Наличие на территории республики древнейших поселений, начиная с каменного века, обусловлено её уникальными природными условиями, единственно сохранившимся на всём земном шаре понтийским климатом, наиболее комфортным для биологического существования человека: Неудивительно, что коренные обитатели Абхазии издавна считали свою родину богоизбранным местом.

В письменных исторических источниках этноним «абхаз» через его

________________

1 Токарев С.А. Истоки этнографической науки. М.: Наука, 1978 .С. 129

2 Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. СПб.: Изд. дом «П.Э.Т», Алетейя, 1996. С.143.

[7]

 

предков абешла, абазгов, апсилов и гениохов фиксируется с V века до нашей эры. Мягкий климат и щедрая природа края легко обеспечили бы его обитателям возможность прожить одним собирательством. Между тем, уже древнейшие жители Абхазии занимались земледелием, отгонно-пастбищным скотоводством, охотой, морским рыболовством. Эти предприятия по большей части требовали коллективных усилий, что обусловило общинный, патриархальный, традиционный характер абхазской культуры.

Безусловно, «история каждого народа слагается из фактов его взаимодействия с другими народами. История абхазов в этом – не исключение. Заселённая ими территория всегда служила как бы мостом между Северным Кавказом и побережьем Черного моря. Второе направление связей определяло море – вдоль его берегов издавна двигались корабли в сторону Малой Азии и Крыма. Немаловажную роль играло и то, что основание треугольника, занятого абхазами, было открыто воздействиям с юго-востока, откуда вела подгорная дорога («Абхазский путь»), которой пользовались завоеватели и купцы. Экономика, политика, культура населения края формировались в русле этой достаточно сложной системы связей, чутко реагируя на все внешние изменения и перестраиваясь в соответствии с ними» 1. Однако далеко не всегда эти межкультурные контакты оставались мирными. Геополитическое положение «ключа к Кавказу», богатейшие природные ресурсы, мягкий климат, обилие плодородной земли с древнейших времён служили предметом захватнических устремлений различных стран и империй. Борьба с иностранными агрессорами, колонизаторами, изнурительные феодальные междоусобицы, отражение набегов соседних племён и участие в ответных набегах, суровый обычай кровомщения, массовая депортация – «махаджирство» - XIX века и этноцид ХХ века – без преувеличения можно сказать, что вся история Абхазии является историей непрерывных, больших

______________

1 Воронов Ю.Н. Абхазы – кто они? (экспресс-очерк). Сухум, 1992. С.13.

[8]

 

и малых войн.

Это обстоятельство в значительной степени определило военизированный образ жизни абхазского общества, его демократизм, аскетизм, оказали заметное влияние на формирование модальной личности абхаза. Стоит особо отметить, что в своей долгой истории абхазский этнос неоднократно оказывался в положении, когда перед реальной угрозой уничтожения находилось не только физическое, но и духовное его существование. «В покорённом народе, естественным образом, хотя бы даже и бессознательно, возникает опасение за сохранение своей индивидуальности. Утрата индивидуальности, как для отдельного человека, так и для целого народа, равномерна смерти. Иначе даже и определить нельзя, что такое смерть. Отвращение к смерти составляет основное условие жизни. Индивидуальность народа обусловливается особенностью его языка и особенностью его склада понятий, его цивилизации» 1, - с тревогой комментировал одну из таких ситуаций – в конце XIX века - выдающийся лингвист-кавказовед, русский генерал П.К. Услар. Именно эта индивидуальность, выраженная в этнокультурной системе Апсуара, позволила абхазскому народу не просто выжить в условиях многовекового прессинга, но и сохранить до сегодняшнего дня свою уникальную древнюю культуру и религию. Согласно пословице, «Абхазов то сохраняет, что они апсуара почитают» 2 .

Апсуара – абхазский этос. Таким образом, изучение этнопсихологии абхазов не представляется возможным без внимательного изучения Апсуара – основы национальной ментальности, природного, социального и культурного контекста существования этноса. Между тем, несмотря на появление в последние годы серьёзного количества трудов, посвящённых

______________

1 Услар П.К. Этнография Кавказа. Языкознание. Абхазский язык. Отд.2. Тифлис: Издание управления Кавказского учебного округа, 1887. С. 2

2 Крылатые слова. Пословицы абхазов, проживающих в Турции / Соб., сост., пер. О. Шамба. Сухум: АГУ, МАААН, 2005. С.114.

[9]

 

Апсуара, в абхазоведении до сих пор не существует единого, канонического варианта её научного определения.

В двухтомном «Словаре абхазского языка» К.С. Шакрыл и В.Х. Конджария дано следующее толкование понятия «Апсуара»: «абхазство, все, что принадлежит абхазскому: абхазские обычаи, язык, поведенческий этикет – все относящееся к ним» (пер. Р.М. Барцыц) 1. По мнению Ш.Д. Инал-ипа, под Апсуара «понимается совокупность абхазской национальной традиционности, включая понятия добра и справедливости, чести и совести (аламыс), народно-эстетические и моральные установки, одним словом, всё, что связано с особенностями народной культуры, с традиционно-бытовой культурой абхазского народа»  2 . Он поясняет, что «основу этого термина составляет самоназвание абхазов («апсуа»), окончание («ра») – словообразовательный суффикс абстрактности, а в целом слово … выражает совокупность поведенческих норм и традиций, вообще специфику абхазского народа в целом» 3. М.А. Лабахуа считает, что «апсуара в широком плане – исторически сложившаяся совокупность природных, хозяйственно-бытовых, социально-политических условий существования абхазского народа, обуславливающих рациональное самосознание и нравственно-этические ценности, проявляющиеся в виде обязательных для исполнения неписаных гуманистических и демократических правил поведения, обычаев, традиций, этикета и ценностей» 4  ..

Ю.Д. Анчабадзе определяет Апсуара как «передававшийся в регламентировал отношения индивида к обществу и природе. Составной частью Апсуара были тщательно разработанные этико-поведенческие нормы» 5 .

_____________________

1 Шакрыл К.С., Конджариа В.А. Словарь абхазского языка /На абх. языке. Том 2. Сухуми: Алашара, 1987. С.40.

2 Инал-ипа Ш.Д. Очерки об абхазском этикете. Сухуми, Алашара, 1984. С.44.

3 Там же. С.47

4  Лабахуа М.А. К вопросу об Апсуара // Сборник научных трудов АГУ. Сухум, 2000. С. 137.

5 Анчабадзе Ю.Д. Абхазы // Народы России. Энциклопедия. М.: БРЭ, 1994. С. 69.

[10]

 

Вместе с тем, приходится констатировать, что значительную часть представленных в литературе определений Апсуара сложно отнести к дефинициям в научном смысле. Зачастую они сводятся к перечислению основных, по мнению авторов, положительных качеств, характеризующих Апсуара, причём списки этих добродетелей у разных исследователей сильно отличаются друг от друга. Также легко заметить несколько излишнюю эмоциональность определений, обилие в них превосходных степеней. По-видимому, не способствуют пониманию сути Апсуара и характерная для некоторых из них её чрезмерная сакрализация и гиперболизация, неуместная напыщенность, рассуждения о невозможности её дефинирования и постижения, злоупотребление эпитетами «феноменальный», «уникальный» и пр. Между тем, отсутствие чёткой дефиниции и, как следствие, ясного понимания сути Апсуара, делает целенаправленные исследования ментального мира абхазов крайне затруднительными.

Дискуссионным остается и вопрос о соотношении Апсуара и других доминант абхазской культуры. Если одни исследователи утверждают, что Апсуара является всеобъемлющим понятием, выражающим «этническую специфику абхазского народа в целом» 1 , то другие считают, что «понятие аламыса включает в себя подчиненные ему категории «ауаюра» (человечность) и «апсуара» (принадлежность к абхазской нации, определяемая критерием соблюдения этнокультурных норм)» 2, третьи настаивают на синонимичности вышеприведенных понятий.

Тем не менее, изучение литературы позволяет установить, что, несмотря на вышеописанные расхождения, большинство авторов разделяет понимание Апсуара как основы абхазской национальной культуры и ментальности, отмечая сочетание в ней как духовных, так и поведенческих

______________

1 Инал-ипа Ш.Д. Указ. Соч. С.47

2 Старовойтова Г.В. Этнопсихологические аспекты изучения долгожительства // Абхазское долгожительство. М.: Наука, 1987. С. 256.

[11]

 

элементов, её системный и регулятивный характер, её связь с природными и историческими условиями существования народа.

Совокупность этих свойств в этнологии определяется термином «этос», введённым в научный оборот выдающимся американским культурантропологом А. Крёбером. Рассматривая культурный стиль этноса как высокоразвитый живой организм, он выделяет в нем такое универсальное качество живых организмов, как этос – то есть суть, квинтэссенция, ядро, устойчивая форма, которая является базовой при определении характерного, типичного именно для этой культуры облика (хабитус). Качества этой формы – ценности и нормы – укоренены в культуре, пронизывают ее, переплетены в ней, придают ей согласованность и законченность 1.

Автору представляется возможным, в целях данной работы, применить этот удачный, признанный в мировой науке термин и для толкования понятия «Апсуара». Таким образом, Апсуара – это абхазский этос, т.е. обобщенная характеристика абхазской культуры, выраженная в устойчивой системе господствующих духовных ценностей и норм поведения.

Аламыс - основа основ абхазской морали и духовности. Аламыс представляет собой квинтэссенцию этнической морали, совокупность высших нравственных качеств человека: честь, достоинство, благородство, свободолюбие, совесть, чувство долга, верность, последовательность в поступках, целомудрие. Значение Аламыс в абхазской культуре трудно переоценить: «Абхазия размером с подол бурки, но велика честью» 2, «Честь – больше богатств всех» 3 .

Подробно представленное в литературе изучение Аламыс позволяет нам избежать необходимости детального рассмотрения этого явления в

_______________________

1 Кroeber А.L.  Style and Civilizations. N.Y., 1957. – Р. 75.

2 Крылатые слова. Пословицы абхазов, проживающих в Турции / Соб., сост., пер. О. Шамба. Сухум: АГУ, МАААН, 2005. С. 37

3 Там же. С.61.

[12]

 

рамках данной работы. Вместе с тем, нам представляется крайне важным уточнить укрепившийся как в словарях, так и в обиходе, перевод этого понятия на русский язык: «совесть, чувство ответственности перед народом и окружающими тебя людьми» (пер. Р.М. Барцыц) 1. Чрезвычайно сложно одним словом перевести столь ёмкое и многогранное понятие, но, если уж возникает подобная необходимость, то наиболее точным, несомненно, было бы русское понятие «честь», а не «совесть». «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля определяет понятие «честь» как «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть» 2, «совесть» же - как «нравственное сознание, нравственное чутьё или чувство в человеке, внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка» 3. С.И. Ожегов определяет «честь» следующим образом: «общественно-моральное достоинство, то, что вызывает и поддерживает общее уважение, чувство гордости» 4, «совесть» - «чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом» 5. Академическое четырёхтомное издание Словаря русского языка трактует «честь» как «совокупность высших морально-этических принципов личности» 6, «совесть» - как «чувство и сознание моральной ответственности за своё поведение и поступки перед самим собой, перед окружающими людьми, обществом» 7.

Обращает на себя внимание, что «совесть», в отличие от «чести»,

____________________

1 Шакрыл К.С., Конджариа В.А. Словарь абхазского языка /На абх. языке. Том 1. Сухуми: Алашара, 1986. С.405.

2 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Том IV. М.: «Русский язык», 1982. С.599

3 Там же. С.256.

4 Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд. 7-е, стереотип. М.: Сов. Энциклопедия, 1968. С.868

5 Там же. С.730

6 Словарь русского языка: в 4-х т. Т. 4 /АН СССР, Ин-т рус. яз.; под ред. А.П. Евгеньевой. М.:  Русский язык, 1984. С.672.

7 Там же. С.175.

[13]

 

характеризуется прежде всего как внутреннее свойство личности, «тайник души». В то же время, «совесть» является одной из составляющих понятия «честь», подчинённой по отношению к нему.

Таким образом, представляется очевидным, что приведённые толкования русского понятия «честь» являются наиболее точным по смыслу переводом абхазского индигенного понятия «Аламыс». Между тем, именно его неполнота, существенно сужающая понимание этого и других явлений абхазской культуры, продиктовала необходимость использования в работе индигенного терминологического ряда.

Ацас – свод народных обычаев. Все сферы существования абхазского общества определял Ацас - обычай, повседневный и праздничный жизненный уклад: «В основе нравственного поведения, побуждавшего личность следовать существующим в обществе моральным нормам, лежала не боязнь быть осуждённым в обществе, хотя и она играла не последнюю роль, а следование выработанному вековой традицией народа определённому комплексу правил поведения, определявших общую установку личности» 1. По мнению Б.В. Шинкуба, «неиссякаемы источники, которые способствуют сохранению обычаев и традиций, оживляют корни. И пока эти корни живы – народ продолжает жить… Обычаи и традиции, составляющие Апсуара, освещают жизнь нашего народа. Несмотря на свою древность, эти обычаи всегда новы. Некоторые традиции испытали на себе сильное воздействие исторических процессов, но сохранились, а другие вовсе исчезли, не выдержав давления жестокого времени… их практически невозможно возродить. Другая судьба у едва сохранившихся обычаев, их можно оживить, укрепить и развивать» 2.

Категории Апсуара. Неразрывная связь культуры и экономики

_________________

1 Маан О.В. Указ. Соч. С.53.

2 Шинкуба Б.В. Пока живы корни – дерево растёт (Размышления об абхазском этикете) / На абх. языке. Сухум: Алашара, 1995. С.25.

[14]

 

абхазов с природой Абхазии детерминировали наличие в Апсуара категории Апсабара еичахара (букв. «то, что видит душа») – гармония сосуществования с природой, преклонение перед ней, восприятие себя как части природы, бережное отношение к ней. Это отношение, а также постоянные попытки её завоевания со стороны иностранных колонизаторов, обусловили особенно трепетный характер абхазского патриотизма - Апсадгыл бзиабара (букв. «любимая родина»): любовь к родине, родному очагу, защита родины, тоска по родине.

Одной из основ абхазской этнической морали является Адинхацара – оригинальный синкретный комплекс религиозных представлений, главными составляющими которого являются автохтонная политеистическая религия, православное христианство и ислам суннитского толка. Между тем, необходимо отметить, что Адинхацара занимает подчинённое по отношению к Апсуара положение, являясь одной из её категорий. Именно Апсуара служила для абхазов критерием отбора и внедрения в культовую практику тех или иных привнесённых религиозных или обрядовых норм: «её невозможно было заменить чем-нибудь другим, и даже религией, в частности христианством или исламом; она была сильна» 1. Своеобразие верований обусловило наличие в Апсуара хорошо развитой системы представлений о предопределённости судеб людей и народов – Алахьынца: высшей справедливости, неизбежной победе добра над злом – при условии почитания людьми святынь и устоев, богоугодного поведения, благочестивости, богобоязни, должного исполнения сакральных обрядов.

Источником и залогом бытования Адинхацара являлась Ачхара – терпение, терпимость, уважение к чужим чувствам и убеждениям, толерантность, в том числе религиозная и национальная, предохраняющая общество от идей фанатизма. Ачхара проявлялась и в наличии практики решения конфликтов мирным путём, и в деликатности по отношению к

_________________

1  Бигуаа В.А. Абхазский исторический роман. История, типология, поэтика. М.: ИМЛИ РАН, 2003. С.68.

[15]

 

окружающим, и в умении мужественно переносить страдания: «Слово, которое может тебя обидеть, не говори другому» 1, «Кто над тобой смеётся, вместе с ними и ты смейся» 2, «Кто может терпеть, того приблизить сумей» 3, «Кто много терпел, много увидеть сумел» 4, «Абхазы умеют мириться и других мирить» 5, «Кто терпение имеет, тот большой силой владеет» 6.

Известно, что «у абхазов не было чёткой системы сводов знаний для передачи их подрастающему поколению… В условиях отсутствия письменной традиции, обязательное следование всему тому, что делали предки, являлось тем единственным условием, которое помогало сохранять и передавать накопленный опыт последующим поколениям» 7. Таким образом, значительное место в Апсуара занимала Аамтаэикучтра (букв. «перекличка времён») - обеспечивающая связь времён устойчивая межпоколенная культурная трансмиссия, лежащая в основе традиционного воспитания: «Пословицы отцов показывают дорогу нам» 8, «Сыновья рыбака в воду смотрят» 9, «Много палок человека убивают, множество рук человека воспитают» 10. Причём воспитание подрастающего поколения у абхазов было делом не только родителей. Из-за жёсткости обычаев избегания, а также занятости родителей в повседневном крестьянском труде, детей по большей части воспитывали не столько отцы и матери, сколько деды и бабки, при непосредственном участии всей общины. Благодаря этому у представителей подрастающего поколения устанавливались тесные социальные связи с

__________________

1 Габниа Ц.С. Афористические жанры абхазского фольклора.  Сухуми: Алашара, 1990. С.8

2 Крылатые слова. Пословицы абхазов, проживающих в Турции / Соб., сост., пер. О. Шамба. Сухум: АГУ, МАААН, 2005. С.51

3 Там же. С.59

4 Там же. С.71

5 Там же. С.95

6 Там же. С.107.

7 Маан О.В. Социализация личности в традиционно-бытовой культуре абхазов. (Вторая половина XIX- начало ХХ вв.). Сухум: Алашара, 2003. С.63.

8 Крылатые слова. С.139,

9 Пословицы абхазского народа / Сост. О. Шамба. Сухум: АГУ, 1994. С.17

10 Крылатые слова. С.93.

[16]

 

множеством людей, что имело функциональное значение для общества, способствуя формированию коллективистских ценностей и норм.

Средством передачи накопленного опыта служил прежде всего родной язык  – Абызшуа. Значительная часть абхазского общества и сегодня придаёт огромное значение его изучению, считая язык одним из главных этнодифференцирующих признаков: «Кто родную речь забывает, голос ворона приобретает» 1. Действительно, в условиях бесписьменности трудно переоценить роль языковых традиций: «Язык – посредник сердца» 2, «Конь умрёт - поле останется, человек умрёт, его слово останется» 3 , «Проклятье народа дерево высушит» 4. Закономерным представляется возникновение в абхазской культуре яркого ораторского искусства. Как писал в начале ХХ века Д.И. Гулиа, «абхазы если говорили, что тот или иной человек обладает красноречием, то это означало, что он, когда произносит длинную речь, говорит о каком-то деле, то должен через 20-30 слов вставить в свою речь пословицу, а затем ещё через 20-40 слов – какую-нибудь шутку или прибаутку, заставляющую слушателя посмеяться или думать (если его речь не связана с горем. Тогда он говорит соответственно данной ситуации), и далее через несколько слов – вызывающее смех комическое выражение. Вот такого оратора считали человеком, обладающим искусством слова» 5. Значительный интерес абхазский язык, лингвореликт Западного Кавказа, представляет и для исследователей, как язык, сохранивший «свои удивительно архаичные и первородно чистые строй и звучание, представляя собой неисчерпаемый источник информации по древнейшей истории народов Кавказа, язык, в структуре и словарном запасе которого сохранились древнейшие страницы истории абхазского народа, важнейшая информация

____________________

1 Крылатые слова. С.137.

2 Пословицы абхазского народа. С.11

3 Габниа Ц.С. Указ. Соч. С.69

4 Крылатые слова. С.66

5 Цит. по: Бигуаа В.А. Указ. Соч. С.75.

[17]

 

об его истоках, среде первоначального обитания, связях и контактах с другими народами» 1. Следует упомянуть, что древность абхазского языка является одним из основных свидетельств древности этноса-носителя, служа одним из источников абхазской легитимности.

Значительное место в системе Апсуара принадлежит категории Асасра – институту гостеприимства, развитому у абхазов до степени культа. Асасра, обладающая жёстким императивным характером, включает в себя сложный комплекс взаимосвязанных прав и обязанностей - как хозяина, так и гостя: «В доле гостя и хозяина часть» 2, «Если хочешь в гости пойти, тому, кто пришёл в твой дом, внимание удели» 3, «Глупый гость хозяина обслуживает» 4. Характерными чертами Асасра являются «доля гостя», право убежища, святость совместной трапезы – «хлеба-соли».

Не подлежит сомнению значимость такой категории Апсуара, как Ауаюра – человечность, гуманизм, отношение к другому человеку, как к самому себе, доброта, милосердие, сострадание, щедрость: «Нет богатства большего, чем человечность» 5, «Кто перед тобой споткнулся, над ним не насмехайся» 6, «Огромна человечность, а собирается по горстке» 7.

Д.И. Гулиа формулировал суть Ауаюра следующим образом:

«… Будь хоть князем – даже царём,
Не замкнись в величье своём.
Чтят тебя – пекись обо всех.
Кто б ты ни был – ты человек.
… К людям зла в душе не храни;
Духом робкого – не оттолкни,

________________________

1 Воронов Ю.Н. Абхазы – кто они? (экспресс-очерк). Сухум, 1992. С.3-7.

2 Крылатые слова. С.76

3 Там же. С.80

4 Там же. С.105.

5 Там же. С.131.

6 Там же. С. 47.

7 Пословицы абхазского народа. С.48.

[18]

 

Пусть смелее глядит из-под век –
Помни, что и он – человек» 1.

Видимое проявление Ауаюра: Ахымюапгаща – этикет общения, достойное поведение, хорошие манеры, учтивость, деликатность, вежливость, скромность, галантность: «Кто по нраву и воспитанию выделяется, тот и человечным считается» 2. Абхазский этикет, сложившийся в эпоху военной демократии, по большей части является воинским, всадническим этикетом. Он, «как наиболее формально-показательная и функционально-значимая часть культурной идеологии общества, сосредоточил значительную часть этнопсихологических черт этноса и в целом черт национального характера, определяющих механизм внутриэтнического общения и тенденции межэтнических конфликтов» 3 .

Нападения иностранных завоевателей и колонизаторов, междоусобные феодальные войны, широкая распространённость обычая кровомщения привели к тому, что «никто в Абхазии не мог ручаться за то, что с ним случится завтра. Сегодня он выстроил хороший дом, обработал землю, завёл скотину - завтра он всё это теряет, без всякой вины с его стороны… всё это, волей-неволей, сделало из абхазцев людей по преимуществу военных, а вообще ружьё и соха как-то вместе не клеятся. Всегда под оружием, всегда наготове защищаться от врагов ведомых и неведомых, абхазец едва имел время думать об обеспечении себя только необходимым» 4 . Как отмечал Г.В. Плеханов, в подобных условиях, когда  «возникает необходимость быть всегда наготове против неприятельских нападений… каждый охотник

______________________

1 Гулиа Д.И. Избранное. Сухуми: Алашара, 1973. С.26.

2 Крылатые слова. С.101.

3 Панеш Э.Х. Этническая психология и межнациональные отношения. Взаимодействие и особенности эволюции. (На примере Западного Кавказа). СПб.: Европейский дом, 1996. С.6.

4 Цит по: Аншба А.А. Абхазский фольклор и действительность. Тбилиси: Мецниереба, 1982. С.224-225.

[19]

 

должен быть в то же время воином, а потому идеальный воин делается идеалом мужчины» 1 . Закономерно, что одну из центральных позиций в Апсуара заняла категория Ахацара – мужественность, совокупность лучших качеств мужчины-воина, хозяина и главы семьи, храбрость, удальство, активность действия, умение противостоять угрозе и достойно встречать невзгоды. Высшим проявлением Ахацара считается Афырхацара – героизм, самопожертвование, величие духа, сохранение достоинства даже ценой жизни; единственная экзистенциальная из абхазских традиционных ценностей, характерная для пограничных ситуаций: «Когда жизнь одна, и Родина одна, и выбора нет, остаётся только совместить жизнь с судьбой Отечества и вместе с ним продлиться бесконечно. Высок и труден путь человека такой судьбы» 2. Культ альтруизма, характерный для традиционных обществ, с течением времени приобретает в сознании и быту абхазов более широкий характер: «Общественные сдвиги ведут за собой и сдвиги в понимании героизма. В архаическую стадию развития эпоса герой побеждает при помощи магических и колдовских сил, в период развитого патриархата культивируется физическая сила, а в более поздние времена осознаётся, что сила ума равна, а в некоторых случаях превосходит воинскую силу» 3.

В значительной степени военизированностью был обусловлен и примерный демократизм абхазского общества. Известно, что «наибольший «демократизм» в эпоху классообразования был присущ именно тем обществам, у которых война стала регулярной функцией народной жизни,  а в походы, завоевания, переселения вовлекалось большинство их членов: рядовой свободный общинник, имевший оружие и знающий, как с ним обращаться, не был идеальным объектом для эксплуатации» 4.

____________________

1 Там же. С. 26-27

2 Аламиа Г. Эпоха Ардзинба // Абаза. Сухум, 2005. № 1(6). С.3.

3 Аншба А.А. Указ. Соч. С.78.

4 Первобытное общество. Основные проблемы развития / Отв. ред. Першиц А.И. М.: Наука, 1975. С.127.

[20]

 

Эту двустороннюю связь подметил еще Гиппократ: «все те греки и варвары Азии, которые вовсе не подчинены государям, а свободны и трудятся сами для себя, являются воинственнейшими из всех, ибо они подвергаются опасностям для самих себя и как получают награду за храбрость, так и несут наказание за трусость» 1. Демократические представления абхазов, их понимание справедливости, правосознание легли в основу Аиашацбыра – свода абхазского обычного права, в котором круг решений принудительного характера сводился к минимуму, а наказание опиралось на коллективное согласие всех членов общины с приговором: «Решения народного суда были обязательны для всех. Даже владетель Абхазии Келешбей Чачба в конце XVIII в. подчинился его решению, хотя решение суда было не в его пользу» 2. Примечательно, что Аиашацбыра по сей день функционирует в Абхазии – параллельно, а то и вступая в прямое противоречие с государственным правом, хотя в нём явственно проступают черты патриархально-родового быта и даже отзвуки еще более архаических обычаев и порядков эпохи матриархата 3.

Другим характерным свидетельством сохранения традиций доклассового общества в абхазской культуре является Ажьра-цвара (букв. «плоть») - система чрезвычайно тесных взаимоотношений между членами рода, фамилии, в том числе усыновлёнными и по браку: «Дерево держится корнями, человек – родными» 4. Безусловно, «регулярное межгрупповое взаимодействие требовало определённой организационной системы и способствовало созданию специфических родственных «макроструктур», действующих в пределах широких географических ареалов и

основывающихся на локальных родственных

_______________

1 Цит. по: Токарев С.А. Истоки этнографической науки. М.: Наука, 1978. С.33.

2 Маан О.В. Абжуа. Историко-этнологические очерки Очамчирского района Абхазии. Сухум: АБИГИ АНА, 2006. С.420.

3 Дзидзария Г.А. Труды. Т. 1. Сухуми: Алашара, 1988. С.78.

4 Габниа Ц.С. Указ. Соч. С.24.

[21]

 

«микроструктурах» 1  .

 На родоплеменном делении общества основывалась и военная организация абхазов 2. Здесь берёт начало и, бытующее по сей день, представление абхазов о коллективной ответственности: «Род ответствен за каждого своего члена, каждый член ответствен за свой род. И преступление, и возмездие, всегда на счету всего родового объединения. Расплачивается не преступник, а его ни в чём не повинные сородичи. Не потерпевший получает удовлетворение, а род, к которому он принадлежит» 3.

Со временем размывание патриархально-родовой замкнутости привело к перенесению части привычных фамильно-патронимических норм на отношения между соседями. Потребность «жить с людьми, быть постоянно в гуще всех событий родной абипары, селения, трудового коллектива воспитывается у абхазов с детства и поэтому воспринимается как нечто само собой разумеющееся и одновременно глубоко самобытное, что отличает их как народ от других национальностей, способствует его консолидации и тем самым рождает положительные эмоции, сколько бы труда и тягот они не требовали» 4. Объединения общественных усилий – «киараз» - требовали и ряд сельскохозяйственных работ, и военное дело: «высокая степень военной организации определяла в данных условиях способность этноса к биоэтническому выживанию» 5. Кроме того, «в традиционном обществе вовлечённость в социальную жизнь и культурную практику этнической группы является важным компонентом становления и функционирования этнической идентичности» 6. Таким образом, Аидгылара – (букв.

_________________

1  Артёмова О.Ю. Первобытный эгалитаризм и дифференциация статусов у охотников и собирателей // Исследования по первобытной истории: сборник / Отв. ред. Першиц А.И. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1992. С. 76.

2 Амичба Г.А. Культура и идеология раннесредневековой Абхазии (V-X вв.). Сухум: Алашара, 1999. С.124.

3 Боденштедт Ф. По Большой и Малой Абхазии. О Черкесии (путевые записки и главы из книг). М.: Центр гуманитарных исследований «Абаза», 2002.  С.89.

4 Абхазское долгожительство. М.: Наука, 1987. С.162.

5 Панеш Э.Х. Указ. Соч. С. 148.

 6 Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов.  М: Аспект пресс, 2004. С.238.

[22]

 

«единение»), сплочённость, общинность, коллективизм, взаимопомощь – по сей день остаётся одной из определяющих черт абхазской ментальности.

О.А. Артёмова отмечает, что «сплочённость, спайка, взаимозависимость людей в социальном объединении и иерархичность его структуры находятся в какой-то сложной, но тесной корелляции… Длительные, составляющие целые циклы религиозные церемонии, сложная система межгруппового обмена материальными и духовными ценностями, сеть которых охватывала обширные районы страны, сравнительно частые вооружённые столкновения воинов, составлявших хоть и небольшие, но тем не менее отряды (чаще всего мстителей) - всё это требовало организационных усилий. А там, где происходило деление на руководителей, организаторов, активных участников, пассивных участников, формировались и отношения субординации, которые постепенно приобретали силу обратного влияния» 1. Высокая степень развития коллективизма привела к созданию в абхазском обществе широкой системы дифференцированных статусов Аихабыра-еицбыра – сложного соподчинения «старший-младший» по возрастным, сословным, родственным, гендерным и прочим основаниям: «Даже где двое, один должен быть старшим» 2, «Где старшего нет, там о младшем заботы нет» 3. Высокий авторитет представителей старшего поколения в абхазском обществе был обусловлен, помимо прочего, их ролью носителей Акушра – мудрости, опытности, компетентности.

Суровый полувоенный быт абхазов определил их своеобразное, аскетическое восприятие эстетической стороны жизни, красоты, искусства – Апшдзара: «Только поэзия и музыка, эти утешительницы человечества, не позволили грохоту битв изгнать себя, да ещё прекрасная, но дикая природа, перед которой смущённо ретируются все прочие искусства» 4. Красивым

_________________________

1 Артёмова О.Ю. Указ. Соч. С.73-74.

2 Пословицы абхазского народа. С.46

3 Крылатые слова. С.64

4 Боденштедт Ф. Указ. Соч. С.133.

[23]

 

считалось то, что удобно и практично, например, национальный костюм. Если к женской привлекательности предъявлялись довольно традиционные требования, пусть и с оговорками: «Чем красота, лучше сердечная теплота» 1, «Молодой красоту ищет, старый – характер» 2, то красота мужчины – мужчины-воина - заключалась не в правильности черт лица, а в ладности его общего облика: фигуры, одежды, вооружения, коня.

Хотя труд в абхазском обществе никогда не считался самостоятельной ценностью, в Апсуара присутствует категория Ачыгура – прилежание, усердие, трудолюбие, крепкое, основательное хозяйствование, рачительность. «Лень – худший из пороков, жестоко высмеиваемый в сатирических народных куплетах. Нищий в абхазской бытовой поэзии никогда с сочувствием не изображается. Наоборот, лишённый материального достатка человек изображается в поэзии с жестокой и беспощадной иронией и сарказмом, ибо, согласно логике песни, только безделье и лень являются причиной отсутствия достатка в доме крестьянина» 3. При этом источником достаточно распространённого в быту (особенно у соседних народов) насмешливого представления о лености абхазов является то обстоятельство, что «догматы нравственности и своеобразный склад миросозерцания абхазцев делают их брезгливыми к торговле, к промышленности… Он признаёт труд только на самого себя и, если вы его увидите работающим на князей или дворян, то, во всяком случае, он выполняет это не за плату, а в виде взаимного одолжения» 4.

Помимо Ацас, регулятором поведения индивида, обеспечивающим согласованность в обществе, являлась Апхащара – общественное осуждение, стыд, позор. В абхазской культуре, как и в других культурах стыда,

___________________

1 Крылатые слова. С.45

2 Пословицы абхазского народа. С.42

3 Аншба А.А. Указ. Соч. С.260-264.

4 Цит.по: Лакоба С.З. «Крылились дни в Сухум-кале…»: историко-культурные очерки. Сухуми: Алашара, 1988. С.32-33.

[24]

 

«нравственная (моральная) оценка определялась в сельской общине общественным мнением. Она являлась регулятором поведения, оказывая постоянное непосредственное воздействие на личность в соблюдении социальных и нравственных норм» 1. Характерна специфическая форма воздействия стыдом – высмеивание: сатирические куплеты, исполняемые чаще всего женщинами, что усиливало их влияние на мужчин - «Позора даже слава не смывает» 2. Апхащара служила также гарантией целомудрия: «Высокая женщины честь – позора боязнь» 3. Регулятором поведения являлась и категория Цасым – «не обычай», запретное поведение, нарушение религиозных и нерелигиозных табу.

Таким образом, формирование и развитие системы Апсуара детерминировано особенностями природного, культурного и социального существования абхазского этноса: «Апсуара, формировавшаяся в течение тысячелетий… никогда не была замкнутой системой, хоть и отличалась консервативностью, она постоянно реагировала как на внутренние, так и внешние факторы воздействия, она всегда находилась в тесных исторических и культурных контактах с другими духовными и этическими системами. Думается, что история абхазов и их духовной культуры – это история Апсуара, испытавшая воздействие язычества, христианства и ислама, культур других народов, исторически связанных с абхазами» 4.

Возрождение государства и кризис Апсуара. После восстановления суверенной абхазской государственности в 1993 году, казалось, следовало ожидать и яркого этнокультурного ренессанса. Между тем, в настоящий момент Апсуара переживает один из наиболее сложных периодов своего существования. Главной причиной этого стало кардинальное изменение

____________________

1 Маан О.В. Социализация личности в традиционно-бытовой культуре абхазов. (Вторая половина XIX- начало ХХ вв.). Сухум: Алашара, 2003. С.52.

2 Пословицы абхазского народа. С.29.

3 Крылатые слова. С.107

4 Бигуаа В.А. Указ. Соч. С.36.

[25]

 

условий жизни абхазского общества, массовый переезд (особенно молодёжи) в города, распад традиционной культуры, сложившейся в условиях сельской общины, выхолащивание сути бытовых обрядов, распад семейных и соседских связей.

Действительно, традиционно в Абхазии «важную роль в социализации человека… играли институты сельской общины «акыта», … сельская община продолжала оставаться тем жизненным бытовым пространством, в котором человеку было суждено родиться и умереть. Поэтому приобщённость индивида к социальным нормам именно данного коллектива являлась необходимым условием его комфортного существования» 1. Проблема воспитания  индивида, обладающего этнической идентичностью, «в настоящее время, тем более, когда традиции и обычай перестают быть единственной формой регуляции социального поведения абхазов, достаточно сложна. Юноши и девушки сталкиваются в жизни с новыми явлениями, не учтёнными традиционной регламентацией. Всё это, вместе с непростым психологическим климатом общества создаёт опасность формирования неустойчивой личности, склонной к ненормативным поступкам» 2.

Очевиден факт, что любые социальные изменения влекут за собой трансформацию элементов культуры и психологических тенденций. Особенно если это такие радикальные изменения, как пережитая война, которая, безусловно, «ведет к личным травмам и социальной деструкции, которые, в свою очередь, вызывают разрушение многих социальных смыслов и установок «нормальной» жизни и приводят к самым серьёзным психоментальным проблемам» 3. Нельзя недооценивать и влияние на абхазское общество общемировых тенденций, глобализации, стирающей не

____________________

1 Маан О.В. Указ. Соч. С.84

2 Маан О.В. Абжуа. Историко-этнологические очерки Очамчирского района Абхазии. Сухум: АБИГИ АНА, 2006. С.370.

3 Тишков В.А. Общество в вооружённом конфликте (этнография чеченской войны). М.: Наука, 2001. С.377.

[26]

 

только внешние межкультурные различия, но и сложившиеся за века нравственные нормы. «Современные авторы, чувствуя опасность духовной деградации, забили тревогу; они, естественно, заговорили об Апсуара – основе всей культуры, которая до сих пор обеспечивала связь прошлого с настоящим, внутреннюю сплочённость народа и его единство с родиной, сохраняла историческую память» 1. Однако, если представители старшего поколения считают необходимым противостоять этим неблагоприятным тенденциям,  обретая опору в традициях Апсуара, то молодёжь зачастую активно и неразборчиво перенимает ценности и нормы так называемого «западного мира». Если государство и общество вовремя не вмешаются в этот процесс, то перед абхазским народом вплотную встанет угроза потери этнической идентичности: «Человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить свое место в мире, человек, лишённый исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днем… Как ни парадоксально это может показаться, но сопрягаются и другие вещи: отрицание – или фальсификация – прошлого и самодовольный чванный шовинизм…» 2 .

Давно замечено, что «возрождение» (кавычки автора – А.Б.) нации всегда связывается с особенно любовными заботами о своём языке, его чистоте и пр.» 3. В настоящее время, в результате рвения недальновидных политиков, национальный язык из средства консолидации абхазского народа может превратиться в орудие сегрегации народа Республики Абхазии. Безусловно, язык является ценнейшим национальным достоянием, его развитие и возрождение должно быть приоритетным направлением деятельности государства и общества. Между тем, в то время, когда

_________________________

1 Бигуаа В.А. Указ. Соч. С.170.

2 Айтматов Ч.К. Буранный полустанок. М.: Советский писатель, 1981. С.2.

3 Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. СПб.: Изд. дом «П.Э.Т», Алетейя, 1996. С.146.

[27]

 

получает мировое признание точка зрения, согласно которой язык уже нельзя однозначно относить к основным этнодифференцирующим факторам, трудно согласиться с отдельными общественными и культурными деятелями, которые настаивают на невозможности быть абхазом, не владея абхазским языком. Ведь «даже при языковой ассимиляции этническое самосознание и преемственность могут сохраняться, ибо закодированная историческая, культурная информация… не может бесследно исчезнуть» 1 . В условиях, когда значительная часть абхазов не владеет (или почти не владеет) национальным языком (не говоря уже о гражданах Абхазии неабхазского происхождения), подобная императивность вызывает не желание учить язык (заметим, исключительно сложный для изучения) и тем самым приобщаться к Апсуара, но реакцию отторжения. У молодых людей, с их обострённым чувством достоинства, это отторжение порой принимает крайние, радикальные формы, вплоть до категорического неприятия Апсуара в целом.

Существенным фактором является и утрата Апсуара функции хранилища национального самосознания. «После Русско-Кавказской войны, … осознав, что физическим противостоянием ему не устоять, так как силы были неравные, истощённый народ прекратил сопротивление. Самоустранившись от навязанных чуждых ему государственных структур царской России, а затем и советской, грубо и невежественно вторгавшихся в мир его национального духа, абхазский народ перешёл в тактику пассивной борьбы. Она выражалась не в поисках путей выживания как самоцели, а в протестном национальном самоутверждении и самовыражении через свою духовную культуру (выделено автором – А.Б.). Основные силы нации были направлены на возрождение национальной культуры и языка, защиты чести и достоинства, как отдельного человека, так и всей нации, что в конечном итоге и вело к  самосохранению» 2.

___________________________

1 Бигуаа В.А. Указ. Соч. С.13.

2 Гумба Г.Д. Форма и сущность национального движения абхазского народа. Сухум, 2002. С.26.

[28]

 

 Эта стратегия использовалась этносом и в ХХ веке, являясь одной из форм борьбы против грузинской политики национального нигилизма. Однако, после победы в войне 1992-1993 гг. и восстановления национального суверенитета, жесткая необходимость поддержания позитивной групповой идентичности в значительной степени отпала.

Одной из дискуссионных проблем абхазоведения является вопрос приоритетности в Апсуара: духовное начало либо повседневный поведенческий этикет. Между тем, чрезмерная сакрализация духовного начала может привести к идеализации Апсуара, её отрыву от действительности, что в известной степени наблюдается в современном абхазском обществе. С другой стороны, думается, чрезвычайно тревожным является отождествление понятий «Апсуара» и «Ацас» (обычай, поведенческие нормы), что чаще всего и происходит на бытовом уровне. Молодёжь не видит смысла соблюдать омертвелые обычаи, отвергнутые самой жизнью в ходе изменения условий существования этноса. Тем более, что зачастую яростными сторонниками механического соблюдения отживших свой век обрядов являются не авторитетные «Апсуара ныкузго» – то есть «носители Апсуара», а стремящиеся таким образом к самоутверждению не состоявшиеся в жизни (а то и не слишком достойные) люди. Молодёжь, в силу своей неосведомлённости, невольно переносит понятное отвращение к лицемерному поведению таких «ревнителей» на Апсуара в целом. Ответное неприятие - увы, закономерный в подобных обстоятельствах результат: «Если разрыв между фактической и мнимой принадлежностью будет достаточно велик, молодые люди не только не будут следовать своим социокультурным нормам, а, напротив, будут демонстрировать свою противопоставленность им, разрушая осёдлость и патриотические чувства» 1 .

_______________________________

1 Микаа Л. Молодёжь и строительство новой абхазской государственности // Бюллетень Абхазской Ассоциации Содействия ООН. Семинар в Пицунде. Майкоп, 1996. С. 54.

[29]

 

В известной степени на сегодняшнем сложном положении Апсуара сказывается наличие у старшего поколения абхазов тяжёлого морально-психологического наследия минувших десятилетий. Значительная их часть привыкла к восприятию своего народа маленьким, многострадальным, нуждающимся в жалости и преференциях: «Беда в том, что мы… стали рабами психологии «маленького человека» и заложниками будто бы неизбежных исторических событий» 1 . Между тем, молодые люди не любят чувствовать себя униженными. Молодёжи претит этот комплекс неполноценности у народа, который недавно победил в тяжелейшей войне, создал и сберег через века уникальную Веру, самобытную культуру, феноменальный язык. Она пытается дистанцироваться от «вечно причитающих стариков» и одновременно невольно отстраняется и от Апсуара, которая в понимании молодых становится синонимом всего косного, отжившего и жалкого. Между тем, именно в Апсуара содержится то богатое наследие предков, которым они по праву могут и должны гордиться, ведь именно «духовные ценности, созданные тем или другим народом, определяют их роль в истории» 2 .

Сложившаяся ситуация вызывает тревогу, поскольку «механизм государства сам по себе не может сохранить нацию. Для этого, как минимум, необходимо, чтобы государство было заполнено духовностью образующего его народа» 3. Тем более, что «маргинальность, промежуточное состояние, может действительно на время способствовать физическому выживанию, а иногда даже адаптации индивидуума или народа к новым реалиям, но никак не может содействовать реализации предназначения этноса, смыслу, ценности его существования – неповторимости и сохранению оригинальной

_____________________

1 Гумба Г.Д. Указ. Соч. С.14.

2 Гулиа Д.И. Указ. Соч. С.10.

3 Гумба Г.Д. Указ. Соч. С.23.

[30]

 

культуры» 1.

Безусловно, Апсуара, как абхазский этос, представляет несомненный интерес не только для этноса-носителя, но и для общемировой науки и культуры. Недостаточное внимание к её сегодняшним проблемам может иметь катастрофические последствия: исчезновению регулятивной функции Апсуара, что будет означать для абхазов фактическую потерю этнической самобытности.

Напротив, грамотная работа по сбережению и развитию богатого этнического наследия могла бы стать стержнем национальной идеи молодого государства. Абхазская молодёжь хочет любить свой народ и себя как его представителя, гордиться им – и имеет для этого просто невероятное количество оснований. Особая роль в этом процессе принадлежит научному сообществу, поскольку «задача, возникающая перед теоретическим мышлением, состоит не только и не столько в констатации потенциальных и реальных антикультурных явлений, сколько в объяснении причин, их вызывающих, в выработке научной модели, всеобщих нравственных принципов и норм, практическая реализация которых может обеспечить свободное и полнокровное развитие культуры малочисленной нации» 2.

 ____________________________________

1 Авидзба А.Ф. Грузино-абхазская война 1992-1993 гг. и некоторые вопросы личностной, этнической и культурной самоидентификации. (Проблемы идентичности и маргинализма) // Абхазоведение. Выпуск III. Сухум: АБИГИ АНА, 2004. С. 121.

2 Дамения О.Н. Об этнокультурном феномене малочисленных наций (в порядке постановки проблемы) // Всесоюзная научная сессия по итогам этнографических и антропологических исследований 1986-1987 гг. Тезисы докладов. Сухуми: Алашара, 1988. С. 59.

[31]