Исх. № 11-82

5 октября 1990 г.

ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ВЕРХОВНОГО

СОВЕТА СССР

тов. ЛУКЬЯНОВУ А.И.

В соответствии с Постановлением Верховного Совета СССР от 24 сентября 1990 года проанализированы проект программы стабилизации экономики и перехода к рынку, представленный Президентом СССР, а также другие программы.

В ходе рассмотрения было отмечено, что концептуальное положение программы перехода к рынку должно основываться на ряде положений новейших законов СССР "0 разграничении полномочий Союза ССР и субъектов Федерации", "Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик", "Закона о собственности в СССР", "Основ законодательства о земле" и др., в которых признано, в частности, что автономные республики - советские социалистические государства, субъекты федерации - Союза ССР; автономные республики, согласно этим законам, имеют те же права, что и союзные республики, в экономической и социально-культурных областях.

Между тем, в программе, представленной Президентом, автономные республики - национальные государства, автономные области и округа - национально-государственные образования получают права обычных административных единиц. Это не что иное как грубое ущемление равноправия и суверенитета десятков народов нашей страны и ликвидация существующих полномочий, созданных этими народами государств и государственных образований. Вместе с тем это кардинальное изменение основных принципов национально-государственного устройства СССР и самой национальной политики, в основе которой лежит "Декларация прав народов России".

 

[183]

 

Из положений программы также вытекает, что административно-командная система демонстрируется на уровне органов власти Союза ССР и одновременно резко усиливается на уровне власти некоторых союзных республик, включающих в себя автономии, которые получают безраздельное право на управление теперь полностью подвластными им территориями. Мы уверены, что это усилит давление на малые народы, будет способствовать исчезновению культуры, языка, самобытности этих народов и, в конечном счете, приведет к их полному исчезновению, будет способствовать центробежным тенденциям внутри союзных республик и, как следствие, приведет к обострению межнациональных противоречий и столкновений на национальной почве.

Кроме того, получится так, что задолго до принятия Союзного договора, который автономии рассматривают как документ, в котором вместо несправедливой сталинской структуры Союза ССР, будет закреплено равноправие и суверенитет всех народов СССР, их право самостоятельно определять свой политический статус, программа перехода к рынку фактически предопределяет решение вопроса и снимает с повестки дня вопрос о статусе автономных республик, автономных областей и округов.

В программе Президента демократический принцип передачи полномочий снизу вверх используется лишь применительно к союзным республикам. Права же автономий определяются сверху - т.е. антидемократическим путем. Это тем более очевидно, поскольку целый ряд автономных республик: Абхазия, Карелия, Коми, Северная Осетия, Татария, Удмуртия, Якутия приняли свои Декларации о государственном суверенитете, и надо полагать, что в самое ближайшее время будут приняты и декларации других республик.

Эти декларации, в которых выражена воля народов автономий, не учитываются в представленной программе, что означает признание прав больших народов, а права малых грубо попираются.

 

[184]

 

Кроме того, концептуальное положение программы противоречит принципам равноправия и суверенитета народов, самоопределения, признанным всем международным Сообществом Наций и закрепленным в Уставе ООН, международных актах о правах народов.

Исходя из всего вышеизложенного считаем, что в основу программы должен быть положен принцип - полноправными субъектами государственного регулирования экономики являются союзные, автономные республики, автономные образования. Все они должны быть поставлены в равноправное положение по отношению к Союзу ССР. Все содержание программы должно быть приведено в строгое соответствие с этим основополагающим принципом.

Только в этом случае программа стабилизации экономики и перехода к рынку, предложенная Президентом СССР, может быть принята за основу, как наиболее приемлемая в сложившихся условиях.

 

Председатель

Президиума Верховного Совета

Абхазской АССР                                      В. КОБАХИЯ

 

5.10. 90 г.

[185]