Знакомство с генеалогическими преданиями и фольклорными материалами позволяют утверждать, что происхождение абхазских фамилий сравнительно древнее: тем не менее, говоря словами профессора Ш. Д. Инал-ипа, редкий абхазский род, если не считать фамилию владетельных князей, зафиксирован ранее XVII века1.
Наиболее ранним источником, впервые зафиксировавшим фамильное имя абхазских владетелей из рода Чачба в грузинизированной форме "Чачас-дзе" и упомянувшим предводителя абхазских войск Куабулела Чачас-дзе Отаго является "Летопись Картли" ("Матиане Картлиса") - одна из значительных сочинений в своде древнегрузинских летописей "Житие Грузии" ("Картлис цховреба"). "Летопись Картли" была составлена во второй половине XI века неизвестным автором из Восточной Грузии, являвшимся современником описанных в конце летописи событий.
В сочинении турецкого путешественника XVII века Эвлия Челеби "Книга путешествия" впервые были зафиксированы "сведения о жителях (Абхазии - Д. Д.), подчинённых определённому роду"2, ошибочно отнесённых автором к племенам. В работе Челеби приводит интересные сведения о "племенах" чач, арлан, чанда, кечи и арт, названия которых связаны с фамилиями абхазских князей и дворян Чачба, Арлан, Цанба, Гечба, и Ардба.
Известный грузинский ученый Вахушти Багратиони в своих работах указывает на происхождение княжеского рода Мачабели от пришедших из Абхазии Анчапидзе (Анчпадзе) и определяет их статус "ниже Шарвашидзе"3. В "Географии Грузии" Вахушти Багратиони упоминает князей Бараташвили, владеющих эриставствами Гачиани и Гардабани и происходящих от Качибадзе, что "подтверждается гуджарами и сигелями их, пожалованными им царями"4. Согласно Вахушти, фамилии Капланишвили, Абашисшвили, Зурабисшвили, Иаралисшвили и Солагошвили являются потомками Бараташвили5.
Здесь стоит добавить, что фамилия Качибадзе, от которой произошли представители рода Бараташвили, являются грузинской формой абхазской княжеской фамилии Гечба. Об этом, в частности, писал С. Н. Джанашиа, подчеркивающий происхождение Бараташвили от Качибадзе - Гечба6. Историк Д. В. Гвритишвили пишет, что "предки Бараташвили прибыли в Картли из Абхазии в X-XIII веках"; "они носили фамилию Качибадзе"7.
На происхождение фамилии Качибадзе и их потомков Бараташвили от Гечба, по нашему мнению, указывает и топоним Гачиани (по-абхазски Гьачны) - владение князей Бараташвили. В основе данного топонима лежит фамильное имя Гечба (Гьачба), оформленное с помощью абхазского словообразовательного форманта "ны", имеющего локативное значение. "Гьачны" (Гочиани), в целом, переводится с абхазского языка как "местность Гечбовых".
В 1864 году в свет выходит книга русского офицера -разведчика Ф. Ф. Торнау "Воспоминания кавказского офицера". Работа содержит ценные сведения о существовании в Абхазии пяти сословий: князей ("тавад"), дворян ("амиста"), владетельских телохранителей ("ашнахмуа"), крестьян ("анхао") и рабов ("агруа"). Автор называет княжеско-дворянские фамилии абхазов, указывает на абхазское происхождение абазинских князей Сидовых и, объясняя этимологическое значение, приводит патронимические форманты грузинских, черкесских, абазинских и татарских фамилий8.
В 1900 году на страницах газеты "Черноморский вестник" (№№ 121,124) была опубликована статья известного грузинского общественного деятеля К. Д. Мачавариани "Сословный вопрос в Абхазии". Автор решительно выступил против действий грузинских "культуртрегеров" - "недремлющих деятелей на поприще экономических завоеваний, покушавшихся и на больше относительно абхазцев, навязывающих им свой язык и поставивших задачу переделывать фамилии на свой лад, придавая им свои окончания"9.
В том же году выходит работа К. Ф. Сталя "Этнографический очерк черкесского народа", где автор прямо указывает, что Черкесское (адыгское) дворянство "ведёт свой род по преданиям от двух братьев Аче (Ачба - Д. Д.) и Чаче (Чачба - Д. Д.)"10. К. Ф. Сталь также отмечает, что среди черкесского племени хатюкаев (хатукаевцев - Д. Д.) бытовала знатная фамилия Заурумовых, причислявших себя к роду абхазских князей Маршаниа11.
В1907 году в Москве, книгоиздательством "Верность" издаётся работа "Абхазия - не Грузия", в которой затрагивается актуальная проблема грузинизации коренных фамилий Самурзаканской Абхазии.
В одной из своих работ, опубликованных в книге "Очерки и рассказы"12, К. Д. Мачавариани затрагивает вопрос, связанный с распространением среди абхазских фамилий мегрельских, имеретинских, сванских и гурийских княжеско-дворянских фамилий, как, например: Абашидзе, Микеладзе, Ахвледиани и т. п. По мнению автора, объяснением этому факту может служить то, что "Абхазцы упорно настаивали, чтобы контингент пятого сословия (имеются в виду крепостные крестьяне - Д. Д.) состоял не из коренных Абхазцев, а из пленных, набранных во время нападения их на Мингрелию, Имеретию, Гурию и даже Грузию"13. На самом же деле, абхазские крестьяне, являвшиеся носителями княжеско-дворянских фамилий грузинского происхождения, были коренными абхазами, чьи фамилии подверглись умышленной грузинизации либо со стороны абхазских феодалов, либо грузинского духовенства, либо насильственным образом были изменены в советское время.
Из ранних работ абхазских ученых, посвящённых этнографическому изучению абхазских фамилий, следует обратить особое внимание на статью видного представителя дореволюционной абхазской интеллигенции, этнографа- краеведа, педагога-методиста, детского писателя и общественного деятеля Н. С. Патей-ипа "Моление Лейбовых". Работа была опубликована в 1912 году и посвящена описанию традиционного моления фамилии Лейба из Мгудзырхвинской общины Гудаутского участка14. В одной из своих работ педагог и этнограф, писатель и общественный деятель А. И. Чукбар упоминает божество Ет-ных-Аг-ных, считающееся принадлежностью рода Ампар из села Калдахуара Гудаутского участка и фиксирует фамильное предание Ампаровых15.
В 1922 году Наркомпросом ССР Абхазии был издан "Сборник материалов по истории Абхазии" К. Кудрявцева. Здесь автором обстоятельно были рассмотрены версии происхождения абхазского владетельского рода Чачба (Шервашидзе) и упомянуты гурийские представители данной фамилии16.
В 1928 году по поручению Закавказской научной ассоциации и по своему желанию в Абхазию прибыл широко известный ученый-этнограф, кавказовед Г. Ф. Чурсин. В общей сложности, проведя в Абхазии 32 дня, Г. Ф. Чурсин пишет работу, которая была издана в 1957 году Абхазским Госиздатом под названием "Материалы по этнографии Абхазии". Давая оценку труду ученого, абхазский этнограф Л. Х. Акаба пишет: "По количеству и разнообразию содержащегося сравнительного материала данная работа, несомненно, занимает первое место среди работ, касающихся этнографии Абхазии"17.
В частности, весьма разнообразны материалы, опубликованные в работе Г. Ф. Чурсина по вопросам этнографического изучения абхазских фамилий. Это касается, например, обряда примирения кровников из различных фамильных групп, значения и могущества родовых божеств, святилищ фамилий Лейба, Ампар, Допуа, Адлейба, Амичба, Ашуба, Кяхир-ипа, Цымцба, почитания кузни у абхазов, фамильных запретных дней и их происхождения, пережитков тотемизма среди абхазских фамилий18.
В начале 50-х годов прошлого века, с появлением на арене абхазоведения талантливых абхазских ученых, как, например, Г. А. Дзидзария, З. В. Анчабадзе, Ш. Д. Инал-ипа, Л. Х. Акаба и некоторых других, историко-этнографическая литература пополнилась рядом ценнейших работ по вопросам изучения абхазских фамилий.
В "Материалах истории Абхазского княжества" И. Антелава и Г. Дзидзария, изданных в Тбилиси в 1953 году, публикуются сведения о происхождении фамилий Дзапш-ипа, Чирикба и Баалоу; о том, как анхаю Цихичба и потомки анхаю Софыджа Гублия стали шинагмами; опубликованы также материалы по фамилиям Ахиба, Кецба, Гулиа, Шакрыл, Чаабалырхуа, Кокоскир, Эмхаа, Читана, Пилия, Анчабадзе, Миканба и др.19.
Особое место в истории этнографии и во всей абхазоведческой литературе принадлежит крупному абхазскому учёному-этнографу, профессору, доктору исторических наук Ш. Д. Инал-ипа. В ряде работ учёного значительное место отводится и материалам по абхазским фамилиям. С этой точки зрения несомненный интерес представляют следующие работы Ш. Д. Инал-ипа: "Очерки по истории брака и семьи у абхазов" (Сухуми.1954), "К вопросу о матриархально-родовом строе в Абхазии" (Сухуми.1954), "Абхазы" (Сухуми.1960 и 1965),
"Вопросы этно-культурной истории абхазов" (Сухуми.1976) и "Садзы" (Москва.1995).
В "Очерках по истории брака и семьи у абхазов" Ш. Д. Инал-ипа указывает на виды брачных ограничений по родству и свойству, отмечает структурные строения "ажвла" (фамилии), называет связанные дуально-брачными отношениями фамилии Абжуйской Абхазии, приводит интересные факты избегания абхазами неравных браков между представителями различных сословий и выдвигает версию происхождения родов Ачба, Чачба и Чичба от представителей древнеязыческого жреческого сословия20.
В статье "К вопросу о матриархально-родовом строе в Абхазии" Ш. Д. Инал-ипа пишет о фамильном молении Адлейбовых, перессказывает легенду о происхождении рода Ампар, отмечает патронимические окончания абхазских фамилий, указывает фамилии с элементом "ан" ("мать"), обращает внимание на отдельные случаи наследования абхазами родовых культов по материнской линии21.
В первом томе "Кавказского этнографического сборника", изданного в Москве в 1955 году, были опубликованы две научные статьи, заинтересовавшие нас с точки зрения рассматриваемой нами темы: это работа Л. И. Лаврова "Абазины" и работа Л. Х. Акаба "Абхазы Очамчирского района".
В очерке, посвящённом абазинам, крупный советский кавказовед Л. И. Лавров допустил ряд ошибок и неверных толкований. В частности, этнографически автор сближает абазин с кабардинцами; в антропологическом отношении он не видит отличий абазин от соседних черкесов; современных абазин учёный считает потомками разноязычного населения "Части Черноморского побережья, которая расположена на северо-западе от нынешней Абхазии и частично в сопредельной части Абхазии"22; близость абазинского языка к языку абхазов автор объясняет процессом его абхазизации.
В статье отражены некоторые фамильные материалы, касающиеся абазин Лоовых, Заурумовых, Тамбиевых и Кизилбековых. Отрицая происхождение Лоовых от абхазских князей Ачба, Л. И. Лавров пишет, что "многочисленная и сильная фамилия князей Лоовых выводила своё происхождение от арабских эмиров", а "фамильное имя Лоовых возникло на кавказской почве: оно произошло от названия реки Лоо, протекающее на Черноморском побережье северо-западнее Сочи, т.е. там, откуда абазины переселились на Северный Кавказ"23. Автор приводит интересные сведения о князьях Заурумовых (Заурымаа), управлявших племенем тамовцев и причислявших себя к роду абхазских князей Маршанаа, а именно, к той половине, которые назывались Варданыжвлара24. Тамбиевых, "игравших большую роль в истории Кабарды", - автор причисляет, хотя и неуверенно, к тамовцам; здесь же он отмечает, что "предания выводят фамилию Тамбиевых из мдавеев", которых считает джикетским (абазинским) племенем25. Говоря о Кизилбековых, Л. И. Лавров пишет, что "эти князья, по одному преданию происходили от той ветви абхазских князей Марчанаа, которая называлась Лагажвлараа, а по другому - это потомки бежавшего на Кавказ крымского хануко (царевича) Кызылбека"26. И, наконец, подтверждая существование среди абазин родового культа, автор сообщает, что среди стариков-шкараовцев сохранилась память о некогда существовавшем почитании "ущелья божества Маршаниев27.
В статье Л. Х. Акаба "Абхазы Очамчирского района" опубликованы материалы об экзогамных ограничениях у абхазов, о происхождении запретного дня фамилии Адлейба, об усыновлении некоторыми абхазскими семьями детей русской национальности с присвоением им фамилий усыновителей и о приписывании представителям различных фамилий тех или иных знахарских способностей28.
На страницах того же сборника опубликована статья Я. С. Смирновой "Семейный быт и общественное положение абхазской женщины", где автор очень коротко касается положения абхазских фамилий и патронимий в начале XX века29.
Монография крупного абхазского ученого, профессора, доктора исторических наук Г. А. Дзидзария "Народное хозяйство и социальное отношение в Абхазии в XIX веке", вышедшая в Сухуме в 1958 году, была написана на основе архивных источников, материалов Сухумской сословно-поземельной комиссии и двух предшествовавших ей комиссий генерала Е. М. Понсэ и майора С. Г. Баратова, работ авторов дореволюционного и советского периодов, устных источников и потому содержит богатейший материал по абхазским фамилиям30.
Вкратце зафиксируем основные положения, отражённые в указанной работе Г. А. Дзидзария по интересующей нас теме. Итак, абхазские фамилии подразделялись на "подроды", члены которых шли нисходящей линией от какого-нибудь замечательного предка. Социальный статус лиц и фамилий в абхазской этнической среде зависел от отношения к ним владетеля, причём покровительство владетеля считалось выше покровительства каждой из княжеских фамилий. Кроме Чачба (Шервашидзе), старинными абхазскими фамилиями считались князья Ачба (Анчабадзе), Эмхаа (Эмухвари) Чаабалырхуа, Инал-ипа, Дзапш-ипа Маршаниа и Чхотуа. Старинными и исконными дворянскими фамилиями считались Званба, Маан, Лакрба. Мелкие дворяне распадались на ряд категорий, носили насмешливые различные наименования. Категория "ашнакума", представители которого занимали промежуточное положение между дворянством и "чистым" крестьянством, формировалось из верхушечного слоя абхазского крестьянства, выходцев из адыгских племён и Мегрелии. Они состояли при владетелях Абхазии и некоторых других крупных князьях Чачба (Шервашидзе). Одним из признаков, определявших силу и значение абхазских феодалов, являлась возможность оказания ими "покровительства" асасам (гостям).
Профессор Г. А. Дзидзария в своей работе также сообщает о случаях принятия крепостными крестьянами из зависимой категории "ахоую" фамилий своих хозяев, о наличии внутриродовой борьбы за аталыков в княжеско-дворянской среде и о происхождении фамилий Капш и Апшцба.
Проблема происхождения абхазского феодального рода Чачба (Шервашидзе) обстоятельно рассматривается в книге З. В. Анчабадзе "Из истории средневековой Абхазии", изданной в Сухуме в 1959 году. Автор счёл возможным связать происхождение рода Чачба с родом Ширван - шахов (из княжества, располагавшегося на территории Северного Азербайджана). Он также выразил согласие с возможностью изменения в результате палатализации фамильного имени "Гечба" в "Чачба" и подверг сомнению положение об исконно-абхазском происхождении рода Шервашидзе31.
Среди большого по объему и значению научного наследия Ш. Д. Инал-ипа особое место занимает его монография "Абхазы", изданная в Сухуме в 1960 году и переизданная с существенными дополнениями здесь же в 1965 году. В исследовании далеко не последнее место отводится вопросам изучения абхазских фамилий. Прежде всего, это касается фамильно-патронимической терминологии абхазского языка, соотношения рода и фамилии, происхождения фамильных имён и родовых культов абхазов. Работа содержит многочисленные сведения относительно сословных отношений и аталыческих связей. В ней отражены также сведения историко-этнографического характера, касающиейся жизни фамилий Амаба, Даутия, Папба, Ампар, Хашиг, Лейба, Адлейба, Куадзба, Ардзинба, Адзинба, Кварацхелия, Маршаниа, Ачба, Чачба, Сергегия, Трапш, Куруа, Шакрыл и мн. др.32.
Анализ основных положений, указанный работой Ш. Д. Инал-ипа, даёт возможность зафиксировать ряд важных выводов по абхазской фамильной проблематике:
1) ажвла (фамилия) - это основная родственная и общественная единица, свойственная патриархату как реликт распавшегося отцовского рода, ажвла сохраняла в значительной мере свою силу и в условиях классового строя;
2) ажвла характеризовалась предполагаемым или реальным единством происхождения, экзогамностью, общностью территории, некоторых хозяйственных интересов и религиозной жизни, наличием общефамильной тамги и т. д.;
3) в состав фамильного союза вместе с членами одного родственного коллектива, ведущими своё происхождение от общего предка, могли входить семейства и инородного происхождения, примкнувшие к этому союзу по различным причинам;
4) княжеские, дворянские и коренные крестьянские фамилии имели свои родовые имена. Вместе с тем, низшие категории зависимых крестьян, рабы, пленники, купленные или похищенные лица, как правило, были лишены своего родового имени. Со временем они, или их потомки, могли получить фамилию патронимического характера.
Ценнейшие сведения по истории влиятельных грузинских фамилий абхазского происхождения содержит монография грузинского ученого Д. В. Гвритишвили "Из истории социальных отношений в позднефеодальной Грузии" (Тбилиси. 1961). Согласно сообщениям автора, использовавшего в своей работе многочисленные средневековые источники, предки князей Бараташвили прибыли в Картли из Абхазии в X-XIII веках, и они носили фамилию Качибадзе33. Напомним, что фамилия Качибадзе в свою очередь, происходит от Гечба. Вскоре Бараташвили становятся владельцами Орбети и Самшвилде, а владение "Саорбело" превращают в "Сабаратиано". Ссылаясь на царевича Вахушти, Д. В. Гвритишвили уточняет границы Сабаратиано: ":Бараташвили владели Гачианским и Гардабанским эриставствовами, к югу от Тбилиси вплоть до Лори-Пановари"; "он включал в себя в XVI в., как это установил Г. Джамбурия, бассейны рек Машавери, Кция и Алгети"34.
С течением времени все уделы князей Бараташвили и их потомков превратились в самостоятельные "сатавадо". В результате этого на территории Сабаратиано сложилось 10 феодальных владений: Сагосташабишвило, Сагерманозишвило, Сазурабишвило, Саабашишвило, Сапалаванхосрошвило, Сакавтаришвило, Саиаралишвило, Саиотамишвило, Сабараташвило и Сакапланишвило.
В монографии Д. В. Гвритишвили отражены следующие исторические сведения о фамилиях, связанных своим происхождением с родом Бараташвили (Качибадзе - Гечба):
1. Госташабишвили. Представители этой фамилии произошли от Госташаба Бараташвили в первой половине XVI века, владение которого было расположено в Алгетском ущелье.
2. Германозишвили. Их родоначальником являлся Германоз Кавтарович Бараташвили. Его сатавадо сложилось также в первой половине XVI века на территории Алгетского ущелья.
3. Зурабишвили. Сатавадо Сазарабишвило сложилось XVII веке в Дманисском ущелье. Основателем его был воевода Зураб Бараташвили.
4. Абашишвили. Генеология этой фамилии, по данным Ф. Жордания, начинается с XIV века.
5. Палаванхосрошвили. Данная фамилия выделялась из рода Бараташвили и упоминается уже с XVII века.
6. Кавтаришвили. Впервые упоминается в документах XVII века.
7. Иаралишвили. Также происходит от Бараташвили. В 1721году за ними числились крепостные крестьяне в 19 сёлах.
8. Иотамишвили. Происходят от Иотама Бараташвили. Их феодальное владение образовалось в 1536 году, когда Иотам отделился от своего Орбела. На территории Сатавадо находилось до 80 сёл.
9. Капланишвили. Феодальное владение этой фамилии возникло в 1536 году.
Примечания
Инал-ипа Ш. Д. Абхазы. Сухуми, 1965. С. 407.
Анчабадзе З. В. Вопросы истории Абхазии в книге П. И. Ингороква "Георгий Мерчуле - Грузинский писатель X века" // Труды АбИЯЛИ. Сухуми, 1956. XXVII. С. 270.
Абхазия и абхазы. Абхазия и абхазы средневековых грузинских повествовательных источников. Тбилиси, 1988. С. 115-116.
Царевич Вахушти. География Грузии // Записки Кавказского отдела Императорского Русского Географического общества: книжка XXIV. Выпуск 5-й. Тифлис, 1904. С. 19.
Там же. С. 19.
Инал-ипа Ш. Д. Вопросы этно-культурной истории абхазов. Сухуми, 1976. С. 404.
Гвритишвили Д. В. Из истории социальных отношений в позднефеодальной Грузии. (Сатавадо - сеньории). Тбилиси, 1961. С. 77.
Торнау Ф. Ф. Воспоминания кавказского офицера. Москва, 2000. С. 81-82, 122.
Инал-ипа Ш. Д. Ступени к исторической действительности (об этнической ситуации в Абхазии XV - начала XX вв). Сухум, 1992. С. 123.
Сталь К. Ф. Этнографический очерк черкесского народа. 1900. С. 67.
Там же. С. 85.; Лавров Л. И. Абазины (историко-этнографичесикй очерк) // Кавказский этнографический сборник. Москва, 1995. Т. I.
Мачавариани К. Д. Очерки и рассказы. Батум, 1909.
Там же. С. 69.
Патей-ипа Н. С. Моление Лейбовых // Избранное (статьи, рассказы, стихи). Сухум, 1978.
Чукбар А. И. Рассказы и статьи. Сухуми, 1975.
Кудрявцев К. Сборник материалов по истории Абхазии. Сухум, 1992. С. 127-128, 147.
Чурсин Г. Ф.. Материалы по этнографии Абхазии. Сухуми,1957. С. 5.
Там же. С. 12-13, 25-28, 32-35, 67, 69, 75, 119-122, 125-129, 133.
Антелава И., Дзидзария Г. А. Материалы к истории Абхазского княжества. Тбилиси, 1953. С. 242-243, 249-250, 253, 255-260, 275, 280-281, 296, 304.
Инал-ипа Ш. Д. 1954-б. Очерки по истории брака и семьи у абхазов. Сухуми. С. 19-24, 40-42, 174.
Инал-ипа Ш. Д. К вопросу о матриархально - родовом строе в Абхазии (по пережиточным этнографическим данным) // Труды АбИЯЛИ. Сухуми, 1954-а. XXV. С. 249-250, 253, 257-258.
Лавров Л. И. Абазины (историко-этнографичесикй очерк) // Кавказский этнографический сборник. Москва, 1995. Т. I. С. 8.
Там же. С. 23.
Там же. С. 29.
Там же. С. 29.
Там же. С. 29.
Там же. С. 34.
Акаба Л. Х. Абхазы Очамчирского района // Кавказский этнографический сборник. Москва, 1955. Т. 1. С. 84, 94, 103, 107.
Смирнова Я. С. Семейный быт и общественное положение абхазской женщины // Кавказский этнографический сборник. Москва, 1955. Т. I. С. 116.
Дзидзария Г. А. Народное хозяйство и социальные отношения в Абхазии в XIX веке (до крестьянской реформы 1870 года). Сухуми, 1958. С. 20, 149-150, 156, 160-161, 177-178, 181, 240, 250, 265, 290, 310, 345.
Анчабадзе З. В. Из истории средневековой Абхазии (VI - XVII вв.) Сухуми, 1959. С. 190-195.
Инал-ипа Ш. Д. Абхазы. Сухуми, 1965. С. 220-225, 256, 269, 293-294, 382-383, 396-397, 403-404, 406-408, 435, 443, 492, 500-502, 507, 549-559.
Гвритишвили Д. В. Из истории социальных отношений в позднефеодальной Грузии. (Сатавадо - сеньории). Тбилиси, 1961. С. 77.
Там же. С. 77.
Статья из кн.: Абхазоведение. История, археология, этнология. Выпуск 2. Сухум, 2003.
Электронная версия текста вопроизводится с сайта http://www.kolhida.ru/index.php3?path=_abigi/book&source=dasania