Колхида, или лучше Колхидская низменность, как мы говорили, была населена множеством племен. По данным VI-IV вв. до н.э. установить их этническую принадлежность не всегда представляется возможным. С II века до н.э. сведения становятся более подробными. Но даже во времена Страбона на рубеже новой эры не все племена могут быть идентифицированы и соотнесены с предками существующих или известных исторических народов.
Во времена Геродота в Колхиде по побережью располагались следующие племена (с севера на юг, от Таманского полуострова до Трапезунда): синды, керкеты, зихи, (на территории Краснодарского края); на территории Абхазии: гениохи, абасги, кораксы, колхи - от р. Фасиса (Риони) до р. Акампсис (Чорохи) (т.е. примерно до Батуми); далее - макроны и по Ксенофонту еще какие-то колхи (в районе Трапезунда). За Трапезундом - скифины, моссинойки, тибарены, халибы (до реки Ирис). На участке от Батуми до Трапезунда в горах проживали мосхи, таохи, саспиры. Точные границы размещения этих племен неизвестны, но большинство из них позже вошло в состав населения Понтийского царства, а затем Трапезундской империи.
Приведем некоторые данные об этих племенах, содержащихся в трудах Геродота, Ксенофонта и Страбона.
Геродот (кн. I, гл. 103-105): "Отсюда (из Скифии - АВТ.) Сесострис (египетский фараон - АВТ.) повернул назад к югу, и когда подошел к реке Фасису, то оставил там часть своего войска... Ведь колхи, по-видимому, египтяне: я это понял сам еще прежде, чем услышал от других. Заинтересовавшись этим, я стал распрашивать как в Колхиде, так и в Египте. Колхи сохранили более ясные воспоминания о египтянах, чем египтяне о колхах. Впрочем, египтяне говорили мне, что, по их мнению, колхи ведут свое происхождение от воинов Сесострисова войска. Сам я пришел к такому же выводу, потому что они темнокожие с курчавыми волосами. Впрочем, это еще ничего не доказывает. Ведь есть и другие народы такого же вида. Гораздо более зато основательны следующие доводы. Только три народа на земле искони подвергают себя обрезанию: колхи, египтяне и эфиопы. А сирийцы, живущие на реках Фермодонте и Парфений, и их соседи - макроны, говорят, что лишь недавно переняли этот обычай у египтян. Финикийцы же и сирийцы, что в Палестине, сами признают, что заимствовали этот обычай у египтян.
Назову еще одну черту сходства колхов с египтянами. Только они да египтяне изготовляют полотно одинаковым способом. Так же и весь образ жизни, и язык у них похожи..."
О походах египетских царей в Скифию и в Закавказье ничего не известно. Поэтому, если принять версию Геродота о египетском происхождении колхов, то следует найти какие-то другие объяснения появлению египтян в Причерноморье. В истории таких сведений не сохранилось. Предположения могут быть следующими: I. Один из хеттских царей, захватил в плен египтян и поселил их на южном побережье Черного моря, откуда они перешли далее к Фасису. Но здесь слишком много неувязок. Во-первых, не известно, владели ли хетты побережьем, которое занимали каски. Во-вторых, в хеттских архивах нет сведений о таком пленении и о практике переселения народов. Ранее я сделал предположение о том, не мог ли Тиглатпаласар оставить своих воинов здесь во время победоносного похода? "За" говорят три факта: а) южное (по отношению к Колхиде) происхождение колхов, их смуглость и курчавость; б) их язык по сведению Геродота был похож на семитский язык египтян, а значит и на язык ассирийцев; вряд ли Геродот ошибся бы в этом, если бы колхи говорили на гортанном картвельском (например, мегрельском) языке, существенно отличающемся от семитских; в) обрезание нигде не упомянуто как обычай жителей Закавказья, вместе с тем - это обычай не только египтян, но и многих других семитских племен. в том числе ассирийцев.
Еще одно предположение мне кажется возможным, хотя у него имеется больше "против", чем "за": хатто-хурритское происхождение колхов, ибо вся Малая Азия была в древности населена этими племенами. В частности, на севере Малой Азии жили хаттские (по языку) племена касков, а среди них племя апешлайцев - названия которые мы встречали на восточном побережье Черного моря в начале средневековья: "касоги" (т.е. адыги, черкесы), и даже намного раньше "апсилы" (т.е. одно из абхазских племен). Языки этой группы, судя по современному абхазскому языку, действительно по звучанию напоминают семитские (в частности, арабский) (хотя по содержанию не имеют с ними ничего общего). Смуглость и курчавость волос тоже можно объяснить южным происхождением - но уже с большей натяжкой, ибо хатто-хурриты вряд ли были настолько же смуглы, как египтяне. Об обрезании у хатто-хурритов тоже сведений не сохранилось. Таким образом, эта гипотеза нуждается в дополнительных фактах.
Некоторое косвенное подтверждение родству колхов с хатто-хурритами мы находим у Геродота в описании вооружения племен (кн. 7, 79): "У колхов на головах были деревянные шлемы; они носили маленькие щиты из сырой кожи, короткие копья и, кроме того, еще кинжалы... Алародии же и саспиры выступали в поход, вооруженными как колхи". Об алародиях-урартийцах известно совершенно определенно, что они были хурритами. Возможно, сходство с вооружением колхов отражало их давнее родство.
О племенах зихов, абасгов, кораксов из литературных источников более поздних времен известно, что они принадлежали к абхазо-адыгской группе языков. По всей видимости, к ней же относились т. н. ахейцы и гениохи (возницы), хотя по свидетельству древних в них текла греческая кровь. Вот какие сведения дает об этом Страбон (Кн. VI, гл. II, 12): "После Синдской области и Горгиппии... следует побережье ахейцев, зигов и гениохов... Эти народности живут морским разбоем... Как говорят, эту Ахею заселили фтиохийские ахейцы из войска Ясона, а лаконцы поселились в Гениохии... Управляют ими так называемые "скептухи" ("жезлоносцы" - авт.), а эти последние сами подвластны тиранам и царям. Так, например, у гениохов было 4 царя в то время, когда Митридат Евпатор… шел через их землю" (в Боспор - АВТ.). Насколько достоверны эти сведения, до сих пор не установлено, хотя традиция относить происхождение этих племен восточного побережья Черного моря к грекам была устойчивой на всем протяжении античного времени.