Историческое самопознание стало важнейшей доминантой современной духовной жизни Абхазии. Выдержав тяжелейшее испытание в войне с агрессором, четко обозначив контуры своего государственно-политического и социально-культурного развития, нам нужно осмыслить пройденный исторический путь, честно и непредвзято оценить его итоги.
Однако это невозможно сделать без обращения к первоисточникам, к документам, фактам, свидетельствам прошлого, которые сохранены человеческой памятью в тиши архивных хранилищ. Именно они, архивные первоисточники, скажут читателю о времени, о людях и движениях эпохи гораздо больше, полнее и честнее, чем сотни «научных» статей и монографий, главная цель которых, как это часто бывает, заключается не в поисках истины, а в ее сокрытии.
Так получилось, что документы абхазской истории оказались рассредоточены по многим центрам. Подчиняясь закономерностям, а порой и причудливым хитросплетениям своей судьбы, они осели и ныне хранятся в архивах Москвы, Петербурга, Тбилиси, Стамбула, Лондона, Генуи и ряда других городов мира. Трагично, что в этом перечислении есть зияющий, обугленный провал. 23 октября 1992 г. в оккупированном грузинскими солдатами Сухуме был отдан приказ уничтожить Абхазский государственный архив. В адском пламени погибли почти все его фонды, бережно собиравшиеся и приумножавшиеся в течение многих десятилетий.
По своим последствиям гибель архива может быть приравнена к тяжелейшей гуманитарной катастрофе: она лишила абхазский народ величайшего культурного и исторического достояния, отняла ценнейшие документальные реликвии - свидетельства событий недавнего и отдаленного прошлого, оставила без источниковой базы многие направления исторического абхазоведения. Содеянное - не геростратово преступление - преступники постарались скрыть свои имена, и это не бездумный средневековый вандализм - акция была проведена рассчетливо и целенаправленно. Это проявление того изощренного вида войны, который изобретен и опробован в задохнувшемся от шовинистического угара XX столетии. Удар наносился по национальным святыням, доминантам этнического самосознания и бытия. Противника нужно было лишить его истории, доказать, что он неполноценен, дик и бескультурен, «спустился с гор», что он «пигмей», осмелившийся восстать против богоизбранного титана.
Однако Абхазию никто не в силах лишить ее истории. Научные знания о ее прошлом и впредь будут опираться на прочную источниковую базу и прежде всего на весь объем доступных архивных документов. Поэтому нужно интенсифицировать работу по их выявлению, копированию и собиранию. Сухум снова должен стать центром хранения документации по историческому абхазоведению.
В то же время документы нужно не только собирать и хранить, но и вводить в научный оборот. Это нужно для того, чтобы вернуть из небытия многие даты, события, факты, а главное - человеческие судьбы, для того, чтобы навсегда расстаться с «белыми», а точнее - с «черными» пятнами нашей памяти, вписав в подцензурные страницы былых книг, учебников и монографий недостающие в них главы реальной, истинной, а не фальсифицированной и утаенной истории.
Настоящим изданием научно-исследовательский центр «Абхазская энциклопедия» (г. Сухум) и Московский исследовательский центр абхазоведения приступают к реализации проекта «Абхазский архив. XX век». В рамках проекта предполагается выявление и публикация архивных документов, освещающих различные аспекты истории Абхазии ушедшего в лету XX столетия. Надеемся, что вкупе с материалами, содержащимися в сборнике «Абхазия: докуметы свидетельствуют» (Сухум. 1992; составители Б.Е.Сагария, Т.А .Ачугба, В.М.Пачулия), вводимые настоящим изданием в оборот новые документы станут важнейшим источником для всех, кто пожелает прикоснуться к трагическим перепутьям недавнего прошлого Абхазии и ее народа.
Юрий Анчабадзе