О Б Р А Щ Е НИ Е

ко всем гражданам Абхазской АССР

 

Около двух лет Верховный Совет Абхазской АССР не созывал своих сессий. Между тем только за год работы Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР принято несколько десятков основополагающих законов, непосредственно затрагивающих интересы автономных республик. В это же время Верховным Советом Грузинской ССР приняты постановления и законы, противоречащие Конституции СССР, нормативным актам Союза ССР и существенно ущемляющие интересы Абхазской АССР. Действие некоторых общесоюзных законов, признанных не соответствующими интересам Грузии, фактически приостановлено.

Верховным Советом Грузинской ССР в 1989-1990 годах трижды (в ноябре 1989 года, марте и июне 1990 года) созывались сессии, посвященные проблеме государственной независимости Грузии. На этих сессиях приняты постановления, в которых установление Советской власти в Грузии в феврале 1921 года расценивается как свержение существовавшего политического строя - власти Демократической республики Грузии, осуществленное путем военного вмешательства (интервенции) и оккупации со стороны РСФСР.

Признаны незаконными и недействительными как все государственные структуры, существовавшие и существующие в Грузии с февраля 1921 года, так и заключенные Советской Грузией договоры: договор между ССР Грузией и РСФСР от 21 мая 1921 года; договор о создании ЗСФСР от 12 марта 1922 года и договор об образовании Союза ССР от 30 декабря 1922 года. Поставлен вопрос с необходимости признания правительством РСФСР факта грубого нарушения в феврале-марте 1921 года Договора с Демократической республикой Гру-

 

[110]

 

зия от 7 мая 1920 года, а также образована комиссия для разработки правового механизма установления независимости Грузии.

Восстановление независимой Грузии является неотъемлемым правом грузинского народа, который может решать этот вопрос на основе принципа самоопределения без какого-либо давления извне при соблюдении прав человека.

Вместе с тем постановления Верховного Совета Грузинской ССР влекут за собой ряд политических и правовых последствий.

Объявление незаконными и недействительными органов Советской власти, а также заключенных ими договоров означает, что тем самым признаются не имеющими юридической силы все государственно-правовые акты, касающиеся взаимоотношений Грузии и Абхазии. Вследствие этого возникает вопрос о правовом статусе Абхазии, затрагивающий интересы не только абхазов, но и всех народов, проживающих в автономной республике, грузин, армян, русских, греков, эстонцев и др. Вполне понятна обеспокоенность абхазского народа, Абхазия - это его родина. Только с ней и ее государственностью связаны его настоящее и будущее. Он несет особую ответственность за ее судьбу. Нельзя также забывать, что защита государственности Абхазской АССР в первую очередь предполагает охрану законных интересов и прав абхазского народа, гарантированных Конституцией СССР, а также такими фундаментальными международно-правовыми документами как Устав ООН, Хельсинкский Заключительный акт 1975 года, Венский Итоговый документ 1989 года и другими международными актами о правах народов.

В этих условиях защита интересов народов Абхазии- прямой долг высшего органа государственной власти Автономной республики.

Обеспокоенная судьбой Абхазии большая группа депутатов Верховного Совета Абхазской АССР обратилась в Президиум Верховного Совета Абхазской АССР и поста-

 

[111]

 

вила вопрос о проведении сессии. Её предполагалось провести 29 июня 1990 года. Однако по рекомендации представителей высших органов власти страны сессия была перенесена на более поздний срок. В газете "Советская Абхазия" 27 июня была опубликована информация о повестке дня сессии и причинах её переноса.

24 июля 1990 года в газете "Советская Абхазия" был опубликован Указ Президиума Верховного Совета Абхазской АССР о созыве Верховного Совета Абхазской АССР 28 июля 1990 года.

Несмотря на то, что подробная информация о предстоящей сессии была заблаговременно дана в печати, по радио и телевидению, определенная часть депутатов не явилась на заседание. Свою неявку одни депутаты объясняют неинформированностью, другие - несогласием с повесткой дня. Более того, в прессе: "Сабчота Абхазети " от 25 июля и "Дроша" от 26 июля опубликованы статьи и заявления, грубо искажающие смысл предстоящей сессии, вводящие в заблуждение многонациональное население республики и по существу призывающее к межнациональному столкновению. Под влиянием дезинформации ряд местных Советов в срочном порядке провели свои заседания и приняли поспешные решения, осуждающие проведение сессии, а на некоторых предприятиях лица грузинской национальности организовали забастовки. Организаторы бойкота оказали грубое давление на некоторых депутатов, вынудив их не явиться на сессию.

Эти акции представляют собой не что иное как попытку откровенного силового давления, политического шантажа на предложение парламентским путем решать насущные проблемы автономной республики. Такого рода политика диктата, навязывания своей воли другим народам с позиции силы и угроз была осуждена в резолюции № 24 "Об этнических конфликтах в Грузии", принятой международной конференцией, созванной организацией "Демократия и независимость", в июле 1990 года в Праге.

 

[112]

 

Удивляет, что в то время, когда отдельные лидеры всегрузинских неформальных организаций призывают представителей абхазского народа к диалогу, многие депутаты Верховного Совета Абхазской АССР не пожелали принять участия в парламентском обсуждении существующих проблем. Очевидно, что сегодня в Абхазии в грузинском национальном движении решающую роль играют деструктивные силы.

Парламентский путь - единственно возможный способ решения проблем, принятый среди цивилизованных народов. Отказ от диалога в Верховном Совете ведет к митинговой стихии и межнациональным конфликтам. Виновных во всем этом следует искать не среди тех кто призывает к парламентскому диалогу, а среди тех кто бойкотирует его.

 

Депутаты Верховного Совета

Абхазской АССР ( 58 человек)

 

28 июля 1990 г.,

г. Сухуми

 

Обращение принято на собрании депутатов Верховного Совета Абхазской АССР, прибывших на свою ДЕСЯТУЮ сессию, которая была назначена на 28 июля 1990 года, но не состоялась из-за отсутствия кворума.

 

[113]