Светлой памяти
Иосифа Александровича Гзелишвили
посвящается
Цебельдинская долина, цебельдинская археологическая культура, историческая Цебельда, село Цебельда — название это связано с главной крепостью древнеабхазского племени апсилов, упоминаемом в источниках VI в. н. э. в форме «Тзибила», «Тибелия», «Цибилиум». Живописные руины крепости до сих пор высятся на двух утесах в восточной части Цебельдинской долины. Под утесами на 500-метровой глубине по дну ущелья несется самая большая река Абхазии — Кодор, берущая свое начало у седых вершин Западного Кавказа.
До недавнего времени никаких реальных сведений об апсилах в литературе не содержалось. Лишь немногим больше десятка лет в этих горных долинах ведутся исследования, в результате которых открыта совершенно новая, хотя и сравнительно небольшая, цивилизация, существовавшая на протяжении 500 лет на площади в несколько сот квадратных километров. Как теперь выясняется, древние цебельдинцы занимали под крепостями более 6 га земли, под поселениями — более 10 га, под могильниками — около 900 га! Одних каменных стен было возведено более четырех погонных километров, что составляет около 40 тыс. куб. м сплошной кладки. Уже подсчитано, что за 500 лет здесь было захоронено более 40 тыс. человек. Настоящие поля погребений! И каждое из них — это десятки разнообразных предметов — оружие, украшения, посуда... [7]
Жили Цебельдинцы в поселениях городского типа, ходили по узким улицам между рядами одноэтажных деревянных домов, в случае опасности скрывались за мощные стены крепостей-цитаделей. Они установили торговые связи со многими странами цивилизованного мира той эпохи. Здесь сталкивались политические и экономические интересы римлян, византийцев, персов, арабов.
Задача настоящей книги — дать первую комплексную характеристику «цебельдинской цивилизации», показать наиболее интересные черты экономической, политической и духовной жизни Апсилии во II—VII вв. н. э., наметить основные этапы развития этого небольшого народа, создавшего одну из ярких страниц истории варварских племенных объединений на восточной периферии римско-византийского культурного мира. [8]