Искусство. Истоки искусства Абхазии своими корнями уходят в каменный век (элементы простейшего линейного орнамента на каменных и костяных изделиях, а также в наскальной графике в гроте Агца).
В эпоху бронзы керамическую посуду украшали разнообразным нарезным и штамповым орнаментом. Кинжалы, топоры, булавки декорировались рельефным шнуром и рядами насечек «в ёлочку». Уникальная женская статуэтка праматери изготовлена из местного известняка (Отхара).
В переходный период от бронзового века к железному доминирующим становится гравированный орнамент, наносившийся на поверхность бронзовых изделий с помощью стального резца. В композиции древние мастера включали как традиционный раннеземледельческий орнамент (волна, свастика, солярный круг, сетка и др.), так и изображения различных животных (собака, лошадь, олень, змея, рыба, птицы и т. д.). Прослеживается тесная связь с произведениями тогдашнего переднеазиатского искусства (Урарту, Иран, Малая Азия).
К замечательным памятникам местного искусства следует отнести, например, бамборский ритон-рог для вина, украшенный скульптурной головкой козла и орнаментированный изображениями змеи, птицы, «собаки-лошади» и другими элементами. Заслуживают также особого внимания бронзовые фигурки винопийцы и женщины-матери из Бамборы и культовые эгретки – пряжки с изображением воинов, лошадей и собак со специфическими чертами стилизации и натурализма. Отличается разнообразием сюжетов и набор мелкоскульптурных изображений из Джантуха. Уникальны бронзовые топор из Джирхуа и красномаяцкие пряжки, инкрустированные железом. Помимо собственных произведений, в быту древнеабхазских племён большое значение приобретают и импортные вещи: медный щит с изображением орла (могильник Красный Маяк), панафинейская амфора с многосюжетной чернофигурной росписью (боги, люди, лошади и др.) из Эшеры, серебряная чаша с изображением процессии птиц (Ахул-Абаа) и многие другие изделия, характеризующие связи древних предков абхазов с греческим, иранским и скифским культурными мирами.
Женская статуэтка.
В период контактов местного населения с Римом, а позднее с Византией, самобытностью и эстетической привлекательностью отличается керамическая столовая и тарная посуда апсилов. Орнамент характеризуется разнообразием сюжетов и «раннеземледельческих» символов (растения и животные, «ромбы с крючками» и свастики, пятиконечные звёзды и рельефные пояски, изображения солнца и воды, скульптурные головки баранов и козлов). Следует отметить также сосуды-скульптуры оленя и быка, вероятно, культовые изделия. Всё это характеризует единую археологическую цебельдинскую культуру Абхазии в позднеантичное и ранневизантийское время. Из импортных вещей следует отметить золотую пластинку с греко-еврейской магической надписью, медальон с греческой надписью и изображением медузы Горгоны, поясные пряжки со скульптурными язычками или гравированными и инкрустированными разноцветным стеклом щитками. Особняком стоят апсилийские броши и заколки для волос из золота, серебра и сердолика. На отдельных сердоликах-геммах (инталия) присутствуют изображения древних божеств (Фортуна, Ника), лошадей и деревьев и т. д. Уникальна пастовая миниатюрная мозаичная бусина александрийского производства, украшенная шахматным многоцветным рисунком и четырьмя изображениями женских лиц. При многократном увеличении хорошо видны волосы, зрачки, брови, губы, родинка на шее, вырисованные разноцветным стеклом. В местном быту была популярна и стеклянная посуда: кубки, чаши, стаканы, рюмки, роги, амфоры, орнаментированные синими напаями, крестами, растительными поясами и т.д.
В эпоху Юстиниана Великого в VI в. широко проникали в местную среду элементы столичного ювелирного искусства: серебряный медальон с изображением женского лица, цветка и льва, броши в виде павлинов, ложечки для растирания румян, раннехристианские золотые и серебряные нательные кресты, бронзовые, золотые и серебряные крестовидные застёжки-фибулы, украшенные сердоликом в оправе, позолоченные поясные пряжки, щитки которых инкрустированы разноцветным стеклом.
В эпоху феодализма в быту распространяется расписная поливная керамика (монохромная и полихромная), исполненная техниками: граффити, кисти, выемчатой. Она изготовлялась как на месте, так и в Византиии, Крыму, Закавказье, на Ближнем Востоке; отличается многосюжетностью: растительный, геометрический орнаменты сочетались с животными, птицами, людьми, сценами охоты. Особое место занимает золотая напрестольная чаша из Бедийского храма, украшенная изображением святых в соответствующей декоративной обстановке, бронзовая икона из Лыхны с изображением св. Гавриила, серебряная икона с изображением Богоматери из Хуап и т. д. Ярким памятником книжного искусства является Моквское евангелие 1300 г., украшенное великолепными миниатюрами. Среди ювелирных изделий этого времени следует отметить золотые и серебряные серьги из цебельдинских храмов, булавки с птицевидными головками из Аху-абаа.
Искусство XVIII в. пока слабо изучено. В этот период распространяются мусульманские надгробья, расписная турецкая керамика синего цвета (кобальт), богато орнаментированные курительные глиняные трубки.
Архитектура. Древнейшими архитектурными памятниками являются дольмены (III тыс. до н. э.). На Западном Кавказе известны более двух тысяч дольменов. Около 80 находятся на территории Абхазии. Среди них выделяются плиточные (более ранние) и корытообразные (более поздние) гробницы (Эшера, Азанта, Отхара и др.). В Абхазии известны и кромлехи – другой вид мегалитических памятников. Если дольмены напоминают домики, то кромлехи представляют собой концентрические круги. В Отхаре археологами выявлен дольмен в кромлехе.
Архитектура античной эпохи на раннем этапе характеризуется остатками деревянных сооружений, типичных для быта как местных, так и греческих поселений страны. Это в первую очередь бревенчатые срубы, ограды – плетёные заборы. Древнейшие каменные постройки – циклопическая стена (без раствора) Пацхирской крепости (Цебельда) и позднеэллинистический ансамбль оборонительных, бытовых и культовых сооружений Эшерского городища, где уже в кладке стен использовался известковый раствор. Здания оформлялись известняковыми колоннами и резными карнизами, а крыши покрывались красно-коричневой черепицей (солены, калиптеры).
Период тесных контактов апсилов и абасгов с римско-византийским культурным миром (I–VIII вв. н. э.) осуществлялся в первую очередь через города-крепости Себастополис и Питиунт. В архитектуре сельских местностей основное значение сохраняют деревянные строения. Постройки Себастополиса и Питиунта обладали совершенными оборонительными сооружениями с башнями, контрфорсами, сложными воротными системами. На их территории располагались монументальные жилые, хозяйственные и культовые постройки. Полы заливались водонепроницаемым раствором цемянки, в котором присутствовал толчёный кирпич. Для украшения зданий использовались тесаный известняк и мрамор. Особо следует отметить мозаичные полы гражданских и раннехристианских храмовых построек Питиунта, отличающиеся разнообразием сюжетов.
В эпоху Юстиниана, во второй четверти VI в., в Восточном Причерноморье была создана система укреплений – «клисур», составляющих внутренний «Кавказский лимес», в который вошли Трахея, Тцибила, Тцахар, Шьапкы и др. Далеко в горах широко использовались римско-византийские строительные приёмы: кладка смешанная, кирпично-каменная, кладка из грубо обработанных известняковых блоков, кладка из грубообработанного известняка с протиркой швов раствором. Монументальные многоэтажные башни (круглые, четырёхугольные, пятигранные) перекрывались низкими куполами, коробовыми сводами, снабжались катапультами и другими метательными машинами. За двойными стенами, обрамлёнными зубцами, – сторожевые площадки и лестницы, казармы, бани с тремя комнатами (холодной, тёплой, горячей), водохранилища, винодавильни, гражданские и храмовые здания. К крепостям строились водопроводы, часть из которых функционирует и ныне.
Алтарная преграда. Цебельда.
Абхазия – раннехристианская страна, поэтому здесь, особенно в эпоху Юстиниана, происходило храмовое строительство (например, Драндский собор, Цандрипшская базилика, церкви в Цебельде, Себастополисе, Алахадзы и Гиеносе). Стены сооружались из камня и кирпича на прочном известковом растворе, полы были покрыты цемянкой, крыши – черепицей, карнизы перекрывались фигурным кирпичом. Внутри церкви отделывались мрамором (в том числе с острова Проконесса), мозаикой, фресками, резьбой по камню, имели колоннады, алтари, гробницы-мощехранилища, крещальни, церковную утварь. Церковное зодчество Абхазии этого периода несёт на себе воздействие различных архитектурных школ Византии от Царицына Града (Югославия) до Антиохии (Сирия).
Уникальной является алтарная преграда, так называемого, Вороновского храма (Цебельда), фактически – это каменные иконы второй половины VI–VII вв. Эта «Библия» в камне включала свыше десяти скульптурных сцен на темы из Ветхого и Нового завета. Цебельдинские иконы создавались под влиянием, по крайне мере, трёх школ: византийской, сирийской и сасанидской.
Анакопийская крепость (перв. пол. VII в.) оказала в архитектурном смысле влияние на крепостное строительство в горных условиях в период Абхазского царства (VIII–X вв.) и в последующий период (Герзеул, Ачапара, Псху, Клыч и др.). Гражданская архитектура X в. характеризуется древнейшим строительным ярусом дворца на Лыхнаште, связанного с близлежащим церковным ансамблем.
В особую абхазо-аланскую школу византийского зодчества выделяются памятники христианской архитектуры Абхазского царства в VIII–X вв. (Пицунда, Алахадзы, Бзыбь, Лыхны, Мсыгхуа, Псырдзха, Северный Зеленчукский храм и др.). В Моквском соборе, например, полы и алтарная часть были украшены мрамором и мозаикой. Здесь найдены мраморные колонны и их навершия: капители с изображением креста, солнца, растений из более ранней церкви. На стенах храма сохранились росписи мастеров. И не случайно в русских летописях говорится об «обезах», принимавших участие в строительстве знаменитого Софийского собора в Киеве. К концу X в. относится и Бедийский собор.
К монументальной архитектуре эпохи «царства абхазов и картлийцев» (XI–XIII) относятся верхняя часть воротной башни в Анакопии, Замок Баграта, храм Илор, Беслетский арочный мост, алтарная преграда Анухвской церкви с изображением св. Георгия и др.
К архитектурным памятникам более позднего периода (XIV–XVII вв.) относится большое число феодальных замков в Мчыше, Мархяуле, Лате, Джгярде, Царче и другие, расположенные в горной части Абхазии. На побережье строятся и функционируют крепости при генуэзских факториях (Псырдзха, Тамыш и др.). Достраиваются и некоторые участки Келасурской (Великой Абхазской) стены. В это время появляется множество приходских церквей с погостами.
С архитектурой XVIII в. связаны соответствующие постройки Сухумской крепости, которые относятся к турецкому времени.