Последнее время по указанию правительства Грузии, определенная часть грузинских историков старается "научно" обосновать, что абхазы не есть автохтонное население Абхазии. А те из них, кто допускает, что абхазы с древнейших времен живут в Абхазии, в то же время стараются убедить население Грузии, а так же мировую общественность, что исконная абхазская земля - не абхазская, что древние абхазы это грузины, нынешние - пришельцы. Зададимся вопросом, почему грузинские ученые так настойчиво делят абхазов на древних и нынешних, объявляя первых грузинами? Абхазское племя абазгов в исторических источниках [грузинских - абхаз, а в греко-латинских - абазги] постоянно упоминается со II в. н.э. до XIX в. Причем уже во II в.н.э. у этого племени было царство [13, с. 222}. В настоящее время этноним "абазги" в форме "абазины" сохранился на Северном Кавказе. Эти же источники свидетельствуют о роли абхазов (абазгов) в истории Грузии, создании мощного государства, долгое время носившего название "Абхазское царство". Нынешние грузинские историки, писатели, журналисты, понимая бесспорность факта образования абхазами (абазгами) Абхазского царства [VII 1-Х вв.] и присоединения к нему Западной Грузии, а также создания общекавказского государства под названием "Абхазское царство" [Х-ХVвв.], решили объявить абхазов раннего и зрелого средневековья грузинами, а нынешних абхазов потомками "пришлых" абхазов.
Псевдоисторики также пишут о распространении грузинского языка на территории Абхазии еще с раннего средневековья [15, с. 189], в то время как самые ранние памятники грузинского письма на территории Абхазии наблюдаются только со II половины XI в. н.э. Таким образом, они стараются убедить своих читателей в том, что исконная абхазская земля не абхазская. А те из них, кто признает Абхазию родиной абхазов, как уже отмечалось, также "доказывают", что она была и остается родиной и грузин. Например, М.Д. Лордкипанидзе в своей монографии "Политическое объединение феодальной Грузии" пишет: "Абхазами заселенная земля - эта Грузия" [15, с.1321. Эта мысль в разных вариантах встречается и в учебниках. Например, в учебнике по истории Грузии для 8/9 классов написано: "В Грузии, кроме грузин, живут русские, армяне, азербайджанцы, осетины, абхазы и представители других народов и народностей" [9, с.З]. Никак не допустимо ставить абхазов в ряд с другими перечисленными народами. У всех других имеется историческая родина за пределами Грузии - у русских Россия, армян - Армения, азербайджанцев - Азербайджан, осетин - Осетия и т. д. А абхазы живут на своей исконной родине, в Абхазии, которая не являлась и не является Грузией. Кстати, ни один абхазский царь не называл себя грузинским царём.
К сожалению, воспитание молодёжи в Грузии происходит на основе этого фальсифицированного исторического материала. И потому всяк, кому не лень, старается доказать, что Абхазия - это Грузия, что в ней (Грузии) с древнейших времен вместе живут абхазы и грузины.
В этом направлении дальше всех пошёл академик Н.А.Бердзенишвили со своими противоречивыми высказываниями. Он пишет: "В научно-исторической литературе не изучен и окончательно не решён вопрос происхождения нынешних абхазов" [4, с.278], отрицая их связь с позднеантичными и раннесредневековыми абхазами. Для оправдания своего тезиса, он ссылается на автора XI в. Леонтия Мровели, в одном из предании которого сказано, что территория от Лихского хребта до реки Кубани принадлежала Эгросу. Затем заявляет, что предание это якобы создано ранее УПАЛИ вв., хотя никто не знает о времени его происхождения, кроме того, что оно приписывается автору XI в. Леонтию Мровели. Н.А. Бердзенишвили также заявляет об этническом родстве жителей северо-западного Причерноморья [4, с. 278-279]. Роль абхазов в создании Абхазского царства [присоединение к нему Западной Грузии, а позже и Восточной Грузии] объясняет их грузинским происхождением. Подытоживая свои размышления приходит к выводу, согласно которому "Абхазия культурно-исторически является органической частью Грузии"… Феодальная Абхазия могла быть только грузинской, абхаз культурно-исторически был "грузин" [4 с.279].
Академик Бердзенишвили, обвиняя турок и русских, заявляет "Последствием этих несправедливостей является то, что нам сегодня приходится утверждать грузинское происхождение абхазов" [4. с.280].
Грузинские историки утверждали, что в VIII-X вв. все племена, проживавшие в Грузии, были за ее объединение. Н. А. Бердзенишвили утверждает, что с ООО
^ Эгриси осталась у греков, поскольку коренные жители тех краев не пожелали отпасть от греков" [10. с.9: 5, с.55] Далее добавляет: "Вторую сестру выдал за Куджи и отдал ему страну между реками Эгри и Риони, от моря до гор, внутри которой находятся Эгриси и Суанети" [10, с. 17]. Как известно. Эгриси и Суанети находятся южнее р. Эгриси, а Абхазия Севернее.
По сообщению историка, "ниже Эгриси" т.е. район севернее Эгриси, как и прежде, остается в зависимости от Рима. Так что эта территория не входила в состав Эгриси.
При втором царе Картли Саурмаге его владение на западе распространялось до Эгриси и Суанети [11. с.27]..А при 18-м царе Картли Амазаспе Эгриси входит в состав его владении [11, с.27].
Согласно Леонтию Мровели, Абхазия никогда не входила в состав владений картлийских царей. Говоря о владениях картлийского царя Мириана, он отмечает: "И царствовал Мириан там, в Картли, Рани, Эрети и Мовакани. Имел и Эгриси до реки Эгри" [11, с.70]. Таким образом, река Эгри (Ингури) давно считается политической границей между Грузией и Абхазией.
Свидетельства Леонтия Мровели подкреплены другим грузинским историком XI в. Джуаншером, который, освещая поход Вахтанга Горгасала в Абхазию, пишет, что царь греков (византийцев) Леон Великий был занят войной с персами и не мог отправить в Абхазию войска [11,с.157]. То есть, когда Эгриси зависела от Картли, Абхазия находилась под влиянием Византии. Джуаншер сообщает, что при нашествии осетин при Вахтанге Горгасале (V в.) некоторые части его государства, в том числе и Эгриси, не подверглись ограблению [11, с.146].
Таким образом, на протяжении II-V вв. Эгриси входила в состав Картлийского царства, вследствие чего она была ограничена в своей внешнеполитической деятельности.
Следует отметить, что политические границы Абхазии не всегда соответствовали этническим.
Академик С.Н. Джанашия считал, что этнографические границы абхазов (апсилов) начинались от р. Хоби. Он писал: "Затем начинается страна лазов, которая распространяется приблизительно до района реки Хоби, а затем уже распространялось царство апсилов" [7,с.23]. При этом академик считал, что нужны дополнительные доказательства, каковыми являются позже выявленные археологические материалы из Чхороцку и Цебельды, которые археолог Н.В. Хоштария считает принадлежностью апсилийской культуры [20, с.22]. Она выделяет археологическую культуру, которая отличается от лазской культуры. Род Абшилава и село Леапшиле Хоштария связывает с апсилами. Несмотря на это, политическая граница Картлийского царства проходила по реке Ингури.
Необходимо также отметить, что грузинские авторы средних веков, хорошо знавшие Абазгию и Апсилию, не включали эти области в состав Картлийского царства. Наоборот, они неоднократно подчеркивали, что Абазгия и Апсилия были заняты римлянами и не входили в состав владений Картлийского царства. Джуаншер сообщает, что границей Абхазии и Грузии в то время была река Эгри (Ингури) [11, с.146]. Об этом же говорит его указание о том, что в V в. греки (византийцы), выйдя из Абхазии, покорили страну от реки Эгри до Цихе-Годжи [11, с.146].
Совершенно ясно, что со II по V век вся территория Абхазии была под протекторатом греков (византийцев) от которых абхазы могли ожидать помощи. Этот факт Джуаншер подтверждает дополнительными сведениями, когда он описывает условия мирного договора между Вахтангом Горга-салом и византийским царем, приводя слова последнего:
"От реки Эгри до Малой реки Хазарии, есть граница Греции со времен Александра (Македонского?) и когда заберешь жену свою, мою дочь, тогда отдам часть ее" [11,с.177]. Позже император отдал своей дочери в приданое территорию от реки Эгри до Келасура, а остальную Абхазию оставил себе[11,с177].
Как видно из этого источника, до Вахтанга Горгасала территория от реки Эгри до Келасури была составной частью Абхазии. Ее от Абхазии отторг император Византии и передал своей дочери.
Заслуживает внимания тот факт, что, когда речь идет о захвате Вахтангом Горгасалом крепостей Абхазии, не упоминаетя Эгриси. Там сказано: "Захватил (Вахтанг) все крепости Абхазии до Цихе-Годжи" [11, с.157]. Исследователи высказывают соображение о том, что ослабление Эгриси (Лазики) было связано с усилением Иберии (Картли) во времена Вахтанга Горгасала. Что касается территории между реками Ингури и Келасури, то она оставалась составной частью Абхазии до вторичной женитьбы Вахтанга. Поскольку первая жена Вахтанга скончалась в 482 г., вторичная женитьба и выделение приданого произошли позже. О совместном жительстве абхазов и грузин в источниках не говорится. Грузинские источники отрицают это. О Вахтанге сказано, что он привел своего сына Дачи, которому было пять лет, когда отец сделал его соправителем и оставил ему семеро вельмож, в числе которых были Самнагир эристав внутренней Эгриси и Суанети [11, с.185]. А Абхазия опять не упоминается в составе Картлийского царства. Обратимся к латинским и греческим источникам.
Плиний Секунд (I в. н.э.) упоминает племя апсилов и город Диоскурию. Флавий Арриан (II в. н.э.) называет уже не просто племена, а политические образования, среди которых названы царства лазов, апсилов, абазгов и санигов [13, с. 222}. У всех были цари, утвержденные римскими императорами. Арриан не подчеркивает преимущество того или иного царства; они все равны. Притом Аррианом упомянутые племена жили не в горах, как это пишут некоторые исследователи, а на побережье. Апсилы, абазги и саниги не были горскими племенами. Об этом говорят анонимы II и V вв.
О том, что абхазы жили на побережье говорит и греческий историк VI в. Прокопий Кесарийский. Он сообщает:
"...римское войско пристало берегу между пределами абазгов"и апсилиев; высадив воинов на сушу, Иоанн и Улигаг двинулись пешим строем, а моряки на легких судах всем флотом следовали за войском вдоль берега" [18,с.401]. Описание главной крепости абазгов Трахеи также свидетельствует о том, что абазги и апсилы жили у берега моря. В источнике читаем: "За пределами апсилиев, при входе в пределы абазгов есть место следующего рода: высокая гора, начинающаяся от Кавказского хребта и все понижающаяся, заканчиваясь как бы лестницей, тянется вплоть до самого Эвксинского Понта. У подножья народом, или близкородственными народами, в данном случае абхазо-адыгами.
Бронзовая культура Западного Закавказья сильно отличается от бронзовой культуры Восточного Закавказья [19,17].
В античное время материальная культура Абхазии не только отличается от грузинской но и гораздо превосходит ее по качеству [3, с. б]. То же самое наблюдается и в раннем средневековье. Различие сохраняется и в зрелом и позднем средневековье Так. например поливная (глазурованная) посуда из Абхазии не имеет аналогов в Грузии [16], Абхазские поливные чашки с высоким кольцеобразным поддоном, сделаны из глины красного обжига. Значительная часть керамики ангобирована. Как правило, поливой покрыта видимая часть посуды. В орнаменте значительное место занимают кольцеобразные углубления. Цвета поливы: зеленый с разными оттенками, коричневый и желтый.
С XVII в Абхазия вновь самостоятельная политическая единица. Путешественники и миссионеры Абхазию не рассматривают как часть общегрузинской политической системы, "Эти абхазы, - пишет антиохийский патриарх Макарий, - составляют в наше время большую нацию и называются абхазами [8] Авторы XVII в.: Шарден, Ламберти. Лукка. Макарий, Цампи, Дон Джузеппе Джудиче и другие ничего не говорят об уходе или исчезновении "старых" абхазов и появлении "новых". Они всегда считались автохтонными. Абхазов автохтонными считали и все средневековые грузинские историки.
Об автохтонности абхазов говорит и обряд вторичного захоронения, прослеживаемый на территории Абхазии с эпохи средней бронзы (вторая половина II тысячелетия до н.э.) и непрерывно фиксируется многими путешественниками до XIX в. Он является устойчивым обычаем абхазов, который отмечается иностранными авторами с античного времени. "Этот обряд является одним из красноречивых свидетельств автохтонности абхазов на занимаемой ими территории", - утверждает З.В. Анчабадзе [1, с. 302]. Об этом обряде И. Лукка (XVII в.) писал: "Покойников кладут в выдолбленные пни деревьев, служащие для них гробом и потом, привязав их к четырем столбам, для предохранения от шакалов, держат их как бы висящими в воздухе [1, с. 302}.
Ев. Челеби (XVII в.) замечает: "Этот абхазский народ странным образом хоронит беков: тело усопшего кладут в деревянный ящик, который прикрепляется к ветвям высокого дерева; над головой в ящике оставлено отверстие, дабы он мог, как говорят, видеть небо" [1, с.302]. Локализация этого обычая на Кавказском побережье Черного моря в течение двух тысячелетий свидетельствует о том, что он восходит к предкам абхазского народа, проживавшим с конца средней бронзы на этой же территории.
В средние века абхазские племена занимали обширную территорию: Туапсинский, Лазаревский и Сочинский районы, а также территорию нынешней Республики Абхазия. В отдаленном прошлом, как полагает А. Генко, абхазско-абазинские наречия составляли единый в языковом отношении коллектив.
На языковое единство абазинских диалектов указывает и академик К.В.Ломтатидзе. Она пишет: "тапантский диалект сохранил вместе с другими абхазо-абазинскими диалектами единый грамматический строй и основной словарный фонд. Ашхарский диалект проявляет еще большую близость к южно-абхазским диалектам"[14, с. 339].
Абхазо-адыгские племена с общим языком занимали общую территорию. Л. И. Лавров писал: "Географическая номенклатура Адлерского, Лазаревского и Туапсинского районов Краснодарского края носит абазинские следы, причем при параллельном существовании одинаковых терминов среди северокавказских абазин и в упомянутых районах побережья более древними являются вторые. Данные топонимики, как и исторические предания, подтверждают, что северокавказские абазины некогда жили на черноморском побережье, северо-западнее Абхазии" [12]. Поскольку предки абазин в средние века жили на Черноморском побережье Кавказа, в частности на территории нынешних Сочинского, Лазаревского и Туапсинского районов, то они занимали одну общую территорию с предками современных абхазов. 'Переселение абазин на Северный Кавказ началось в ХИ-ХШ веках. В рассматриваемый период предки абазин и абхазов составляли одну народность, которая отличалась общностью языка и культуры, а также общностью территории и хозяйственного уклада. Совершенно правильно отмечает Х.С. Бгажба, "что абхазцы и абазины сохранили этнические термины - "апсилы" и "абазги" - издревле до наших дней, и они идентичны их нынешним самоназваниям - апсуа и абаза" [2, с.288].
Подытаживая сведения всех источников, приходим к выводу, что до образования Абхазского царства аборигенами Абхазии являлись абхазские племена - апсилы, абазги, саниги, зихи, мисимиане, которые занимали территорию от р. Ингури до р. Кубани. Передвижение народов имело место только с юга на север на территории нынешней Абхазии, в средние века не происходила смена народов. Это подтверждается и археологией. Абхазы времен Вахушти Багратиони (XVIII в.) являются потомками тех абхазов, которые с первых веков нашей эры в латинских и греческих источниках назывались абазгами, а в грузинских, армянских и других - апхазами и создали независимое от Византии мощное Абхазское царство. Что касается заселения Абхазии грузинами, то оно началось с конца XIX в. и, в основном, происходило в XX в, в советское время.
Таким образом, к сохранению "целостности" Грузии Абхазия не имеет никакого отношения.
Примечания
* Гунба М. М. -доктор исторических наук, профессор
Литература
1. Анчабадзе З.В. "Из истории средневековой Абхазии (VI-ХVII вв.)". - Сухуми, 1959.
2.Бгажба Х.С. "Бзыбский диалект абхазского языка". - В кн. Труды АБИЯЛИ, XXVIII, 1957.
3.Бердзенишвили К. "Позднеантичная керамика из Цебельды". - В кн.: МАГК, т. 2 -1952.
4. Бердзенишвили Н.А. "Вопросы истории Грузии", т. III. -Тбилиси, 1966.
5. "Грузинская классическая литература". - Тбилиси, 1987.
6. Гунба М.М. "Новые памятники цебельдинской культуры". - Тбилиси, 1978.
7. Джанашия С.Н.Труды, т. 3. - Тбилиси, 1959.
8. Жузе П. "Грузия в XVII столетии по изображению патриарха Макария". Казань. 1905
9. "История Грузии" для 89 классов. Тбилиси, 1988.
10. "Картлис цховреба по редакцией царицы Анны". Тбилиси, 1942.
11. "Картлис цховреба", т.1. Тбилиси, 1955.
12. Лавров Л. И. "Обезы русских летописей". В книге "Советская этнография", №4. Москва, 1946.
13. Латышев В. В. "Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе", т. 2. "Латинские писатели, в 1. Спб. 1904.
14. Ломтатидзе К. "Ашхарский диалект и его место среди других абазино-абхазских диалектов". Тбилиси, 1954.
15. Лордкипанидзе М. Д. "Политическое объединение феодальной Грузии" Тб. 1963.
16. Мицишвили М. Н. "Производство поливной керамики в средневековой Грузии (IX-XIIIвв.) Тбилиси, 1979.
17. Пицхелаури К. Н. "Восточная Грузия в конце бронзового века". Тбилиси, 1979.
18. Прокопий Кесарийский "Война с готами". М. 1950.
19. Техов Б. В. "Тлийский могильник" Тбилиси, 1981.
20. Хоштария Н. В. "Цихисдзири", Тбилиси, 1962.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
АБИЯЛИ - Абхазский институт языка, литературы и истории.
МАГК - Материалы по археологии Грузии и Кавказа.
Перепечатывается с сайта
http://www.abkhaziya.org/server-articles/article-67b29ce2daa13cbacb983efe16775a02.html