграта I, которым командовал осетин Багатар. На протяжении 90-х гг. IX в. армянские цари, умело пользуясь междоусобицами Абхазского царства с грузинскими княжествами, овладели тем временем Картли, чему также способствовал абхазо-армянский «дружественный» военно-политический союз (890–891 гг.), позднее скреплённый династическим браком армянского царевича с абхазской царевной.
Связи Абхазского и Армянского царств. Дружеские отношения Абхазского и Армянского царств сохранялись до начала Х в., т.е. времени вторжения арабов в Армению, приведшего к распаду Армянского государства, чем незамедлительно воспользовался абхазский царь Константин III (893–922 гг.) и в 904 г. на время завладел Картли. Позднее после кратковременного пребывания в «почётном» плену у армянского правителя Смбата I он укрепил свои позиции в Картли, о чём может свидетельствовать надпись в Самцеврисской церкви близ Хашури, где говорится о строительстве здесь канала на 20-ом году царствования Константина III.
В 914 г. восточные границы Абхазского царства были нарушены из-за вторжения арабского эмира Абул Касима, который преследовал укрывшегося в «горах Абхазии» Смбата I. Опасаясь дальнейшего продвижения арабов на запад, абхазская армия была заблаговременно перевооружена по «византийскому обычаю в сплошные латы, в то время, как другие кавказские народы носили кольчужные доспехи, и на которые кругом смотрели со страхом и трепетом».
В 920 г. в сложной международной обстановке создается абхазо-армяно-византийская коалиция против арабов, о чем свидетельствует послание константинопольского патриарха Николая Мистика (в его второе патриаршество – 914–925 гг.) к католикосу Армении и абхазскому царю, приведенное в «Истории Армении» Иованнесом Драсханакерци. В послании говорится о том, чтобы у них забылись взаимные столкновения и обратились их «взоры к дружбе и единству, согласию и миру друг с другом» и чтоб они, объединившись, боролись «против общего врага». В послании также обещалось в подмогу большое византийское войско, чтобы отбить у неприятеля то, что было потеряно раньше.
Когда армянский царь Ашот II Железный (914–928 гг.) обратился за помощью к абхазскому царю Константину III, женатому вторым браком на дочери армянского царя Смбата I, то его встретили очень дружелюбно и оказали большую помощь, «собрав многочисленное войско на конях, словно по воздуху летящих, в железных доспехах и устрашающих шлемах, в скрепленных железными гвоздями нагрудниках и с прочными щитами, снаряженное и вооруженное острыми копьями». В источнике, как видно, описан боевой комплект абхазского воина Х в. периода расцвета Абхазского царства.
Другой армянский историк Степанос Таронский, прозванный Асогик, рассказывает далее о событиях Х в., очерчивающих сферы влияния этих двух крупнейших государств Закавказья. «Князь абхазов из земли сарматов, что по ту сторону Кавказских гор, предпринял поход (на Армению) во главе многочисленного войска... Он явился... на берег реки Кур (совр. р. Кура) с намерением опустошить всю страну нашу. Он отправил гонца не освящать церкви по обрядам православной веры святого Григория, пока не придет сам и не освятит по постановлению Халкедонского собора». Затем приведены подробности о сражении между конницей армянского царя Абаса (929–953 гг.) и армией князя абхазов Бера на берегах р. Кура. В результате Бер был пленён и увезён в Карс. Абхазы выкупили своего князя и «клятвенным обещанием утвердили обет мира с Арменией, что отныне впредь не будет войны между обоими народами». Причиной данного конфликта послужила передача абхазским царём крепости Берд (современный Шамшадинский район Армении), владетель которой был в конфликте с армянским правителем. Бер, скорее всего, являлся одним из вассалов абхазского царя Георгия II. Во второй половине Х в. восточная граница Абхазского царства с Армянским проходила в районе современного Ахалкалакского района Грузии, где абхазский царь Леон III (957–967) построил в Кумурдо храм, в парусах которого сохранились рельефные изображения его самого и сестры Гурандухт, матери Баграта III. В армянском источнике (Асогик) содержатся также интересные сведения конца Х в. о том, что последнего царя абхазов из династии Леонидов Феодосия III «ослепили вельможи страны» и что в деле воцарения в 978 г. его племянника Баграта III из династии Багратидов в Абхазии оказал поддержку армянский царь Смбат II (977–990 гг.).
Армянский епископ Х в. Ухнатес даёт высокую оценку Абхазскому царству: «Развился народ этот и, увеличив свою численность, распространился по разным берегам Понтийского моря, дошёл до границ Армении и Агвании, стал народом очень многочисленным. Название этой страны Абхазия».