Государство Урарту [5] и скифы значительно ускорили переход многих народов Закавказья к классовому обществу и государственности. Первое государственное образование возникло в Восточной Грузии, населенной племенами картов (картлийцев). Античные авторы называли эту страну Иберией (византийское - Иверия). В середине I тыс. до н.э. здесь развивается имущественное неравенство, создаются ирригационные сооружения. Власть в общинах сосредотачивается в руках наследственной родоплеменной аристократии. Один из представителей этой знати, Фарнаваз, в начале IV века до н.э. создал Иберийское царство со столицей около г. Мцхета (Армаз-Цихе). Город занимал исключительно выгодное географическое положение: он стоял на высоком возвышении при слиянии Арагвы и Куры. Это было богатое государство с сильным войском. Царя окружала рабовладельческая знать, состоящая из его родственников и жрецов. По приведенному выше свидетельству Страбона общество было разделено на касты, но основную массу производителей составляли свободные общинники. Судя по письменным свидетельствам, археологическим находкам, именам знати и пр. памятникам, с первых лет становления культура Иберии, как, впрочем, почти всего Закавказья, испытывала сильное иранское (включая влияние иранских кочевников - киммерийцев, скифов и сарматов) и греческое влияния.

Характерным является резюме комментариев к начальной истории Картли Леонти Мровели [58], сделанного исследователем и переводчиком на русский язык этого источника Г.В.Цулая (с.75): "Нельзя не заметить, как тесно и уверенно увязывает автор "Жизни картлийских царей" историю Грузии с народами Северного Кавказа, с одной стороны, а с другой - со странами Передней Азии. По справедливому убеждению грузинского хрониста, на стыке этих двух регионов формировалась древнегрузинская народность, ее государственность и ее культурно-политическое самосознание". Так (с.62) В.Ф.Миллер (один из исследователей ранней истории кавказских народов - АВТ.) писал, что на основании рассказа грузинской хроники о Фарнавазе "можно сделать заключение, что грузины помнили о своих соседях-овсах (т.е. осетинах - АВТ.) с тех пор, как начали помнить себя, так как овсы в предании о Фарнавазе тесно связаны с началом национального сознания грузин". Г.В.Цулая поправляет: "В действительности "с началом национального создания грузин" связана значительная часть народов Кавказа". Нельзя с этим не согласиться, но, по-видимому, сарматы сыграли все же наиболее значительную роль, ибо свидетельство Страбона полностью подтверждает древнюю грузинскую хронику: (Кн. XI, гл. III): "Действительно, Иберия большей частью так хорошо застроена городами и поселками, что там даже есть черепичные крыши, рыночные площади и другие сооружения, воздвигнутые по правилам архитектуры (имеется в виду греко-римская архитектура - АВТ.)... В центре Иберии находится равнина, по которой протекают реки. Самая большая из них Кир (т.е. Кура - АВТ.).

"На иберийской равнине обитает население, более склонное к земледелию и миру, которое одевается на армянский и индийский лад; горную страну, напротив, занимают простолюдины и воины, живущие по обычаям скифов и сарматов, соседями и родственниками которых они являются, однако они занимаются также и земледелием..."

"Существует четыре прохода в страну. Один ведет через колхское укрепление Сарапаны и ущелье вблизи него..." "Страну эту населяют четыре разряда людей..." (и далее идет описание каст населения Иберии, которое мы приводили в своем месте - АВТ.).

При раскопках Армази-Цихе [4] вскрыли каменные крепостные стены и башни, выстроенные из сырцового кирпича, остатки обширного дворца с черепитчатой крышей. В поселках около Армази найдены рыночные площади и различные общественные здания, например, здание бани, построенной по римскому образцу, с подпольным отоплением и с трубами, по которым подавалась горячая и холодная вода.

Неподалеку от Армази был открыт богатейший на Кавказе Самтаврский могильник. Здесь уже встречаются пышные гробницы из черепицы, обоженных кирпичей и каменных плит. Стали четко различаться бедные и богатые погребения. Особым богатством отличаются погребения иберийских правителей. Их хоронили в каменных саркофагах с серебряными ножками. На специальных каменных плитах были вырезаны их имена, в гробницах найдено множество драгоценных поделок. Особого внимания заслуживают великолепно выполненные художественные блюда и чаши. Глиняные сосуды сделаны на гончарном круге и по форме подражают греческой и римской керамике.

Богатейшее погребение знатной женщины найдено в Ахалгори (т.н. "Ахалгорийский клад"). Особо выделяются совершенством ювелирные украшения. Эти вещи по своему исполнению тесно связаны с греческим искусством. О греческом влиянии говорит и тот факт, что официальным языком Иберии был греческий.

К сожалению [6], история картвельской, в частности, иберийской государственности письменными источниками освещена скудно. Из Иверии дошло лишь считанное количество надписей I - II веков н.э. (арамейско-иранских и греческих), и не сохранилось ни одного древнего подлинно исторического сочинения. Наиболее ранняя история Грузии содержится в книге "Обращение Грузии" (в христианство; по-грузински "Мокцеваи Картлисаи"), восходящей в своей основе, видимо, к VII - IХ в.в. н.э., а также в своде летописей "Житие Грузии" ("Картлис цховреба") даже в своих самых древних частях не старше XI века н.э. Все, что там сообщается, записано частью по устным преданиям почти через тысячу лет после событий, о которых идет речь, частью по житиям святых или под влиянием древнейших разделов "Истории Армении" Моисея Хоренского, которые и сами по себе мало достоверны. Что же касается античных и иранских известий, то и они ввиду большой удаленности Иверии малочисленны.

С тех пор, как на рубеже веков Иверия наладила добрые отношения с Римом, имеются упоминания о ней в римских документах. Август упоминает в своей надписи о союзных отношениях, бывших у него с царями Иверии и Алвании. До конца I века н.э. римские легионы по разным причинам - иногда, возможно, для охраны от нападений кочевников аланов через Дарьял, опасных и для римских владений, отправлялись в Иверию и в Алванию. (Аланы - потомки савроматов, родственников скифов, проходили через Закавказье проторенными с VII века до н.э. путем в Малую Азию, частично оседая на своем пути, как и их предки). С этой же целью иверийские цари старались установить хорошие отношения с аланами. В середине I века н.э. аланы не без ведома иверийских царей совершали набеги на Армению и Малую Азию. Сармато-аланский этнический элемент был весьма ощутим и среди иверской знати.

Однако аланские набеги иногда ставили под угрозу целостность самой Иберии, и тогда она вынуждена была прибегать к помощи римских гарнизонов. О постройке римлянами укрепления для иверского царя Митридата II сохранилась греческая надпись напротив Мцхеты, датированная 75 г. н.э. Иверийский царь оставался союзником Рима еще и при императоре Траяне (II век н.э.). Наиболее значительной фигурой в истории Иверии II века н.э. был царь Фарасман II Доблестный. При нем владения царства достигли Черного моря и включали Восточную Колхиду.

О дальнейшей истории Иверии мы знаем мало. Судя по надписям персидского "царя царей" Шапура I, ему удалось подчинить своей гегемонии иверийского царя Амазаспа, но, более вероятно, речь идет о союзе. В дальнейшем по мере проникновения Ирана в Закавказье персидская опасность для Иверии все возрастала. Может быть, отчасти, с этим связано принятие Иверией при царе Мириане III христианства (традиционная дата - 337 год н.э.). Главной деятельницей христианизации Иверии традиция называет св. Нину, первоначально спутницу армянских проповедниц Рапсимэ и Гайанэ.

Общность интересов сплотила в IV веке на базе христианской веры Армению, Иверию и Алванию в борьбе с зороастрийским Ираном, и все три народа неоднократно выступали вместе: в 360 году при иверском царе Мерибане; в 371 году - при Саурмаге; в 481-484 годах, когда восстание против персов поднял иверийский царь Вахтанг I Волчья Голова, но полностью освободиться от персидской зависимости не смогли.

Персы держали в Иверии своего резидента - питиахша и всячески стремились насадить в стране зороастризм, однако безуспешно. В 523 году они упразднили власть иверийского царя и подчинили Иверию своему марзбану, который правил ею примерно до 570-580 г.г., а затем снова с 605 года до падения Сасанидской державы.

К IV-V в.в. относится развитие городской культуры и начало сложения феодальных отношений в Иверии. С 80-х годов VI века здесь начинается чеканка местной монеты. На рубеже IV-V веков одновременно с армянской возникает грузинская письменность. Предание, достоверность которого оспаривается многими грузинскими историками, приписывает создание грузинского алфавита Месропу Маштоцу, создателю армянского и алванского алфавитов [5] (отметим, что об этом свидетельствуют схожесть в начертании армянских и грузинских букв времен Маштоца). Хотя существуют гипотезы, возводящие изобретение собственной письменности Грузии к глубочайшей древности (ко времени царя Фарнаваза в III веке до н.э.), однако древнейшие надписи грузинским письмом относятся к V веку н.э. Никаких следов местной письменности более раннего времени в Грузии не обнаружено. Напротив, известно, что еще в I веке н.э. здесь, как и в Армении, пользовались греческим и арамейским письмом и языком. Не случайно также, что литература на родном языке, как и в Армении, возникла в Грузии в V-VI вв. в виде житий святых. Общий язык в этот период сложился в Иверии на основе картлийского диалекта восточно-грузинских языков.

 

Колхида и Иверия

 

По иному, чем в восточной части, сложилась история племен нынешней Западной Грузии. Эта часть Закавказья с древнейших времен (с начала I тыс. до н.э.) известна под названием Колхида. Колхида по свидетельству древних историков была населена множеством племен, этническая принадлежность многих из которых, остается спорной до сих пор. В дальнейшем мы будем иногда условно называть все племена колхидской низменности колхами, учитывая, что их однородность довольно сомнительна.

Собственно колхи, т.е. племя, известное в письменных источниках начиная с VIII века до н.э., занимало нижнее течение Риони. Их этническая принадлежность не установлена до сих пор. Но часто все племена Колхиды даже в средневековье называли колхами. Культура Колхиды действительно обладала общими чертами, но, быть может, различия были не менее глубоки. К сожалению, о различиях очень трудно сделать заключение именно потому, что данные находятся в руках "внутренних" историков, а им хочется во что бы то ни стало доказать, что культура в Колхиде была однородна с древнейших времен и принадлежала всегда западно-грузинским племенам.

Мы, опять-таки, познакомимся со сведениями, собранными "внешними" историками, включая древнегреческих, а затем рассмотрим отображение этих фактов в сознании "внутренних" историков.

Как мы отмечали, в VIII-VII веках до н.э. культура колхов (здесь жителей Колхиды) испытывала влияние киммерийцев, а потом скифов. Это хорошо засвидетельствовано раскопками погребений в северной части Колхиды, в основном на территории Абхазии. Свидетельства с юга значительно скуднее в силу отмеченных выше обстоятельств. Замечательным памятником древнейших колхов (здесь уже можно проследить преемственность вплоть до собственно племен абхазов, поэтому под колхами в данном случае следует понимать именно предков абхазов) является поселение на Сухумской горе (г. Сухум). Жили они в каменных жилищах, занимались огородничеством, разводили коров, коз, овец и свиней. Колхи изготовляли разнообразные гончарные изделия, а также бронзовые котлы.

Причерноморское положение Колхиды обусловило [6] ее тесные связи с античной Грецией. Уже в VII веке до н.э. здесь появились небольшие греческие торговые поселения, а в VI веке до н.э. были основаны два города-государства: Фасис на реке Риони (возле Поти) и Диоскуриада (на месте Сухума). В более позднее время были основаны и другие полисы. С этого времени культура Колхиды испытывала значительное влияние сначала греческой, а потом римской культуры.

Развитие производительных сил и в связи с этим рост имущественного неравенства привели на рубеже IV-III веков до н.э. к образованию государств, которые, однако, вскоре попали в зависимость от Иберийского царства (границы этих государств неизвестны и подробности их истории тоже). Известны монеты с именем царя Ака, правившего во второй половине III века до н.э. В конце I века до н.э. Колхида была завоевана понтийским царем Митридатом VI Евпатором, а затем захвачена римлянами. Римляне построили в Колхиде (на юге) город-крепость в Апсаре, а ранее существовавшие крепости укрепили мощными оборонительными стенами и башнями, сложенными из обожженного кирпича.

В I веке н.э. на арене [6] появляются западно-картвельские чанские племена лазов, описываемые на Черноморском побережье на юг от Риони до Трапезунда. По-видимому, в 30-е годы II века н.э. через Сурамский перевал в Западную Грузию и вплоть до Черного моря прошли войска иверийского царя Фарасмана II, который, однако владел этими землями недолго, потому что уже в середине II века н.э. впервые в античных источниках упоминается царь Лазики, которого "поставил" римский император Антонии Пий. Известно, что в первой половине III века н.э. лазы вместе с римским гарнизоном отражали набеги готов из Крыма. В IV веке Лазика, видимо, не входила в состав римской империи, но платила ей дань, к концу IV века н.э. Лазика настолько усилилась, что подчинила себе даже горную Сванетию, которой она владела до середины V века н.э. Возможно с этого же времени в состав Лазики вошла вся страна мегрелов - Эгриси (грузинские источники так называют и само царство Лазики), хотя ранее эта часть Западной Грузии, быть может, подчинялась Иверии.

С IV века н.э. Лазика приобрела особое значение для Византии, поскольку на нее была возложена оборона кавказских перевалов (Мамисонского и Клухорского) от гуннов и других племен. По византийско-персидскому миру 562 года большая часть Лазики перешла к Византии. В это время, по-видимому, или несколько ранее, Византия отдала в подчинение Лазике и северную часть Колхиды, населенную абхазскими племенами [7], которая находилась под ее протекторатом (эта зависимость продолжалась около 100лет).

Перейдем теперь к римской и византийской эпохе в истории Колхиды. Как мы уже отмечали, за примерно сто лет до н.э. Колхида подпала под власть Митридата, а затем перешла год власть победивших его римлян. В войнах Митридата с римлянами пострадала и Диоскуриада, но вскоре была отстроена вновь уже под названием Себастополис. Флавий Арриан, правитель римской провинции Каппадокия на южном побережье Черного моря, по поручению императора Адриана совершил путешествие вдоль берега Колхиды (134 г. н.э.). Он оставил подробное описание маршрута (перипл), в котором содержатся краткие сведения о Диоскуриаде и других пунктах Колхиды. Арриан отметил, что город основан милетскими греками, и что в городе стоит гарнизон римлян.

Во времена Страбона Колхидой владел Полемон - владетель восточного Понта, а потом - жена его Пифодорида, которой были подчинены Трапезунд, Фарнакия и жившие выше них народы. Арриан также свидетельствует, что у племен Абхазии были свои цари или, скорее, князья. Он сообщает, что "Рисмаг был царем абазгов, ...Спадаг - царем санигов... и Стахемфак - царем зихов".

В 294 году н.э. в царствование императора Деция Абхазия была опустошена скифо-сарматами. При императоре Севере в 258 году на Абхазию напали готы (с Крыма, на кораблях, отнятых у боспорцев). Они разграбили Питиус и другие города Абхазии. Затем готы опустошили берега Мингрелии. В 276 году с гор спустились аланы и также опустошили все побережье Колхиды. Что конкретно выпало на долю греков в Абхазии в этот период, остается только догадываться.

Много подробностей сообщает о Колхиде и, в частности, об Абхазии Прокопий Кесарийский (529 г. н.э.). Он рассказывает об обострении отношений между Юстинианом Великим и персидским царем Хосроем из-за Колхиды. В Колхиду в 550 году вторглось под начальством полководца Хориана большое персидское войско. Юстиниан поспешил заключить мир с персами, по которому Абхазия осталась в руках императора.

В это время в Абхазии стало распространяться христианство. Ко времени Юстиниана относят постройку Пицундского, Драндского и Моквского храмов и многих церквей (по другим сообщениям Пицундский храм существовал уже до Юстиниана).

В царствование Юстиниана II абасги помогли Византии против персов. Император Византии Ираклий в 620 году, покорив Абхазию, назначил ей правителей: наследственность их продолжалась до конца VII века. Абхазцы, притесняемые этими правителями, восстали и изгнали их. И хотя Византии после продолжительной борьбы с абхазами удалось овладеть ею, но в виду противостояния с персами, ей пришлось согласиться на некоторую независимость Абхазии.

В 756 году абхазцы выбрали себе царя Леона I, который объявил независимость и явился родоначальником царей, правивших Абхазией до 985 года. Среди этих царей наиболее значительными были сам Леон I, построивший г. Кутаиси и его крепости и покоривший всю Мингрелию (Эгриси грузинских источников) до р Чорохи (по другим данным, это произошло только при Леоне II); Феодосий I построил в Имеретии м. Хони и в его правление учреждена самостоятельная абхазская кафедра католикосов, располагавшихся в Пицунде (в 787 году на Никейском соборе присутствовал и пицундский епископ); Георгий III вел упорную борьбу с иверийскими царями; Леон II, погребенный в построенном им Моквском монастыре, недалеко от г. Очамчира.

В начале VII века н.э. на Аравийском полуострове [5] сложилось могущественное государство - Арабский Халифат. В середине VII века н.э. Халифат начал походы в Закавказье и захватил практически всю его территорию. Кроме гнета халифата Закавказье постоянно испытывало набеги хазар, а Халифат вел на ее территории войны с хазарами за власть в этих местах.

К IX в. н.э. в результате отчаянных восстаний народов Закавказья Халифат ослабил тиски своей власти. Восточная Грузия (Иверия) стала обладать некоторой долей самостоятельности, но распалась на несколько феодальных княжеств - царств. То же самое наблюдалось в Колхиде.

Большую роль в объединении Грузии сыграло Абхазское царство. Удельная система, вызвавшая появление множества феодальных княжеств во всем Закавказье, ослабила царскую власть, как в Абхазии, так и в Иверии. Последний царь Абхазского царства, которое включало в себя кроме Абхазии Лазику (Мингрелию) и Имеретию, Феодосий II был слепым и бездетным. Еще при жизни он назначил своим преемником своего племянника, который еще в малолетстве был выбран на иверийский (т.е. фактически, картлийский) престол под именем Баграта III из династии Багратидов (царствовал в 980-1014 годах). В его лице соединились венцы трех царств Абхазии, Имеретии и Иверии (Грузии) причем все цари грузинские вплоть до сына известной царицы Тамары Георгия Лаша именовались не иначе, как "царями Абхазии и Иверии".

После смерти Баграта III снова начались феодальные распри и страна разделилась на несколько княжеств. В середине XI века появилась новая опасность - турки-сельджуки. Сельджуки приняли ислам еще до прихода в Закавказье. В 1048 году начались походы сельджуков в Закавказье. В течении нескольких десятков лет они разорили и завоевали все Закавказье. Царь Картли Георгий II заключил с ними мирный договор, и, хотя платил большую дань, сохранял некоторую автономию.

Расцвет Абхазо-Иверийского царства начался при царе Давиде IV Строителе (годы царствования 1089-1125). Тем временем прекратило свое существование единое сельджукское государство, что облегчило труды Давида. Поскольку в настоящее время Давид Строитель считается образцовым носителем грузинского духа, со всеми вытекающими из этого последствиями, то мы остановимся на особе этого царя и времени его правления более подробно.

Следует, во-первых, отметить, что если не считать удачливости, то Давид был типичным представителем картлийской феодальной знати, и все сказанное о нем характерно для всех деятелей тех веков. Происхождение обнаруживает в нем, как и в большинстве грузинских князей очень мало, так сказать, "картвельской" крови. Давид принадлежал к роду Багратидов. Уже в V веке н.э. сложилась легенда [48], (с.416) о происхождении Багратидов от некоего Багарата (потомка еврейских царей колена Соломона), прямой предок которого был уведен вавилонским царем Навуходоносором после разрушения Иерусалима в Вавилонию, а затем перешел на службу к армянским царям, получив от них владения и право возлагать корону на царей Армении. Эта легенда (разумеется, дискуссионная) позже в измененном виде попала в Грузию. Грузинская ветвь Багратидов берет начало с патрикия Армении Ашота Багратуни. О своем "библейском" происхождении Давид, конечно, знал и гордился этим, как и прямым происхождением от абхазских царей [54] (его трижды прабабкой была дочь абхазского царя Георгия - Гурандухт). Как и многие грузинские цари, Давид был родственником византийских императоров и армянских царей - его бабкой была гречанка Елена, а прабабкой - армянка Мариам. По некоторым данным, матерью Давида была гречанка Мария. Давид имел несколько жен, и среди них ни одной грузинки, как, впрочем, и большинство его предков не были грузинами по крови.

В деле усиления центральной власти [33] основополагающее значение имели военные реформы Давида. С целью создания постоянного царского войска, независимого от грузинских князей, он решил переселить в Картли кипчаков (половцев), представителей тюркских племен, занимавших в это время все южно-русские степи и Северный Кавказ. Незадолго до этого киевский князь Владимир Мономах оттеснил одно из половецких племен на Северный Кавказ. Давид пригласил это племя переселиться в Картли. Для усиления политических связей он взял в жены половецкую княжну. В 1118 году сорок пять тысяч кипчакских семейств по Дарьяльскому ущелью перешли в Картли, фактически окуппировав этот регион. Исходя из того, что средняя семья содержала в прошлом не менее пяти-шести членов, в Картли поселилось не менее 45000х5(или 6)=225000 (или 280 000) человек половцев. Каково было население Восточной Грузии в то время установить нелегко. (Для более позднего времени "внутренние" источники приводят порой фантастические цифры. Так в [55] (с.21) утверждается, что "ко второй половине XIII столетия грузинское население составляло пять миллионов человек". По-видимому, эта цифра базируется на результатах переписи в 1254 году населения подвластных татаро-монголам земель Закавказья. [33] (с.97-98): "в результате этой переписи было установлено, что Грузия должна была выставлять 90000 воинов в год из расчета один воин от девяти пудзе" (крестьянского надела, двора). Тогда, если считать, что семья насчитывала шесть человек, то население Грузии оценивается в 90000 х 9 х 6= 4.860.000 человек. Ни в одной стране мира соответствующего размера в то время не было количества населения, даже близкого к этой цифре. Правда, в источнике нигде не сказано, что подразумевается под территорией Грузии и под грузинским населением. (По переписи 1989 года Советская Грузия, включающая в себя восточную, западную и южную Грузии вместе с Абхазией, прожив сравнительно благополучно под российским покровительством около 150 лет, едва насчитывала 5 миллионов населения).

Имея конницу в сорок тысяч копий и мечей, Давид сумел не только расправиться с соперниками в Грузии, но и начать завоевательные походы. Согласно [33] в Дидгорском сражении (1121г.), в котором Давид IV окончательно сбросил иго турок-сельджуков, участвовало сорок тысяч грузин, пятнадцать тысяч кипчаков, пять тысяч осетин и около тысячи западноевропейских рыцарей, в том числе двести франков. (Каков был национальный состав "грузин", здесь не расшифровывается, но известно, что немалую часть его составляли армяне, абхазы и другие народы Кавказа и Закавказья).

(Пример Давида IV и его эпохи особенно наглядно показывают искусственность тезисов о "национальном духе", "чистоте нации" и т.п. измышлениях "внутренних" историков. Несмотря на подложность многих фактов и цифр, доказать преимущества одного народа над другим даже на примерах эпохи расцвета оказывается совершенно не возможно).

В 1122 году его войска отвоевали у сельджуков Тбилиси, куда и была перенесена столица. Установив союз с армянскими князьями, Давид освободил и большую часть Армении, в результате чего Грузия и Армения объединились под одним скипетром.

Из преемников Давида IV наиболее известна его правнучка царица Тамара (1184-1213 г.г.), которая еще более укрепила царскую власть и сделала новые территориальные приобретения в Азербайджане. Расцвет Иверии продолжался некоторое время и при сыне Тамары Георгии Лаша. Но при дочери Тамары, Русудан, центробежные тенденции снова взяли вверх, и Грузия начала распадаться на княжества и царства. Поэтому она не смогла оказать значительного сопротивления войскам монголов, а затем Тимура, в конце XIV века разоривших все Закавказье и Северный Кавказ. С этих пор Грузия распалась на независимые княжества.

С этого времени волны кочевников одна за другой прокатываются по Закавказью, а с XVI века оно становится ареной борьбы между Ираном и Османской империей (т.е. будущей Турцией). Разорительная война между этими государствами длилась несколько десятилетий и завершилась в 1639 году миром, по которому под власть шаха переходили Армения, Восточная Грузия и Азербайджан, а Западная Армения и Западная Грузия (всюду имеются в виду примерные территории) оказались под властью османского султана. Цари Картли и Кахети для утверждения их на престоле должны были принимать мусульманство. С тех пор возникло стремление опереться на помощь единоверной России, которая давно преодолела феодальную раздробленность и была сильным централизованным государством.

На протяжении XVI - начала XVIII в.в. Восточные и Западные княжества на территории Грузии неоднократно обращались к русскому правительству с просьбами либо взять их под свой протекторат, либо прислать войско для помощи в войне. Но Россия вела в это время войны за упрочение своих позиций в Европе и не могла помочь.

Во второй половине XVIII века снова началась борьба между царями Грузии за объединение. В 1762 году умер царь Картли Теймураз II, и кахетинский царь Ираклий II объявил себя царем обоих царств. Точно также поступил и царь Имеретии Соломон I, объявивший себя царем Западной Грузии. Но в рамках последней сохраняла существенный суверенитет и Мингрелия (Мингрельское княжество с владетельными князьями Дадиани во главе) и Абхазия (Абхазское княжество, во главе которого стояли владетельные князья Чачба-Шервашидзе). Между Мингрелией и Абхазией шла постоянная борьба. Положение осложнялось еще и претензиями османов, которые с XV века время от времени захватывали здесь части территории. В это же время часть абхазцев перешла в мусульманство, хотя в полном объеме никогда не соблюдала каноны этой религии (впрочем, как и требования христианства). Из Абхазии и Мингрелии вывозили множество рабов, причем источниками их служили войны между этими княжествами и просто похищения людей.

С именем Ираклия II (1720-1798 г.г.), просвещенного монарха, много сделавшего для развития Грузии [5], связано установление более тесных контактов с Россией. Самым главным итогом сближения Грузии к России явилось заключение им 24 июня 1783 года Георгиевского трактата (в крепости Георгиевской на Северном Кавказе). Согласно договору царь Картли и Кахети признавал над собой власть России, отвергая тем самым владычество Ирана. Обе стороны обязывались оказывать военную помощь в случае нападения на одну из сторон третьей стороны. За Картлийсно-Кахетинским царством сохранялось право внешних сношений. Россия обязывалась не вмешиваться в его внутренние дела. Сепаратный пунктом договора царь Ираклий обязывался поддерживать дружбу с царем Имерети.  

Грузинские националисты сегодня настаивают на том, что Георгиевский трактат признавал полный суверенитет Грузии, и Россия не имела никакого права в дальнейшем присоединять ее к империи. Но человек, знакомый с феодальным правом, прочитав этот трактат (не договор, а именно трактат), не усомнится, что он составлен между сюзереном и вассалом, и как таковой сюзерен (т.е. Российский император) имел полное право решить в дальнейшем судьбу своего вассала. В противном случае этот трактат следует рассматривать как абсурд международного права: Российская империя должна была нести всю тяжесть защиты Грузии, не имея при этом существенных выгод. Отмена трактата произошла под давлением последующих событий и с согласия грузинских царей.

В наказание за подписание Георгиевского трактата шах Ага Мохаммед-хан в 1795 году разрушил Тбилиси и опустошил часть территории. Русские войска не успели помочь.

В начале 1798 года Ираклий II умер, и на престол вступил слабовольный Георгий XII. При нем снова начались феодальные распри, причем претенденты часто опирались на силы султана и шаха. В таких условиях Георгий XII обратился (1800г.) к императору Павлу I с нотой, в которой соглашался на ограниченную автономию Картлийско-Кахетинского царства и передавал решение вопросов внешней и внутренней политики в компетенцию российского императора. Царское правительство колебалось принять окончательное решение, так как выгоды от присоединения Картлийско-Кахетинского царства для России оставались сомнительными. Только обострение отношений России с Персией и Турцией обнаружили некоторую выгоду присоединения Восточной Грузии (сказались также вмешательство Турции и Ирана в отношениях России с Северным Кавказом).

Георгий XII умер в 1800 году, а еще до этого погиб Павел I. Вхождение Восточной Грузии в состав России произошло уже при императоре Александре I. По манифесту Александра I от 12 сентября 1801 г. автономия ликвидировалась, грузинская царствующая династия Багратидов лишилась престола и переехала в Россию; управление Картлией и Кахетией переходило к царскому наместнику. В Восточной Грузии вводилась царская администрация. В 1803-1804 годах на тех же условиях в состав России вошли и княжества Западной Грузии: Мингрелия, Гурия и Имеретия.

Одной из причин полного присоединения этих земель к России явилась полная неспособность самостоятельного управления страной государственными органами самой Грузии. Как это можно наблюдать и сегодня, все здесь хотели управлять, и никто не хотел подчиняться. Характерно замечание одного русского офицера-географа (И.Бларамберг. Вспоминания. Наука, М., 1978. стр.37): "(январь 1835 года) Много прекрасных часов провел я в Тифлисе и его окрестностях во время девятинедельного пребывания там. Тогда в столице Грузии было много образованных молодых людей из лучших семей: Чекалов, Шувалов, Ревуцкий, граф Опперман, Потоцкий и другие, имена которых я забыл. Многие погибли на войне, еще больше унес дурной климат. Еще во время моего пребывания там одно из кладбищ города называлось "кладбищем коллежских асессоров" (чинов 8-го класса). Так как в первое десятилетие после присоединения Грузинского царства здесь ощущался недостаток в гражданских служащих, правительство посылало в Тифлис и Грузию молодых чиновников с повышением в звании, и, поскольку тогда трудно было повыситься в звании без экзаменов и перейти из 9-го в 8-ой класс, многие чиновники 9-го класса сами просили направить их в Грузию, чтобы добиться звания 8-го класса. Многие из них погибли здесь от климата, а также от лихорадки и других болезней. Вот почему вышеуказанное кладбище и получило столь странное название".

Позже всех присоединилась к России Абхазия. 17 февраля 1810 года был подписан манифест о присоединении Абхазии к России, а в июне того же года в крепости г. Сухума (Сухум-кале) разместился русский гарнизон. Но до 1866 года в Абхазии сохранялась некоторая автономия с князем во главе. Вместе с тем, многие абхазские племена не смирились с подчинением православной России и противодействовали ее политике. Под давлением царского правительства многие абхазские и адыгейские (черкесские) племена стали переселяться в Турцию (т.н. мохаджиры). Особенно было обширным переселение после восстания абхазов 1864 года. В результате обезлюдели - почти полностью - центральная часть Абхазии и - существенно - ее южная часть. Для упрочения своих позиций царское правительство поощрило колонизацию этих мест с севера, но не препятствовало и колонизации с юга, из Западной Грузии. Именно колонисты с юга (мегрелы, имеретинцы, рачинцы) обосновались здесь наиболее устойчиво, а затем изменили здесь этнографическую ситуацию. В то же время занимать пустующие земли царское правительство предложило и трапезундским грекам, немалое число которых переселилось сюда именно в это время. С этого времени с административных карт начали исчезать наименования государств Абхазия, Мингрелия, Картли, Кахети и т.д. Здесь прекратилась борьба за власть, и все территории Закавказья ста­ли существовать как единый организм.

Такое состояние имело место до 1917 года, т.е. до Великой Октябрьской Социалистической революции. Но об этой части истории греков и народов причерноморского побережья подробнее мы поговорим позже. А сейчас вернемся к нашим грекам, т.е. к Диоскуриаде.

Как мы видели, согласно "внешней" истории Грузии греки играли значительную роль в этногенезе кавказских народов и в становлении их культуры, особенно в Колхиде. Ограничиваться только рамками Диоскуриады - это значит сужать историческую ретроспективу. Поэтому, уделяя значительное внимание именно Диоскуриаде, мы будем иметь в виду греков Колхиды вообще.