Абхазия — самоназвание абхазов «Апсны — страна души».
Абхазы — самоназвание «Апсуаа» — люди духа (души).
Абхазы принадлежат к абхазо-адыгской языковой группе. Абхазский язык входит в абхазо-адыгскую группу Кавказской семьи языков.
Абхазский космизм (впервые этот термин ввел в научный оборот В.Р. Бганба) — это соборность, духовное содержание абхазов. Чтобы распредметить содержание земной жизни человека, нужно разложить определенную форму сознания, и тогда бытие, удерживаемое сознанием, распадается.
Анимизм — вера в существование душ и духов. Т.е. вера в существование сверхъестественных, сверхчувствительных образов, которые в религиозном сознании представляются действующими в мертвой и в живой природе агентами, управляющими всеми предметами и явлениями материального мира, включая человека.
Антиномия — противоречие между двумя положениями, каждое из которых соответствует теории.
Антиципация — способность человека в той и или иной степени предвосхищать события.
Антропология — учение о человеке.
Антропоцентризм — принцип философии, согласно которому человек есть центральное звено мироздания.
Антропоморфизм — наделение явлений окружающего мира свойствами человека.
Антропосоциоморфизм — перенос на природу внешних свойств человека и родового общества (благодаря чему образуется сверхприродный мир мифов).
Апсуара (Абхазство) — это компонент жизненного мира (положительного опыта) личности и общества. Развитие абхазской этики — это непрерывный процесс, в ходе которого абхазское сознание отвоевывает порядок у хаоса, сужая шаг за шагом энтропию, сферу коллективного бессознательного. Апсуара (Абхазетво) — это духовный кодекс чести абхазов, т.е. единство морального и религиозного долга, возведенное в абсолютную ценность, не допускающее безнравственных поступков человека.
Вода — Адзы (Н2О) — жидкость без запаха, вкуса, цвета (в толстых слоях голубоватая); плотность 1,000 г/л см З (3, 98 С). О С превращается в лед, при 100 С — в пар. Самое распространенное вещество в природе (гидросфера занимает 71 % поверхности Земли). Воде принадлежит важнейшая роль в геологической истории планеты и возникновении жизни. Без воды невозможно существование живых организмов, около 65 % человеческого тела составляет Вода.
(Кuслород (О2) — газ без цвета и запаха, плотность — 1,42897 г/л t кип. — 182,9 С. В свободном виде встречается двух модификаций 02 (обычный кислород) и ОЗ (озон). Кислород (О2) химический активный (после фтора) неметаллическиЙ. С большинством других элементов (водородом, галогенами, серой, многими металлами и т.д.) взаимодействуют непосредственно (окисление) и, как правило, с выделением энергии. При повышении температуры скорость окисления возрастает и может начаться горение. Животные и растения получают необходимую для жизни энергию за счет биологического окисления различных веществ, кислорода поступающим в организмы при дыхании. Самый распространенный на Земле элемент; в виде соединений составляет около 1/2 массы земной коры; входит в состав воды (88,8% по массе) и многих тканей живых организмов (около 70% по массе). Свободный кислород атмосферы (21% по объему) образовался и сохраняется благодаря фотосинтезу.
Водород (Н2) — в природе встречаются два стабильных изотопа (протий и дейтерий) и один радиоактивный (тритий). Свободный водород состоит из двухатомных молекул (Н2); газ без цвета и запаха; плотность — 0,0899 г/л. t кип.- 252,6 C. При нагревании соединяется со многими элементами, с кислородом образуют воду. Самый распространенный элемент космоса; составляет (в ионизированном состоянии) более 70 % массы Солнца и звезд, основная часть газов межзвездной среды и туманностей. На Земле Водород входит в состав воды, живых организмов, каменного угля, нефти).
Гром (Адыд) — звуковое явление в атмосфере, сопровождающее электрический разряд (молнию); вызывается колебаниями воздуха в результате быстрого нагревания и расширений (а следовательно, повышения давления) воздуха, на пyти молнии.
Гомеопатия — система лечения различных болезней ничтожно малыми дозами тех лекарств, которые в больших дозах могут вызвать явление, подобные признаки данного заболевания.
Дождь (Aкуa) — жидкие атмосферные осадки, выпадающие из облаков. Диаметр капель от 6 — 7 до 0,5 мм; при меньшем размере осадки называются моросью.
Дихотомия — деление на две непересекающиеся части. Например, класс, обозначаемый понятием «человею>, можно дихотомически разделить на два класса: «мужчины» и «не мужчины».
Дихотомия божественного и земного — пронизывает все сферы мировосприятия человека и определенным образом структурирует все прочие полярные противопоставления.
Жизнь — (в философии) интуитивно постигаемая реальность, нетождественная ни материи, ни интеллекту.
Закон партиципации или сопричастия — управляет ассоциациями и связями представлений в первобытном сознании и предполагает существование различных мистических форм трансляции свойств от одного объекта к другому путем соприкосновения, заражения, овладения словом, ритуальных действий и т.д.
Идеализация — процесс идеализации, мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких для которых имеются прообразы в реальном мире.
Импликация — логическая операция, образующая сложное высказывание из двух высказываний посредством логической связки, соответствующей союзу «если ... то».
Историцизм — воззрение, согласно которому задачей науки истории является открытие законов человеческой истории, позволяющих предсказывать будущее развитие общества.
Каузальный — причинный.
Категорический императив (И.Кант) — безусловный принцип поведения.
Коммуникативный — относящийся к человеческому общению.
Коэволюция — совместное, параллельное развитие природы и общества.
Магия — различные ритуалы, направленные на использование власти тайных потусторонних, сверхъестественных сил для достижения человеческих целей: древнейшая форма организации человеческой деятельности и коммуникации: форма религиозных верований: первый тип специализированной творческой деятельности.
Метаязык — язык, средствами которого описываются и исследуются свойства некоторого другого языка т.н. предметного (объекта) языка, или языка — объекта.
Метонимия — установленная путем соотношения (реляции) смежностей, т.е. подмены одного понятия другим.
Метафора — основана на принципе подобия.
Метафорическая связь подобия является основой формирования метонимического воображаемого причинного соединения.
Миф — слово, предание, сказание, воспроизводящее в вербальной форме архаические верования древних (и современных первобытных народов), их религиозно — мистические представления о происхождении Космоса, явлениях природы и событиях социальной жизни, деяниях богов.
Молния (Амацэыс) — гигантский электрический искровой разряд между облаками или между облаками и земной поверхностью, длиною насколько километров, диаметром десятки сантиметров и длительностью десятые доли секунды. Молния сопровождается громом. Кроме такой линейной молнии, изредка наблюдается шаровая молния.
Морось (Акуапсата) — атмосферные осадки в виде мелких капель диаметром меньше 0,5 мм, очень медленно выпадающие их облаков или тумана.
Наука — сфера человеческой деятельности, задачей которой является получение и систематизация объективных знании о действительности. Цель науки — теоретическое освоение (отражение) действительности.
Осевое время — важнейшей характеристикой этого времени является прорыв мифологического мировоззрения, переход от мифа к логосу.
Парадигма — теория (или модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исследовательских задач.
Паралогическое мышление — опирается на когнитивные механизмы магии мысленного образа и магии слова, «мистической» абстракции и «мистического» обобщения. Паралогическое мышление в состоянии уловить действительные связи между причинами и следствиями, которые, однако, получают в рамках первобытного сознания сугубо мистическую интерпретацию. Оно подчиняется «закону сопричастия».
По астрологии — Меркурий является знаком Абазгии, т.е. абхазов.
Полисемия — многозначность слова.
Психика — свойство мозга, заключающееся в активном отражении окружающей среды и определяющее на этой основе мотивы поведения и действительности человека.
Религия — мироощущение, моральные нормы и тип поведения, которые основаны на вере в существование сверхъестественного мира. Или сверхъестественных существ — Бога или богов, определяющих судьбы людей, а также совокупность специфических действий (религиозный культ), обеспечивающих связь человека со сверхъестественными силами, и соответствующие (церковные) объединения и общества.
Реляция — сообщение, донесение.
Семантика — раздел семиотики и логики, исследующий отношение языковых выражений к обозначаемым объектам и выражаемому содержанию.
Сигнативный — относящее к знаку.
Снег (Асы) — твердые атмосферные осадки, состоящие из ледяных кристаллов разной формы снежинок, в основном шестиугольных пластинок, и шестилучевых звездочек; выпадает из облаков при температуре воздуха ниже 0 С.
Темпоральность (временные особенности) — временная сущность явлений, порожденная динамикой их собственного движения, в отличие от тех временных характеристик, которые определяются отношением движения данного явления к историческим, биологическим, физическим и др., временным координатам.
Тотемизм — комплекс верований и обрядов родового общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и т.н. тотемами — видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами); каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу. Тотем был распространен у всех народов мира, пережитки сохранились во всех религиях.
Фетишизм — культ неодушевленных предметов фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Был распространен у всех народов.
Философия (любовь к мудрости) — особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех их основных направлениях.
Человек — общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект исторической деятельности и культуры, выступивший в этом процессе своего самоосуществления как личность.
Сущность человека, его происхождение и назначение, место человека в мире неизменно остаются центральными проблемами в религии и философии.