Как мы говорили, полис Диоскуриада был одним из многих древнегреческих полисов, возникших в VI-V веках до н.э. на восточном побережье Черного моря, и отнюдь не самым большим, судя по находкам древних предметов.
Гораздо больше находок греческих древностей имеется из мест греческих поселений на территории центральной и южной Колхиды. Но проблема отождествления этих поселений с известными из истории греческими городами здесь становится почти неразрешимой из-за позиции "внутренних" историков, в руках которых находятся раскопки этих поселений. Достаточно сказать, что в их публикациях почти никогда не упоминаются греческие названия раскапываемых поселений, даже если они известны; никогда не делается попытка отождествления их. Напротив, всячески подчеркивается как бы случайность появления здесь греческих древностей, якобы завезенных для удовлетворения потребностей местного (колхского) населения. Всячески подчеркивается также независимость развития местной культуры, которая, по мнению "внутренних" историков, по уровню развития нисколько не уступала древнегреческой.
Для иллюстрации хочется привести несколько выдержек из отчетов этих исследователей (вместе с тем, это позволит в какой-то степени обрисовать ареал и глубину взаимодействия греков с местным населением).
1. Е.Г.Григолашвили, Д.Д Качарава. Керамика Колхиды VI-IV в.в. до н.э. [11] (с.77-80):
"...Следует отметить, что колхидская керамика успешно соперничала с всемирно признанной греческой керамикой того времени... В Колхиде (по сравнению с другими районами античного мира - АВТ.) ее количество минимально"...
(Это заключение сделано на том основании, что количество серой и черной колхской бытовой керамики как будто намного превышает число находок расписной поливной греческой посуды. С этой точки зрения, очевидно, и китайские фарфоровые вазы ни в какое сравнение не идут с керамическими горшками для выращивания цветов. В то же время можно ли считать количество древнегреческих изделий минимальным, если практически нет крупных селений (даже глубоко в горах), где в раскопках не была бы найдена греческая керамика).
2. Т.К.Микеладзе. Некоторые итоги раскопок поселений ХI-V вв. до н.э. в районе устья р. Риони (Фасиса) - [11] (с. 12-23):
"...На левом берегу р. Риони, на окраине с. Сакорхно, в местечке Симагре, в пятнадцати километрах от современного устья реки... был обнаружен соименный местечку холм (под которым были обнаружены три культурных слоя - АВТ.)...Поселение возникло, по-видимому, к концу первой половины VI века до н.э. и продолжало существовать в первой половине V века до н.э. Поселение возникло, видимо, как пригородная усадьба (имеется в виду как пригородная усадьбы горожан г. Фасиса в устье Риони-Фасиса - АВТ.). Об эллинизированности жителей поселения Симагре не может быть и речи".
Почему так важно последнее (хотя "на поселении Симагре засвидетельствованы две большие группы греческой привозной керамики VI в. до н.э. и другие греческие изделия)? Вполне возможно, что так оно и есть, но все перечисленные факты противоречат этому. Поселение возникло вскоре после основания Фасиса (VI век до н.э.). На нем найдена керамика (в том числе фасисская) того же времени. Все это свидетельствует о том, что поселение создавалось для обслуживания Фасиса, а значит должно было быть связано с ним тесными культурными узами. Единственная возможность преодолеть это противоречие - утверждать, что Фасис был не греческим, а колхским городом, на чем настаивают многие "внутренние" историки. Вместе с тем, поиски и раскопки Фасиса тормозятся, чтобы не обнаружить нежелательных аргументов, подкрепляющих противоположную точку зрения.
3. В.А.Толордава. Погребение с черепичным перекрытием из Даблагоми [11] (с.48-54):
"В процессе изучения Ванского городища назрела необходимость... исследования окружающих древний город территорий... с. Даблагоми, расположенного в 10-12 км к северо-западу от Вани, на левом берегу р. Риони (Фасис)... Особого внимания заслуживает богатое погребение с черепичным (черепица из г. Синопа - АВТ.) перекрытием (III в. до н.э.)... Погребальный инвентарь... довольно разнообразен" (по описанию, в основном, древнегреческие изделия - АВТ.).
Вместе с тем, утверждается, что центр этого района - город на месте Ванского городища (как теперь известно - древнегреческий Суриум) не является греческим. Совершенно непонятно, как в этом случае можно объяснить, что вся периферия города наполнена греческими древностями. Пожалуй, единственными отчетами, отличающимися следованием логике и источникам, были публикации о ходе раскопок поселения и могильников в Пичвнари. Выдержки из одного из них мы приводим:
4. А.Ю.Кахидзе. Раскопки могильника Пичвнари. [11] (с.4-12):
"Среди памятников Восточного Причерноморья античного времени особое внимание привлекает городище Пичвнари. Оно находится в десяти километрах севернее г. Кобулети (юг Колхиды - АВТ.).
На территории городища Пичвнари открыты культурные слои доантичной, классической, эллинистической и раннефеодальной эпох. Прослеживаются жилые и культовые места, ремесленные участки, открыт довольно обширный могильник. Отдельно располагались колхские могильники раннего античного времени, греческий некрополь V-IV вв. до н.э. и погребения эллинизированного населения конца IV-II вв. до н.э.... Чисто греческий могильник в Восточном Причерноморье найден впервые, поэтому научное его значение очень велико.
... Научную ценность археологических памятников Пичвнарского греческого могильника V века до н.э. нельзя недооценить. Находки красноречиво доказывают, что Пичвнари в классическую эпоху был важным центром античного мира".
Находки в Пичвнари (кстати, нигде не сделана попытка назвать настоящее имя этого поселения) особенно четко решают вопрос о соотношении местной и греческой культур, о местной государственности, поскольку здесь имеется классический для греческих колоний (особенно Северочерноморских) пример сосуществования греческого и местного населения со всеми материальными следами этого: домами, инвентарем, посудой, оружием, могильниками и т. п.
В качестве примера распространенности греческого влияния в Грузии приведем еще отрывки из отчета по раскопкам в местах, удаленных на сотни километров от побережья и находящихся в непосредственной близости от древней столицы Иберийского царства III века до н.э. Мцхеты. Правда, и здесь снова слышны утверждения о самобытности, уникальности и пр., но материальные находки, к счастью, невозможно трансформировать так, как этого хотелось бы "внутренним" историкам.
5. Ю.М. Гагошидзе. Городище Самадло. - [11] (с.83-86):
"Городище Самадло находится в 15 км западнее г. Мцхета, на правом берегу р. Куры... В 1912 году инвентарь (из древних погребений - АВТ.) - золотые серьги, бляшки, подвески от ожерелий, штампованные бляхи с изображением женского лица, миниатюрные маски Сатира и мн. др. - всего около 500 предметов - в разное время попал в музеи... Эти материалы хорошо датируют погребение из Самадло первой четвертью III века до н.э...
Кровли (домов - АВТ.) были черепичные (производства г. Синопа - АВТ.)... Широкое распространение черепицы - важное свидетельство тесных связей древней Грузии с греческим Западом. Во внутренние районы Иберии проникал и импорт из эллинистической Малой Азии. Об этим свидетельствуют находки в Самадло чернолаковых унивентариев и блюд последней четверти IV - первой четверти III века до н.». Определенные черты греческого влияния носят и ювелирные изделия из Самадло. Обнаружена разнообразная глиняная посуда... Самадлойские пифосы и кратеры не имеют прямых аналогий за пределами Грузии...
Открытие существования самобытной высокоразвитой школы вазописи (III век до н.э. - АВТ.) было несколько неожиданным для Грузии... Однако не может быть и речи о прямом заимствовании расписной керамики грузинскими мастерами и тем более об ее импорте в Грузию, настолько самобытны как стиль, так и сюжеты грузинских росписей (по виду росписей - это именно древнегреческий стиль - АВТ.).
Отметим, что все вышеприведенные отчеты опубликованы в 1974 году задолго до начала перестройки (1985 г.). Нынешние отчеты стали еще более "внутренними", так как не подвергаются критике "внешних" историков.