Писатель VIII в. Иоанн Сабанисдзе в своем литературно-историческом сочинении «Мученичество Або Тбилели», описывая тяжелое политическое положение Восточной Грузии (Картли) в период господства арабов1, дает некоторые сведения о социально-политическом и культурно-религиозном положении Абхазии, а также Хазарии и Осетии2.
Согласно сюжету сочинения И. Сабанисдзе, правитель (эрисмтавари) Картли Нерсе из-за жестокости арабских завоевателей покинул временно свою страну. Он в сопровождении юноши-араба Або и большой свиты перешел в Хазарию, заблаговременно отправив членов своей семьи в Абхазию. В Хазарии же юноша Або отрекся от мусульманства и принял христианство.
Спустя некоторое время Нерсе и Або через Абхазию возвращаются в Восточную Грузию, где арабы и казнили юношу Або в 786 году.
И. Сабанисдзе является современником сообщаемых им событий; он лично знал самого Або и был очевидцем его казни3. Кроме того, он в качестве источников использовал как оригинальные грузинские, так и иностранные сочинения. Поэтому «Мученичество Або Тбилели» является ценным и достоверным памятником того времени.
Вместе с тем, нам неизвестно, на что опираются те достаточно подробные сведения И. Сабанисдзе, которые касаются политического и культурно-религиозного состояния Абхазии в последней четверти VIII века.
Можно только предположить, что Иоанн Сабанисдзе — передовой и образованный представитель своего общества прежде бывал в Абхазии и Эгриси; думается также, что он черпал сведения и у тех, кто сопровождал картлийского правителя Нерсе в путешествии по Хазарин и Абхазии.
Отправление Нерсе и Або из Хазарии и прибытие их в Абхазию (IX. 58-59; XIII. 61-62)
По прошествии некоторого времени Нерсе попросил царя Севера4 отпустить его оттуда в страну Абхазию, так как прежде туда отправил он мать, жену, детей, благоприобретения свои и всех домочадцев своих, ибо та страна5 защищена была от опасности со стороны сарацин.6
Господь же умиротворил царя Севера и отпустил он Нерсе с многими дарами. И отправились они с радостью и, божьей милостью, прошли через страну язычников, которые совершенно не знают бога7. И безо всякого страха были они в пути днем и ночью три месяца.
А блаженный Або в течение стольких дней пребывания в пути все молился, постился и не переставал петь псалмы. И когда прибыли они в страну Абхазию, владетель той страны благосклонно принял Нерсе со всем его воинством. Когда Нерсе увидел царицу, мать свою, жену и детей своих, с радостью все благословляли бога за то, что живыми, благополучно собрались вместе.
Прием Нерсе и Або в Абхазии (IX. 60; XIII. 62)
Когда же известили владетеля Абхазии о блаженном Або, что тот является новокрещенным, он весьма обрадовался со всем своим народом; сам владетель, епископ и священники призвали его и благословляли, утешали и повествовали ему о житие Христа и благовещали за его вечную жизнь. А сам он от себя воздавал им благодарностью за слова истинной веры, удивляя их и прославляя Бога.
Границы Абхазии, распространение христианства в ее пределах (IX—60; XIII. 62)
И блаженный Або еще пуще благодарствовал богу, т. к. он увидел страну ту8 преисполненной веры Христа, и ни одного неверующего не сыскать было в пределах их земель. А границей их является Понтийское море9, где повсеместно обитают христиане вплоть до пределов Халдии; там находится Трапезунт, место пребывания Апсареай10 и Напсайской гавани11. И являются те города и земли подвластными слуге Христа, царю ионийцев12, который восседает на престоле в великом граде Константинополе.
Когда праведный и блаженный Або увидел превосходящее боголюбие людей тех мест и непрерывное моление всего народа, им овладело священное рвение.
Диалог владетеля Абхазии с Або. (IX – 61; XIII. 62)
И когда они13 отправлялись из страны Абхазии14, тогда владетель15 Абхазии призвал праведного Або и сказал: «Не уходи ты из этой страны, ибо страной Картли владеют сарацины, а ты родом из сарацин, и не оставят они у себя христианином тебя, боюсь я за тебя, ибо добровольно, или же насильно заставят тебя обратно отречься от христианской веры, и пропадет весь твой труда»16.