В сочинении анонимного автора, условно именуемом как «Летописец» («Жамтаагмцерели») или «Летопись монгольского времени», изложена столетняя история Грузии — история того времени, когда страна находилась под игом монголов; «Летопись» начинается с деятельности Георгия Лаша и завершается воцарением Георгия Блистательного в 1314 году.

По мнению И. Джавахишвили, С. Каухчишвили, К. Григолиа, Р. Кикнадзе, весьма эрудированный автор этого сочинения в качестве источников использовал достоверные национальные и иноязычные летописи; при этом сам он является современником описанных в конце сочинения исторических событий.

Среди прочих материалов сочинения наше внимание привлекают в нем сообщения об участии абхазов в политической жизни Грузинского государства XIII в., в частности, участие их в антимонгольской борьбе и т. д.

Летописец монгольского времени, как и другие историки, термины «Апхазети» и «апхази» употребляет как в собственном смысле, так и в значении всей Западной Грузии и ее населении.

 

Участие абхазов при взятии Гандзы278

(IV. 153)

 Царь же имел [войско] только четыре тысячи человек279; большинство их составляли месхи; с одной стороны стояли Мхаргрдзели280, с другой стороны — эры, кахи и сомхитцы, картлийцы и торийцы; отдельно абхазы, дадиан-бедианы и [все] залихские [войска], следуя друг за другом.

 

Пребывание Георгия Лаша в Абхазии

(IV. 156)

 Так в преуспевании и спокойствии пребывал царь281 и отовсюду поступали подарки и дары от данников царскому двору. В веселом настроении объезжал он царство свое для ведения дел. Переходил ниже в Аджамети, охотился в Цхуми и Абхазии, и ведал тамошними делами. И осенью вступал в Тбилиси, зимой же останавливался в Дуре, [что] в Сомхити, и оттуда воевал с гандзийцами. Летом поднимался в верховья Куры и останавливался в Кола. И приходили к нему данники с дарами из Хлата и Греции282.

 

Воцарение Давида, сына Русуданы, в «Абхазии»

(IV. 179—180)

Подвергшаяся тем бедствиям283 царица Русудана, находясь в Кутаиси284 и во всей Абхазии285, когда сыну ее Давиду286 исполнилось пять лет, пожелала воцарить сына своего. Когда же отправила [Русудана] сына брата своего287 в Грецию288, призвала все войска свои, абхазов289, Дадиан-Бедианов, рачийского эристава и католикоса Абхазии 290 , и провозгласили царем Давида, сына Русуданы, благословили на царство в Кутаиси и возложили ему на голову корону291.

 

Участие абхазов в Болнисском сражении

(IV. 182—183)

 Услышав об этом292, царица Русудана призвала все войска свои, имеров и амеров мандатуртухуцеса 293 Шанше, амирспасалара 294 Авага, мсахуртухуцеса Варама, эров и кахов, сомхитцев, джавахов, месхов, таойцев, Дадиана Цотне, человека знатного и благочестивого, абхазов, джиков и всех из Имерского царства, о которых не время говорить по отдельности; и раскрыли врата Дарьяльские и вывели осетин, дурдзуков, и вместе с ними всех горцев.

Собралось в Начармагеви295 бесчисленное множество [их] и послала царица [всех] на войну с хорезмийцами296.

 

 Полководец Шервашидзе Дардын297

(IV. 192—193)

 Прежде, чем отправила царица [Русудан] своего сына298, пожелал [хан] выступить в поход против султана Киасдина299, родом сельджука, владевшего Грецией, чтобы подчинить [его]. И отправили Бичо-Нойона, и взял [он] с собой великих вельмож Грузии. Достигнув страны Севастии и Эзинка300, [они] начали разорять [ее]. Тогда султан Киасдин призвал все войска свои и собрал воинов своих сорок [раз] десять тысяч человек, что есть четыреста тысяч; и назначил [султан] предводителем войска абхазца Шарвашис-дзе, по имени Дардын, которого за его храбрость прежде сильно возвысил, и твердо держался он за веру; вместе с ним и Парадовлу, сына Торели Шалвы Ахалцихели, бежавшего [раньше] к султану, человека мужественного и в войнах прославленного; их сделал [Киас-эд-дин] полководцами, определив в авангарде… И завязалась беспощадная битва, и пало бесчисленное множество воинов султана, где и прославленный Шарвашис-дзе Дардан, абхазец, полководец их, был убит, и бежали войска султана.

 

Участие абхазов в антимонгольском заговоре301

(IV. 215)

 Решили воевать, и назначили время для сбора в Картли и разъехались. Пребывающие дальше всех абхазы, Дадиани Цотне и Бедиани, человек благородный и вполне знакомый с духовными и мирскими делами, и рачинский эристав — все они уехали для приготовления.