В VIII в. сложилось раннефеодальное государство - Абазгское царство, которое сыграло значительную роль в истории народов Закавказья. В современной истории оно известно как “Абхазское царство”.
“Когда ослабли греки, отложился от них эристав абазгов по имени Леон, племянник (сын брата) эристава Леона, которому была дана наследственное владение Абазгия. Этот второй Леон (Леон II) был сыном дочери хазарского царя (и двоюродным братом византийского императора Льва Хазара (775-780), поскольку оба они были со стороны матерей внуками хазарского царя) и (воспользовавшись) силой их (хазар), отложился от греков, унаследовал владения Абазгии и Эгриси и принял на себя имя царя абазгов” - так описывает анонимный автор грузинского исторического сочинения XI в. “Летопись Картли” момент образования Абазгского царства.
Можно сказать, - пишет проф. Ш.Д. Инал-Ипа, - что уже к середине VI в. н.э., то есть значительно раньше чем у многих других народов Кавказа, первые не всегда достаточно четко уловимые признаки консолидации двух основных древнеабхазских племен - абазгов и апсилов. Они (особенно абазги) сыграли большую роль в дальнейших судьбах своего края и являлись тем притягательным ядром, к которому тянулись другие родственные племена (мисимияне, саниги, гениохи ... и др. - Б.Д.).
Таким образом, во главе нового политического объединения, включавшего в себя и Абазгию и Апсилию, стояли абазги, поэтому их название и распространилось на всю объединенную страну. С.Н. Джанашиа по этому поводу пишет: “Среди довольно большого количества племен, населявших территорию современной Абхазии, к VIII в. явное преобладание получили абазги. Это этническое название вскоре приобретает более широкое, обобщающее значение. Грузинская форма его - “апхази” или “абхази”, которая получена от “абазг” - “абазх” путем внутреннего перераспределения согласных, в соответствии с фонетическими законами грузинского языка (стягивание согласных к началу слова), постепенно получает всеобщее распространение”. Это вносит путаницу в историю абазинского и абхазского (абаза) народа, т.к. и некоторые современные историки используют в своих научных трудах огрузиненный вариант этнонима Абазгия и абазги, Апсилия и апсилы.
Профессор Л.И. Лавров, который, практически всю свою жизнь занимался изучением истории Северо-Кавказских абазин, приводит интересное объяснение, почему абхазы, происходящие от апсилов и называющие себя апсуа, в чужеземных письменных источниках стали именоваться абазгами (обезами, абазой, апхазами, абхазами). Это произошло потому, что Абазгское царство основали абазинские (абазгские) князья. К этому выводу Л.И. Лавров пришел, исходя из следующих обстоятельств. Абазгские цари Леон I и Леон II происходили, очевидно, из рода крупнейших абазинских (абазгских) феодалов Лау (Лоовых). Имена Леон и Лау восходят к более краткому “Лев”. В современной Абхазии и в районе Сочи есть топонимические следы пребывания Лау (пос.Лоо). Есть предания о родстве Лау со старейшей в Абхазии фамилией Ачба. И наконец, у Лау и Ачба одинаковая тамга в виде круга.
Как уже было сказано, первым царем Абазгского царства стал Леон II, который был сыном Константина II, Леон II был женат на дочери хазарского царя, сестра которой была замужем за Византийским императором Константином V.
В этих условиях основной связующей духовной нитью между Византией и Абазгией продолжал оставаться Питиунт (совр. Пицунда), где были сильны церковные учреждения. Не случайно именно здесь найдено большинство вислых свинцовых печатей VII-VIII вв., которыми абазгские цари скрепляли свои решения, указы. На одной из печатей сохранилось имя епископа Феодора, на другой имя Константина Абазгского - одного из упоминаемых в “Диване абазгских царей”. Обратите внимание на один важный факт - царь Константин называл себя Константином Абасгским//Абазгским, а не Абхазским, как в последствии стали называть абазгских царей грузинские историки, а вслед за ними и все остальные.
В связи с этим, правильнее будет говорить не Абхазское царство, а употреблять древнее и историческое название этой страны и народа - Абазгское царство или “Царство абазгов”.
В IX-X вв. Абазгское царство достигает наивысшего развития. Оно проводит энергичную политику, проявляя активную деятельность по объединению всей Картлии (совр. Грузия) и дальнейшему расширению сферы своего политического влияния. Так, приемник Леона, царь Феодосий, продолжая линию своего предшественника, в начале IX в. ведет борьбу за Картли. Другие цари распространяют свою экспансию еще дальше на восток. В частности, Константин III присоединяет к своим владениям Эрети - северо-восточную провинцию Грузии, смежную с Кахетией. Георгий завоевал внутреннюю область Картли и назначил там наместником своего сына. Начата была борьба за преобладание и на Северном Кавказе. Из всего этого видно, что в указанный период Абазгское царство представляло наиболее значительную силу на Кавказе.
Здесь напрашивается вопрос: - Как же Грузия, раздробленная в то время на отдельные феодальные княжества и фактически ничего особенного из себя не представлявшая, стала впоследствии одним из ведущих государств на Кавказе ? Причина таких преобразований кроется в политике царя Абазгии Леона II.
Обычно действия Леона II рассматриваются в качестве проявления некой его “общегрузинской” политики. Однако в действительности он строил собственное владение, желая объединить и расширить территорию Абазгского царства. Вместе с тем вся дальнейшая история Абазгского царства характеризуется беспрерывно продолжающейся борьбой и соперничеством с соседними царствами и княжествами, особенно за владение Картлией. Объективно эта борьба со временем привела к объединению всех картоязычных (грузинских) племен, и Абазгское царство сыграло в этом процессе основную позитивную (для грузин) роль.
Грузинский литератор П. Ингороква в своей работе “Леонтий Мровели - грузинский источник VIII в.”, написанной в 1941 г., говорил о большом движении и политической экспансии “абхазского племени”, которое он тогда не считал грузинским по своей этнической принадлежности, подчеркивал, что “Абхазское племя” оставило “большой след в политической истории древней Грузии, в результате которого абхазское племя втянулось в общую жизнь Грузии и внесло значительный вклад в дело государственного строительства древней Грузии”.
Кроме того грузины, в отличии от абхазов и абазин (абаза), народ на Кавказе - пришлый. В этой связи, грузин И.А. Джавахишвили пишет: «Положение исследователя истории грузинского народа осложняется тем, что Кавказ не является первоначальной родиной грузин и не следует искать здесь ранние остатки их культур».
Советский историк И.М. Дьяконов считал, что продвижение западных протогрузинских племен в Колхиду и Понт, ранее занятых абхазами-абазами, осуществлялось к VIII в. до н.э. Для И.М. Дьяконова было беcспорно то, что на территории современной Западной Грузии по крайней мере до XII в. до н.э. грузинских племен не было».
И совершенным абсурдом, являются высказывания большинства грузин, которые утверждают, что Абхазия, а вернее Абазгия и вместе с ней и Апсилия всегда была частью Грузии. Они просто выдают желаемое за действительное. Но стоит лишь немного углубиться в историю, чтобы увидеть, что, напротив, Картлия (Грузия) входила в состав Абазгского царства. Грузины в своих высказываниях, видимо, основываются на двух событиях (Грузии повезло два раза): когда Абазгское царство, как материнское наследство, перешло сыну картлийского феодала Баграту, но впрочем и после этого, царство абазгов стало называться “Царством абазгов и картвелов”, а никак не “Грузинским царством”. И второй раз, когда к власти в СССР пришли И.В. Джугашвили (Сталин) и Лаврентий Берия, которые воспользовались своим положением, присоединили Абхазию к Грузии с вытекающими отсюда последствиями. Их действия по отношению к Абхазии и абхазскому народу можно назвать окуппационными.
Абазги, этнически негрузинское племя, сыграли важную роль в истории Грузии.
Помимо политики Леона II, главным событием повлекшим за собой становление и расцвет Грузинского царства стало то, что в 975 год н.э. правительницей Картлии становится Гурандухт дочь царя Абазгии Георгия II (929 - 957) и сестра трех абазгских царей Леона, Дмитрия и Феодосия Слепого. Она была женой картлийского феодала и матерью Баграта, будущего царя Абазгии и Картлии. О личности этой незаурядной женщины в источниках сказано немного, но то, что она была фактически первой женщиной-правительницей Картлии, а затем играла важную роль в становлении “Царства абазгов и картвелов” (в надписях ее имя фигурирует рядом с именем ее царственного сына), делает Гурандухт из рода Леонидов заметной политической фигурой той эпохи. Использовав феодальный потенциал Картлии, правящие круги Абазгского царства спустя три года добиваются свержения Феодосия, его трон передают сыну Гурандухт Баграту и тем самым практически присоединяют к этому царству Картлию, добившись мирным путем того, чего не могли достичь силой.
Н.Я. Марр писал: “... История абхазов есть начало грузинской Багратидской царской династии и в то же время тесно сплетается в IX и Х вв. с историей армянских Багратидов, имевших столицу в городе Ани”.
Если бы правящие круги Абазгского царства знали, чем в последствии обернется для абазгов и апсилов, а впоследствии и для республики Абхазия этот переворот, наверное они бы не отдали трон Абазгии картвелу (грузину) Баграту и кто знает как бы сложилась судьба разрозненных картлийских княжеств, которые частенько искали защиты от иноземных войск в Абазгии.
События 975-978 гг. следует расценивать, с одной стороны, как удачу в деле захвата соседних территорий и укрепления Абазгского царства, а с другой - как первые шаги к образованию качественно нового феодального государства, позже ставшего известным как “Грузинское”. Абазгские цари, расширяя то силой, то с помощью политических интриг границы своих владений, заботились прежде всего о своем личном благе и могуществе. Их еще не волновали вопросы национального (в современном смысле слова) приоритета, а соответствующие моменты (язык официальных документов, церковная соподчиненность, архитектурные школы и т.д.) - как проявления реальной жизни, обращенной больше в настоящее, зависели от конкретной ситуации. Поэтому до начала XII века Кутаис оставался столицей “Царства абазгов и картвелов”, а титулатура грузинских Багратидов до середины XIII века сохраняла на первом месте имя абазгов как дань памяти о их выдающейся роли в объединении страны. Об этой роли свидетельствует и то, что своей усыпальницей Баграт III избрал не какой-нибудь христианский центр в Восточной Грузии, а Ведийский собор на территории собственно Абхазии. Не будь в VI-VIII веках развивающихся в рамках византийской культурно-политической системы Абазгии и Апсилии, не будь в VIII-Х веках политически независимого, но христианского, и в этом уже византинизирующего Абазгского царства, - не сложилось бы в ХI-ХIII веках тяготевшего к тому же христианскому миру культурно-исторического единства, ныне называемого общегрузинским.
Необходимо отметить, что и в царствование знаменитой царицы Тамары (правила в 1184-1213 годах) царство это называлось “царство абазгов и картвелов”, а не “Грузинским”, как сейчас преподносится грузинскими историками. Достигшем своего расцвета в эпоху царицы Тамары, абазгские элементы неизменно играли активную роль. Значительный вес их был заметен в политической жизни страны, и особенно, в армии. Так, войска Баграта III состояли из “абазгов и картвелов”, в том числе собственно абазгов. Абазги принимали участие во всех войнах, которые приходилось вести государству. В частности, они сыграли немалую роль в крупном Басианском сражении 1205 г. Ни одно важное мероприятие не принималось без участия представителей Абазгии.
В 1208 году Тамара сделала своим соправителем сына Георгия, которому при рождении дали второе имя - Лаша. Это имя, как отмечает летописец, “с языка апсаров переводится как просветитель вселенной”. Таким образом, еще в конце XII в. при дворе “царей абазгов и картвелов” был хорошо известен и пользовался уважением язык предков современных абазин (абазгов) и абхазов (апсаров - апсуа). Собственно абхазы принимали участие во встрече азербайджанских правители в Тифлисе, в Басианском, Шамхорском и других сражениях. Согласно источникам, царица Тамара в летние месяцы часто отправлялась в Колхиду, в том числе и в Цхум (современный Сухум), где “приводила в порядок дела”, охотилась, отдыхала. В этот период во главе Цхумского воеводства, как тогда называлась современная Абхазия, стоял феодал Дотагод Шервашидзе (Чачба).
Сын Тамары Георгий IV Лаша (правил в 1213-1222 годах) много лет потратил на усмирение периодически восстававших Гянджи, Нахичевани, Эрзерума и других центров. Весть о победах Георгия дошла до римского папы Гонория III, который предложил ему участвовать в очередном крестовом походе. Однако в 1220 году у восточных границ объединенного царства появилось 20-тысячное войско монголов, посланных Чингисханом. Первое сражение монголы у Лаши выиграли, от второго уклонились. Собственно абазги упоминаются среди участников сражения за Гянджу.
Лашу на престоле сменила его младшая сестра Русудан (правила в 1222-1245 годах). В 1225 году восточные области “царства абазгов и картвелов” были опустошены хорезмским шахом Джелал-эд-Дином, после Болнисского сражения полностью отторгнувшим эту территорию от западных районов государства. Русудан вынуждена была бежать в Кутаис, где, как сообщает летопись, “призвала все войска свои - абазгов, Дадиано-Бедианов, рачинского воеводу и католикоса Абазгии, и провозгласили (они) царем Давида, сына Русудан, благословили на царство в Кутаиси и возложили ему на голову корону”. Произошло это в 1230 году, когда Давиду было пять лет. Коронация “на царство в Кутаиси” и первое упоминание в этой связи “абазгского католикоса” является показателем не только начала распада “царства абазгов и картвелов”, но и осуществившегося тогда же выделения из Мцхетского католикосата равного ему по полномочиям нового церковного организма с центром в Пицунде.
После смерти Русудан монголы утвердили в качестве ее преемников двух царей - двоюродных братьев Давида, сына Лаши (правил в 1245-1270 годах) и Давида, сына Русудан (правил в 1245-1293 годах). Их имена получили монгольские определения - Улу (старший) и Нарин (меньшой). Тяжелые повинности и налоги, грабежи и насилие способствовали распаду “царства абазгов и картвелов”. Давид-Нарин обосновался в нынешней Западной Грузии (с 1259 г.), а Улу-Давид вступил в союз с монголами и укрепился в Восточной Грузии. Летопись сохранила сведение о том, как “абазги, сваны, дадиани, бедиани, рачинский эристав и лихт-имеры собрались с большой радостью и Давида, сына Русудан, провозгласили царем абазгов, вплоть до Лихи”. “Единое царство абазгов и картвелов” ушло с исторической арены. Этот важный момент политического распада зафиксировал армянский историк Хетум (XIII в.) в своем труде “История монголов”.
“Это царство, - писал Хетум, - разделяется на две части. Одна часть называется Грузия, а другая - Абазгия. Там всего было два царя, один из которых, т. е. грузинский царь, подчиняется самодержцу Азии, а абазгский царь силен народами и неприступными твердынями, поэтому ни самодержец Азии, ни монголы не могли взять его под свое иго...”.
г. Черкесск
Перепечатывается с сайта http://abkhazia.narod.ru/bela.html