Государственность есть особый признак, которым отмечено историческое развитие страны, нации, сумевшей создать собственное или восстановить утраченное в силу различных причин свое государство. Это не только достояние общества и показатель его развития. Это идеология, общественная, политическая и культурная ориентация, направляющая страну на развитие государства, на его защиту и др. Как отмечает В.В. Ильин в работе «Политология»: основные символические признаки государственности, это использование официального государственного языка, эмблематики (герба, гимна, флага) и специфических форм государственной (политической) организации общества: формы правления, государственного строя, политических отношений, структур власти и т. д. Проблема развития государственности всегда является острой, особенно в переходные периоды становления государств, что связано с распадом империй и государственных союзов. Абхазия уже прошла этот путь.
Мировой опыт государственного строительства выявил ряд важнейших факторов легитимного формирования и существования государств. К ним относятся: наличие непосредственной связи народа с территорией проживания, т. е. право народа на данную территорию, стремление народа к политическому самоопределению, т. е. к формированию публичной власти, способность народа обеспечить функционирование государства. Все эти факторы наличествуют в отношении Абхазского государства. Как указывает С. Шамба в работе «К вопросу о правовом, историческом и моральном обосновании права Абхазии на независимость», Абхазское государство – и то, которому двенадцать веков, и то, что воссоздано в 90-е гг. XX в., – образовано абхазским народом на своей родине, оно самостоятельно и успешно функционировало в различных исторических условиях. В ходе своего развития абхазская государственность изменяла свои формы и конкретное наполнение, порой ослабевала до крайне низкого уровня и даже прерывалась, но никогда не исчезала из сознания народа.
Политическая воля абхазского народа к обеспечению суверенности, выраженная в многочисленных фактах на протяжении веков, всегда была и остается залогом существования его государства. Принятие Грузией постановлений, которые дезавуировали ранее действовавшие официальные государственные решения, существенно облегчило работу по выявлению доказательной базы по вопросу наличия необходимых условий, подтверждающих государственность и суверенитет Абхазии. Как ранее было отмечено, документы, принятые Грузией в период с 26 мая 1918 года и до окончания грузинской оккупации в 1921 году, а также в последующие годы - являются ничтожными с самого начала, не действительными и не имеющими юридической силы. Они должны быть дезавуированы правительством Республики Абхазия для восстановления первоначального положения (restitutio in integrum).
Абхазия не только боролась за сохранение СССР, за его целостность, но она с ним и мыслилась. И сохраняла это отношение до конца, даже в те дни, когда Советскому Союзу грозила опасность разложения, распада. Но центробежная сила перестройки и реформирования колосса росла, и Абхазия отошла от СССР последней. Реально объединяющей силой этих стран являлось их соседство, как по суше, так и по морю, близкое единство их славянского массива и кавказских народов, историческое объединение их отдельных групп, их взаимного тяготения друг к другу, их переплетения духовных, экономических интересов. Слишком много жизненных нитей, материальных и духовных, протянулось между ними.
Тезис о праве народов на самоопределение, постоянно забывают политические или государственные чиновники. Это, впервую очередь относится к определяющим развитие межгосударственных отношений на уровне ООН, ПАСЕ и проч. Напоминаем, что какие бы решения не принимали те или иные правительства и структуры мирового сообщества, - Абхазия имеет все основания и права настаивать на восстановлении и признании своей полной независимости. Как она распорядится и справится с ней – это ее личное дело, дело ее державных прав над своею судьбой.
В капитальной работе по исследованию причин возможного влияния на потерю суверенитета таких обстоятельств, как оккупация и аннексия государства С. В. Черниченко показывает, что такие характеристики, как суверенитет, личность и правосубъектность государства, тесно связаны друг с другом. При этом под термином «личность государства» понимается роль персоналий в руководстве страной и их позиция в определении государственной политики, т. е. определяется лицо государства через осуществление вектора воли отдельных представителей государства и социальных групп.
В период полной оккупации страны, даже если государство гибнет, теряя свою личность, лицо оно не теряет, сохраняет свою правосубъектность, так как с потерей государственности сохраняются компоненты государства – территория страны и ее население как субъекты международного права. Если народ, являющийся источником суверенитета государства, сохранен, считается, что и суверенитет государства, как и его правосубъектность, de jure сохранены. В этом случае государство de facto теряет только дееспособность, поскольку общество, породившее это государство, сохраняется и при наступлении благоприятных условий, корни государства дадут новые побеги. Легко разрушить оккупацией государственные структуры, сложнее – экономические взаимосвязи и невозможно – духовные связи общества, его культуру. Этот тезис подтвержден на практике эволюцией государства Абхазия, подвергшегося воздействию военной, экономической и иной экспансии со стороны Грузии в период с 1918 по 1993 годы. Он свидетельствует о том, что даже длительный период утраты личности государства, его международной правосубъектности, (как и его «воскрешение»), зависят от объективных и субъективных факторов.
Вместе с тем факт оккупации не означает, по мнению С. В. Черниченко, перехода суверенитета над оккупированной территорией к оккупирующей стороне. Более того, формально государство, чья территория оккупирована, рассматривается как сохраняющее de jure свой суверенитет, не говоря уже о международной правосубъектности. Это общепризнанное положение международного права, т. е. императивная норма. Потеря правосубъектности, согласно классическому международному праву, может иметь место только после формального акта аннексии. Если же продолжается национально-освободительная борьба с использованием политических средств, силы или национального сопротивления или союзники аннексированной страны не признают аннексии и продолжают борьбу за ее освобождение, то вопрос может оставаться в состоянии юридической неопределенности долгие годы, как это и имело место в Абхазии. Поскольку в настоящее время аннексия определяется в международном праве как действие неправомерное, любой ее акт с точки зрения международного сообщества не имеет юридической силы и не ведет к потере суверенитета государства и его правосубъектности.
В нашей работе мы показали, что вся деятельность руководства Грузии во все периоды его взаимоотношений с Абхазией была направлена именно на разрушение устойчивого общества, цельности этого государства. К этим действиям относятся: военная экспансия Грузии в Абхазии, оккупация страны, попытка аннексии, продолжающаяся на протяжении более 70 лет, неправомерное переселение грузинского населения из метрополии в Абхазию, геноцид по отношению к абхазам. Цель этих действий – путем изменения демографической ситуации в Абхазии создать численное превосходство грузинского анклава, осуществив при этом перевод коренного населения страны – абхазов в малочисленную народность с присвоением их территории и включением ее в состав Грузии.
Признание аннексии Абхазии недействительной и неправомерной в ретроспективе означает, что, хотя она ранее не считалась противоправной, она признается юридически несуществующей, таковы же и ее правовые последствия, а фактические – должны быть ликвидированы. Но для многих стран, оказавшихся в состоянии аннексии, полное и реальное претворение в жизнь этого постулата невозможно. Что же касается Абхазии, то сама жизнь, развитие и эволюция истории способствовали ее выходу из состояния аннексии. Это был, в первую очередь, распад Советского Союза, а затем – правовые действия руководства страны по созданию независимого государства – Республики Абхазия и т. д.
Существенным основанием признания аннексии Абхазии Грузией недействительной является то, что, как показано в нашей работе, аннексия страны произошла уже после юридического подтверждения факта образования абхазской нации, народа и национального государства, которое было признано Российской империей в 1810 году, и этот факт подтвержден соответствующим международным договором.
Мы полагаем, что перечисленных фактов, подкрепленных юридическими документами (facta concludentia) достаточно, для того, чтобы сделать правовой вывод.
Попытки решить проблему восстановления суверенитета Абхазии были начаты сразу же вслед за прекращением оккупации Абхазии Грузией в 1921 году. Частичный успех был достигнут. Абхазия до 1922 года была независимой республикой, а затем снова начала терять суверенитет. Особенно интенсивно велась работа по восстановлению суверенитета по окончании грузино-абхазской войны 1992-1993 гг. и прекращении грузинской аннексии. Хотя Абхазия и обрела собственную Конституцию, декларирующую суверенитет, международное сообщество и соседи по СНГ не поддержали такое решение и не признали его. Генеральная Ассамблея ООН 17 ноября 1989 г. приняла резолюцию 44/23 о провозглашении 90-х годов ХХ века «Десятилетием международного права», но в течение всего этого времени она не смогла или не захотела решить вопрос суверенитета Абхазии и наказать Грузию за непрерывные акты военного экстремизма и агрессии по отношению к Абхазии.
Причина тому – неосновательный подход к проблеме взаимоотношений между Абхазией и Грузией. Опыт истории Абхазии, как и других стран, находившихся или пребывающих в подобной ситуации, подтверждает, что решение проблемы лежит в плоскости предоставления таким зависимым от других государств, странам суверенитета. Что же касается Абхазии, то она, как показано в наших работах, на протяжении исторически просматриваемых двух тысячелетий, была и остается государством независимым, обладавшим и обладающим всеми необходимыми признаками и атрибутами суверенности, признаваемыми на сегодняшний день мировым сообществом. Она требует только одного – Международное сообщество должно подтвердить, легитимировать этот суверенитет точно так же, как оно это сделало в отношении других государств в подобной ситуации. Следует также помнить, что Россия, выйдя из состава СССР, приняв его долги и обязательства, оставила в покое все государства, входившие в административную структуру СССР, дав возможность развиваться и строить свои страны по своему разумению, этим подтвердив, что территория СССР не является территорией России. Независимое Грузинское государство также стало преемником Грузинской ССР, забыв при этом, что его правопреемство касается только территории собственно Грузии. Абхазия, входившая в состав Грузинской СССР на определенных основаниях Советского государства, не является ни в этническом, ни в территориальном, ни в административном отношении, составной частью Грузии. Территория Грузинской ССР и территория Грузии – понятия разные. А международное право по этому поводу имеет жесткую позицию – nemo ex suo delicto meliorem suam conditionem fasere potest – никто не может улучшать свое положение своим же правонарушением.
Следовательно, по виду признания, суверенитет Абхазии был определени подтвержден в результате распада СССР и его раздела, а также и при дальнейших шагах на пути обретения независимости; при самоопределении страны на основе референдума. По форме признания - Абхазия de facto и de jure является субъектом международного права, и надеемся, что время расставит все на свои места.
Являясь субъектом международного права, Абхазия восстановила свой суверенитет как государство, образованное в результате разделения Советского Союза, выходя из него со своей исторически принадлежащей ей территорией и коренным населением – абхазами, проживающими на этой земле. При этом все государства мира были уведомлены о правопреемстве правительства и народа Абхазии на свое государство и свою территорию.